Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 20:43, реферат
Победоносному оружию Александра Великого удалось лишь создать эфемерную империю, которая не пережила своего основателя; но победы элладского гения над варварами оказались все же прочными. Язык, законы, словесность, науки, искусства Греции завоевали Фракию, Малую Азию, Сирию и Египет; и даже если грекам не удалось создать и сохранить на этих обширных территориях могущественную империю и мощное политическое единство, тем не менее греческая цивилизация действительно пустила здесь глубокие корни.
Восток стал греческим и остался греческим, даже когда римляне подчинили его своему господству.
УНИАТСКАЯ ЦЕРКОВЬ.
Победоносному оружию Александра
Великого удалось лишь создать эфемерную
империю, которая не пережила своего
основателя; но победы элладского гения
над варварами оказались все
же прочными. Язык, законы, словесность,
науки, искусства Греции завоевали Фракию, Малую Азию, Сирию
и
Египет; и даже если грекам не удалось
создать и сохранить на этих обширных
территориях могущественную империю и
мощное политическое единство, тем не
менее греческая цивилизация действительно
пустила здесь глубокие корни.
Восток стал греческим и остался греческим,
даже когда римляне подчинили его своему
господству.
На другом краю империи Галлия, Испания, Африка не только были завоеваны оружием римлян, но и были ввергнуты в завершенные формы римского общества; они приобрели его четкий отпечаток, они восприняли его язык с его нравами и законами. Когда эти обширные страны создали единую империю, в ее лоне было два языка, две цивилизации, или, как сказали бы сегодня, две национальности — национальность греческая и национальность латинская.
Проповедуя Евангелие и
Вера была одна и та же, Церковь была едина,
но богослужение не везде пользовалось
одним и тем же языком; постепенно возникли
и утвердились разные обычаи совершении
святых тайн, в преподании таинств, вформах
молитвы, в некоторых дисциплинарных моментах.
Эта совокупность обычаев и церемоний,
принятая как латинянами, так и греками,
есть то, что мы называем обрядом, и уже
до Никейского собора она приобрела достаточно
стабильную форму.
Итак, в Церкви с этих отдаленных времен существовали два разных обряда, греческий и латинский, и одновременное существование этих двух обрядов никак не подрывало ни единство веры, ни единство Церкви. Отсюда возникла привычка обозначать названием греческой Церкви ту часть Церкви, которая придерживалась греческого обряда, а названием латинской Церкви — ту ее часть, которая придерживалась латинского обряда, но не потому, что в действительности существовали две Церкви, отделенные друг от друга, а только потому, что обе половины Церкви придерживались одна греческого обряда, а другая — латинского.
Эти наименования получили еще более
определенный характер, когда
Римская империя была окончательно разделена.
Обе части Церкви стали соответствовать
двум половинам империи: Греческая Церковь
— Восточной империи, а Латинская Церковь
— империи Западной. Во все времена епископ
Римский, кроме власти, которой он был
облачен как глава вселенской Церкви,
осуществлял более непосредственную и
прямую власть в Латинской Церкви: это
то, что составляло Западный патриархат.
На Востоке также с древнейших времен
епископы Александрийский и Антиохийский
обладали, каждый в рамках своей компетенции
и под верховной властью папы, определенным
правом надзора и определенной властью
над епископами, которые относились к
их кафедрам.
Позже в результате учреждения Константинопольского
и Иерусалимского патриархатов Восток
оказался разделенным на четыре большие,
независимые друг от друга, территории,
которые возглавляли патриархи
Константинопольский, Александрийский,
Антиохийский и Иерусалимский. Такое положение
вещей не представляло собой ничего несовместимого
с единством Церкви.
Восточные патриархи были обязаны находиться в общении с папой, они признавали его примат. В серьезных случаях они в своих решениях апеллировали к папе Римскому, и ему приходилось неоднократно подвергать церковному запрещению патриархов и смещать их с их кафедр. Но с течением времени возникали национальное соперничество, политическая ревность, амбиционные расчеты, плохо обоснованные претензии, слепые предубеждения и мрачное непонимание, которые нарушили гармонию. Распри становились все более и более частыми, и узы, соединявшие обе Церкви, былиокончательно разорваны. Именно это составляет восточный раскол. Тем не менее, неоднократно предпринимались попытки завязать прежние отношения и восстановить согласие.
Из всех этих попыток самая торжественная
и знаменитая имела место на
Флорентийском соборе. С общего согласия
греческие и латинские епископы установили
основы примирения, которые, как надеялись,
будет вечным, но, к сожалению, оно вовсе
не оказалось прочным. Однако не следует
полагать, что деяния Флорентийского собора
не дали больших результатов. То, что удалось
найти и четко сформулировать основы и
условия мира, было не так уж мало.
Если здесь позволительно заимствовать
выражение из языка дипломатии, то протокол
остался открытым, и все восточные Церкви
смогли узнать, на каких условиях Римская
Церковь была готова принять их в свое
общение.
Впоследствии некоторые
Начнем с перечисления различных
групп, составляющих сегодня греко-униатскую
Церковь. Они рассеяны в России, Польше,
Австрии,
Турции и королевстве Обеих Сицилий.
1. В границах Российской империи
наши взоры обращены к
Николаем в 1839 г. Хотя у нее нет более епископов,
хотя ее немногочисленные священники,
пережившие гонения, не обладают свободой
для осуществления своего служения, хотя
население официально внесено в записи
Русской Церкви, вера не была вырвана из
их сердец, и мы не можем не упомянуть об
этой
Церкви-мученице, которая ожидает дня
своего воскресения.
2. В королевстве Польском
Церкви, избежала удара, нанесенного другим
епархиям, но ее существование весьма
ненадежно.
3. В Австрии, во-первых, есть епархии,
которые прежде составляли ту же
Русинскую Церковь и которые ныне относятся
к митрополичьей Лембергской кафедре.
В Венгрии греко-униатские епархии славянской
народности относятся к примасу Венгрии,
латинскому архиепископу Гранскому; в
Хорватии среди викариатов латинского
архиепископа Аграмского имеется греко-униатская
епархия хорватской или сербской народностей.
В Трансильвании несколько греко-униатских
епископов румынской или молдо-влашской
народности группируются вокруг митрополичьей
Фогарачской кафедры и также относятся
к греко-униатскому обряду.
4. Если мы обратимся к Турции,
то прежде всего мы должны
упомянуть о
Мельхитской Церкви в Сирии. Она включает
десяток епархий, относящихся к патриарху
Антиохийскому, резиденция которого недавно
была в Дамаске, а ныне находится в Бейруте.
Мельхитская Церковь состоит из арабов,
богослужение которых совершается по
греческому обряду, но на арабском языке.
В европейской Турции еще совсем недавно
не было греко-униатов. Молодая болгарская
Церковь была основана в 1860 г., а Греко
униатская Церковь в собственном смысле
еще моложе. Единственное различие, существующее
между этими двумя Церквами, состоит в
том, что первая относится к славянской
национальности, а вторая — к национальности
греческой.
5. Наконец, в королевстве Обеих
Сицилий, как на острове, так и на континенте,
проживают албанцы и греки, католики греческого
обряда; у них есть храмы, священники, монастыри,
семинарии, у них есть даже один или два
епископа, но они не образуют отдельных
епархий. Здесь уместно упомянуть о приходе
св. Николая Мир Ликийских, который был
основан Наполеоном I в
Марселе для греко-униатов, которых привлекают
в этот город торговля и деловые связи.
Отметим, между прочим, что сегодня
основание такого прихода было бы
полезнее и имело бы большое значение
в Париже, где деятельность греко- униатов
и восточных католиков гораздо важнее,
чем в Марселе. Достаточно прочесть это
сухое перечисление, чтобы уже разгадать
часть страданий этой
Церкви. Она не обладает никаким сильным
элементом. Прежде всего ей недостает
численности. Все греко-униаты в целом
не превышают сегодня трех миллионов.
Но это еще не все. Можно представить себе
Церковь в процветающем положении при
двух или трех миллионах верующих. Представьте
себе на мгновение греко-униатскую Церковь,
существующую в небольшой стране, как
Греция или Румыния; население, вельможи,
правящая династия, весь народ принадлежит
к этой Церкви; национальное духовенство
располагает здесь всеми учреждениями,
необходимыми для его постоянного и действенного
служения. Это не было бы чем-то необычным;
Латинская Церковь дает нам такую картину
во многих странах, Греческая неуниатская
Церковь тоже; то же самое можно сказать
о протестантских Церквах. И лишь у Католической
Церкви греческого обряда нет ничего подобного.
Не только верующие этой Церкви рассеяны
по многим разным государствам, по стольким
разным народам и языкам, не только они
чужды друг другу, но они также повсеместно
в меньшинстве и в состоянии относительной
униженности. Те, кто по своему рождению,
состоянию и положению в обществе могли
бы оказать на них благотворное влияние,
содействовать их подъему и поддержать
их, — эти люди везде или почти везде покинули
эту несчастную Церковь; среди своих чад
она насчитывает лишь бедных и невежественных
людей. Без труда можно понять, что само
греко- униатское духовенство должно ощутить
свое плачевное состояние.
Я знаю, среде есть исключения, тем более пользующиеся уважением, что им приходится бороться с самыми большими препятствиями; но следует, конечно, признать, что в целом это духовенство ниже латинского по своим знаниям, усердию и священническому духу; одним словом, оно неудовлетворительно. Этого вполне достаточно, чтобы объяснить состояние слабости, в котором пребывает греко-униатская Церковь. Но мы сказали не все. Рядом с этой Церковью, столь малочисленной, столь слабой и столь лишенной ресурсов, существуют две могущественные Церкви, которые обе имеют с ней точки соприкосновения и склонны ее поглотить.
ВОСТОЧНО-КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ.
Разрыв между латинской и византийской Церквями, символом которого оказалось взаимное отлучение епископов Рима и Константинополя в 1054 году, простым людям на Востоке стал очевиден после захвата в 1204 году латинянами- крестоносцами Константинополя. Попытки восстановить единство предпринимались на II Лионском соборе 1274 года и на Ферраро-Флорентийском соборе 1439 года, но ни одна из них не увенчалась успехом.
Впоследствии в Риме было разработано
учение о Церкви, по которому все
поместные Церкви должны находиться
под непосредственной юрисдикцией
папы
Римского. Это, в свою очередь, подразумевало,
что Церкви, не находящиеся под его юрисдикцией,
могут стать объектом миссионерской деятельности,
нацеленной на то, чтобы привести их в
общение с Римской Церковью.
Одновременно с этим разрабатывалось
понятие "обряд", согласно которому
группы восточных христиан, подтвердившие
свое единство с Католической
Церковью, вправе были сохранять свою
литургическую традицию и каноническую
дисциплину. Такого рода миссионерская
деятельность, которую нередко поддерживали
католические правительства стран, где
православные находились в меньшинстве,
была направлена на все Православные Церкви.
В результате, небольшие группы верующих
практически всех этих Церквей присоединились
к Риму.
Следует отметить, что
далеко не все присоединения были плодом деятельности католических
миссионеров. Например, возникновение
Болгарской
Греко-католической Церкви связано со
спонтанным движением православных к
Риму, а ливанские марониты утверждают,
что их литургическое общение с Римом
вообще не прекращалось.
В зависимости от обстоятельств, эти присоединения так или иначе были связаны с латинизацией, то есть с принятием ряда практик и взглядов, характерных для латинской Церкви. Как следствие, присоединившиеся Церкви зачастую утрачивали связь со своими духовными корнями. Так, столь важная для православной духовности монашеская традиция исчезла в большинстве Восточно-католических Церквей, хотя религиозная жизнь продолжалась в форме конгрегации, берущих за образец латинские апостолические общины.
После II Ватиканского собора
предпринимаются усилия исправить
такое положение.Все эти Церкви
вошли в юрисдикцию папы Римского
через Конгрегацию для
Когрегация патронирует известный Папский
Восточный Институт в Риме (the Pontifical Oriental
Institute), находящийся под руководством иезуитов
и располагающий одной из лучших в мире
библиотек по Восточному христианству.
Необходимо упомянуть, что в прошлом Восточно-католические
Церкви обычно назывались "униатскими",
но этот термин воспринимается сегодня
как оскорбительный, а потому его больше
не используют.
Для большинства православных
эти Церкви - препятствие на пути
примирения Католической и Православной
Церквей. Они сам факт исчезновения
в так называемых Восточно-католических
Церквях монашеской традиции свидетельствует о том, что обряд сам по себе не является
гарантом сохранения православности.
Православие глубоко связано с догматическим
учением Церкви и соблюдением ее канонов.
Догматическое же учение в православии
до сих пор было иным, нежели у католиков,
именно оно и способствует развитию монашества
в виде, характерном для православия.
Полагают, что одно уже их существование
свидетельствует об отрицании католиками
Православной Церкви как Церкви, что такое
объединение православных с католиками
порождено желанием расколоть местные
православные общины. Они видят в членах
Восточных Церквей либо православных,
чье пребывание в Католической Церкви
- ненормальное явление, вызванное внешним
насилием, либо католиков, притворяющихся
православными для того чтобы обратить
православных в католичество.
Один из документов II
Ватиканского собора Orientalium Ecclesiarum касается
Восточно-католических Церквей. Он утверждает
их равенство с латинской Церковью
и призывает Восточных
Церковная жизнь в Восточно-католических
Церквях управляется в соответствии с
Кодексом канонов Восточных Церквей, обнародованном
папой Иоаннам Павлом II 18 октября 1990 года
и обретшим силу закона 1 октября 1991 года.
Согласно новому Восточному Кодексу, Восточно-католические
Церкви подразделяются на 4 категории: