Управленческая деятельность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 21:41, лекция

Описание работы

Управленческую деятельность можно определить как набор (совокупность) выработанных историческим опытом, научным познанием и талантом людей навыков, умений, способов, средств, целесообразных поступков и действий человека в сфере управления.
Управленческая деятельность отличается интеллектуальным содержанием, поскольку всегда направлена на выработку, принятие и практическую реализацию управленческих решений.

Содержание работы

1. Понятие и особенности управленческой деятельности
2. Функции управленческой деятельности
3. Методы управления.
4. Критерии оценки управленческой деятельности

Файлы: 1 файл

Управленческая деятельность.doc

— 94.00 Кб (Скачать файл)

Управленческая  деятельность

  1. Понятие и особенности управленческой деятельности
  2. Функции управленческой деятельности
  3. Методы управления.
  4. Критерии оценки управленческой деятельности
  5. Понятие управленческой деятельности

Управленческую деятельность можно определить как набор (совокупность) выработанных историческим опытом, научным познанием и талантом людей навыков, умений, способов, средств, целесообразных поступков и действий человека в сфере управления.

Управленческая деятельность отличается интеллектуальным содержанием, поскольку всегда направлена на выработку, принятие и практическую реализацию управленческих решений.

Во многом управленческая деятельность информационна, потому что  связана с получением, осмыслением, систематизацией, хранением, выдачей, социальной, и, прежде всего управленческой, информации. Поэтому существуют большие трудности в получении информации. Информацией может быть только то, что характеризует тот или иной общественный процесс в целом, определяющих его состояние и динамику. Это сложное эмоционально-психологическое явление с ярко выраженной доминантой воли.

 
Управленческая  деятельность основана на выделении предмета в объекте управления, в совместной деятельности (взаимодействии) субъекта и объекта управления. В структурном аспекте она включает, прежде всего, в качестве своего компонента субъект и объект управления (управленческого воздействия).

Структура управленческой деятельности включает в себя процессы, отношения, цели, функции, стимулы, мотивы, технологии, формы, методы, результаты, эффекты.

Процесс представляет собой, прежде всего, смену отношений, форм деятельности.

Управленческие  отношения – отношения между  управляющей и управляемой системой и средой, а также внутри управляющей  системы в процессе управления.

Цель – осознание  потребности, мысленное предвосхищение результата деятельности, идеальная модель будущего оптимального состояния системы деятельности или отношений.

Структура –  состав, способ связи элементов системы  деятельности.

Функция – зависимость, заданная деятельность элемента системы или системы в целом, когда она сама выступает компонентом системы более высокого уровня.

Технология  – совокупность способов изменения  состояния объекта.

Форма – выражение  содержания, совокупность связей между  элементами деятельности.

Метод – способ решения цели, задачи.

Стимул –  внешнее побуждающее воздействие.

Мотив – внутреннее побуждающее воздействие.

Результат –  итог деятельности, ее завершение.

Эффект –  побочный результат.

В процессе управленческой деятельности субъекты управления, органы управления, управляющие и каждый человек,  вступают в управленческие отношения, которые можно разделить на связанные с целеполаганием, анализом информации, постановкой целей и организацией их достижения

Управленческая  деятельность представляет собой специфическую разновидность трудового процесса и поэтому характеризуется всеми присущими ему элементами – предметом труда, средством труда и самим трудом, а также его результатом.

Предметом и продуктом труда в управлении является информация; в первом случае она «сырая», а поэтому не может применяться на практике. Однако в результате управленческой деятельности на ее основе создается решение, то есть информация, исходя из которой, объект управления может предпринимать конкретные действия.

Средствами  управленческого труда является, следовательно, все то, что будет способствовать осуществлению операций с информацией – от компьютеров, телефонов, авторучки и бумаги до органов человеческого тела.

Управленческий  труд относится к категории труда умственного, осуществляемого человеком в виде нервно-психических усилий. Одна из самых главных его характеристик умственного труда – его сложность.

Сложность управленческого труда обусловливается несколькими обстоятельствами. Во-первых, масштабами, количеством и структурой решаемых проблем, связей между ними, разнообразием применяемых методов, организационных принципов. Во-вторых, степенью новизны принимаемых решений, объемом требуемых изменений в состоянии объекта управления, поиском нетрадиционных подходов к ним. Наконец, в-третьих, степенью оперативности, самостоятельности, ответственности, рискованности решений, которые необходимо принимать.

Управленческий  труд существует в трех основных формах: 1) эвристический; 2) административный; 3) операторный.

Эвристический труд сводится к совокупности действий по анализу и изучению тех или иных проблем, стоящих перед организацией, и разработке на основе этого различных вариантов их решений, в основном стратегического характера – управленческих, экономических, технических.

Административный  труд является уделом в основном руководителей и предполагает текущую координацию и оценку деятельности подчиненных. Этот труд осуществляется в нескольких формах: 1) распоряжения; 2) контроль за работой подчиненных, их поощрение или наказание; 3) организация обмена информацией.

Операторный труд направлен на техническое обеспечение производственных и управленческих процессов необходимой информацией. Он охватывает такие виды деятельности, как документационная; первично-счетная и учетная; коммуникативно-техническая, вычислительная и формально-логическая.  
 
Основные задачи управленческой деятельности:

1. Определение основной цели  или дерева целей (для многоуровневой) организации, выработка стратегии  действий по ее достижению  и формулирование концепции деятельности и развития данной организации - корпорации, фирмы и т.п.

2. Формирование корпоративной культуры, т.е. объединение персонала вокруг  общефирменной цели (или целей). Самое  важное в управлении - не стремление  поставить других людей в одностороннюю  зависимость от себя, искусственно приподнять свой статус, усилить свое влияние в организации, а сплотить ее персонал на четкое осознание стоящей перед организацией цели и активную, квалифицированную, добросовестную деятельность во имя ее достижения.

3. Хорошо продуманная и рационально организованная мотивация персонала на достижение цели фирмы (организации) и успешное решение стоящих перед нею проблем.

4. Формирование в фирме организационного  порядка, т.е. системы относительно  стабильных, долговременных иерархических связей, стандартов, норм и должностей, нередко зафиксированных документально (устав организации) и регулирующих взаимодействия между организациями, а также между подразделениями и людьми как членами организации по поводу осуществления их функций. Организационный порядок воплощается в формальную организацию, обеспечивающую стабильность и устойчивость данной фирмы, корпорации и т.д., результативность управления ею.

5. Разработка и осуществление  технологии изменений, ведь эффективность  управления в решающей степени определяется по способности к изменениям, по умению вовремя понимать их необходимость и столь же вовремя начинать и быстро проходить переходный этап.

6. Четкое определение диагностики  управления или, говоря иными  словами, определение точек наибольшей и наименьшей управляемости и - вполне вероятно - точек неуправляемости, которые имеются или могут возникнуть в каждой организации. Установление диагностики управления очень важно, ибо оно дает возможность преодолеть часто встречающееся противоречие между ростом и развитием, между масштабами управления, с одной стороны, и его целями, методами и средствами, - с другой. Хорошо известен феномен "директора цеха", когда бывший начальник цеха или председатель колхоза, продвинувшись вверх по служебно-должностной лестнице, готов и заводом, и городом, и областью руководить таким же образом, как и прежде цехом, но только очень большим. В таких случаях в объекте управления возникают не только зоны слабой управляемости, но и точки неуправляемости, что резко сужает диапазон эффективного управления системой.

7. Четкое представление о том,  какова должна быть реализация  управленческого решения. К сожалению,  в существующей в настоящее  время практике управленческой  деятельности многих организаций,  предприятий, учреждений и т.п. реализация принимаемых решений не воспринимается в качестве самостоятельного структурного компонента и важной стадии разработки и осуществления управленческого решения. Более того, управленческие решения зачастую вообще не просчитываются на реализуемость, а это существенно снижает возможности контроля за их выполнением.

8. Разработка системы контроля  за выполнением принятого решения,  определение и применение стимулов  его эффективного исполнения, а  также санкций против лиц, социальных  групп, организаций или их подразделений, срывающих выполнение принятых решений или недостаточно целеустремленно и активно действующих во имя поставленных управляющей подсистемой целей и задач.

Функции управленческой деятельности

1. Обеспечение целеполагания и  целедостижения силами и средствами, имеющимися в распоряжении управляемой системы. Функция целеполагания и целедостижения реализуется посредством выдвижения:

· целей-ориентаций, выражающих общие  интересы и устремления входящих в состав управляемой организации  людей, групп и подразделений;

· целей-заданий-планов, предписаний, поручений, задаваемых управляемой  системе ее управляющей подсистемой  или вышестоящей организацией;

· целей-систем, обеспечивающих стабильность, целостность, устойчивость, динамизм управляемой  системы, устанавливаемые управлением и необходимой для функционирования материализованной и объективированной структуры данной организации - фирмы, предприятия, корпорации и т.п. Четкое согласование всех трех компонентов этой функции важнейшая задача управления, ибо любое их рассогласование - источник дисфункции и социальной патологии управленческой деятельности.

2. Административная функция. Отражает  деятельность управленческой структуры  на основе законодательства в  области труда и нормативных  актов, регулирующих кадровую сферу и складывающиеся трудовые отношения, в том числе составление штатного расписания организации, прием, увольнение, передвижение кадров, соблюдение трудового законодательства и т.п.

3. Информационно-аналитическая функция.  Обеспечивает приток информации из окружающей социальной среды в данную организацию и из этой организации в окружающую среду, а также информационное обеспечение управленческой структуры, подчиненных ей структурных подразделений и отдельных индивидов, включенных в состав данного предприятия, фирмы, корпорации и т.п. Без этого невозможно обеспечение целеполагания и целеосуществления, сплочение членов организации для решения поставленных перед нею задач.

4. Социальная. Заключается в социальной  поддержке и защите работников, создании условий для их эффективного труда, определении уровня заработной платы, социальных льгот, оздоровлении работающих и их семей, организации их содержательного отдыха.

5. Прогнозирование. Она заключается  в определении возможных изменений  в окружающей социальной среде, например, конъюнктуры рынка, и соответствующей этому трансформации задач и действий данной организации. Учитываются также возможные внутренние изменения в самой организации, в том числе ее кадровом потенциале, в подготовке, переподготовке и повышении квалификации работников, в планировании их служебной карьеры.

6. Планирование. Представляет собой  процесс выбора целей данной  системы (организации) и решений,  необходимых для их достижения.

7. Мотивационно-стимулирующая функция.  Предполагает создание необходимых условий (материально-технических, финансовых, социально-психологических, бытовых и др.), побуждающих сотрудников к активной и эффективной трудовой деятельности посредством экономических (зарплата, премия и т.п.), моральных (благодарность, награда, почетное звание и др.) и иных рычагов. В первую очередь, учитывается необходимость оценки работы в соответствии с ее качеством, эффективностью и результатом.

8. Корректирующая деятельность  управляемой системы. Направлена  на недопущение срывов и невыполнения порученных заданий, на повышение эффективности и качества работы всех подразделений и звеньев данного объекта управления.

9. Удерживание возможных отклонений  в функционировании системы (организации)  в определенных пределах, обеспечивающее  сохранение ее целостности, качественной специфики и динамической устойчивости.

10. Обеспечение компетентности  и дисциплины всего персонала,  всех должностных лиц данной  организации в их повседневной  служебной деятельности.

11. Осуществление контроля всех  подразделений данной организации. Обеспечивает упорядоченное и эффективное взаимодействие ее элементов с помощью нормативного (в том числе правового) регулирования.

12. Создание благоприятного климата  для успешной работы всех сотрудников  организации способствует достижению высоких результатов в деятельности данной организации.

13. Обеспечение целостности системы  (организации). Сохранение упрочение  ее качественной специфики и  динамичного устойчивого развития.

14. Повышение качества и эффективности  служебной деятельности. Включает в себя разработку прогнозных оценок внешней среды и внутрифирменных изменений, формулирование и реализацию предложений и планов по совершенствованию организации труда, по ориентационным изменениям в структурных подразделениях, по улучшению мотивации и стимулирования всех направлений деятельности организации, по обеспечению высокой эффективности ее деятельности.

Информация о работе Управленческая деятельность