Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 21:41, лекция
Управленческую деятельность можно определить как набор (совокупность) выработанных историческим опытом, научным познанием и талантом людей навыков, умений, способов, средств, целесообразных поступков и действий человека в сфере управления.
Управленческая деятельность отличается интеллектуальным содержанием, поскольку всегда направлена на выработку, принятие и практическую реализацию управленческих решений.
1. Понятие и особенности управленческой деятельности
2. Функции управленческой деятельности
3. Методы управления.
4. Критерии оценки управленческой деятельности
Управленческая деятельность
Управленческую деятельность можно определить как набор (совокупность) выработанных историческим опытом, научным познанием и талантом людей навыков, умений, способов, средств, целесообразных поступков и действий человека в сфере управления.
Управленческая деятельность отличается интеллектуальным содержанием, поскольку всегда направлена на выработку, принятие и практическую реализацию управленческих решений.
Во многом управленческая деятельность информационна, потому что связана с получением, осмыслением, систематизацией, хранением, выдачей, социальной, и, прежде всего управленческой, информации. Поэтому существуют большие трудности в получении информации. Информацией может быть только то, что характеризует тот или иной общественный процесс в целом, определяющих его состояние и динамику. Это сложное эмоционально-психологическое явление с ярко выраженной доминантой воли.
Управленческая
деятельность основана на выделении предмета
в объекте управления, в совместной деятельности
(взаимодействии) субъекта и объекта управления.
В структурном аспекте она включает, прежде
всего, в качестве своего компонента субъект
и объект управления (управленческого
воздействия).
Структура управленческой деятельности включает в себя процессы, отношения, цели, функции, стимулы, мотивы, технологии, формы, методы, результаты, эффекты.
Процесс представляет собой, прежде всего, смену отношений, форм деятельности.
Управленческие
отношения – отношения между
управляющей и управляемой
Цель – осознание потребности, мысленное предвосхищение результата деятельности, идеальная модель будущего оптимального состояния системы деятельности или отношений.
Структура – состав, способ связи элементов системы деятельности.
Функция – зависимость, заданная деятельность элемента системы или системы в целом, когда она сама выступает компонентом системы более высокого уровня.
Технология – совокупность способов изменения состояния объекта.
Форма – выражение содержания, совокупность связей между элементами деятельности.
Метод – способ решения цели, задачи.
Стимул –
внешнее побуждающее
Мотив – внутреннее побуждающее воздействие.
Результат – итог деятельности, ее завершение.
Эффект – побочный результат.
В процессе управленческой деятельности субъекты управления, органы управления, управляющие и каждый человек, вступают в управленческие отношения, которые можно разделить на связанные с целеполаганием, анализом информации, постановкой целей и организацией их достижения
Управленческая деятельность представляет собой специфическую разновидность трудового процесса и поэтому характеризуется всеми присущими ему элементами – предметом труда, средством труда и самим трудом, а также его результатом.
Предметом и продуктом труда в управлении является информация; в первом случае она «сырая», а поэтому не может применяться на практике. Однако в результате управленческой деятельности на ее основе создается решение, то есть информация, исходя из которой, объект управления может предпринимать конкретные действия.
Средствами управленческого труда является, следовательно, все то, что будет способствовать осуществлению операций с информацией – от компьютеров, телефонов, авторучки и бумаги до органов человеческого тела.
Управленческий труд относится к категории труда умственного, осуществляемого человеком в виде нервно-психических усилий. Одна из самых главных его характеристик умственного труда – его сложность.
Сложность управленческого труда обусловливается несколькими обстоятельствами. Во-первых, масштабами, количеством и структурой решаемых проблем, связей между ними, разнообразием применяемых методов, организационных принципов. Во-вторых, степенью новизны принимаемых решений, объемом требуемых изменений в состоянии объекта управления, поиском нетрадиционных подходов к ним. Наконец, в-третьих, степенью оперативности, самостоятельности, ответственности, рискованности решений, которые необходимо принимать.
Управленческий труд существует в трех основных формах: 1) эвристический; 2) административный; 3) операторный.
Эвристический труд сводится к совокупности действий по анализу и изучению тех или иных проблем, стоящих перед организацией, и разработке на основе этого различных вариантов их решений, в основном стратегического характера – управленческих, экономических, технических.
Административный труд является уделом в основном руководителей и предполагает текущую координацию и оценку деятельности подчиненных. Этот труд осуществляется в нескольких формах: 1) распоряжения; 2) контроль за работой подчиненных, их поощрение или наказание; 3) организация обмена информацией.
Операторный труд направлен
на техническое обеспечение производственных
и управленческих процессов необходимой
информацией. Он охватывает такие виды
деятельности, как документационная; первично-счетная
и учетная; коммуникативно-техническая, вычислительная
и формально-логическая.
Основные задачи управленческой деятельности:
1. Определение основной цели
или дерева целей (для
2. Формирование корпоративной
3. Хорошо продуманная и рационально организованная мотивация персонала на достижение цели фирмы (организации) и успешное решение стоящих перед нею проблем.
4. Формирование в фирме
5. Разработка и осуществление
технологии изменений, ведь
6. Четкое определение
7. Четкое представление о том,
какова должна быть реализация
управленческого решения. К
8. Разработка системы контроля
за выполнением принятого
Функции управленческой деятельности
1. Обеспечение целеполагания и целедостижения силами и средствами, имеющимися в распоряжении управляемой системы. Функция целеполагания и целедостижения реализуется посредством выдвижения:
· целей-ориентаций, выражающих общие интересы и устремления входящих в состав управляемой организации людей, групп и подразделений;
· целей-заданий-планов, предписаний, поручений, задаваемых управляемой системе ее управляющей подсистемой или вышестоящей организацией;
· целей-систем, обеспечивающих стабильность, целостность, устойчивость, динамизм управляемой системы, устанавливаемые управлением и необходимой для функционирования материализованной и объективированной структуры данной организации - фирмы, предприятия, корпорации и т.п. Четкое согласование всех трех компонентов этой функции важнейшая задача управления, ибо любое их рассогласование - источник дисфункции и социальной патологии управленческой деятельности.
2. Административная функция.
3. Информационно-аналитическая
4. Социальная. Заключается в социальной поддержке и защите работников, создании условий для их эффективного труда, определении уровня заработной платы, социальных льгот, оздоровлении работающих и их семей, организации их содержательного отдыха.
5. Прогнозирование. Она
6. Планирование. Представляет собой
процесс выбора целей данной
системы (организации) и
7. Мотивационно-стимулирующая
8. Корректирующая деятельность
управляемой системы.
9. Удерживание возможных
10. Обеспечение компетентности и дисциплины всего персонала, всех должностных лиц данной организации в их повседневной служебной деятельности.
11. Осуществление контроля всех подразделений данной организации. Обеспечивает упорядоченное и эффективное взаимодействие ее элементов с помощью нормативного (в том числе правового) регулирования.
12.
Создание благоприятного
13.
Обеспечение целостности
14. Повышение качества и