Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 22:03, контрольная работа
Целью данной работы является поиск и обозначение ресурсов, которые могли бы быть использованы в повышении эффективности государственного управления, и рассмотрение механизмов, способствующих этому, учитывая специфику нашего государства.
Для достижения данной цели мною были поставлены следующие задачи:
Определить само понятие «управление». Рассмотреть специфику государственного управления. Выявить составляющие эффективности государственного управления. Дать характеристику процесса формирования и факторам, исконно влияющим на государственное управление в Российской Федерации. Обозначить пути повышения эффективности государственного управления в Российской Федерации.
Итак, государственное управление - это практическое, организующее и регулирующее воздействие государства на общественную жизнедеятельность людей в целях ее упорядочения, сохранения или преобразования, опирающееся на его властную силу.
Термин «государственное управление» широко используется в отечественной и зарубежной научной литературе, а также в законодательстве многих стран. Более 70 лет он употреблялся и у нас, давая тем самым конституционные основания для выделения данного вида государственной деятельности.
1.3 Цель, функции и принципы
Оценка и анализ состояния государственного
управления РФ и поиски решений по
повышению производительности государственного
управления в сложившейся в Российской
Федерации ситуации затруднены неясностью
ряда общественно-политических и особенно
обострившихся экономических
1. В каком направление мы движемся?
В данном контексте следует ответить
на вопросы, являющиеся концептуальными:
определиться, какое общество мы желаем
построить и действительно
2. В чем истоки преобразуемого нами общества?
Как мы видим, этот вопрос органически перекликается с предыдущим, так как выбор пути включает в себя отбор и сохранение элементов накопленных знаний, и их целевое использование. Ведь нельзя полностью отторгать идеи социализма и считать, что они не востребованы. Немало от идей и принципов социализма взято и практически реализовано во многих странах. Как пример можно взять идеи "нового" курса Ф. Д Рузвельта. Значит, нам нужен более глубокий и критический анализ, необходимо вычленить то, что является функциональным для развития будущего общества, а что выявило свою несостоятельность. Нам необходимо ранжировать общественные элементы, произвести селекцию элементов, которые могут быть адаптированы. Уже более 10 лет мы живем в переходном обществе и систему государственного управления необходимо адаптировать к интересам всего социального состава общества и ни в коем случае не допускать социального антагонизма.
3. Какие действия нужно
Этот вопрос является вполне логичным,
так как достижение любых целей
всегда связано с использованием
соответствующих средств, ресурсов,
форм и методов и в определенной
мере они накладывают свой отпечаток
на конечный результат. Можно говорить
о большом количестве подобного
рода опыта в современном обществе
и рассматривать историю
Итак, целесообразно остановиться на основополагающем и очень сложном этапе формирования целей государственного управления. Как известно, цели выполняют обширные побудительные, стимулирующие и регулирующие функции. Цели государственного управления возникают на основе целей, лежащих в основе жизнедеятельности данного общества. Они являются производными от целей общества.
Цели государственного управления в современной России:
Обеспечение внутренней и внешней безопасности страны. Развитие и укрепление общественных институтов, обеспечивающих устойчивое и надежное демократическое развитие страны. Конституционная защита прав и свобод граждан РФ, общая административно-правовая регуляция. Формирование государственной политики, направленной на повышение благосостояния людей. Поддержание позитивной экологической обстановки. Поддержание рыночных механизмов. Грамотное, взаимовыгодное сотрудничество регионов и центра.
Это лишь весьма общий обзор тех целей, которым призвано служить государственное управление. Но архиважным является создание "древа целей", в котором были бы оперативные и стратегические, конечные и промежуточные, общие и частные цели. Цели должны представлять собой симбиоз, синтез, то есть некую целостность. Но, данную целостность нужно соединить с адекватными средствами, методами и формами их реализации, ибо в противном случае даже правильно поставленные цели в процессе их реализации будут искажены.
Функции государственного управления - объективно обусловленные, виды властных, целеполагающих, организующих и регулирующих воздействий государства на общественные процессы. Это специфическое воздействие государства причем важно отметить, что оно является целостным. На набор функций государственного управления влияют, по крайней мере, 2 фактора: состояние, структура, самоуправляемость общественных процессов, то есть совокупности управляемых объектов и, безусловно, место и роль государства в обществе. Таким образом, можно сделать умозаключение, что государство, а государственное управление как его производная, является с одной стороны тем элементом, который, осуществляет насилие, т. е так называемым «легитимным насилием», а с другой стороны оно играет подчиненную обществу роль и определяется потребностями, желаниями и интересами общественного развития.7 Говоря о таком противоречии, хочется сделать шаг в сторону ограничения и замещении, а точнее, в первый момент вообще о ликвидации данной функции (имеется ввиду «насилие»). Но, ликвидировав данную функцию, нужно заполнить чем-то вакантное место, и здесь на ум приходит лишь механизм самоуправления, в противном случае мы будем поставлены перед фактом, когда организующие и регулирующие механизмы будут девальвированы и настанет так называемый вакуум управляющего воздействия, то есть хаос, произвол.
Таким образом, речь должна идти о
проработке, выборе и оценке тех
общественных институтов, которые способны
взять на себя функции государственного
управления и обеспечить их должную
реализацию. Оптимальным вариантом
было бы нахождение некоего баланса,
так как в современном обществе
мы являемся свидетелями уменьшения
государственного сектора (приватизация
в данный момент рассматривается
одним из основных способов повышения
эффективности в
Функции государственного управления:
-Функция планирования. (При этом нужно ответить на вопрос чем, как, где, когда достигается цель. Стратегически важная функция.)
-Функция организации. (Создание условий по взаимодействию людей, приносящих желаемый результат.)
-Функция регулирования. (Функция направленная на то, чтобы человек в рамках организации выполнил соответствующий объем деятельности.)
-Функция работы с персоналом. (В мировой практике данной функции уделяется все большее и большее внимание.)
-Функция контроля. (Так называемая обратная связь для всех перечисленных функций.)
К сожалению, постулат неоконсерваторов о всеобщем, пронизывающем все сферы общественной жизни рыночном регулировании в рамках нашей страны не может найти подтверждение. Здесь важно определить специфические функции государства, чтобы данные функции не ушли на откуп рыночным механизмам, а сделать так, чтобы государство определило объем данных функций на федеральном уровне и на уровне рыночных механизмов. Результативность в данном случае должна осуществляться на уровне налогов, льгот, инвестиций - это и есть контроль в сфере рыночной экономики. К специфическим функциям я отношу: научно-техническое развитие, контроль и регулирование за сферой трудовых отношений и, естественно, финансовая система. Данные функции стоят особняком и требуют строжайшего контроля со стороны государства, так как в противном случае можно говорить об угрозе безопасности страны. То есть при их реализации необходимо учитывать все особенности развития страны, ее специфику.
Не секрет, что многие трансформации и преобразования в государственном управлении проходят хаотично и весьма субъективно. Методологически целостного подхода к государственному управлению нет и это следует признать. Мы поставлены в ситуацию, когда нет комплексного механизма в создании, трансформации структур как на федеральном, так и на местном уровне. В данном контексте необходимо поговорить о принципах государственного управления. Итак, принцип (от лат. «principium» - первоначало, основа) как понятие теории отражает в системе государственного управления закономерности, отношения, взаимосвязи между ее элементами.8 То есть, те закономерности и отношения общественно-политической жизни, содержания, организационной структуры и жизнедеятельности компонентов государственного управления, выраженные в виде определенных научных положений, закрепленных в большинстве своем правом и применяемых в теоретической и практической управленческой деятельности людей. Прежде всего, в проблеме принципов государственного управления можно выделить 3 взаимосвязанных и взаимообусловленных аспекта:
- Онтологический (этот аспект, включает
в себя генезис принципов, их
взаимосвязи с природой, сущностью,
местом и ролью тех
- Гносеологический (анализ характера
принципов, языка, логики и
структуры их адекватной
- Методологический (указывает на механизмы теоретического и практического применения принципов)9
Очевиден тот факт, что на данный
момент нельзя говорить о полном познании
всех закономерностей, отношений и
взаимосвязей и описании их посредством
принципов. Практическое же осуществление
принципов государственного управления
не зависит от них самих, а определяется
отношением к ним людей. Не столь
важно знать принципы, а уметь
ими пользоваться в практической
деятельности, в практическом управлении.
Поскольку принцип
- Отражать существенные
- Закономерности, отношения и взаимосвязи
должны быть устойчивыми
- Отражать специфику
Рассматривая систематизацию принципов
государственного управления, можно
наблюдать некую
1.Общественно-политические (сформулированные в результате познания социальной природы государственного управления, общих закономерностей и основных особенностей его развития)
2.Функционально-структурные (раскрывающие закономерности структуры государственно-управляющих воздействий)
3.Организационно-структурные (отражающие характер, закономерности и специфику организационной структуры государственного управления, и служащие отправными моментами при ее формировании и совершенствовании, а также при организации государственно-управляющих воздействий)
4. Государственно-управленческой
деятельности (раскрывающие закономерности,
отношения и взаимосвязи
Обеспечение демократизма и рациональности
государственного управления в масштабах
всей страны. Федеративное построение
государственного управления. Целостность,
рациональность, эффективность государственного
управления. Единство законодательного
регулирования и дифференциации
применения правовых норм в зависимости
от конкретных условий, факторов и обстоятельств.
Прочность государственно-
Важно сформулировать стратегическую
и оперативную концепцию
Поскольку проблемы построения работоспособной по большей части системы, способной к саморегуляции и адаптации, не решаются на федеральном уровне, тем самым это проецируется на региональный, а дальше на местный уровень.11
Таким образом, вопрос о целях, функциях и принципах государственного управления является важнейшим при попытке создать систему эффективного государственного управления.
1.4 Особенности государственного
управления в современной
Ранее в работе был выдвинут и
доказан тезис об исторической составляющей
государственного управления и ее несомненном
влиянии на всю действительность.
Тем самым, перед нами встает новая
проблема исследования - это вопрос
о специфике государственного управления
в России, и ее выражении. Концепция
государственного управления не может
быть сформирована без учета того
особенного и уникального, что объективно
присуще ему в силу своеобразия
исторических, географических, производственных,
этнических и других оснований. Но уделяя
такое большое внимание специфике,
нельзя оставлять без внимания, то
типичное, универсальное, что должно
быть присуще Российскому