Управление социальными системами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 22:28, контрольная работа

Описание работы

Особенности математических моделей, применяемых для исследования социальных систем. Рассмотрен метод редукции системы нелинейных дифференциальных уравнений, описывающей поведение социальной системы, позволяющий провести качественный анализ протекающих в ней процессов. Иерархия целей, существующая в общей схеме управления процессами, протекающими в человеческом обществе. Два потока информации социальных систем.

Файлы: 1 файл

Негосударственное образовательное учреждение.doc

— 84.00 Кб (Скачать файл)


Негосударственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

в г. Рязани

 

 

Факультет Государственное и муниципальное управление

Кафедра Государственного и муниципального управления

 

 

 

 

Курсовая работа

по курсу демография на тему

«СПИД: демографические последствия»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

студент гр. 10Г8/4

Манакин Р.С.

 

 

Научный руководитель:

к.э.н. Донцова Е. Н.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рязань 2012 г.

В условиях нарастающего кризиса нехватки или ограниченности основных материальных ресурсов, с которым сталкивается человечество в 21-м веке, вновь, как и в эпоху «атомной» гонки середины 20-го века, начинает возрастать значение науки, с которой связываются надежды на хотя бы смягчение надвигающегося кризиса. Одновременно становится очевидным и тот факт, что в новую эпоху должны быть обновлены и принципы организации науки, на которых строилось и развивалось управление ею со стороны «главного заказчика» – государства. Одним из принципиальных вопросов функционирования науки является на сегодняшний день вопрос поиска оптимального соотношения государственного управления и самоуправления современного научного сообщества России.

Государственное управление обычно рассматривают в следующих терминах: управление, организация, регуляция. Считается, что это мы создаем структуры, управляем ими и регламентируем их поведение. Иногда это так, что очень затратно. Сегодня понятно, что социальные системы разного уровня представляют собой сложные динамические системы, функционирующие в условиях ограниченных ресурсов. А это значит, что для их поддержания требуются потоки вещества, энергии и информации. В таких системах идут процессы самоорганизации, самоуправления, саморегуляции. Подобные системы обычно переходят в режим оптимального функционирования, который определяется их свойствами и состоянием внешней среды. Вот простая аналогия. Мы толкнули качели и они начинают двигаться так, как определено их состоянием. Если же мы будем навязывать свой характер поведения, то придется постоянно прикладывать внешнюю силу. Как только мы перестанем это делать, качели будут качаться со своей собственной частотой.

В любой сложной динамической системе существует стремление самоорганизовываться, самоуправляться и саморегулироваться. И если внешние силы пытаются заставить такую систему функционировать в режиме, далеком от ее устойчивости, в условиях, далеких от тех, которые предполагались при создании структуры, то последняя будет делать то, что диктуется ее самоорганизацией, а не то, что от нее хотят. Сил будет тратиться много, а толку мало. Задача внешних сил (государства) – создать внешние условия, при которых устойчивые состояния самоорганизации системы были бы такие, какие надо.

Самоуправление существует всегда. Любое внешнее управление ограничено. В большинстве случаев его наличие мешает системе нормально выполнять свои функции. А самоуправление зависит от положения устойчивости самоорганизующейся системы. Т. е. чтобы самоуправление работало как надо, исходная система должна самоорганизовываться в нужное состояние. Иначе говоря, процесс самоорганизации первичен, а самоуправление вторично.

Саморегулирование проявляется в саморганизованной системе в виде внутренних правил и традиций. Они гораздо сильнее внешнего регулирования, так как лежат в русле условий поддержания самоорганизации системы. Часть этих внутренних правил и традиций можно переводить в юридические нормы. Если же системе навязывать нормы функционирования извне, то они просто не будут выполняться, а если требовать  следования этим нормам, система перестанет работать. То есть процесс саморегулирования есть следствие самоорганизации и самоуправления.

Роль государства в таких условиях сводится не к созданию наиболее подходящих для него систем, управлению ими и регуляции, а к созданию таких условий, при которых, самоорганизовавшись, самоуправляемые и саморегулируемые структуры функционировали бы в нужном режиме, необходимом государству.

Разработкой этих вопросов занимается развиваемое нами научное направление хронотроника [1–3].

Хронотроника основана на идеях целостности мира и научного знания о нем, общности закономерностей развития объектов всех уровней организации материи. Основанием для ее существования служит наличие общих принципов, управляющих возникновением в пространстве и времени самоорганизующихся структур, их развалом, существованием переходно-неустойчивых, фрактально усложняющихся процессов, взаимосвязь многовариантности и необратимости, случайности и необходимости.

Хронотроника показывает, что для получения нужного результата при использовании самоорганизации, самоуправления и саморегулирования затрачивается гораздо меньше энергии, вещества и информации, чем при организации, управлении и регулировании. При этом генерируется минимум энтропии (беспорядка) в окружающей среде. Т. е. можно получить нужный результат с минимальными затратами. Благодаря хронотронике можно дать рекомендации по созданию путей, позволяющих создавать такие условия, чтобы система сама развивалась по нужной траектории. Хронотроника помогает выявлению узких мест, которые и лимитируют развитие системы. Причем этот анализ требуется проводить неоднократно, т. к. после того как будет «расшито» одно «узкое» место, тут же таковым становится другой параметр.

 

Математическая модель

 

Социальные системы всегда функционируют в условиях ограниченных ресурсов. А это значит, что уравнения, описывающие их поведение, являются принципиально нелинейными.

Их динамика описывается следующей системой нелинейных дифференциальных уравнений:

 

 

 

,

(1)

где  bij > ai > 0, i ≠ j, ui – концентрация элементов i-го типа, т. е. в каждом элементе уже сделан выбор одного из вариантов.  описывает автокаталитическое воспроизводство, bijuiuj – описывает взаимодействие элементов (знак минус, т. к. взаимодействие носит антагонистический (конкурентный) характер), aiui2 – описывает эффект тесноты (гибель при встрече двух одинаковых элементов, этот член становится существенным при большой концентрации одинаковых элементов), Di – коэффициент миграции через границу.

Параметр τi характеризует время характерного развития ресурса ui. Тогда систему (1) можно упорядочить по этому параметру, начиная с самых медленных и заканчивая самыми быстрыми процессами. Иначе говоря, в процессе функционирования и развития нелинейных систем возникают иерархии масштабов и времени. Благодаря этому возможно определенное упрощение при описании системы, сведение ее математической модели к малому числу параметров порядка. Это позволяет применить здесь метод редукции – сведение системы, содержащей большое число дифференциальных уравнений (и, следовательно, переменных) к более простой системе из меньшего числа уравнений. Редуцированную систему уравнений называют базовой. От неё требуется, во-первых, чтобы она описывала основные черты рассматриваемого явления, во-вторых, чтобы она содержала минимальное число переменных и параметров, и, в-третьих, чтобы она была «грубой» в смысле Андронова. Последнее означает, что при малом изменении параметров и слабом расширении базовой системы (то есть добавлении высших производных и/или новых членов с малыми коэффициентами), решения должны меняться мало.

А это, в свою очередь, значит, что важен, на самом деле, не конкретный вид уравнения, а типы решений, которые могут в нем содержаться. Их определенная типология. То есть, важна классификация решений.

Возможность замены исходной системы уравнений базируется на двух обстоятельствах.

Первое. В сложных системах всегда существует лимитирующий фактор, который и детерминирует поведение системы. В свое время адмирал Ушаков говорил, что скорость эскадры определяется скоростью самого медленного ее корабля. В ходе эволюции системы критический параметр может поменяться. И тогда он будет определять поведение системы вместо предыдущего.

Принцип лимитирующего фактора позволяет определить критический (лимитирующий дальнейшее функционирование данной системы) параметр. Уравнение, описывающее его эволюцию, и есть главное уравнение в базовой модели.

Второе. Согласно теореме Тихонова [4], после того, как выявлена лимитирующая переменная, вся система будет разделена на три части: переменные, эволюционирующие медленнее ui; быстрее ui; и темпами, близкими к ui. За время изменения ui медленные переменные не успевают сильно измениться, а быстрые успевают достичь своих предельных значений. В результате исходная система уравнений будет сведена к системе, состоящей из одного, двух или трех уравнений. Это и будет базовой моделью, описывающей ту или иную социальную систему.

 

Управление

 

При управлении надо приложить силы к тому, чтобы управляемая система подчинялась командам субъекта управления. Управление идет путем передачи команд. При этом важно, чтобы управляемая система могла воспринять этот сигнал (например, можно сколько угодно кричать на автомобиль, но он не поедет) и понять его (допустим, нам что-то говорят на языке, которого мы не знаем, тогда мы и не поступим так, как нам предлагают).

Если наше воздействие воспринимается и понимается объектом управления, то он выполнит нашу команду. Такое управляющее воздействие называется «прямой связью»: связь от субъекта к объекту.

При нормальном процессе управления мы должны проверить, а получилось ли то, что мы хотели. Это есть «обратная связь». Причем, эта обратная связь для сложных систем двояка. Первая часть ее – это результат действия управляющего сигнала для всей системы в целом, а вторая часть – то, что при этом происходит с самой управляемой системой, есть ли у нее ресурсы для выполнения данной и последующих команд. Но очень часто тот, кто управляет, не достаточно подготовлен к этой работе, дает команду и не обращает внимания на сигналы обратной связи. Вот, например, уже 15 лет идут «реформы» в образовании. И только в этом году на основе ЕГЭ оказалось, что ситуация в образовании ниже всякой критике. И что? Министр считает, что реформы надо продолжать. «Дали команду», а движется ли управляемая система в нужном направлении – никого не интересует, так же как и не интересуются, а что происходит с самим объектом управления, выживет ли он после такого управления. Следствием такого подхода будет то, что «объект» придёт в негодность, «сломается». Да и цель не будет достигнута.

Но это еще не все. У субъекта управления может оказаться слишком много или очень мало рычагов управления. Или внешняя обстановка достаточно сложна. В подобных условиях очень сложно выбрать правильную стратегию 9самоуправление системы является выходом из создавшегося положения.

Например, для страны и её руководителей внешними факторами являются другие страны, мировая экономика, курс доллара, война в Ираке, цена на нефть и многое другое. И если руководители страны чего-то не учитывают, то они не могут ни сформулировать правильной цели управления, ни проводить правильное управление для достижения этой цели. И это приведет страну к краху.

Обычно процесс управления многоступенчатый и составляет некоторую иерархическую цепочку.

Этот процесс хорошо известен в теории управления техническими системами. Вот простейшая его модель. Пусть у нас есть производство некого продукта. Есть руководитель производства, который дает указания своим ближайшим помощникам, те своим и так далее до конкретного исполнителя. То есть между руководителем и исполнителем есть некоторая цепочка.

Строго говоря, здесь важны первая и последняя ступени. В свою очередь, поведение промежуточных руководителей ограничивается приказом сверху и исполнением нижестоящего звена. То есть руководитель желает получить определенный результат, и его действия основываются не на приказах вышестоящего начальства (как у руководителей более низкого уровня), а на интересах дела. И для него сигналом обратной связи есть количество и сроки выпускаемой продукции, но руководит он этим не напрямую, а через цепочку ступенек главного инженера, который уже реагирует на приказы, а сам сигнала с конечного выпуска не имеет. Так директор, желая достичь нужного уровня выпуска изделий, будет влиять на главного инженера в положительную сторону, если уровень не достигнут, и в отрицательную — если он превзойден. А в зависимости от этого поступает главный инженер, начальник цеха и т. д.

В простейшем случае эта ситуация описывается линейным дифференциальным уравнением n-ого порядка, где n – число ступеней в даной системе управления. Если уровней управления больше трех, то имеются принципиально неустойчивые решения. То есть такая система управления приводит к развалу.

Например, в первые месяцы Великой отечественной войны пытались таким образом руководить боевыми действиями. Но пока сигнал с театра боевых действий доходил до Генерального штаба, а затем его директивы спускались до непосредственных исполнителей, все радикально менялось, и эти директивы приводили не к адекватному реагированию, а к катастрофе. Это было очень быстро понято и представителей ставки отправили на места, где они оперативно принимали решения.

Настоящая устойчивость обеспечивается только при таком управлении, когда управляющее лицо более заинтересовано в интересах дела, чем в поощрении со стороны начальства. А теперь представим, что будет, если промежуточные звенья интересует даже не одобрение начальства, а свои собственные интересы, например получение добавочного дохода?

Информация о работе Управление социальными системами