Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 01:32, курсовая работа
Цель данной работы - исследовать основные составляющие уровня жизни населения, а также перспективные направления повышения уровня жизни в Республике Беларусь.
В соответствии с поставленной целью можно выделить следующие задачи:
- дать определение понятию «уровень жизни»;
- рассмотреть основные показатели и индикаторы уровня жизни;
- определить основные факторы, оказывающие влияние на уровень жизни;
- изучить динамику уровня жизни в Республике Беларусь;
- определить перспективные направления повышения уровня жизни в Республике Беларусь.
Введение……………………………………………………………………………...5
1 Уровень жизни как показатель экономического развития страны………...…...7
1.1 Сущность понятия уровень жизни……………………………………………...7
1.2 Показатели и индикаторы уровня жизни……………………………..…...…..9
2 Уровень жизни в Республике Беларусь…………………………………...…….16
3 Перспективные направления повышения уровня жизни в Республике Бела-русь………………………………………………………………….…….…………21
Заключение………………………………………………………………………….25
Список использованных источников……………………………………………...26
Государственная адресная социальная помощь предоставляется в виде ежемесячного и (или) единовременного социальных пособий.
Таким образом, Республику Беларусь можно отнести к группе стран с высоким уровнем человеческого развития. В стране последовательно проводится социально ориентированная экономическая политика, главной целью которой является рост уровня и качества жизни населения на основе повышения конкурентоспособности экономики. Наблюдаются достаточно высокие темпы роста денежных доходов населения. Уровень безработицы в Республике Беларусь достигает нижних пределов, наблюдается снижение уровня малообеспеченности. Динамика основных показателей, характеризующих уровень жизни населения, является положительной, что говорит о последовательном повышении уровня его жизни.
3
Перспективные направления
На повышение уровня жизни большое влияние оказывает проведение правильной социальной политики. Она может пониматься в широком и узком смысле. В широком смысле социальная политика – комплекс мероприятий по созданию нормальных условий жизни и благоприятных возможностей социального развития всех членов общества. Социальная политика в узком смысле – это система государственных мер по поддержке тех лиц, которые по той или иной причине оказались в более тяжелом положении, чем другие, страдают от специфических обстоятельств и не могут собственными силами улучшить свое положения. Однако все определения социальной политики справедливы только в определенных временных и пространственных границах [10, с. 414].
Для нашей страны преимущественно характерна социальная политика, объектом которой является все население как в силу того, что большая часть населения нуждается в той или иной форме поддержки, так и в силу значительной инерционности в разработке и проведении социальной политики и стремления поддержать привычный для населения уровень государственного социального регулирования [10, с. 415].
Можно выделить следующие цели социальной политики государства:
- улучшение
материального положения и
- обеспечение
граждан конституционными
- обеспечение
эффективной занятости
Для осуществления этих целей главными направлениями социальной политики должны стать:
1) создание
условий и возможностей всем
трудоспособным гражданам
2) повышение реальных денежных доходов населения следует осуществлять путем создания условий для усиления трудовой мотивации работников через установления стабильной и гарантированной заработной платы, содействия развитию малого предпринимательства. Важным направлением должно быть обеспечение существенного роста доходов сельского населения на основе повышения размеров оплаты их труда;
3) повышение эффективности использования ресурсов труда и формирование кадрового потенциала с учетом реальных потребностей производства, постепенная ликвидация вынужденной неполной занятости на производстве, обновление и улучшение структуры рабочих мест, расширение социальной направленности отраслевой структуры занятости, создание благоприятных условий для развития малого бизнеса и индивидуального предпринимательства;
4) обеспечение поддержки и создание необходимых условий для повышения экономической активности населения. Для ее решения необходимо повысить эффективность, надежность, устойчивость и доступность системы социальной защиты, базирующейся на государственных социальных гарантиях и стандартах; обеспечить дифференцированный подход к социальной защите различных слоев (групп) населения;
5) последовательное повышение уровня оплаты труда как основного источника денежных доходов населения и важнейшего стимула трудовой активности работников наемного труда. Для этого необходимо:
5.1) совершенствование структуры заработной платы, повышение доли оплаты труда по тарифным ставкам и окладам;
5.2) регулирование межотраслевых различий в заработной плате, повышение уровня заработной платы в сельском хозяйстве и социально-культурных отраслях бюджетной сферы;
5.3) развитие социального партнерства на всех уровнях управления;
5.4) усиление законодательной защиты прав наемных работников на труд и его справедливую оплату;
6) формирование среднего класса как фактора стабилизации общества на основе значительного роста денежных доходов населения и снижения уровня малообеспеченности;
7) повышение уровня пенсионного обеспечения путем создания стабильной, финансово устойчивой пенсионной системы, сочетающей в себе как распределительные, так и накопительные механизмы. Для этого необходимо установления более тесной зависимости размера пенсии от страхового стажа и заработка; совершенствование индивидуального учета в пенсионном страховании для наиболее полного сбора страховых платежей и учета накопленных пенсионных прав; обязательное пенсионное страхование для работников, занятых в неблагоприятных условиях труда или определенными видами профессиональной деятельности;
8) снижение уровня малообеспеченности населения. Борьба с бедностью является важнейшим приоритетом социальной политики. Для устойчивого развития первостепенное значение имеет максимальное сокращение в стране уровня малообеспеченности. Реализация этой задачи будет происходить на основе экономического роста, повышения уровня жизни, прежде всего работающей части населения. С увеличением минимальной заработной платы, ростом средней заработной платы и среднедушевых денежных доходов предполагается, что доля населения с доходами ниже бюджета прожиточного минимума должна сократиться к 2015 г. вдвое;
9) строительство качественного и доступного жилья;
10) повышение социальной защиты нуждающихся на основе усиления адресности оказания помощи, рационализации системы льгот, улучшения социального обслуживания и др. [10, с. 417].
Особое внимание уделяется устройству безработных. В 2012 году уровень регистрируемой безработицы по отношению к экономически активному населению снизился до 1%. Численность безработных составила 44,1 тыс. человек. В 2011 году обеспечено создание 153,4 тыс. новых рабочих мест (при задании – 140 тыс.) из них 28,7 тыс. – в малых и средних городских поселениях, 18 тыс. – в сельской местности. При содействии органов по труду, занятости и социальной защите трудоустроено 201,4 тыс. человек.
В связи с необходимостью оказания максимальной и разносторонней помощи гражданам пожилого возраста, инвалидам, детям, семьям и другим категориям населения существенную значимость приобретает создание комплексных территориальных центров социального обслуживания. При этом необходимо учитывать утвержденные социальные стандарты, что повысит уровень, доступность и качество оказываемых услуг всем нуждающимся гражданам.
Для
создания достойных условий жизни государство
должно действовать одновременно в нескольких
направлениях, таких как: повышение реальных
доходов населения, социальных выплат,
качественного образования и функционирования
систем здравоохранения, повышение эффективности функционирования.систем.образо
Удовлетворение
потребностей населения в образовании
– важнейшая основа прогрессивного социально-экономического
развития Республики Беларусь, которая
значительно влияет на уровень и качество
жизни населения. В Беларуси ежегодные
расходы на нужды образования составляют
6 процентов от уровня ВВП, что превышает
аналогичные показатели ряда высокоразвитых
стран. Система образования в Республике
Беларусь развивается достаточно стабильно:
уровень грамотности взрослого населения
составляет 99,7%. Базовое, общее среднее
и профессиональное образование имеет
98% занятого населения. По показателям
поступления детей в начальную и среднюю
школу, количеству студентов высших учебных
заведений Беларусь находится на уровне
развитых стран Европы и мира. Каждый третий
житель республики учится. Тем не менее
существует необходимость в совершенствовании
системы образования. Можно выделить следующие
приоритетные направления развития образования:
расширение сети учреждений профессионально-технического,
среднего.специального,.высшего
Здравоохранение является одним из важнейших показателей уровня жизни. Поэтому необходимо повышение доступности и качества медицинского обслуживания для широких слоев населения путем инвестирования отрасли здравоохранения, что позволит повысить оснащенность данной отрасли и будет способствовать более полному и качественному удовлетворению потребностей населения в данном виде услуг. Следует отметить что положительный эффект на здоровье человека оказывает физическая культура, спорт, туризм. Основная цель их развития – восстановление и пополнение физических и духовных сил человека, продление периода его трудовой деятельности. Для реализации данной цели необходимо:
С уровнем жизни населения непосредственно связана и сфера услуг. Как показывают исследования ученых, роль культуры и искусства в жизни белорусского общества многогранна. На первом месте стоит психотерапевтическая функция: приобщение к искусству способствует снижению стрессовой нагрузки и позволяет получить положительный эмоциональный заряд. На втором месте – рекреационная функция, т.е. реализация возможности полноценного отдыха. На третьем – образовательная функция культуры и искусства. В связи с этим, необходимо развивать и совершенствовать сеть учреждений данной отрасли, а также создать необходимые условия для широкого доступа всех жителей республики к достижениям национальной и мировой культуры.
11 апреля Александр Лукашенко подписал указ об утверждении Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы. Основной целью социально-экономического развития Республики Беларусь на эти годы является рост благосостояния и улучшение условий жизни населения на основе совершенствования социально-экономических отношений, инновационного развития и повышения конкурентоспособности национальной экономики.
Основными задачами социальной политики государства являются повышение уровня и качества жизни населения и создание условий для развития человеческого потенциала на основе повышения эффективности функционирования систем здравоохранения, образования, культуры и других видов деятельности, относящихся к сфере услуг.
Экономическая политика государства в предстоящем пятилетии будет сосредоточена на эффективности и качестве, что количественно найдет отражение в росте показателей производительности труда, рентабельности, доле инвестиций в основной капитал в ВВП, удельном весе отгруженной инновационной продукции, снижении энерго- и материалоемкости и других [11].
Таким образом, можно сделать вывод, что несмотря на разноплановость показателей, характеризующих уровень жизни населения Республики Беларусь, тот факт, что она входит в группу стран с высоким уровнем развития человеческого потенциала, говорит о том, что задачи социальной политики государства по повышению уровня жизни успешно реализуются и этот процесс имеет положительную направленность.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Понятие уровень жизни не имеет какого-то установленного, конкретного определения. Уровень жизни определяется системой показателей, каждый из которых дает представление о какой-либо одной стороне жизнедеятельности человека.
Основные составляющие уровня жизни разделяются на группы показателей и индикаторов, благодаря которым возможно наиболее полное рассмотрение этого понятия. Они включают в себя доходы и расходы населения, социальное обеспечение, социальную демографию, образование, здравоохранение, культуру и другие.
Основными показателями, характеризующими уровень жизни населения, являются доход на душу населения и индекс развития человеческого потенциала. Индекс развития человеческого потенциала в Республике Беларусь рекомендован в качестве обобщающего показателя и включает в себя данные по уровню образования, ожидаемой продолжительности жизни и ВНД на душу населения по ППС. И страны на основе этого показателя ранжируются и в рейтинге классифицируются четырьмя категориями:
В сравнении со странами СНГ Республика Беларусь занимает лидирующую позицию и является страной с высоким уровнем человеческого развития. Она занимает в нем 50 место по состоянию на 2013 год и отстает всего на несколько пунктов от стран, которые входят в группу с самым высоким уровнем ИРЧП.
Можно утверждать, что уровень жизни в Республике Беларусь имеет тенденцию к росту, повышается на протяжении ряда лет: растет уровень дохода на душу населения, увеличивается индекс развития человеческого потенциала. И при успешном выполнении всех целей и задач социальной политики государства, направленных на увеличение уровня жизни, а также при создании необходимых условий для их реализации, можно еще более повысить уровень жизни нашей страны.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Информация о работе Уровень жизни и его составляющие. Динамика уровня жизни в Республике Беларусь