Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2013 в 16:50, курсовая работа
Цель данной работы – последовательное рассмотрение основных элементов верования, определение взаимосвязи верования с обществом.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
Раскрыть понятие «религия», выявить ее основные параметры;
Изучить структуру и функции верования;
Охарактеризовать формы верований;
Определить взаимоотношение религии и культуры;
Выяснить место и роль верования в обществе.
Введение………………………………………………………………..3
Глава I. Общее понятие религии. Основные параметры верования.
1.1. Понятие религии. Подходы к изучению религии……………….5
1.2. Структура и функции верования. Формы верований……...........8
Глава II. Верование и культура.
2.1. Верования в первобытных и европейской культурах ...……….12
2.2. Взаимоотношение религии и культуры………………………...16
Глава III. Верование и общество.
3.1. Верование как социальное явление……………………………..19
3.2. Роль и место верования в современном обществе……………..21
Заключение…………………………………………………………...24
Список литературы………………………………………………….25
Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего профессионального образования
«Тульский государственный университет»
Кафедра социологии и политологии
Контрольно-курсовая работа по дисциплине
«Социальная антропология»
на тему: «Верование как социокультурное явление»
Студентка гр.820421_____________________
Науч. рук.: канд. социол. наук, доц.___________________ Кондратенко Н.А.
Тула 2012
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава I. Общее понятие религии. Основные параметры верования.
1.1. Понятие религии. Подходы к изучению религии……………….5
1.2. Структура и функции верования. Формы верований……...........8
Глава II. Верование и культура.
2.1. Верования в первобытных и европейской культурах ...……….12
2.2. Взаимоотношение религии и культуры………………………...16
Глава III. Верование и общество.
3.1. Верование как социальное явление……………………………..19
3.2. Роль и место верования в современном обществе……………..21
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Актуальность контрольно-курсовой работы. Проблемы верований всегда волновали человечество. На фоне глубоких перемен в экономической, политической и духовной сферах жизни общества, происходящих в нашей стране, интерес к религии резко возрос. Удовлетворяя эту общественную потребность, в школах, лицеях, гимназиях, колледжах, вузах вводится преподавание таких дисциплин как «Основы религиоведения», «История мировых религий », « Религия в системе мировой культуры » и т. д. Освоение этих дисциплин является составной частью гуманитаризации образования. В конечном счете изучение этих дисциплин будет способствовать установлению духовного климата взаимопонимания, гармонизации межчеловеческих отношений между представителями различных религиозных и нерелигиозных мировоззрений, утверждению гражданского согласия и социальной стабильности в обществе. Верование на уровне социального феномена рассматривается как социальное поведение, то есть определенный образ действий, связанный с определенными формами организации и верований. Именно поэтому важно рассмотреть верование в качестве социокультурного явления и определить его роль в жизни общества.
Объектом данной контрольно - курсовой работы является верование как социокультурное явление.
Предметом - взаимоотношение верования и общества в современной культуре.
Цель данной работы – последовательное рассмотрение основных элементов верования, определение взаимосвязи верования с обществом.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
Глава I. Общее понятие религии. Основные параметры верования.
Слово “религия” встречается очень часто в обыденной речи и в научных текстах, в публицистике и в художественной литературе. Может показаться, что, употребляя это слово, все имеют в виду одно и то же и знают, что это такое. На самом деле большей частью за этим словом стоят лишь представления, выражающие внешние проявления религии, с которыми она, как правило, связана.
Религия (от лат. Religio – набожность, святыня, предмет культа; religare – связывать, соединять), мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), основанные на вере в существование Бога или Богов, сверхъестественного. Этимологически термин «религия» имеет два важных значения. Согласно первому (religio) он выражает не только набожность и предмет культа, но и суть религиозного опыта. Второе значение (religare) указывает на особую, нематериальную, а духовную связь земного (тварного) и небесного (божественного) миров. Религия является сложнейшим, многоаспектным явлением и, что самое главное, с религией связана духовная активность человека, его стремление к выходу за пределы собственного конечного существования. Явлениями духовной жизни являются вера, любовь, страдание, смысл жизни и т. д. Решаемые религией проблемы являются фундаментальными или вечными. Они встают перед любым обществом на любой ступени его развития, независимо от общественного строя, уровня развития науки и техники, культурного своеобразия народа.
Сегодня существует
многообразие исследовательских подходов
(богословско-теологический, философский,
социологический, психологический, феноменологический
и др.) к изучению природы и сущности религии,
в рамках которых предлагается разнообразие
определений религии. Все эти подходы
можно сгруппировать в следующие два типа: богословско-
Богословско-теологический подход основывается на признании бытия Бога, на стремлении понять религию «изнутри», с позиции самой религии, на основе соответствующего религиозного опыта, многообразия переживаний. Наиболее полное и всестороннее определение религии может быть дано только на основе религиозного опыта и религиозных переживаний, считают авторы данного подхода. Важнейшей и исходной составной частью религиозного опыта является усвоение священных текстов (Откровения).
Исторически первой формой религиоведческого знания и являлась теология (от греческого teos – Бог и logos – учение) – учение о Боге в католической и протестантской традиции и богословие как учение о прославлении Бога в православной традиции.
Религиоведческий подход к пониманию сущности религии сформировался в русле развития светского гуманитарного знания и интегрировался в особую гуманитарную дисциплину «религиоведение». В рамках этой дисциплины складывается взгляд на религию как бы «извне», то есть предпринимается попытка максимально объективно исследовать религию как социокультурный феномен. Научный подход все больше доминирует в осмыслении религии. Активно используются разнообразные методы познания религии: диалектика, системный метод, структурно – функциональный, феноменологический, сравнительно – исторический (корпоративный) и другие.
На первом этапе наука о религии развивается на основе историко – эволюционного подхода как история религии. Она обращается к первобытной культуре и проблеме происхождения религии, на материале антропологии и этнологии, исследует элементарные формы религий и предполагает в качестве общего начала всех религий анимизм – веру в «духов» (Э. Тейлор), тотемизм, или культ предков (Л. Морган1, Дж. Фрэзер2). Широкое развитие получает сравнительно – историческое исследование религии, выделяются исторические типы религии, все более основательно ставится проблема взаимоотношения религии и культуры. В рамках религиоведческого знания природа и сущность религии осмысливались под разными углами зрения (с точки зрения философии религии, социологии религии и т. д.).
|
Верование является сложной системой. Оно включает в себя такие важнейшие элементы как: религиозное сознание, религиозная деятельность, религиозная организация.
Религиозное сознание (вера). Основой религиозного сознания является религиозная вера (особенно для христианства). Вера приводит к уверенности в истинности тех или иных положений. «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Библия).
Важнейшими элементами религиозного сознания являются:
Религиозное сознание неоднородно,
оно имеет, по меньшей мере, два
уровня: массовое религиозное
сознание, в котором, как правило, центральное
место занимает эмоциональный комплекс,
и рационально оформленное сознание (
Религиозная деятельность по существу сводится к религиозному культу (лат. cultus – уход, почитание).
Культовая система, прежде всего, представляет, собой совокупность определенных обрядов. Обряд - это совокупность стереотипных действий устанавливаемых обычаем или традицией той или иной социальной общности, символизирующих те или иные идеи, нормы, идеалы и представления. Обряд выполняет в обществе важные функцию аккумуляции и передачи опыта как индивидами друг другу, так и от поколения к поколению. Субъектом культа может быть религиозная группа или верующий индивид. Мотивом участия в этой деятельности являются религиозные стимулы: религиозная вера, религиозные чувства, потребности, стремления, чаяния. К средствам культа причисляют молитвенный дом, религиозное искусство, различные культовые предметы.
Результатом культовой деятельности является, прежде всего, удовлетворение религиозных потребностей, оживление религиозного сознания, удовлетворения эстетических потребностей.
Религиозные организации. На основе изучения христианства выделены следующие типы религиозных организаций: церковь, секта, деноминация.
Церковь (от греч. – божий дом):
1) предмет христианской веры (мистическое тело Христово);
2) тип религиозной организации, присущий только христианству;
3) здание, в котором проводится христианское богослужение (литургия), христианский храм;
4) в расширенном
Институционально христианская церковь
выражена двумя типами - католической и православной.
ковь – самый древний и мощный церковный
институт на земле, отличается строгой
централизацией, иерархическим характером;
глава - римский папа, резиденция которого
– Ватикан.
Русская православная церковь разделена на несколько (15) автокефальных Церквей.
Секта возникает как оппозиционное течение по отношению к тем или иным религиозным направлениям. Для нее характерна претензия на исключительность своей роли, доктрины, идейных принципов, ценностей, установок. Резко выражено стремление к духовному возрождению, подчеркивается равенство всех членов, провозглашается принцип добровольности объединения.
Деноминация может развиваться из других типов объединений или складываться с самого начала в качестве таковой. Ее идейные, культовые и организационные принципы формируются в оппозиции к церкви и секте и носят разноплановый характер.
Функции верования.
Верование выполняет ряд функций и играет определенную роль в обществе. Выделяются следующие наиболее значимые функции: мировоззренческая, компенсаторная, коммуникативная, регулятивная.
Мировоззренческая функция реализуется, благодаря, прежде всего, наличию в веровании определенного типа взглядов на человека, общество, природу. Религия включает миропонимание, миросозерцание, мирочувствование, мироотношение.
Религия выполняет компенсаторную функцию, восполняет ограниченность, зависимость, бессилие людей - в плане как перестройки сознания, так и изменения объективных условий существования.
Верование обеспечивает общение, осуществляет коммуникативную функцию. Общение складывается как в нерелигиозной, так и в религиозной деятельности и отношениях, включает процессы обмена информацией, взаимодействия, восприятия человека человеком.
Регулятивная функция состоит в том, что с помощью определенных идей, ценностей, установок, традиций, обычаев, институтов осуществляется управление деятельностью и отношениями, сознанием и поведением индивидов, групп, общин.