Верование как социокультурное явление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2013 в 16:50, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – последовательное рассмотрение основных элементов верования, определение взаимосвязи верования с обществом.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
Раскрыть понятие «религия», выявить ее основные параметры;
Изучить структуру и функции верования;
Охарактеризовать формы верований;
Определить взаимоотношение религии и культуры;
Выяснить место и роль верования в обществе.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………..3
Глава I. Общее понятие религии. Основные параметры верования.
1.1. Понятие религии. Подходы к изучению религии……………….5
1.2. Структура и функции верования. Формы верований……...........8
Глава II. Верование и культура.
2.1. Верования в первобытных и европейской культурах ...……….12
2.2. Взаимоотношение религии и культуры………………………...16
Глава III. Верование и общество.
3.1. Верование как социальное явление……………………………..19
3.2. Роль и место верования в современном обществе……………..21
Заключение…………………………………………………………...24
Список литературы………………………………………………….25

Файлы: 1 файл

ККР.docx

— 62.14 Кб (Скачать файл)

Мы не сможем понять внутренней формы  общества, пока не поймем его религию. Все институты семьи, брака и  родства имеют религиозное происхождение  и утверждались (и всё еще утверждаются поныне) со значительных религиозных  санкций.

Общество не может считаться  высокоразвитым, нравственным, если оно живет вне верования. Ведь оно определяет смысл жизни, возвышая его над обыденными человеческими потребностями, выводя за пределы только человеческой жизни.

 

 

 

 

 

 

 

3.2. Роль и место верования в современном обществе. 

Верование воздействует на индивида и общество в нескольких взаимосвязанных направлениях. Результат, последствия выполнения его функций может быть разный. Этот обобщенный результат в религиоведении называют социальной ролью религии. По определению Д. М. Угриновича «социальная роль религии — это система социальных функций религии, присущих ей в определенных исторических условиях». Из этого определения следует, что степень влияния религии связана с ее местом в обществе. Это место не является раз и навсегда данным.7

В современном религиоведении существуют различные критерии оценки социальной роли религии. В марксистской социологии религии определение социальной роли религии связывается с ее воздействием на общественный прогресс. Иначе говоря, критерий оценки роли религии формулируется следующим образом: способствует ли религия общественному прогрессу или препятствует ему. К. Маркс, как известно, характеризовал эту роль образным выражением «религия есть опиум народа», но при этом добавлял «выражение убожества» и «протест против этого убожества». Таким образом, с точки зрения К. Маркса, религия как форма иллюзорного сознания является препятствием на пути социального прогресса.8  

Разноплановую оценку социальной роли религии дает американский философ и социолог Э. Фромм (1900—1980). В работе «Психоанализ и религия» Э. Фромм выделяет в религии, с точки зрения ее социальной роли, две основные тенденции: гуманистическую и авторитарную. Эти две тенденции в той или иной степени присущи всем религиозным учениям, хотя выражены в них далеко не одинаковым образом.9

Положение верования в современном обществе достаточно противоречиво и оценить его роль, возможности и перспективы сколько-нибудь однозначно попросту невозможно. Определенно можно сказать, что характерным и закономерным для современности процессом является развитие секуляризации общественного сознания. Однако секуляризация определяет общую тенденцию, которая не исключает возможного усиления позиций верований под влиянием благоприятно складывающихся для них факторов.

Сильнее всего в современном  мире, пожалуй, влияние ислама. В 35 странах  мусульмане составляют большинство  населения, а в 29 странах последователи  ислама представляют собой влиятельные  меньшинства. В 28 странах ислам признан  государственной религией. Государственная  религия - это религия, господствующее положение которой в той или  иной стране закреплено законодательными актами. Следовательно, ислам влиятелен  и в мировой политике. Так же велика роль в общественной жизни  своей страны - Израиля - иудеев, и  не только своей страны, но и тех  стран, где велика еврейская диаспора. Можно говорить об определяющем влиянии  индуистов на общественную жизнь  Индии и некоторых христианских церквей на европейские государства.

В современном мире появилось  много так называемых нетрадиционных религий, альтернативных религиозных  течений, которые как раз и  делают акцент на универсальность и  внутреннее единство всех, в том  числе и мировых, религий. Для  них характерны синкретизм христианской идеологии с элементами буддизма и других восточных культов, проповедь универсального Космического разума и его единой религии, мистического пути освобождения.

Наиболее известные и  крупные нетрадиционные культы - “Общество  сознания Кришны”, Аум Синрике, Церковь Унификации, Сайентология, Свидетели Иеговы. “Религии XX в.”, как правило, жестко организованы в “тоталитарные секты”, имеют строгую иерархическую структуру во главе с харизматическим лидером, отличаются экстравагантностью культа. Культ в этих новых общинах предпочтительно коллективный, используется техника психологического манипулирования, психотерапия. Организации религий “Нового века” действуют как мощные межнациональные корпорации, занимаются крупным бизнесом во многих странах мира.

Несмотря на процессы секуляризации, роль верования в современном обществе продолжает оставаться серьезной. Наука, решив многие проблемы познания мира и овладения человеком силами природы, вынудив религию встать на рискованный для нее путь модернизации, отодвинула границу познания к еще более сложным, чем ранее, проблемам, более сложным по философской глубине. В новых областях познания утратили значение многие привычные понятия, и это произошло прежде всего потому, что сегодня наука вышла далеко за пределы чувственно доступного человеку наглядного мира. Возникающие “ножницы” между обыденным и научным видением мира, ощущение соприкосновения с глубинами непознанного и остающегося для человеческого разума “тайной” - все это дает новый шанс для религиозного мировосприятия, не говоря уже о том, что сама гигантски возросшая мощь человеческого деяния ставит нас теперь перед проблемой последствий научно-технического прогресса и, стало быть, его нравственной состоятельности.

 

 

 

 

 

 

                                                   Заключение 

В завершении работы хотелось бы кратко обобщить материал, изученный  в ходе написания контрольно –  курсовой работы. Основой религиозного мировоззрения, таким образом, является религиозная вера, включающая в себя знание и принятие в качестве истинных религиозных идей, представлений и понятий, а кроме того, уверенность в существовании гипостазированных, т.е. сущностных основ, а также присущих им свойств и вещей.  Вера помогает человеку понять, объяснить и определенным образом упорядочить свою жизнь; вера сама по себе есть индивидуальный феномен, который включает доверие к какому-то объекту, событию, принципу или существу как воплощению ценности и источнику смысла жизни; религия предполагает, следовательно, общность верований, разделяемых верующими, общий для них миф, который вписывает общие культурные ценности в определенную историческую действительность. Мы выяснили, что религия имеет сложную систему и делится на мировые и национальные религии.

Говоря о сущностных характеристиках верования, мы подчеркивали, что оно есть феномен культуры. При всех различиях в уровнях развития религии и культуры и их соотношениях между собой, они всегда являются существенными факторами личной, общественной и государственной жизни. 

Верование является одним из универсальных культурных механизмов регуляции человеческой деятельности, она через систему культовых действий организует повседневную жизнь, с помощью освоения вероучения структурирует мировоззрение, заставляет задуматься об основах и смысле собственной жизни.

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

  1. Гараджа В.И. Социология религии – М.: 1996. – С.119.
  2. Мень А. История религии. В поисках Пути, Истины и Жизни. – М.:1955.
  3. Угринович Д. М. Введение в религиоведение. – М.: 1985.
  4. Добреньков В. И, Радугин А. А. Методологические вопросы исследования религии. – М.: 1989.
  5. Радугин А. А. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии. – М.:1997.
  6. Тайлор Э. Первобытная культура. – 1871.
  7. Фромм Э. Психоанализ и религия // Фромм Э. Иметь или быть. – М., 1990.
  8. Энгельс Ф. Крестьянская война в Германии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 7.
  9. Тощенко Ж. Т. Социология. Общий курс. – 2 – е изд. доп. и перераб. – М.: Прометей: Юрайт – М, 2001 – 511 с.
  10. Кармин. А. С. Культурология. 2 – е изд., перераб. и доп. – СПб.: Издательство «Лань», 2003. – 928 с.
  11. Дружинин В.И. Культурология: Учебное пособие. - Тула: Тульский гос. ун-т, 2004. - 182 с.
  12. Кравченко А. И. Культурология. 4 – изд. – М. Академический проект, 2003 – 496 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1  Морган Л. Системы родства и свойства человеческой семьи, 1870.

2  Фрэзер Дж. Золотая ветвь, 1890.

3 Арсеньев В.Ф. Звери. Боги. Люди – М.: 1991 с.31

4 Тайлор Э. Первобытная культура. – 1871.

5 Гегель. Философия религии: в 2 т. — М.: Мысль, 1975—1977.

6 Булгаков С. Н. — Париж: YMCA-Press, 1965. — 403 с

7 Угринович Д. М. Введение в религиоведение. – М.: 1985.

8 Энгельс Ф. Крестьянская война в Германии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 7.

9 Фромм Э. Психоанализ и религия // Фромм Э. Иметь или быть. – М., 1990.

 


Информация о работе Верование как социокультурное явление