Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 13:53, доклад
Безработица - это явление, органически связанное с рынком труда. По определению Международной организации труда - безработным признается любой, кто на данный момент не имеет работы, ищет работу и готов приступить к ней. По российскому законодательству, безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. Современная безработица в России - специфическая и в определенной мере уникальное явление, порожденное переходной экономикой страны, в которой происходит процесс становления рыночных отношений.
Виды и формы безработицы 2
Расчет численности безработных. 5
Факторы, способствующие безработице в России. Минимизация их воздействия. 7
Методы борьбы с безработицей 9
Показатели занятости населения и безработицы в России за последние годы. 13
Анализ динамики и структуры безработицы в России 22
Литература 28
В связи с рыночными изменениями наметился переход от жестоких социалистических к более гибким видам найма (срочным контрактам, неформализованным соглашениям и т.п.). При этом почти сошла на нет традиционная роль органов труда как госнадзирателя за использованием рабочего времени, дисциплины, производительностью, условиями и оплаты труда.
Вместе с тем увеличивалась вынужденная безработица, порожденная новыми условиями функционирования предприятий и формами найма. Высвобожденные по экономическим мотивам составили более половины официально зарегистрированных безработных. Именно для них, квалифицированных работников со стажем и производственным опытом, были особенно нужны реальные гарантии занятости, альтернативные косметическим мерам по трудоустройству социально незащищенных маргиналов.
Неуклонный рост структурной
безработицы предопределял необ
Однако безработица оказалась тем «орешком», о который сломали «рыночные» зубы не одна команда реформаторов в России. Следуя правительственному курсу социальной защиты, служба занятости трансформировалась в организацию по борьбе с безработицей. Были продолжены раздачи гарантий ее клиентам по растущему числу специально проводимых мероприятий. Причем упор делался на выигрышные в глазах общественности проекты в пользу социально незащищенных. И наоборот, в программах содействия занятости сознательно принижалось значение трудового посредничества, задач повышения мобильности высвобождаемой рабочей силы и ее конкурентоспособности на открытом рынке труда.
Курс на обеспечение возможно полной занятости и предотвращение безработицы не решал важнейшую задачу реформ - повышение эффективности производства. Когда экономический кризис усилился, обновленное к тому времени правительство увидело выход из него в достижении финансовой стабилизации, фактически в ускоренном развитии финансово - промышленного капитала путем мобилизации ресурсов накопления.
В условиях катастрофической нехватки инвестиций, что вполне естественно для системного кризиса, активного вывоза из страны капиталов и сокращения возможностей инфляционного кредитования промышленности источником стабилизации экономики становились доходы населения. На смену социальным приоритетам и монетаристским моделям пришли узкопрагматические задачи перераспределения национального дохода в пользу крупнейших монополий, возникших в результате «народной» приватизации.
Обеспечение занятости
и массовая безработица находятся
под контролем государства. Оказывается
легче приостановить
Наряду с этим расширяется « исход » ранее многочисленного слоя квалифицированных работников с простаивающих предприятий, бесперспективных производств. Вместе с распадом наукоемких отраслей промышленности растет депрофессионализация высококлассных специалистов. Они вынуждены перебиваться случайными заработками, искать относительно доходные занятия в ущерб своей квалификации и социально - профессиональному статусу. Что же надо делать, чтобы привести в движение эту топчущуюся на месте, неурегулированную, а потому шаткую, грозящую повернуть вспять систему отношений труда и капитала?
Суть новой социально - трудовой политики можно свести к следующему: окончательный переход от полной занятости, заждавшейся на низкоэффективном труде и социальных гарантиях неработающим, к рыночной системе, предполагающей полную свободу труда и выбора занятий, экономически обоснованную резервную армию труда и безработицу. Особенно важной является социальная либералиция наемного труда прежде всего через радикальную реформу трудового законодательства в полном соответствии требованиями рыночной экономики. Надо коренным образом изменить «дух законов» о труде, бес всяких оговорок признать рабочую силу товаром, собственником которого является свободный от внеэкономического принуждения и административного диктата индивид. Как хозяин уникального товара он имеет права на приоритет на рынке труда, его цена формируется в зависимости от способности, образования, квалификации, опыта.
Для обеспечения свободы труда необходимо окончательно избавиться от рудиментов тоталитарной эпохи (прописки, спецучета кадров, административных ограничений приема и произвольных увольнений наемных работников). Затем желательно отказаться от так называемой социальной защиты трудящихся и ввести в действие регуляторы свободного рынка труда. Среди них принципиально важны справедливая оплата, надежная охрана и достойные условия труда, механизмы социального страхования экономических рисков потери трудоспособности, независимые институты непредвзятого урегулирования трудовых конфликтов. Причем необходимо выделить особенности наемного труда в аграрном секторе, малом предпринимательстве.
Давно пора заменить архаичные и
неэффективные формы
Предстоит признать приоритет социального партнерства по закону над государственным управлением трудом в его бюрократическом исполнении. Поэтому необходимо ограничить роль государства в обеспечении занятости, включая отказ от глобальных федеральных программ, попыток унифицировать нормы и нормативы социальной и экономической «защищенности» от безработицы. Для этого необходимо создать независимую от правительства и местной администрации систему активного содействия безработным на основе страховых взносов. Следует рассматривать безработицу как неотъемлемый элемент рынка труда, а под обеспечением занятости понимать трудоустройство вынужденно безработных и трудовую активизацию добровольно незанятых с использованием преимущественно экономических стимулов привлечение к труду.
Государственные гарантии незанятому населению должно заменить обязательное страхование структурной и профессиональной безработицы. Нужно очистить экономически обусловленную безработицу от социальных наслоений популистского толка: передать безработных, лишь эмитирующих трудовую активность, но зачастую неспособных к профессиональному труду, в органы социальной опеки для последующей трудовой реабилитации путем приобщения к посильным для них занятиям.
Однако, в последнее время
По мере углубления реформ число безработных должно возрастать в прямой пропорции с повышением эффективности производства и реальной оплаты за труд. Более того, необходимо форсировать структурную безработицу в соответствии с реализацией программ реструктуризации производства, создавая на ее базе мобильный резерв рабочей силы, используемый для интенсивного развития экономики. Прежде всего следует стремиться к поддержанию взаимосвязи занятости, зарплаты и инвестиций в оптимальном соотношении, что является условием социально - экономической сбалансированности. Только так может быть обеспечена надежная экономическая основа для создания новых рабочих мест, расширяющих сферу эффективной занятости, что, в свою очередь, приведет к «рассасыванию» безработицы, понижению ее уровня при стабилизации развития. Именно тогда становится возможным создание в обозримой перспективе динамичной, адаптированной к глубинным рыночным трансформациям в экономике социально - трудовой сферы.
Распределение занятого населения в России по секторам экономики показано в табл. 2.
Анализ изменения числа
В целом по экономике ожидается за этот период сокращение числа занятых на 0,6 млн. чел., в основном в промышленности, а также на транспорте и в связи.
Наблюдается дальнейшее увеличение числа занятых в негосударственном секторе экономики с 62,2% в 1995 году до 66,7% в 1997 году и, соответственно, сокращение занятых в государственном секторе - с 37,8% до 33,1% .
Анализ ситуации на рынке труда России в 1996 г. свидетельствует, что из-за ухудшения основных макроэкономических показателей общественного развития (дальнейшего падения объемов промышленного производства и снижения инвестиций), положение на рынке труда было очень сложным.
Происходило увеличение
масштабов неполной занятости, при
которой часть населения
Таблица 2 | |||||
Занятость населения России в 1995-1997 гг. (в среднегодовом исчислении, млн. чел.) | |||||
Наименование отрасли |
1995 год |
1996 год |
1997 год |
1996 год в % к 1995 |
1997 год в % к 1996 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Численность занятых в экономике |
67,1 |
66,5 |
65,9 |
99,1 |
99,1 |
в том числе: в отраслях материального производства, |
45,6 |
45,1 |
44,4 |
98,9 |
98,4 |
из них в: промышленности |
17,2 |
17,1 |
16,8 |
99,4 |
98,2 |
сельском и лесном хозяйстве |
10,6 |
10,8 |
10,9 |
101,9 |
100,9 |
строительстве |
6,5 |
6,2 |
6,0 |
95,4 |
98,4 |
торговле, общественном питании, материально- техническом снабжении и сбыте, заготовках |
6,5 |
6,2 |
6,2 |
95,4 |
98,4 |
прочих видах деятельности в сфере материального производства |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
100,0 |
100,0 |
в отраслях непроизводственной сферы, |
21,5 |
21,4 |
21,5 |
99,5 |
100,5 |
из них в: жилищно-коммунальном хозяйстве и бытовом обслуживании |
3,3 |
3,2 |
3,3 |
97,0 |
100,5 |
транспорте и связи (обслуживание населения) |
1.7 |
1,6 |
1,5 |
94,1 |
93,7 |
здравоохранении, физической культуре и социальном обеспечении |
4,5 |
4,4 |
4,4 |
97,8 |
100,0 |
образовании, культуре и искусстве, науке и научном обслуживании |
9,3 |
9,4 |
9,5 |
101,1 |
101,1 |
прочих видах деятельности в непроизводственной сфере |
2,9 |
2,8 |
2,8 |
96,6 |
100,0 |
В различных хозяйственных структурах ежемесячно около 2 млн. чел. находились в отпусках по инициативе администрации без сохранения или с частичным сохранением заработной платы.
Продолжалось сокращение
потребности организаций в
Подавляющее большинство промышленно развитых стран с социально ориентированной рыночной экономикой главной целью в области политики занятости провозглашают активную политику , направленную на содействие полной, продуктивной и свободно избранной занятости.
Подразумевается, что государство создает условия и, привлекая в той или иной мере различные хозяйственные структуры, предприятия, организации и учреждения, стремится к следующему: во-первых, чтобы имелась работа для всех, кто готов приступить к работе и ее ищет; во-вторых, чтобы такая работа была как можно более продуктивной; в-третьих, чтобы существовала свобода выбора занятости. Каждый работник должен иметь широкие возможности для приобретения необходимой квалификации и использования ее и своих способностей в трудовой деятельности без какой-либо дискриминации.
В развитой рыночной экономике субъектами на рынке труда выступают работодатели и работники или органы, представляющие их интересы, например ассоциации предпринимателей, профсоюзные органы и прочие структуры. Государство выступает в качестве работодателя на государственных предприятиях, а также в качестве инвестора, финансируя крупные социально значимые проекты и программы. Но главная функция государства заключается в том, что оно формирует, определяет и контролирует правила поведения и регулирования интересов партнеров на рынке труда.
В соответствии с действующим законодательством о занятости населения, государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость. Причем, государственная политика Российской Федерации в области содействия занятости населения направлена на:
•развитие людских ресурсов для труда;
•обеспечение равных возможностей всем гражданам Российской Федерации независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости;