Виды и формы безработицы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 13:53, доклад

Описание работы

Безработица - это явление, органически связанное с рынком труда. По определению Международной организации труда - безработным признается любой, кто на данный момент не имеет работы, ищет работу и готов приступить к ней. По российскому законодательству, безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. Современная безработица в России - специфическая и в определенной мере уникальное явление, порожденное переходной экономикой страны, в которой происходит процесс становления рыночных отношений.

Содержание работы

Виды и формы безработицы 2
Расчет численности безработных. 5
Факторы, способствующие безработице в России. Минимизация их воздействия. 7
Методы борьбы с безработицей 9
Показатели занятости населения и безработицы в России за последние годы. 13
Анализ динамики и структуры безработицы в России 22
Литература 28

Файлы: 1 файл

безработица.doc

— 169.00 Кб (Скачать файл)

В связи с рыночными  изменениями наметился переход  от жестоких социалистических к более гибким видам найма (срочным контрактам, неформализованным соглашениям и т.п.). При этом почти сошла на нет традиционная роль органов труда как госнадзирателя за использованием рабочего времени, дисциплины, производительностью, условиями и оплаты труда.

Вместе с тем увеличивалась  вынужденная безработица, порожденная  новыми условиями функционирования предприятий и формами найма. Высвобожденные по экономическим мотивам  составили более половины официально зарегистрированных безработных. Именно для них, квалифицированных работников со стажем и производственным опытом, были особенно нужны реальные гарантии занятости, альтернативные косметическим мерам по трудоустройству социально незащищенных маргиналов.

Неуклонный рост структурной  безработицы предопределял необходимость преобразования фондов занятости в полноценную систему социального страхования. Безработица из негативного явления превращалась в постоянно действующий фактор развития рынка труда и обострения конкуренции за рабочие места. Надо было считаться с ее объективным характером, обусловленностью процессами реформирования экономики, искать новые формы эффективной занятости.

Однако безработица  оказалась тем «орешком», о который  сломали «рыночные» зубы не одна команда  реформаторов в России. Следуя правительственному курсу социальной защиты, служба занятости трансформировалась в организацию по борьбе с безработицей. Были продолжены раздачи гарантий ее клиентам по растущему числу специально проводимых мероприятий. Причем упор делался на выигрышные в глазах общественности проекты в пользу социально незащищенных. И наоборот, в программах содействия занятости сознательно  принижалось значение трудового посредничества, задач повышения мобильности высвобождаемой рабочей силы и ее конкурентоспособности на открытом рынке труда.

Курс на обеспечение  возможно полной занятости и предотвращение безработицы не решал важнейшую  задачу реформ - повышение эффективности  производства. Когда экономический  кризис усилился, обновленное к тому времени правительство увидело  выход из него в достижении финансовой стабилизации, фактически в ускоренном развитии финансово - промышленного капитала путем мобилизации ресурсов накопления.

В условиях катастрофической нехватки инвестиций, что вполне естественно  для системного кризиса, активного вывоза из страны капиталов и сокращения возможностей инфляционного кредитования  промышленности источником стабилизации экономики становились доходы населения. На смену социальным приоритетам и монетаристским моделям  пришли узкопрагматические  задачи перераспределения национального дохода в пользу крупнейших монополий, возникших в результате «народной» приватизации.

Обеспечение занятости  и массовая безработица находятся  под контролем государства. Оказывается  легче приостановить высвобождении  работающих без оплаты, чем наладить работу предприятий в нормальном режиме, то есть без долгов по зарплате, но и без излишнего персонала. Недостаток трудовой мотивации и доходов по основному месту работы замещается государственными компенсациями: социальными гарантиями на производстве, выплатами и льготами неимущим по месту жительства. То, что рабочие недополучили как трудящиеся, им пытаются вернуть как социально незащищенным.

Наряду с этим расширяется «  исход » ранее многочисленного  слоя квалифицированных работников с простаивающих предприятий, бесперспективных производств. Вместе с распадом наукоемких отраслей промышленности растет депрофессионализация  высококлассных специалистов. Они вынуждены перебиваться случайными заработками, искать относительно доходные занятия в ущерб своей квалификации и социально - профессиональному статусу. Что же надо делать, чтобы привести в движение эту топчущуюся на месте, неурегулированную, а потому шаткую, грозящую повернуть вспять систему отношений труда и капитала?

Суть новой социально - трудовой политики можно свести к следующему: окончательный переход от полной занятости, заждавшейся на низкоэффективном труде и социальных гарантиях неработающим, к рыночной системе, предполагающей полную свободу труда и выбора занятий, экономически обоснованную резервную армию труда и безработицу. Особенно важной является социальная либералиция наемного труда прежде всего через радикальную реформу трудового законодательства в полном соответствии требованиями рыночной экономики. Надо коренным образом изменить «дух законов» о труде, бес всяких оговорок признать рабочую силу товаром, собственником которого является свободный от внеэкономического принуждения и административного диктата индивид. Как хозяин уникального товара он имеет права на приоритет на рынке труда, его цена формируется в зависимости от способности, образования, квалификации, опыта.

Для обеспечения свободы труда  необходимо окончательно избавиться от рудиментов тоталитарной эпохи (прописки, спецучета кадров, административных ограничений приема и произвольных увольнений наемных работников). Затем желательно отказаться от так называемой социальной защиты трудящихся и ввести в действие регуляторы свободного рынка труда. Среди них принципиально важны справедливая оплата, надежная охрана и достойные условия труда, механизмы социального страхования экономических рисков потери трудоспособности, независимые институты непредвзятого урегулирования трудовых конфликтов. Причем необходимо выделить особенности наемного труда в аграрном секторе, малом предпринимательстве.

Давно пора заменить архаичные и  неэффективные формы законодательного регулирование труда, например, единый для всех размер минимальной заработной платы и ее индексации, которые  из инструментов социальной защиты на практике, в ситуации бюджетного дефицита, превращаются в государственные нормы фиксированного порога бедности трудящихся. Взамен следует установить минимум оплаты за единицу отработанного времени (час) и заложить в основу тарифных систем.

Предстоит признать приоритет социального  партнерства по закону над государственным управлением трудом в его бюрократическом исполнении. Поэтому необходимо ограничить роль государства в обеспечении занятости, включая отказ от глобальных федеральных программ, попыток унифицировать нормы и нормативы социальной и экономической «защищенности» от безработицы. Для этого необходимо создать независимую от правительства и местной администрации систему активного содействия безработным на основе страховых взносов. Следует рассматривать безработицу как неотъемлемый элемент рынка труда, а под обеспечением занятости понимать трудоустройство вынужденно безработных и трудовую активизацию добровольно незанятых с использованием преимущественно экономических стимулов привлечение к труду.

Государственные гарантии незанятому населению должно заменить обязательное страхование структурной и профессиональной безработицы. Нужно очистить экономически обусловленную безработицу от социальных наслоений популистского толка: передать безработных, лишь эмитирующих трудовую активность, но зачастую неспособных к профессиональному труду, в органы социальной опеки для последующей трудовой реабилитации путем приобщения к посильным для них занятиям.

Однако, в последнее время предпринимаются  попытки «спрятать» официальную  растущую безработицу, приукрасить результаты деятельности служб занятости. Направляемые на общественные и временные работы безработные в результате бюрократического кульбита уже не считаются таковыми. Затем настает очередь посылаемых на переобучение и переподготовку, опоздавших на перерегистрацию. Далее следует черед других «нарушителей» новых правил, вводимых, кстати, «заднем» числом. Если пойти по этому пути, то вскоре борьба с безработицей закономерно перерастет в войну с безработными.

По мере углубления реформ число  безработных должно возрастать в прямой пропорции с повышением эффективности производства и реальной оплаты за труд. Более того, необходимо форсировать структурную безработицу в соответствии с реализацией программ реструктуризации производства, создавая на ее базе мобильный резерв рабочей силы, используемый для интенсивного развития экономики. Прежде всего следует стремиться к поддержанию взаимосвязи занятости, зарплаты и инвестиций в оптимальном соотношении, что является условием социально - экономической сбалансированности. Только так может быть обеспечена надежная экономическая основа для создания новых рабочих мест, расширяющих сферу эффективной занятости, что, в свою очередь, приведет к «рассасыванию» безработицы, понижению ее уровня при стабилизации развития. Именно тогда становится возможным создание в обозримой перспективе динамичной, адаптированной к глубинным рыночным трансформациям в экономике социально - трудовой сферы.

Показатели занятости населения и безработицы в России за последние годы.

Распределение занятого населения в России по секторам экономики показано в табл. 2.

Анализ изменения числа занятых  по отраслям экономики в 1997 году показывает их увеличение по 0,1 млн. чел. в сельском хозяйстве, в бытовом обслуживании и жилищно-коммунальном хозяйстве, в образовании, культуре и искусстве, науке и научном обслуживании, а также в сфере финансов, кредитовании и страховании.

В целом по экономике ожидается  за этот период сокращение числа занятых  на 0,6 млн. чел., в основном в промышленности, а также на транспорте и в связи.

Наблюдается дальнейшее увеличение числа  занятых в негосударственном секторе экономики с 62,2% в 1995 году до 66,7% в 1997 году и, соответственно, сокращение занятых в государственном секторе - с 37,8% до 33,1% .

Анализ ситуации на рынке  труда России в 1996 г. свидетельствует, что из-за ухудшения основных макроэкономических показателей общественного развития (дальнейшего падения объемов промышленного производства и снижения инвестиций), положение на рынке труда было очень сложным.

Происходило увеличение масштабов неполной занятости, при  которой часть населения вынуждено  работала меньше установленной продолжительности  рабочего времени. Ежемесячно на крупных  и средних предприятиях в режиме неполного рабочего времени трудилось свыше 3 млн. чел., что в 1,5 раза превысило данный показатель в 1995 г.

Таблица 2

Занятость населения  России в 1995-1997 гг. (в среднегодовом исчислении, млн. чел.)

Наименование отрасли

1995

год

1996

год

1997

год

1996 год

в % к

1995

1997 год

в % к

1996

1

2

3

4

5

6

Численность занятых  в

экономике

 

67,1

 

66,5

 

65,9

 

99,1

 

99,1

в том числе:

в отраслях материального производства,

 

 

45,6

 

 

45,1

 

 

44,4

 

 

98,9

 

 

98,4

из них в:

промышленности

 

17,2

 

17,1

 

16,8

 

99,4

 

98,2

сельском и лесном хозяйстве

 

10,6

 

10,8

 

10,9

 

101,9

 

100,9

строительстве

6,5

6,2

6,0

95,4

98,4

торговле, общественном

питании, материально-

техническом снабжении  и сбыте, заготовках

 

 

 

6,5

 

 

 

6,2

 

 

 

6,2

 

 

 

95,4

 

 

 

98,4

прочих видах деятельности в сфере материального производства

 

 

1,5

 

 

1,5

 

 

1,5

 

 

100,0

 

 

100,0

в отраслях непроизводственной сферы,

 

21,5

 

21,4

 

21,5

 

99,5

 

100,5

из них в:

жилищно-коммунальном хозяйстве  и бытовом обслуживании

 

 

 

3,3

 

 

 

3,2

 

 

 

3,3

 

 

 

97,0

 

 

 

100,5

транспорте и связи

(обслуживание населения)

 

 

1.7

 

 

1,6

 

 

1,5

 

 

94,1

 

 

93,7

здравоохранении, физической культуре и

социальном обеспечении

 

 

 

4,5

 

 

 

4,4

 

 

 

4,4

 

 

 

97,8

 

 

 

100,0

образовании, культуре и  искусстве, науке и научном обслуживании

 

 

9,3

 

 

9,4

 

 

9,5

 

 

101,1

 

 

101,1

прочих видах деятельности в непроизводственной сфере

 

 

2,9

 

 

2,8

 

 

2,8

 

 

96,6

 

 

100,0


В различных хозяйственных  структурах ежемесячно около 2 млн. чел. находились в отпусках по инициативе администрации без сохранения или с частичным сохранением заработной платы.

Продолжалось сокращение потребности организаций в работниках. По сравнению с 1995 г. число вакантных рабочих мест сократилось почти на 30%. На крупных и средних предприятиях в 1996 г. было ликвидировано в 3 раза больше рабочих мест, чем введено дополнительных. Общий прием на работу в течение 1996 г. был меньше выбытия на 2,4 млн. чел., что почти в 2 раза превышает показатель 1995 г. Основная часть граждан - 67% увольнялась по собственному желанию.

Подавляющее большинство  промышленно развитых стран с  социально ориентированной рыночной экономикой главной целью в области политики занятости провозглашают активную политику , направленную на содействие полной, продуктивной и свободно избранной занятости.

Подразумевается, что  государство создает условия  и, привлекая в той или иной мере различные хозяйственные структуры, предприятия, организации и учреждения, стремится к следующему: во-первых, чтобы имелась работа для всех, кто готов приступить к работе и ее ищет; во-вторых, чтобы такая работа была как можно более продуктивной; в-третьих, чтобы существовала свобода выбора занятости. Каждый работник должен иметь широкие возможности для приобретения необходимой квалификации и использования ее и своих способностей в трудовой деятельности без какой-либо дискриминации.

В развитой рыночной экономике  субъектами на рынке труда выступают работодатели и работники или органы, представляющие их интересы, например ассоциации предпринимателей, профсоюзные органы и прочие структуры. Государство выступает в качестве работодателя на государственных предприятиях, а также в качестве инвестора, финансируя крупные социально значимые проекты и программы. Но главная функция государства заключается в том, что оно формирует, определяет и контролирует правила поведения и регулирования интересов партнеров на рынке труда.

В соответствии с действующим  законодательством о занятости  населения, государство проводит политику содействия реализации прав граждан  на полную, продуктивную и свободно избранную занятость. Причем, государственная политика Российской Федерации в области содействия занятости населения направлена на:

•развитие людских ресурсов для труда;

•обеспечение равных возможностей всем гражданам Российской Федерации независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости;

Информация о работе Виды и формы безработицы