Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 13:53, доклад
Безработица - это явление, органически связанное с рынком труда. По определению Международной организации труда - безработным признается любой, кто на данный момент не имеет работы, ищет работу и готов приступить к ней. По российскому законодательству, безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. Современная безработица в России - специфическая и в определенной мере уникальное явление, порожденное переходной экономикой страны, в которой происходит процесс становления рыночных отношений.
Виды и формы безработицы 2
Расчет численности безработных. 5
Факторы, способствующие безработице в России. Минимизация их воздействия. 7
Методы борьбы с безработицей 9
Показатели занятости населения и безработицы в России за последние годы. 13
Анализ динамики и структуры безработицы в России 22
Литература 28
•создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;
•поддержку трудовой
и предпринимательской инициати
•обеспечение социальной защиты в области занятости населения, проведение специальных мероприятий, способствующих обеспечению занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды; граждане, имеющие на содержании лиц, которым по заключению уполномоченного на то органа необходимы постоянный уход, помощь или надзор; лица, освобожденные из мест лишения свободы; молодежь в возрасте до 18 лет, впервые ищущая работу; лица предпенсионного возраста (за два года до наступления возраста, дающего право выхода на пенсию); беженцы и вынужденные переселенцы; граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей; одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов; семьи, в которых оба родителя признаны безработными; граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф);
•предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы;
•поощрение работодателей,
сохраняющих действующие и
•сочетание самостоятельности органов власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в обеспечении занятости населения с согласованностью их действий при реализации Федеральной программы содействия занятости населения;
•координацию деятельности
в области занятости населения
с деятельностью по другим направлениям
экономической и социальной политики,
включая инвестиционно-
•координацию деятельности государственных органов, профессиональных союзов, иных представительных органов работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения и контроля за ними;
•обеспечение занятости в местах проживания коренных малочисленных народов и других национальных меньшинств Российской Федерации с учетом их национальных и культурных традиций, а также исторически сложившихся видов занятости;
•международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, включая вопросы, связанные с трудовой деятельностью граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и иностранных граждан на территории Российской Федерации, соблюдение международных трудовых норм.
В соответствии с утвержденной Правительством России Федеральной целевой программой содействия занятости населения, основными задачами государственной политики на рынке труда в 1996-1997 годах являются следующие три направления:
•формирование благоприятных условий для занятости населения и обеспечения организаций работниками через экономическую стабилизацию;
•повышение качества
и конкурентоспособности
•развитие систем обучения кадров, деятельности государственной службы занятости.
Трудовая активность населения и предложение труда в 1996-1997 годах будут характеризоваться показателями, приведенными в табл.3.
Таблица 3 | ||
(в среднем за год, млн. чел.) | ||
|
1996 год |
1997 год |
Экономически активное население |
72,3 |
71,8 |
в том числе: занятое население или удовлетворенный спрос |
66,5 |
65,9 |
безработные или неудовлетворенный спрос |
5,8 |
5,9 |
Экономически неактивное население |
8,0 |
8,2 |
Механизм государственного регулирования
занятости населения
Показатели численности
Таблица 4 | ||
Динамика численности безработных и уровня официально зарегистрированной безработицы в России | ||
На конец периода, годы |
Численность безработных, тыс. чел. |
Уровень безработицы, % |
1991 |
61,4 |
0.08 |
1992 |
577.7 |
0,76 |
1993 |
835,5 |
1,11 |
1994 |
1635,7 |
2,21 |
1995 |
2326,9 |
3,15 |
1996 |
2506,0 |
3,4 |
янв. 1997 |
2515,5 |
3,4 |
Как следует из табл. 4, скачок численности официально зарегистрированных безработных произошел в 1992 г. Затем в течение четырех лет количество зарегистрированных безработных увеличилось еще в 4,4 раза и достигло к концу января 1997 г. - 2,5 млн. чел.
Показатели безработицы по причинам
увольнений на основании данных о
лицах, обратившихся в государственную
службу занятости в 1996 г., имеют следующий
вид (в % к общей численности
уволенные в связи с ликвидацией предприятий или сокращением численности персонала (штата) составляют - 19,0%, уволенные по собственному желанию - 50,0%, уволенные за нарушение трудовой дисциплины - 1,0%, стремящиеся возобновить трудовую деятельность после длительного перерыва - 19,0%, ищущие работу впервые - 11,0%. За январь 1997 г. численность безработных возросла на 9,5 тыс. чел., тогда как численность лиц, которым назначено пособие по безработице. сократилась по России за январь почти на 4 тыс. чел. Численность ищущих работу увеличилась в январе 1997 г. быстрее, чем численность безработных; при этом в 28 субъектах Российской Федерации сократилось число ищущих работу, а в 38 субъектах - число безработных.
При сохранении того же общероссийского уровня регистрируемой безработицы в 3,4% максимальный уровень безработицы в 10,7% сохраняется в Ивановской области , в Республике Ингушетия - 8,9% и в Республике Калмыкия - 9,1% . Из 16 регионов, отнесенных в 1992 г. к территориям с критической ситуацией на рынке труда, уровень безработицы снизился в 14-ти и только в двух повысился: в Архангельской области - на 0,3% и в Республике Дагестан - на 1,3%. Характеристика масштабов безработицы в регионах России показана в табл. 5.
Таблица 5 | |||
Численность безработных и уровень регистрируемой безработицы в январе 1997 г. | |||
|
Зарегистрировано безработных, тыс. чел. |
Доля безработных, которым назначено пособие, % |
Уровень безработицы, % |
Российская Федерация |
2515,5 |
89,9 |
3,4 |
в том числе районы: Северный |
172,5 |
86,0 |
5,8 |
Северо-Западный |
139,1 |
91,6 |
5,8 |
Центральный |
477,9 |
92,1 |
3,1 |
Волго-Вятский |
209.9 |
88,3 |
5,0 |
Центрально-Черноземный |
92,6 |
95,7 |
2,5 |
Поволжский |
273,0 |
92.0 |
3,2 |
Северо-Кавказский |
234,9 |
81,9 |
2,9 |
Уральский |
336,5 |
90.3 |
3.4 |
Западно-Сибирский |
215.8 |
90,9 |
2,8 |
Восточно-Сибирский |
172,8 |
89,1 |
4,1 |
Дальневосточный |
148,3 |
91,9 |
3,8 |
Как видно из табл. 15 наибольший уровень безработицы отмечается в Северном и Волго-Вятском районах, наименьший - в Центрально-Черноземном и Западно-Сибирском экономических районах.
Таблица 6 | |||||
Количество безработных на одну вакансию в отраслях экономики РФ | |||||
Отрасли |
1992г. |
1993 г. |
1994 г |
1995 г. |
В среднем за 1992—1995 гг. |
Строительство |
20,8 |
15,6 |
29,7 |
47,1 |
28,3 |
Торговля, общественное питание, МТС, сбыт, заготовки |
22,2 |
14,2 |
33,3 |
33,0 |
25,7 |
Сельское хозяйство |
13,0 |
12,6 |
30,2 |
24,6 |
20,1 |
Промышленность |
14,4 |
13,1 |
15,1 |
22,3 |
16,2 |
Транспорт и связь |
8,0 |
5,9 |
9,0 |
11,8 |
8,7 |
Наука и научное обслуживание |
11,7 |
6,1 |
5,2 |
5,5 |
7,1 |
Лесное хозяйство |
4,7 |
5,1 |
7,8 |
9,2 |
6,7 |
ЖКХ |
5,0 |
3,5 |
5,2 |
7,5 |
5,3 |
Другие отрасли |
4,5 |
2,7 |
5,2 |
5,1 |
4,4 |
Образование |
4,0 |
2,6 |
4,9 |
5,5 |
4,3 |
Культура и искусство |
4,0 |
1,5 |
3,5 |
4,3 |
3,3 |
Здравоохранение, физкультура и спорт, социальное обеспечение |
2,7 |
2,0 |
3,3 |
4,1 |
3,0 |
Кредитование, финансы, страхование и пенсионное обеспечение |
1,7 |
1,6 |
2,3 |
3,7 |
2,3 |
Управление |
1,8 |
0,9 |
1,6 |
2,0 |
1,6 |
В среднем по отраслям экономики РФ |
9,0 |
6,6 |
10,0 |
11,7 |
9,3 |
Современная ситуация на рынке труда России существенно отличается от той, что была еще 4 года назад. За эти годы численность занятого населения сократилась на 9%. В настоящее время, по данным Госкомстата, которые не отражают реального положения дел, более 6,5 млн. человек не имеют занятия, но активно его ищут; почти 2,7 млн. человек зарегистрированы в органах службы занятости в качестве безработных.
В связи с изменением отраслевой структуры занятости (уменьшением числа работающих в отраслях обрабатывающей промышленности, особенно в машиностроении и легкой промышленности) обострились региональные проблемы занятости. В 47 субъектах Российской Федерации безработица превышает средний уровень по стране, в отдельных городах наблюдается массовая безработица.
Вынужденная неполная занятость наиболее остра во Владимирской, Ульяновской, Ивановской областях - более 15% (т.е. в два раза больше среднероссийского показателя по данным Госкомстата) занятых находились в первом полугодии 1996 г. в административных отпусках или вынужденно работали неполное рабочее время. Минимальна вынужденная неполная занятость в некоторых северных ресурсодобывающих регионах: Ненецком АО, Ямало-Ненецком АО, Якутии. В этих регионах ею охвачено менее 0,7% занятых (т.е. в 10 раз меньше чем в среднем по России).
Интересна также дифференциация регионов страны по составу безработных. Первоначально основную массу безработных в России составляли женщины, лица с высшим и средним специальным образованием, лица предпенсионного возраста. Но затем в тех регионах, где уровень безработицы был выше среднего, стали расти доля мужчин, доля лиц с низким уровнем образования, доля молодежи.
Таким образом, по составу безработных можно судить о продвинутости того или иного региона по остроте безработицы. В тех регионах, где преобладают ”высокообразованные женщины предпенсионного возраста”, можно говорить лишь о начальной стадии безработицы. Уровень безработицы и напряженность на рынке труда в таких регионах как правило невелики (например, в Москве), хотя расти они могут высокими темпами (например, в Татарии). В тех регионах, где среди безработных преобладает молодежь, мужчины, лица с низким уровнем образования, проблема безработицы очень остра, но численность безработных зачастую растет медленнее, чем в среднем по стране
Итак, в России острая безработица имеется в регионах двух типов.
Во-первых, это регионы с высоким естественным приростом населения (Дагестан, Калмыкия, Тува, Карачаево-Черкессия, Чечня, Агинский Бурятский АО и т.п.). Здесь на рынок труда постоянно выходит большое количество молодежи, тогда как количество рабочих мест в условиях экономического кризиса не только не увеличивается, но и сокращается. В особый подтип выделяются регионы, где высокий естественный прирост сочетается с массовым притоком беженцев ( Ингушетия и Северная Осетия). В регионах данного типа безработица существовала и в прошлом в виде аграрного перенаселения.