Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2014 в 10:17, контрольная работа
Еще несколько лет тому назад слова «социолог» и «социология» воспринимались без понимания, а, порой, даже настороженно. Сегодня социология прочно вошла в нашу жизнь. Мнения социологов - экспертов можно услышать с экрана телевизора, прочитать в газете, наконец, можно и самому оказаться участником опроса. И, все-таки, даже в наши дни найдется немного людей, чьи представления о работе социологов выходят за пределы образа занимающегося опросом интервьюера. Социологи-профессионалы нужны не только в предвыборных баталиях, но и без них просто не может функционировать современная рыночная экономика.
Однако социология не только высокодоходная и престижная профессия, она - одна из самых интересных сфер человеческой деятельности. Эта наука исследует человеческое поведение практически на всех уровнях его социальной организации.
Введение…………………………………………………………………………….3
1. Понятие «социальный институт». Институционализация общественной жизни……………………………………………………………………………………….4
2. Виды и функции социальных институтов………………………………………8
3. Почему некоторые социальные институты продолжают существовать, даже если они не выполняют возложенные на них функции………………………………...14
Заключение………………………………………………………………………..16
Список использованной литературы………………………………………………17
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Понятие «социальный
институт». Институционализация общественной
жизни…………………………………………………………………
2. Виды и функции социальных институтов………………………………………8
3. Почему некоторые социальные
институты продолжают
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы………………………………………………17
Введение
Еще несколько лет тому назад слова «социолог» и «социология» воспринимались без понимания, а, порой, даже настороженно. Сегодня социология прочно вошла в нашу жизнь. Мнения социологов - экспертов можно услышать с экрана телевизора, прочитать в газете, наконец, можно и самому оказаться участником опроса. И, все-таки, даже в наши дни найдется немного людей, чьи представления о работе социологов выходят за пределы образа занимающегося опросом интервьюера. Социологи-профессионалы нужны не только в предвыборных баталиях, но и без них просто не может функционировать современная рыночная экономика.
Однако социология не только высокодоходная и престижная профессия, она - одна из самых интересных сфер человеческой деятельности. Эта наука исследует человеческое поведение практически на всех уровнях его социальной организации.
Однако знание социологии необходимо не только будущим профессионалам. Практически вся жизнь человека проходит в обществе, и в конечном счете, от его отношений с окружающим социальным миром зависит и его профессиональный успех, и личное счастье, да и вообще практически все. [1, с. 4, 5]
В данной контрольной работе раскрыты понятия «социального института» и институционализации общественной жизни, приведены виды и функции социальных институтов, раскрыты жизненные циклы социального института, проанализировано существование некоторых социальных институтов, не выполняющих возложенных на них функций.
1. Понятие «социальный
институт». Институционализация
Культура общества представляет собой сложную систему, основным блоком которой является социальный институт. Понятие социального института в его современном значении, так же как понятие культуры в целом, ввел Б.Малиновский. Социальный институт - организованная система социальных связей и норм, призванная удовлетворять основные потребности общества и входящих в него индивидов. Институты создают устойчивые формы совместной деятельности людей по использованию общественных ресурсов ради удовлетворения одной или нескольких социальных потребностей. [1, с. 100]
В социологии существует не одно, а множество определений социального института. Р. Миллс под институтом понимал общественную форму некоторой совокупности социальных ролей. Институты, которые он классифицировал по выполняемым задачам (религиозным, военным, образовательным и т. д.), образуют институциональный порядок. Известный американский социолог П. Бергер институтом называет обособленный комплекс социальных действий, например юридический закон, социальный класс, брак, организационно оформленная религия. Современный немецкий социолог, один из основателей философской антропологии -- А. Гелен трактует институт как регулирующее учреждение, направляющее в определенное русло действия людей, подобно тому, как инстинкты руководят поведением животных. Иными словами, институты обеспечивают процедуры упорядочения поведения людей и побуждают их идти проторенными путями, которые общество считает желательными.
Понятию «социальный институт» в отечественной литературе отводится центральное место. Социальный институт определяется как ведущий компонент социальной структуры общества, интегрирующий и координирующий множество индивидуальных действий людей, упорядочивающий социальные отношения в отдельных сферах общественной жизни. Согласно С. С. Фролову, «социальный институт - это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества». По мнению М. С. Комарова, социальные институты представляют собой «ценностно-нормативные комплексы, посредством которых направляются и контролируются действия людей в жизненно важных сферах - экономике, политике, культуре, семье и др.». В. Ф. Анурин определяет социальный институт как «устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих взаимодействие людей в определенной сфере жизнедеятельности и организующих их в систему ролей и статусов».
Если суммировать все множество подходов, то их можно разделить на следующие. Социальный институт представляет собой:
- ролевую систему, в которую включаются также нормы и статусы;
- совокупность обычаев, традиций и правил поведения;
- формальную и неформальную организацию;
- совокупность норм и учреждений, регулирующих определенную сферу общественных отношений;
- обособленный комплекс социальных действий.
Понимая социальные институты как совокупность норм и механизмов, регулирующих определенную сферу общественных отношений (семья, производство, государство, образование, религия), социологи углубили наше представление о них как о столпах или базовых элементах, на которых покоится общество. [2, с. 184-186]
Институционализация представляет собой процесс определения и закрепления социальных норм, правил, статусов и ролей и приведение их в систему. Институционализация - это замена спонтанного поведения на предсказуемое поведения, которое ожидается, регулируется и моделируется.
Институционализация общественного движения как правило, характеризуется спонтанными протестами и выступлениями, беспорядочным поведением. Каждое собрание на этой стадии сопровождается непредсказуемой последовательностью эмоциональных действий. Человек в этой ситуации не может прогнозировать дальнейший ход событий.
При появлении институциональных моментов в общественном движении начинается:
- Формирование определенных
правил и норм поведения, разделяемых
большинством его
- Эти нормы и правила
постепенно принимаются и
- Появляются устойчивые
лидеры, которые признаются официально,
согласно принятому порядку. Каждый
участник движения обладает
- Под воздействием определенных
норм поведение каждого
Таким образом, процесс институционализации, т.е. образования социального института, складывается из нескольких этапов.
1. Возникновение потребности,
удовлетворение которой
2. Формирование общих целей.
3. Появление социальных
норм и правил в ходе
4. Появление процедур, связанных с нормами и правилами.
5. Институционализация норм и правил, т.е. их принятие, практическое применение.
6. Установление системы
санкций для поддерживания
7. Создание системы статусов и ролей, охватывающих всех членов института.
Итогом процесса институционализации можно считать создание четкой статусно-ролевой структуры, одобренной большинством участников этого процесса.
Развитие социальных институтов происходит в двух направлениях: либо возникновение новых институтов, либо совершенствование уже сложившихся. При этом совершенствование может происходить как через внутреннюю дифференциацию (т.е. более четкую и конкретную регламентацию с учетом специфики данного вида деятельности), так и посредством перерегуляции институциональных связей (т.е. кардинальное изменение принципов регуляции).
Зрелость общества определяется многообразием социальных институтов, их развитостью, способностью надежно, устойчиво и профессионально удовлетворять многообразные потребности индивидов и общностей. Общество -- это система социальных институтов, которые находятся в постоянном процессе обновления. [3, с. 105-107]
2. Виды и функции социальных институтов
Поскольку зарубежные, а вслед за ними и отечественные социологи придерживаются различных определений социального института, то вполне естественно, что по-разному они понимают его внутреннее строение, т. е. функционально взаимосвязанную систему опорных элементов. Просто разное видение одного и того же.
К примеру, Дж. Бернард и Дж. Томпсон выделяют такие элементы социального института, как: цели и задачи, которые относятся к явным функциям института; образцы, или правила, поведения; символические черты; утилитарные черты; устные и письменные традиции.
Г. Ландберг, С. Шраг и О. Ларджен, раскрывая поэлементное структуру социального института, тесно связывают ее с выполняемыми институтом функциями (см. табл. 1).
Таблица 1. Функции и структурные элементы основных институтов общества
Функции |
Институты |
Основные роли |
Физические черты |
Символические Черты |
|
Выращивание и воспитание детей |
семейно-брачные |
отец мать ребенок |
дом обстановка |
кольца обручение контракт |
|
Добывание пищи, одежды, жилья |
экономические |
работодатель наемный работник покупатель продавец |
фабрика офис магазин |
деньги торговля марка реклама |
|
Поддержание законов, правил и стандартов |
политические |
законодатель субъект права |
общественные здания и места |
Флаг кодекс хартия |
|
Содействие соборным отношениям и установкам, углубление веры |
религиозные |
пастор прихожанин |
собор церковь |
крест- алтарь Библия |
|
Социализация людей, приобщение к базисным ценностям и практикам |
образование |
учитель ученик |
школа колледж учебник |
диплом степень |
По мнению С. С. Фролова, правильнее говорить не об элементах, входящих в структуру института, а о неких институциональных признаках, т. е. общих для самых разных институтов чертах и свойствах. Таковых существует всего пять: 1) установки и образцы поведения (например, привязанность, лояльность, ответственность и уважение в семье, послушание, лояльность и субординация в государстве); 2) символические культурные признаки (обручальное кольцо, флаг, герб, крест, иконы и др.; 3) утилитарные культурные черты (дом для семьи, общественные здания для государства, магазины и фабрики для производства, учебные классы и библиотеки для образования, храмы для религии); 4) устный и письменный кодекс (запреты, правовые гарантии, законы, правила); 5) идеология (романтическая любовь в семье, демократизм в государстве, свобода торговли в экономике, академические свободы в образовании, православие или католицизм в религии).
Все социальные институты, существующие в обществе, удобно подразделять на главные (их именуют также фундаментальными, основными) и неглавные (неосновные, частные). Вторые скрываются внутри первых как более мелкие образования. Помимо деления институтов на главные и неглавные их можно классифицировать и по иным критериям. К примеру, институты различаются временем своего возникновения и продолжительностью существования (постоянно действующие и кратковременные институты), жесткостью применяемых санкций за нарушение правил, условиями существования, наличием или отсутствием бюрократической системы управления, наличием или отсутствием формальных правил и процедур.
Большинство социологов сходятся в том, что главных (основных, фундаментальных) институтов в человеческом обществе всего пять. Их предназначение
- удовлетворять важнейшие
жизненные потребности
- потребности в воспроизводстве рода (институт семьи и брака);
- потребности в безопасности и социальном порядке (политические институты, государство)
- потребности в добывании средств существования (экономические институты, производство);
- потребности в передаче знаний, социализации подрастающего поколения, подготовке кадров (институты образования в широком смысле, т. е. включая науку и культуру);
- потребности в решении духовных проблем, смысла жизни (институт религии).
Как уже говорилось, внутри главных институтов скрываются (наподобие матрешек) неглавные, или неосновные, институты. Неосновные институты называют еще социальными практиками или обычаями. Например, целибат и кровную месть с равным правом можно называть либо традицией, либо устоявшейся практикой. Внутри института семьи и брака, а сюда же входит и система родства, ученые находят институты отцовства и материнства, родовой мести, побратимства, наследования социального статуса родителей, имянаречения и т. д. Обычай назначать свидание является элементом социальной практики ухаживания.