Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2014 в 10:17, контрольная работа
Еще несколько лет тому назад слова «социолог» и «социология» воспринимались без понимания, а, порой, даже настороженно. Сегодня социология прочно вошла в нашу жизнь. Мнения социологов - экспертов можно услышать с экрана телевизора, прочитать в газете, наконец, можно и самому оказаться участником опроса. И, все-таки, даже в наши дни найдется немного людей, чьи представления о работе социологов выходят за пределы образа занимающегося опросом интервьюера. Социологи-профессионалы нужны не только в предвыборных баталиях, но и без них просто не может функционировать современная рыночная экономика.
Однако социология не только высокодоходная и престижная профессия, она - одна из самых интересных сфер человеческой деятельности. Эта наука исследует человеческое поведение практически на всех уровнях его социальной организации.
Введение…………………………………………………………………………….3
1. Понятие «социальный институт». Институционализация общественной жизни……………………………………………………………………………………….4
2. Виды и функции социальных институтов………………………………………8
3. Почему некоторые социальные институты продолжают существовать, даже если они не выполняют возложенные на них функции………………………………...14
Заключение………………………………………………………………………..16
Список использованной литературы………………………………………………17
В отличие от основного института неосновной выполняет специализированную задачу, обслуживает конкретный обычай или удовлетворяет нефундаментальную потребность. Так, важнейший институт - собственность - Т. Веблен возводил к потребности или склонности человека к соперничеству.
Неосновные институты можно представить как учреждение или организацию. Среди неосновных политических институтов мы обнаруживаем институты судебной экспертизы, паспортной прописки, судопроизводства, адвокатуры, присяжных, судебного контроля за арестами, судебной власти, президентства, королевской власти и т. д.
Функция - назначение или роль, которую выполняет определенный социальный институт, процесс по отношению к целому (например, функция государства, семьи и т. д. в обществе). Функцией социального института будем называть ту пользу, которую он приносит обществу. Иначе говоря, совокупность решаемых задач, достигаемых целей, оказываемых услуг.
Первой и важнейшей миссией социальных институтов является удовлетворение важнейших жизненных потребностей общества, т. е. того, без чего общество не может существовать как таковое.
Не менее важной является функция социализации людей, осуществляемая практически всеми социальными институтами (усвоение культурных норм и освоение социальных ролей). Ее можно назвать универсальной. Список универсальных, т. е. общих всем функций можно продолжить, включив сюда функцию закрепления и воспроизводства общественных отношений, регулятивную, интегративную, транслирующую и коммуникативную функции. [2, с. 190-198]
- Функция закрепления
и воспроизводства
- Регулятивная функция. Она
состоит в том, что функционирование
социального института
- Интегративная функция.
Эта функция включает в себя
процессы сплочения, взаимозависимости
и взаимоответственности
- Транслирующая функция.
Общество не могло бы
- Коммуникативная функция.
Информация, произведенная в институте,
должна распространяться как
внутри института с целью
Наряду с универсальными, существуют еще специфические функции. К ним следует отнести такие функции, которые присущи одним и не свойственны другим институтам, например: воспроизводство людей, рождение новых поколений (институт семьи), добывание средств существования (производство), наведение порядка в обществе (государство), открытие и передача новых знаний (наука и образование), отправление духовных ритуалов (религия).
Некоторые институты выполняют функцию стабилизаторов общественного порядка. К ним относятся политико-правовые институты типа государства, правительства, парламента, полиции, судов, армии. Другие поддерживают и развивают культуру. Это относится к институтам церкви и религии.
Если институт помимо пользы приносит обществу вред, то такое действие называют дисфункцией, К примеру, функция (задача) института образования -- готовить всесторонне развитых специалистов. Но если он не справляется со своей задачей, если образование поставлено из рук вон плохо, то ни развитых индивидов, ни классных специалистов общество не получит. Школы и вузы выпустят в жизнь рутинеров, дилетантов, полузнаек. Функция превратится в дисфункцию, плюс - в минус.
Деятельность социального института считается функциональной, если она способствует сохранению стабильности и интеграции общества. Она может расцениваться как дисфункциональная, если работает не на его сохранение, а на разрушение. Нарастание дисфункций в деятельности социальных институтов может вести к социальной дезорганизации общества.
Функции и дисфункции бывают явные, если они официально заявлены, всеми осознаются и очевидны, и латентные, если они скрыты от глаз, не заявляются. Явные функции институтов являются ожидаемыми и необходимыми. Они формируются и декларируются в кодексах и закреплены в системе статусов и ролей. Латентные функции выступают непредумышленным результатом деятельности институтов или лиц, предоставляющих их. [3, с. 199-204]
В жизненном цикле института, выделяют несколько стадий (или фаз), которые качественно отличаются друг от друга.
Первая фаза - зарождение организации. В результате кризиса или социального движения в защиту, скажем, гражданских прав выделяется группа активистов, которая вскоре преобразуется в организацию. На этой фазе появляются устав, определение и распределение задач, функций, ролей, порядок действий, режим, символика, выделяются лидеры и руководители. Второй период -- фаза эффективности, на которой институт достигает полной зрелости. Третья фаза - период формализации, ознаменованный обюрокрачиванием. Из средств правила становятся самоцелью. Господство правил, подчинивших себе живых людей, возникает из чрезмерного стремления к аккуратности и компетентности, из желания предупредить возможные нарушения, сбои, прогулы, брак, утечку информации и т. д. Одни институты (церковь, армия, государство, политика) с легкостью поддаются засилью инструкций, правил, бумагообороту, а другие от этого погибают, например институт образования. Последняя стадия - дезорганизация, институт теряет прежнюю гибкость и жизнеспособность. После этого институт ликвидируется или реорганизуется в новый. [2, с. 214, 215]
3. Почему некоторые социальные
институты продолжают
Этот вопрос объясняется динамикой социальных институтов. Под динамикой социальных институтов понимают три взаимосвязанных процесса: 1. жизненный цикл института от момента появления до его исчезновения; 2. функционирование зрелого института, т.е. выполнение явных и латентных функций, появление и продолжение дисфункций; 3. эволюция института - изменение вида, формы и содержания в историческом времени, возникновение новых и отмирание старых функций. [2, с. 214]
Помимо жизненного цикла института и его исторической эволюции, в понятие «динамика институтов» необходимо включать взаимодействие институтов, принимающие самые разные формы, в том числе две основные - сотрудничество и конкуренцию. Если институт производства успешно справляется со своей функцией, экономика процветает, доходы населения растут, то из государственного бюджета больше, чем прежде, поступает средств на развитие других институтов: образования, науки, культуры, социальной помощи и др. Поскольку образование, культура и наука остаются самыми престижными и одновременно самыми бедными институтами общества, то представители других институтов борются между собой за право диктовать им свою волю. Политики, фонды, благотворительные организации, партии выступают в роли спонсоров, промышленные корпорации подбирают себе кадры чуть ли не со школьной скамьи, проводя рекламные кампании и организуя профессиональную ориентацию школьников и студентов. В итоге институт образования становится ареной состязаний между другими институтами общества. Институциональная конкуренция может существовать в рамках одной и той же сферы общества, между родственными институтами. Например, в культуре подчас идет непримиримая борьба. Институт телевидения отбирает аудиторию как минимум у трех институтов культуры - кино, театра и чтения. Телевидение, киностудия и театр представляют собой разновидность социальной организации, а чтение - социальной практики. У первых есть свои органы управления, статьи финансирования, кафедры и вузы, газеты и журналы, а чтение - это коллективная привычка образованных людей получать информацию, сопереживая событиям и анализируя информацию. Хотя они все разные, между ними могут существовать отношения не только взаимодополнения, но и взаимной конкуренции. [4]
В настоящее время большинство правительств по всему миру делает или слишком много, или слишком мало. Они делают слишком много тогда, когда выполняют такие функции, которые ими вообще не должны исполняться, как, например, введение монополии или наложение ограничений на свободную торговлю, или такие, которые могут и должны выполняться какими-то определенными организациями гражданского общества, как, например, обеспечение телефонной связи или функционирование детских приютов. Они делают слишком мало, если не способны определить права на использование ограниченных ресурсов или если не могут обеспечить функционирование служб по охране безопасности граждан, их свобод и собственности. Один из способов высвободить ресурсы и позволить правительству на хорошем уровне выполнять свои важные функции - это не позволять ему заниматься такими делами, которыми оно не должно заниматься: или потому, что они сами по себе выходят за пределы его полномочий, или потому, что они лучше могут быть сделаны гражданами страны, свободно и добровольно объединяющими свои усилия. И тогда речь пойдет не только о том, что правительство будет лучше делать свою работу. Ведь если оно будет делать свою работу лучше, определяя права и обеспечивая им необходимую защиту, рынки и общественные организации будут лучше выполнять свою работу, обеспечивая рост изобилия и прогресс. [5]
Заключение
В последние годы социология завоевала широкое признание и заняла прочное место среди других наук. Она доказала свое право на существование в качестве самостоятельной научной дисциплины. И это не случайно, ведь социология изучает человека и общество в многочисленных точках их взаимного соприкосновения. Она освещает человеческий опыт, приглашает нас исследовать такие аспекты социального мира, которые мы часто игнорируем, не замечаем или принимаем как должное. Изучая социологию, мы можем лучше понять то, как устроено человеческое общество, где сосредоточена власть, какие чувства управляют нашим поведением, и как наше общество стало таким, какое оно есть сегодня. Социология дает уникальную возможность приоткрыть завесу, плотно скрывающую первоосновы социальной жизни, и тем самым преодолеть убеждение, что вещи всегда таковы, какими они нам кажутся. Иными словами, эта наука вооружает нас особой формой сознания, помогающей лучше понять те социальные силы, которые сдерживают или, наоборот, освобождают нас. Она проясняет недоступные аспекты человеческой жизни и открывает окно в социальный мир, который мы часто не замечаем или понимаем неправильно. [3, с. 5]
Список использованных источников
1. Сорвин К. В., А. А. Сусоколов Система социологических понятий в кратком изложении. Для студентов младших курсов. - М.: SPSL - «Русская панорама», 2012 г.
2. Кравченко А. И. Социология: учеб. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2010г.
3. Социология: Основы общей теории: Учебное пособие / Под общ. Ред. А. Ю. Мягкова. - М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2007 г.
4. Добронькова В.И., Кравченко А.И. Социологические институты и процессы.
5. Роль институтов и законодательства в экономическо: Доклад / Том Палмер: Институт Катона, США.