Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 19:00, курсовая работа
Социальная политика, направленная на реализацию конституционных установок по обеспечению достойной жизни и свободного развития человека и общества, является достаточно широкой категорией. Социальное обеспечение, представляющее собой комплексный государственный, правовой и общественный институт, выступающий в качестве формы распределения материальных благ с целью удовлетворения жизненно необходимых личных потребностей нуждающихся в этом членов общества, является ее важным составляющим элементом. Общественные отношения, возникающие в связи с предоставлением указанных материальных благ, составляют предмет права социального обеспечения.
Введение………………………………………………………………………………… 2
Глава 1: Понятие источников социального обеспечения и их характеристика …………………………………………………………………………………4
Параграф 1.1: Понятие источников социального обеспечения…………………………………………………………………………………4
Параграф 1.2:Виды и общая характеристика источников…………………………………………………………………………………10
Глава 2: Способы систематизации законодательства социального обеспечения. …………………………………………………………………………………13
Параграф 1.1. Способы систематизации законодательства социального обеспечения. …………………………………………………………………………………13
Параграф 1.2: Законодательство социального обеспечения. …………………………………………………………………………………15
Заключение. …………………………………………………………………………………18
Список используемой литературы …………………………………………………………………………………19
Третий источник, федеральные законы,
по сфере действия делятся на федеральные,
субъектов РФ (областные, краевые), отраслевые,
муниципальные и локальные. Разновидностью
классификации по сфере действия
является круг лиц, на которых распространяются
отдельные нормы
Четвертый это подзаконные акты,
это указы президента ,постановление
правительства и иные нормативные акты.
Подзаконные акты и законы, обладает
высшей юридической силой и имеют приоритет
по сравнению с любыми другими нормативными
правовыми актами. Это объясняется тем,
что законы принимаются высшим законодательным
(представительным) органом власти РФ
и ее субъектов. По Конституции РФ вопросы
регулирования отношений в области социального
обеспечения относятся к совместной компетенции
РФ и ее субъектов (п. « ж» ч. 1 ст. 72). Законы
делятся на конститутивные, кодифицированные
и текущие. Основной закон РФ — это Конституция
Российской Федерации, к конститутивным
законам относится Декларация прав и свобод
человека и гражданина, принятая 22 ноября
1991 г. постановлением Верховного Совета
РСФСР. Кодифицированным актом в области
социального обеспечения является Федеральный
закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах
охраны здоровья граждан в Российской
Федерации". Текущие законы касаются
отдельных институтов права социального
обеспечения.
Параграф 1.2:Виды и общая характеристика источников
Право социального обеспечения в условиях перехода к рыночным отношениям располагает довольно сложной системой юридических источников, что обусловлено характером правового регулирования этой отрасли права. Указанный выше предмет данной отрасли включает разнообразные общественные отношения, а именно: 1)отношения по поводу денежных выплат; 2) отношения по поводу натуральных видов социального обеспечения (социальных услуг); 3) отношения процедурного характера; 4) отношения процессуального характера.
Множество и разнообразие источников права социального обеспечения предопределяют возможность охарактеризовать только важнейшие, основополагающие акты, в которых закрепляются права граждан на те или иные виды социального обеспечения, отражаются требования и условия их предоставления, регламентируется организационно-правовой порядок осуществления указанных предписаний соответствующих нормативных актов.
-Международные договоры и конвенции.
Первую группу источников права социального обеспечения составляют международные договоры и конвенции Международной организации труда (МОТ).
В соответствии с п. 4 ст. 15
Конституции РФ общепризнанные
принципы и нормы
Следовательно, можно сделать
вывод, что нормы
К первой группе источников также относятся Конвенции МОТ. Например, Конвенция № 117 «Об основных целях и нормах социальной политики» (1962 г.), где закрепляется важное положение, согласно которому повышение жизненного уровня рассматривается в качестве основной цели при планировании экономического развития, Конвенция № 118 «О равноправии в социальном обеспечении» (1962 г.).
Важное значение , кроме конвенций, в области права социального обеспечения играют рекомендации МОТ, например, Рекомендация № 167 «О сохранении прав в области социального обеспечения» (1983 г.) и др.
-Законы Российской Федерации.
Вторую группу источников права социального обеспечения составляют законы Российской Федерации. Среди них особое место занимает Конституция Российской Федерации. В действующей Конституции закреплен правовой статус граждан в области социального обеспечения (ст. 7, 18, 33, 38, 39, 41, 45, 46 и 53). Важное место отводится Федеральному закону от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации". Этот нормативный акт закрепляет право граждан на охрану здоровья различных категорий субъектов.
В сфере права социального обеспечения действует большое количество нормативных актов. Однако для данной отрасли характерным является то, что отсутствует единый кодифицированный источник, регулирующий весь комплекс общественных отношений, составляющий предмет права социального обеспечения. На сегодняшний день права граждан на тот или иной вид социального обеспечения закреплены в законах РФ, к которым относятся:
1) Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации” № 173-ФЗ от 17.12.2001
2) Закон РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей";
3) Федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" № 81-ФЗ от 19 мая 1995 г.;
4) Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" и т.д.
-Подзаконные нормативные акты.
Третью группу составляют подзаконные
нормативные акты, среди которых
особое место занимают Указы Президента
РФ в сфере социального
Глава 2: Способы систематизации законодательства социального обеспечения.
Параграф 1.1. Способы систематизации законодательства социального обеспечения.
Законодательный массив в сфере
социального обеспечения
Социально-обеспечительное
Необходимость кодификации российского
законодательства о социальном обеспечении
обосновывается юридической наукой
с 70-х гг. ХХ века. Но за прошедший
период происходила лишь обработка
нормативного материала, принимались
отдельные консолидированные
Помимо сугубо правовых задач по
упорядочению нормативных предписаний
кодификация законодательства о
социальном обеспечении позволит решить
и многие социальные проблемы, которые
в современной России достаточно
остры. Закрепив единое социальное пространство,
достойный стандарт обеспечения, равный
социально-правовой статус человека и
гражданина на всей территории страны
кодекс социального обеспечения
может способствовать столь необходимому
сплочению российского
Источники законодательства о социальном обеспечении ставит сложные вопросы, касающиеся буквально всех ее аспектов. Но не вызывает сомнений то, что все они разрешимы при наличии заинтересованности законодателя, содействия правовой науки и участия общественных институтов в подготовке и принятии кодифицированного акта. Цель и задачи исследования. Целью является комплексный анализ источников о социальном обеспечении.
Параграф 1.2: Законодательство социального обеспечения.
Конституция Российской Федерации, определившая Россию как социальное государство, несомненно, требует значительных изменений в законодательстве о социальном обеспечении и его дальнейшего развития. Это вытекает из особых обязанностей, возлагаемых Конституцией на государство с тем, чтобы права человека охранялись властью закона.
Основой для такого развития можно
считать закрепление в
Обратим внимание на то, что после
вступления в силу новой Конституции
Российской Федерации уже принят
ряд актов, которые по своему содержанию
должны были развить заложенные в
Конституции идеи и восполнить пробелы.
Однако заметим, что в новом законодательстве
Российской Федерации, как и прежде,
слабо или вовсе не подчеркивается
приоритет прав граждан, провозглашенных
Конституцией, не акцентируется внимание
на обязанности государства
В Конституции Российской Федерации,
принятой 12 декабря 1993 г., в той или
иной форме воспроизведены положения
Декларации, касающиеся прав граждан
в сфере социального
В части второй ст. 7 Конституции
раскрываются отдельные направления
политики "социального государства".
Однако никаких конкретных правовых
гарантий в сфере социального
обеспечения они не содержат. Обеспечивать
государственную поддержку
Информация о работе Виды и понятия источников социального обеспечения