Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2015 в 12:52, контрольная работа
Актуальность темы: обуславливается возросшим интересом подростков и молодых людей к компьютерной деятельности и деятельности в сети Интернет, увеличивающимся количеством подростков и молодых людей, страдающих компьютерной зависимостью.
Степень изученности. Компьютерная зависимость явление современное, не до конца изученное, оказывающее пагубное влияние на современную молодежь.
ВВЕДЕНИЕ
1 Понятие и виды компьютерной зависимости
2 Методы профилактики компьютерной зависимости
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Факультет: культуры
Кафедра: общеобразовательных дисциплин
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине: психология девиантного поведения
на тему: «Виды игровой зависимости»
Подготовил:
Проверила:
2015
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 1 Понятие и виды компьютерной зависимости 2 Методы профилактики компьютерной зависимости ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ |
3,4 5-9 10-15 16 17 |
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы: обуславливается возросшим интересом подростков и молодых людей к компьютерной деятельности и деятельности в сети Интернет, увеличивающимся количеством подростков и молодых людей, страдающих компьютерной зависимостью.
Степень изученности. Компьютерная зависимость явление современное, не до конца изученное, оказывающее пагубное влияние на современную молодежь.
Изучением данной проблемы занимались Кимберли Янг «Диагноз-интернет зависимость», И. Голдберг «WWW ведет к депрессии», Ю.Д. Бабаева «Интернет: воздействие на личность». Исследования этих авторов указывают на то, что на формирование компьютерной зависимости влияют не только желание и острая необходимость в уходе от реальности, потребность в полном отождествлении себя с персонажем компьютерной игры или личные проблемы, но и индивидуальные особенности человека. К таким особенностям относят характер, который определяет устойчивое поведение человека.
Цель работы: является изучение профилактических мер и методов борьбы с компьютерной зависимостью.
Задачи:
Игровая зависимость – это достаточно тяжелое заболевание, которое представляет собой психологическую тягу к азартным играм разного характера и происхождения. Лечение игровой зависимости – длительный процесс, но справиться с ним под руководством опытного врача вполне возможно.
Психологическая игровая зависимость и ее лечение начинается с определения диагноза, выяснения причины возникновения и определения тяжести заболевания.
Виды игровой зависимости
Игровая зависимость – это заболевание, которым страдают все больше людей в наше время: и подростки, и люди более зрелого возраста. Игровую зависимость можно разбить на 2 основные группы.
Гэмблинг, или лудомания – это страсть к азартным играм, постоянная вовлеченность и желание вернуться к игровому процессу. Данный вид заболевания характерен тем, что под его влияние легко попасть, но бороться с ним достаточно сложно. Тысячи людей во всем мире проигрывают деньги в казино и в автоматах, из-за своей страсти теряя друзей, семьи, лишаются работы.
Игромания – второй вид зависимости, которая более характерна для молодого поколения. Несформировавшаяся до конца психика подростка, свойственный ему максимализм дают платформу для развития болезни. Самое страшное последствие – это то, что человек начинает воспринимать виртуальность более реальной, чем настоящую жизнь.
В данной контрольной работе подробнее рассмотрим компьютерную зависимость, т.к. она является болезнью 21 века.
1 ПОНЯТИЕ И ВИДЫ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ
Компьютерная зависимость - это патологическое пристрастие человека к работе или проведению времени за компьютером. Впервые о компьютерной зависимости заговорили в начале 80-х годов американские ученые. В наше время термин «компьютерная зависимость» все еще не признан многими ученными, занимающимися проблемами психических расстройств, однако сам феномен формирования патологической связи между человеком и компьютером стал очевиден и приобретает все больший размах.
Новый термин – «кибернетическая лудомания» официально введен в мировую медицинскую практику. Он относится к людям, которые попали в тяжелую зависимость от компьютерных игр, что сказывается на их образе жизни и зачастую даже на физическом и моральном здоровье.
Эта новая болезнь поражает молодую часть населения, преимущественно подросткового возраста и молодых взрослых. Хоть это заболевание не имеет ничего общего с инфекцией, но распространяется по миру со скоростью эпидемии.
Компьютерная зависимость — пристрастие к занятиям, связанным с использованием компьютера, приводящее к резкому сокращению всех остальных видов деятельности, ограничению общения с другими людьми. Наиболее часто встречается в детском и подростковом возрасте, особенно у мальчиков. Признаком компьютерной зависимости является не само по себе время, проводимое за компьютером, а сосредоточение вокруг компьютера всех интересов ребенка, отказ от других видов деятельности. Это явление приобрело широкое распространение в конце XX в. в промышленно развитых странах. У младших школьников компьютерная зависимость обычно проявляется в форме пристрастия к компьютерным играм. В более старших возрастах она начинает включать и более содержательные занятия: усовершенствование собственного компьютера, поиск компьютерных программ и других материалов в сети Интернет, программирование и т. п. Компьютерная зависимость часто наблюдается у детей с интеллектуализмом. Ее возникновению способствуют нарушения общения со сверстниками; она, в свою очередь, приводит к закреплению и дальнейшему прогрессированию этих нарушений. Вместе с тем, компьютер предоставляет возможность для виртуального общения (в частности, через Интернет), что смягчает негативные психологические проявления нарушения реальных межличностных отношений. Как и другие виды зависимости (алкогольная, наркотическая), данная зависимость может повышать вероятность правонарушений в подростковом и юношеском возрасте (незаконный "взлом" компьютерных программ и т. п.). Вместе с тем, она нередко становится источником успешной профессиональной подготовки к последующей производительной деятельности в области компьютерных технологий.
Можно выделить три основных вида компьютерной деятельности:
1) Познавательная - увлеченность познанием в сфере программирования и телекоммуникаций или, как крайний вариант, хакерство;
2) Игровая - увлеченность компьютерными играми и, в частности, играми посредством Интернета или, как крайний вариант, т. н. игровая наркомания;
3) Коммуникативная - увлечение сетевой коммуникацией или, как крайний вариант Интернет-аддикция, в том числе зависимость киберсексуальная.
Компьютерная зависимость подразделяется на несколько видов:
1) Кибераддикция- зависимость от компьютерных игр подразделяется на группы в зависимости от характера той или иной игры:
Неважно, какой тип игры человек выбирает – все они одинаково действуют на сознание: дают потрясающее ощущение контроля над происходящим в виртуальной реальности, избавляя от необходимости думать о действительно важных делах и принимать серьезные решения. Это рождает иллюзию того, что время, проведенное за компьютерной игрой, потрачено не впустую. Мозг в период игры может расслабиться. Постепенно человек привыкает жить по правилам, а в реальной жизненной ситуации, когда нужно самостоятельно что-то решить, он теряется.
Уход от реальности в компьютерный мир со временем порождает безразличие к жизни, настоящие эмоции теряют свою яркость, стирается грань между чувствами. Характер отношений с компьютером принимает все более интимные, эмоциональные черты, создавая иллюзию комфорта и стабильности. Впоследствии сужается круг интересов, падает работоспособность, а трудности коммуникации усиливаются. Необходимость в компьютере или игровых приставках возрастает и становится непреодолимой, конкурируя с голодом и жаждой, потребностью в отдыхе и живом общении.
2) Сетеголизм - зависимость от Интернета. Проявляются бесконечным пребыванием человека в сети Интернет. Характеризуется долгим пребыванием в виртуальном мире (иногда по 12-14 часов в сутки), заведением виртуальных знакомств, скачиванием музыки, общением в чатах.
3) Хакерство – вид деятельности, характеризующийся увлечением поиском информации и применением таких знаний. Чаще всего хакерами становятся в подростковом возрасте, возможно, компенсируя этим недостаточную развитость социальных навыков. О неразвитости у них личностной и морально-правовой сферы говорят их запретные и прямо криминальные действия. Посвященных данному феномену психологических исследований практически нет. Масс-медиа предлагают считать наиболее бросающимися в глаза психологическими особенностями хакеров - асоциальность, ограниченность интересов, фанатизм. Можно сказать, что хакерство можно рассматривать как негативное направление личностного развития подростка.
Некоторые признаки «сетеголика»:
Профессор К. Янг из Питсбургского университета, занимающийся исследованиями в этой области, выделяет пять основных категорий:
Также Кимберли Янг приводит следующие четыре симптома интернет-зависимости:
И. Голдберг приводит следующую систему критериев. По его мнению, можно констатировать Интернет-зависимость при наличии 3 или более пунктов из предложенных им.
Общие чертами компьютерной зависимости является характерный ряд психологических и физических симптомов, тесно связанных между собой:
Психологические симптомы:
Физические симптомы:
Таким образом, можно сделать вывод о том, что компьютерная зависимость поражает не только психические стороны человека, но и его физическое здоровье.
2 МЕТОДЫ ПРОФИЛАКТИКИ КОМПЬТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ
Отсутствие обоснованных проработанных программ профилактики привело к стремлению внедрить в российских условиях зарубежный опыт. Вопрос эффективности зарубежных антигемблинговых программ требует специального изучения, однако даже сейчас ясно, что без учета культурологического аспекта эффективная адаптация зарубежных программ невозможна.
До сих пор в медицине и психологии отсутствует системный подход в понимании феномена негативной зависимости, поэтому узкопрофессиональное видение приводит к формированию восприятия компьютерной зависимости как болезни, психоза, неспецифической формы личностной защиты и т.д. Вместе с тем, очевидно, что речь идет о системном явлении, адекватное понимание которого позволит разработать эффективную профилактическую модель.
Центральная идея программы профилактики состоит в реализации системного психокоррекционного воздействия, направленного на укрепление психического здоровья и благополучие подростка, развитие и стабилизацию факторов личностной устойчивости и личностного роста.
Следующим этапом разработки профилактической программы следует принять построение тренинговых занятий, способствующих развитию данных качеств у подростков групп риска. Нужно уяснить, что зрелость не приходит просто с возрастом, а является результатом разрешения определенных проблемных ситуаций. Основной характеристикой периода взросления (юношеский и подростковый возраст) являются различные проблемы, именно они выступают точками личностного развития. В качестве задач взросления можно выделить: отношение к телу, отношение к лицу, отношение к родителям, отношение к группе, отношение к сверстникам противоположного пола, отношение к сверстникам своего пола, отношение к боли, отношение к самому себе, отношение к смерти, отношение к будущему, отношение к религии.