Виды интервью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 17:37, реферат

Описание работы

Интервью – самый распространенный метод получения информации, который применяется журналистами во всех странах мира. В силу таких своих качеств, как прямая речь источника, диалоговый режим передачи сведений, возможность использования элементов драматургии, легкость восприятия, интервью уже давно вошло в палитру журналистских жанров. Оно используется профессионалами как наиболее популярный формат печатных СМИ, радио- и телевизионных эфиров.

Файлы: 1 файл

интервью.doc

— 200.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение

Интервью – самый  распространенный метод получения  информации, который применяется журналистами во всех странах мира. В силу таких  своих качеств, как прямая речь источника, диалоговый режим передачи сведений, возможность использования элементов драматургии, легкость восприятия, интервью уже давно вошло в палитру журналистских жанров. Оно используется профессионалами как наиболее популярный формат печатных СМИ, радио- и телевизионных эфиров.

Интервью в контексте  журналистской профессии имеет свою специфику и определяется как, жанр публицистики, беседа журналиста с одним или несколькими лицами по каким-либо актуальным вопросам.

По сути любое интервью должно представлять беседу между субъектами по общению, из которого должны ясно вытекать следующие положения: кто беседует, с кем, по какому поводу и с какой целью.

Журналистское интервью представляет по своей природе явление  особой социальной значимости. Собеседники – журналист (интервьюер) и его партнер (интервьюируемый) – участвуют в информационном обмене для информационного насыщения главного участника коммуникации – аудитории.

 

1. Виды интервью

Виды интервью.

Существуют разные виды интервью, которые влияют на разработку стратегических планов, обусловливают характер предварительной подготовки, определяют особенности поведения журналиста и собеседника, а также конкретную технологию проведения беседы.

Информационное  интервью – наиболее ходовой вид, нацеленный на сбор материала для новостей (освещение событий национального значения, катастроф и т.п.). В силу жестких временных стандартов это интервью отличается весьма динамичными темпами. Однако, несмотря на временные ограничения, дух диалога и уважительного отношения к собеседнику, созданию условий для ответа должен быть создан.

Оперативное интервью -  разновидность информационного, только  в еще более сжатом варианте. Оно представляет высказывания экспертов, специалистов в какой-либо области по весьма конкретным поводам и является обязательной составляющей новостных материалов печати, информационных сюжетов радио или телевидения.

Блиц-опрос (опрос  на улице) – ставит перед собой цель сбора разных  мнений по какому-либо конкретному вопросу. Характерная особенность таких интервью – постановка одинаковых, фиксированных вопросов как можно большему числу респондентов, представителям одной или, наоборот, разных социальных групп.

Журналисты этот вид  интервью нередко ошибочно именуют  социологическим опросом, потому что в нем присутствует элемент метода конкретных социологических исследований – фиксированный, четкий вопрос для большого числа респондентов. Однако в нем отсутствует главное требование к социологическим изысканиям – репрезентативность, т.е. представленность различных социальных групп, и, следовательно, по результатам таких опросов нельзя делать серьезных, претендующих на научную точность выводов.

Интервью-расследование проводится с целью глубинного изучения какого-либо события или проблемы. Как правило, оно организуется обстоятельно и не связано жестко временными ограничениями, хотя и здесь существуют календарные планы. Предмет расследования может быть сложен и противоречив. Большое внимание должно быть уделено постановке целей и предварительной работе с материалами, изучению письменных источников и устных свидетельств, стратегии беседы. Самым важным звеном являются вопросы. Однако надо продумать и другие элементы коммуникации – такие, как первый контакт, невербальные формы общения, умение слушать.  В интервью-расследовании могут быть задействованы несколько персонажей с разными темпераментами и социальными ролями. Причем к каждому из них должен быть найден индивидуальный подход.

Интервью-портрет – сфокусировано на одном герое, однако предварительно для подготовки желательно провести не одну встречу с людьми заинтересованными, близкими или, наоборот, со сторонними наблюдателями. Героем такого интервью может стать человек, который проявил себя в какой-либо сфере общественной жизни и привлекает интерес широкой публики. Реже встречаются портретные интервью с так называемыми «простыми людьми», которые должны в чем-то себя проявить либо быть очень типичными. Большую нагрузку несут и детали быта, интерьера, одежды, особенности речи героя – словом,  то, что формирует индивидуальность и должно быть непременно передано читателю. Интервью-портрет – один из самых популярных жанров в газетной периодике. Популярность вызвана следующим: интересом читателя к той или иной личности, возможностями данного жанра проникать во внутренний мир публикации, биографической достоверностью. Главная отличительная черта данного жанра – это его биографическая основа, которая лежит во всех разновидностях портретного интервью.

    • Событийное портретное интервью – основано на каком-либо факте или эпизоде из жизни героя; целью данного интервью является информирование общественности о тех или иных деяниях человека; обычно подобного рода публикации строятся вокруг освещения жизненного эпизода, который добавляет новые краски в палитру портрета известного человека. В силу того, что подобные материалы по объёму невелики, обязательным элементом остаются биографические данные, которые с одной стороны могут напомнить читателям основные вехи из судьбы героя, с другой – быть удачно обыграны под основную идею материала.
    • Биографическое портретное интервью, основной задачей которого является создание целостного образа человека через выяснения наиболее значимых фактов и эпизодов биографии, которые в наибольшей степени повлияли на его судьбу; по своей структуре оно очень сложно, так как требует глубокого проникновения во внутренний мир героя. Обращение к биографическим сведениям позволяет журналисту стимулировать собеседника к тому, чтобы он реконструировал свою жизнь через некие исторические события. Здесь чётко проглядывается связь между биографией как субъективной конструкцией и биографией как социальной действительностью.
    • Юбилейное портретное интервью, поводом для написания которого является празднование юбилея известного деятеля культуры, искусства, литературы, науки и т.д.;
    • Политическое портретное интервью, основанное на признаниях и высказываниях известных политиков по поводу их политических пристрастий и взглядов, а также осмысления ими собственной политической карьеры.

 

 

 Подготовка к интервью.

На первой стадии, которая  предваряет ход беседы, осуществляется очень важная работа по планированию интервью, определяются его цели, изучаются информационные ресурсы, осуществляется первый контакт с собеседником, назначаются время и место встречи, продумываются возможные риски, стратегии беседы и основная тематика вопроса.

Определение целей  интервью. От того, насколько ясно определены цели интервью, зависит успех всех последующих шагов. Рассказать о них необходимо и будущему собеседнику. Четкая формулировка цели интервью уменьшает вероятность непонимания со стороны собеседника и помогает убедить его в необходимости встречи.

Цели интервью определяются многими факторами. Это и особенности  характера собеседника, и его роль в определенной ситуации, и сложившиеся социально-политические обстоятельства, и масштаб проблем, которые связаны с героем, и возникшие в этой связи общественные стереотипы.

Однако надо иметь  в виду, что бывают ситуации, когда  в беседе выясняются серьезные подробности, способные изменить первоначальные планы и скорректировать цели интервью.

Предварительное исследование. В зависимости от поставленных целей сбор рабочего материала о герое или ситуации, в которую он вовлечен, может проводиться по полной программе, либо ограничиться кратким поиском, либо вообще не проводиться. Подготовка или экспромт – выбор, который необходимо сделать журналисту пред каждой своей встречей.

Ресурсы для предварительного исследования можно разделить на две большие группы: документальные и устные.

К документальным, которые  представляют собой разного рода письменные источники, относятся:

    • справочная литература (энциклопедии, словари, справочники);
    • специальные источники (финансовая документация, статистические отчеты, данные социологических опросов и т.д.);
    • научная литература (монографии, диссертации, научные статьи и т.д.);
    • периодика (подшивки газет и журналов, подборки тематические или по персоналиям);
    • досье ( собственные, редакционные и т.д.);
    • разного рода базы данных;
    • ресурсы Интернета.

Другую группу информационных ресурсов для предварительного исследования представляют устные (реже письменные) человеческие свидетельства.

Полезные сведения о  человеке или ситуации можно получить с помощью наблюдения предметно-вещественной среды. Особенно ценными могут стать подмеченные детали одежды,  окружающей обстановки, особенности поведения и манера общения героя.

Назначение  встречи. О встрече с интервьюируемым, как правило, договариваются по телефону, хотя в последнее время журналисты все чаще пользуются электронной почтой. Условиться об интервью можно и при непосредственном контакте.

 Однако чаще всего  переговоры об интервью осуществляются по телефону. Такое общение, обусловленное расстоянием и отсутствием непосредственного контакта, имеет свои преимущества и недостатки, которые надо учитывать, договариваясь о встрече.

Договариваясь о встрече, надо иметь в виду, что никто не обязан давать интервью. Даже официальные лица, в обязанности которых входит общение с прессой, имеют право предоставить информацию в письменной форме и не идти на прямой контакт. Намеченный собеседник во время переговоров о встрече может привести самые разные причины отказа. Наиболее характерные их них:

    • недоверие к журналисту (а нередко и ко всем). Новичку сложнее получить согласие на интервью, чем журналисту с именем и опытом.
    • сомнения в репутации издания, если журналист представляет издание малоизвестное или с дурной репутацией.
    • Недоверие к конкретному изданию, если с ним связан неудачный опыт взаимодействия или негативная публикация (критика в адрес героя, искажение смысла высказываний, неверное цитирование и т.д.).
    • усталость от журналистов, характерная для звезд.
    • страх публичного выступления (особенно часто он возникает при виде телевизионной камеры или микрофона).
    • отсутствие интереса к предмету беседы.
    • недостаток у намеченного собеседника знаний о предмете беседы.
    • ограниченность времени.

Каждый из приведенных  доводов может служить причиной отказа от интервью. Однако чаще всего причиной отказа оказывается не имя журналиста, а репутация издания, от имени которого он выступает.

Договариваясь с героем о встрече, в зависимости от намеченных вами целей и сложившейся ситуации, необходимо убедить его в том, что интервью – это возможность:

    • получить известность и признание, рассказать о себе (деятели массовой культуры);
    • повлиять на сознание людей (политики, священники);
    • просветить публику, разрушить предрассудки (ученые, деятели сферы образования);
    • высказать свою точку зрения, пролить свет на проблему (представители противоборствующих сторон в каком-либо конфликте);
    • помочь другим людям избежать ошибок (пострадавшие от каких-либо потрясений, представители групп риска);
    • появиться на экране, чтобы увидели друзья и родственники («простые» люди).

Кроме того, во время переговоров  о встрече необходимо взять у  собеседника разрешение:

    • на фотосъемку.
    • на диктофонную запись.
    • на разговор с членами семьи.

Время и место  интервью. Договариваясь о встрече, назначая ее время и место, необходимо учитывать пожелания собеседника. От этого зависит насколько комфортно он будет себя чувствовать. Поэтому чаще всего встреча назначается на его территории (дома или на рабочем месте) и в удобное для него время. Если собеседник затрудняется с выбором места встречи, можно предложить ему приехать в редакцию. Если у интервью есть событийный повод, то это диктуют обстоятельства: оно может состояться у трапа самолета, в служебной машине, в кулуарах съезда, на месте происшествия и т.п.

Планируя встречу, журналист  должен учитывать специфику рабочего дня своего героя. Журналист не должен опаздывать на встречу, чтобы не получить репутацию неточного, ненадежного, невнимательного и забывчивого человека.

Подготовка  вопросника. Подготовка вопросов проводится после того, как определены цели интервью, изучены все возможные вспомогательные материалы, а также назначены время и место встречи. Определить основную тематику вопросов и их последовательность помогает предварительная работа с источниками. Вопросы должны соответствовать цели интервью, которой было сообщено собеседнику. При изменении цели интервью, необходимо сообщить об этом партнеру. Разрабатывая стратегию интервью, следует оставить время для незапланированных вопросов и ответов, а также подготовиться к самым неожиданным ситуациям.

Проведение  интервью.

После подготовительного  этапа, включающего определение  целей интервью, проведение предварительного расследования, назначение встречи и разработку стратегии, можно приступить к интервью. В самом общем смысле - это разговор двух или более людей с целью получения новой информации. Однако, не обычный разговор, образующий повседневные межличностные коммуникации, а разговор, который строится по правилам профессионального журналистского общения. Интервью протекает в вопросно-ответной форме, когда журналист спрашивает, а собеседник отвечает. Успех интервью зависит от того, насколько профессионально задаются вопросы и как полно на них отвечают.

Однако интервью –  это не только умение задавать вопросы. Оно включает и другие, не менее важные вербальные компоненты. Разговор начинается с произнесения этикетных фраз, открывающих беседу, со слов приветствия. Далее собеседники должны установить взаимный контакт. От того, сумеет ли журналист найти подход к своему герою, установить с ним гармоничные, нацеленные на обмен информацией отношения, получить и развить до деталей интересующие сведения, зависит успешный результат интервью.

Информация о работе Виды интервью