Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 17:37, реферат
Интервью – самый распространенный метод получения информации, который применяется журналистами во всех странах мира. В силу таких своих качеств, как прямая речь источника, диалоговый режим передачи сведений, возможность использования элементов драматургии, легкость восприятия, интервью уже давно вошло в палитру журналистских жанров. Оно используется профессионалами как наиболее популярный формат печатных СМИ, радио- и телевизионных эфиров.
Содержание
Введение
Интервью – самый распространенный метод получения информации, который применяется журналистами во всех странах мира. В силу таких своих качеств, как прямая речь источника, диалоговый режим передачи сведений, возможность использования элементов драматургии, легкость восприятия, интервью уже давно вошло в палитру журналистских жанров. Оно используется профессионалами как наиболее популярный формат печатных СМИ, радио- и телевизионных эфиров.
Интервью в контексте журналистской профессии имеет свою специфику и определяется как, жанр публицистики, беседа журналиста с одним или несколькими лицами по каким-либо актуальным вопросам.
По сути любое интервью должно представлять беседу между субъектами по общению, из которого должны ясно вытекать следующие положения: кто беседует, с кем, по какому поводу и с какой целью.
Журналистское интервью представляет по своей природе явление особой социальной значимости. Собеседники – журналист (интервьюер) и его партнер (интервьюируемый) – участвуют в информационном обмене для информационного насыщения главного участника коммуникации – аудитории.
1. Виды интервью
Виды интервью.
Существуют разные виды интервью, которые влияют на разработку стратегических планов, обусловливают характер предварительной подготовки, определяют особенности поведения журналиста и собеседника, а также конкретную технологию проведения беседы.
Информационное интервью – наиболее ходовой вид, нацеленный на сбор материала для новостей (освещение событий национального значения, катастроф и т.п.). В силу жестких временных стандартов это интервью отличается весьма динамичными темпами. Однако, несмотря на временные ограничения, дух диалога и уважительного отношения к собеседнику, созданию условий для ответа должен быть создан.
Оперативное интервью - разновидность информационного, только в еще более сжатом варианте. Оно представляет высказывания экспертов, специалистов в какой-либо области по весьма конкретным поводам и является обязательной составляющей новостных материалов печати, информационных сюжетов радио или телевидения.
Блиц-опрос (опрос на улице) – ставит перед собой цель сбора разных мнений по какому-либо конкретному вопросу. Характерная особенность таких интервью – постановка одинаковых, фиксированных вопросов как можно большему числу респондентов, представителям одной или, наоборот, разных социальных групп.
Журналисты этот вид интервью нередко ошибочно именуют социологическим опросом, потому что в нем присутствует элемент метода конкретных социологических исследований – фиксированный, четкий вопрос для большого числа респондентов. Однако в нем отсутствует главное требование к социологическим изысканиям – репрезентативность, т.е. представленность различных социальных групп, и, следовательно, по результатам таких опросов нельзя делать серьезных, претендующих на научную точность выводов.
Интервью-расследование проводится с целью глубинного изучения какого-либо события или проблемы. Как правило, оно организуется обстоятельно и не связано жестко временными ограничениями, хотя и здесь существуют календарные планы. Предмет расследования может быть сложен и противоречив. Большое внимание должно быть уделено постановке целей и предварительной работе с материалами, изучению письменных источников и устных свидетельств, стратегии беседы. Самым важным звеном являются вопросы. Однако надо продумать и другие элементы коммуникации – такие, как первый контакт, невербальные формы общения, умение слушать. В интервью-расследовании могут быть задействованы несколько персонажей с разными темпераментами и социальными ролями. Причем к каждому из них должен быть найден индивидуальный подход.
Интервью-портрет – сфокусировано на одном герое, однако предварительно для подготовки желательно провести не одну встречу с людьми заинтересованными, близкими или, наоборот, со сторонними наблюдателями. Героем такого интервью может стать человек, который проявил себя в какой-либо сфере общественной жизни и привлекает интерес широкой публики. Реже встречаются портретные интервью с так называемыми «простыми людьми», которые должны в чем-то себя проявить либо быть очень типичными. Большую нагрузку несут и детали быта, интерьера, одежды, особенности речи героя – словом, то, что формирует индивидуальность и должно быть непременно передано читателю. Интервью-портрет – один из самых популярных жанров в газетной периодике. Популярность вызвана следующим: интересом читателя к той или иной личности, возможностями данного жанра проникать во внутренний мир публикации, биографической достоверностью. Главная отличительная черта данного жанра – это его биографическая основа, которая лежит во всех разновидностях портретного интервью.
Подготовка к интервью.
На первой стадии, которая предваряет ход беседы, осуществляется очень важная работа по планированию интервью, определяются его цели, изучаются информационные ресурсы, осуществляется первый контакт с собеседником, назначаются время и место встречи, продумываются возможные риски, стратегии беседы и основная тематика вопроса.
Определение целей интервью. От того, насколько ясно определены цели интервью, зависит успех всех последующих шагов. Рассказать о них необходимо и будущему собеседнику. Четкая формулировка цели интервью уменьшает вероятность непонимания со стороны собеседника и помогает убедить его в необходимости встречи.
Цели интервью определяются многими факторами. Это и особенности характера собеседника, и его роль в определенной ситуации, и сложившиеся социально-политические обстоятельства, и масштаб проблем, которые связаны с героем, и возникшие в этой связи общественные стереотипы.
Однако надо иметь в виду, что бывают ситуации, когда в беседе выясняются серьезные подробности, способные изменить первоначальные планы и скорректировать цели интервью.
Предварительное исследование. В зависимости от поставленных целей сбор рабочего материала о герое или ситуации, в которую он вовлечен, может проводиться по полной программе, либо ограничиться кратким поиском, либо вообще не проводиться. Подготовка или экспромт – выбор, который необходимо сделать журналисту пред каждой своей встречей.
Ресурсы для предварительного исследования можно разделить на две большие группы: документальные и устные.
К документальным, которые представляют собой разного рода письменные источники, относятся:
Другую группу информационных ресурсов для предварительного исследования представляют устные (реже письменные) человеческие свидетельства.
Полезные сведения о человеке или ситуации можно получить с помощью наблюдения предметно-вещественной среды. Особенно ценными могут стать подмеченные детали одежды, окружающей обстановки, особенности поведения и манера общения героя.
Назначение встречи. О встрече с интервьюируемым, как правило, договариваются по телефону, хотя в последнее время журналисты все чаще пользуются электронной почтой. Условиться об интервью можно и при непосредственном контакте.
Однако чаще всего
переговоры об интервью
Договариваясь о встрече, надо иметь в виду, что никто не обязан давать интервью. Даже официальные лица, в обязанности которых входит общение с прессой, имеют право предоставить информацию в письменной форме и не идти на прямой контакт. Намеченный собеседник во время переговоров о встрече может привести самые разные причины отказа. Наиболее характерные их них:
Каждый из приведенных доводов может служить причиной отказа от интервью. Однако чаще всего причиной отказа оказывается не имя журналиста, а репутация издания, от имени которого он выступает.
Договариваясь с героем о встрече, в зависимости от намеченных вами целей и сложившейся ситуации, необходимо убедить его в том, что интервью – это возможность:
Кроме того, во время переговоров о встрече необходимо взять у собеседника разрешение:
Время и место интервью. Договариваясь о встрече, назначая ее время и место, необходимо учитывать пожелания собеседника. От этого зависит насколько комфортно он будет себя чувствовать. Поэтому чаще всего встреча назначается на его территории (дома или на рабочем месте) и в удобное для него время. Если собеседник затрудняется с выбором места встречи, можно предложить ему приехать в редакцию. Если у интервью есть событийный повод, то это диктуют обстоятельства: оно может состояться у трапа самолета, в служебной машине, в кулуарах съезда, на месте происшествия и т.п.
Планируя встречу, журналист должен учитывать специфику рабочего дня своего героя. Журналист не должен опаздывать на встречу, чтобы не получить репутацию неточного, ненадежного, невнимательного и забывчивого человека.
Подготовка вопросника. Подготовка вопросов проводится после того, как определены цели интервью, изучены все возможные вспомогательные материалы, а также назначены время и место встречи. Определить основную тематику вопросов и их последовательность помогает предварительная работа с источниками. Вопросы должны соответствовать цели интервью, которой было сообщено собеседнику. При изменении цели интервью, необходимо сообщить об этом партнеру. Разрабатывая стратегию интервью, следует оставить время для незапланированных вопросов и ответов, а также подготовиться к самым неожиданным ситуациям.
Проведение интервью.
После подготовительного этапа, включающего определение целей интервью, проведение предварительного расследования, назначение встречи и разработку стратегии, можно приступить к интервью. В самом общем смысле - это разговор двух или более людей с целью получения новой информации. Однако, не обычный разговор, образующий повседневные межличностные коммуникации, а разговор, который строится по правилам профессионального журналистского общения. Интервью протекает в вопросно-ответной форме, когда журналист спрашивает, а собеседник отвечает. Успех интервью зависит от того, насколько профессионально задаются вопросы и как полно на них отвечают.
Однако интервью – это не только умение задавать вопросы. Оно включает и другие, не менее важные вербальные компоненты. Разговор начинается с произнесения этикетных фраз, открывающих беседу, со слов приветствия. Далее собеседники должны установить взаимный контакт. От того, сумеет ли журналист найти подход к своему герою, установить с ним гармоничные, нацеленные на обмен информацией отношения, получить и развить до деталей интересующие сведения, зависит успешный результат интервью.