- когда собеседник интонационно обозначает, что заканчивает период речи;
- когда речь затягивается и чувствуется, что собеседник затрудняется с финальной фразой;
- когда жесты собеседника говорят о том, что пора остановиться, сменить тему;
- когда собеседник, чтобы «перевести дыхание», использует следующие выражения: «итак», «тем не менее», «и все-таки», «ну, что еще сказать» и т.п.;
- когда в разговоре наступает пауза. Правда, она может возникнуть и пока собеседник подыскивает нужные слова, при этом поднимая глаза вверх – это сигнал, что перебивать его не стоит ( «э-э-э», «ну-у-у», «как бы это сказать» и т.п.);
- когда собеседник не отвечает на поставленный вопрос. Однако не стоит делать это в резкой форме: «Извините, Вы не ответили на мой вопрос». Лучше сказать тактично, беря ответственность на себя: «Извините, я, вероятно, нечетко сформулировал свой вопрос, попробую его перефразировать…».
Не рекомендуется перебивать
героя интервью:
- упреждающими вопросами. Лучше дать собеседнику выговориться – возможно, он скажет все, что требуется журналисту;
- дотрагиваясь до него, например, похлопывая его по плечу. Это может быть воспринято как фамильярность. Даже более «мягкие» невербальные сигналы, такие как постукивание пальцем по часам или повороты головы в разные стороны, собеседник с большой долей вероятности может трактовать как очевидные грубости.
- Поддакивая. Часто журналисты. Чтобы перебить собеседника произносят: «Точно!»; «Верно замечено!»; «Вот именно!» или прибегают к невербальной форме. Например, кивают головой в знак согласия, а затем пытаются вставить нужный вопрос. Нередко эти знаки собеседник игнорирует и продолжает монолог.
Перебивать может не
только журналист, но и собеседник.
Надо чутко относиться к знакам, выражающим это желание.
Слова «ну…»; «да, но…»; «понимаете…»;
быстрое кивание головой, легкий наклон
торса вперед – все это сигналы того, что
собеседник готов перебить журналиста.
Необходимо предоставить ему возможность
сделать это.
Для получения взвешенной информационной
картины журналист должен поговорить
с разными персонами – и с тем, кто располагает
эксклюзивными сведениями, и с интерпретирующими,
комментирующими их в качестве независимых
экспертов или в интересах определенных
групп влияния. Для того, чтобы разобраться
в полифонии поступающих сведений необходимо:
- Получить материал для сопоставления, исследования изучаемой стороны, осмыслить его. Т.е. журналист должен быть достаточно информирован, чтобы беспристрастно воспринимать смысл того, что скрывается за различными точками зрения.
- Сдерживать желание вступить в спор с собеседником.
- Не забывать, что восприятие журналиста, как и любого другого человека, избирательно: поступающая информация подвергается индивидуальной фильтрации, преломляясь через призму социальных, религиозных, национальны<s