- Структурные
(объективистские):
- взгляд на социальную реальность как на существующую объективно, т. е. независимо от индивидуальных представлений и пожеланий, систему;
- взгляд на социологию как на науку, которая призвана описать социальную структуру и объективные законы ее трансформации;
- ориентация на методы, принятые в естественных науках.
- Интерпретативные (субъективистские):
- социальная реальность понимается как возникающая в результате взаимодействий, опосредованных индивидуальными смыслами и представлениями действующих лиц;
- поэтому основная задача социологии – понять внутренний смысл тех или иных действий, описать представления, на основе которых конструируется социальная реальность, и процесс этого конструирования;
- задача эта должна решаться с помощью методов, принципиально отличающихся от естественно-научных.
- 1) парадигмы социальных факторов (структурный функционализм и теория социальных конфликтов);
- 2) парадигмы социальных дефиниций (символический интеракционализм и этнометодология);
- 3) парадигмы социального поведения (теории обмена и социального действия).
Определительная функция
- обеспечивают сжатость и упорядоченность
тех главных понятий и их взаимоотношений,
которые применяются в описании и анализе
проблемы.
снижают вероятность невольного
привлечения нераскрытых понятий и посылок,
поскольку
каждое новое понятие
и каждая новая посылка должны
логично выводиться из исходных компонентов
парадигмы.
способствует накоплению
теоретических истолкований. Парадигма
есть фундамент, на котором возводится
все строение.
предполагают системное
перекрестное обозначение основных
понятий и этим могут подсказать исследователю
теоретические и эмпирические проблемы,
которые в противном случае могли остаться
вне поля зрения.
- способствуют кодификации качественного анализа теми же методами, которые способствуют логической и эмпирической строгости количественного анализа.
- Разведывательное – сбор «прикидочных» данных об объекте, когда социолог имеет смутные представления об объекте, не в состоянии выдвинуть никаких гипотез.
- Описательное - дает возможность получить относительно целостное представление об объекте, его структурных элементах.
- Аналитическое - его цель не только описание, но и объяснение, выявление латентных факторов изучаемых социальных процессов и явлений.
- Первичные предполагают самостоятельную разработку и выполнение всех необходимых этапов исследования
- Вторичные предполагают возврат к уже осуществленным исследованиям с целью получения дополнительной информации при решении новых задач.
Главная функция вторичных
исследований в формировании нового
знания из «чужой», «готовой»
эмпирии. Метод получения (производства)
вторичной информации основан на реализации
задач по перекодировке
данных, создании новых переменных,
построение новых шкал, использовании
интегративных показателей.
- одноразовые (cross-sectional) - для получения "среза" социальной реальности, оно фиксирует мнения, оценки, мотивы, отношения между людьми в определенный момент времени;
- Ретроспективные - задаваемые респонденту вопросы должны относиться не только к текущему моменту времени, но и к определенным периодам его прошлой жизни.
- Повторные - последовательность "срезов" реальности, осуществляемых через определенные промежутки времени, которые могут определяться на систематической основе (например, каждый квартал) или быть "привязанными" к определенным социально-экономическим или политическим событиям (например, до и после финансовой реформы).
- 1) трендовые или мониторинговые- имеют своей целью анализ изменений, происходящих в изучаемой социальной группе, совокупности
- 2) панельные -ориентированы на изучение не групповых особенностей жизненного пути определенной возрастной когорты (скажем, молодежи), а на обследование одних и тех же индивидов, по одной и той же программе и методике через определенные временные интервалы, т.е. имеют своей целью выявление тенденций развития и динамики социального процесса или явления во времени.
- 3) лонгитюдные исследования - длительное периодическое изучение одних и тех же лиц по мере достижения обследуемой совокупностью определенной стадии своего развития.
- получение новой систематизированной социологической информации об изучаемых явлениях и процессах в политической, экономической, социальной, экологической, социокультурной сферах общества, причем не единовременной, а поступающей периодически через небольшие периоды времени.
- 1) охват наиболее значительных социальных процессов и явлений; 2) проведение социологических опросов на одних и тех же территориях; 3) согласованность сроков сбора социологических и статистических данных; 4) единообразие инструментария (анкет, бланков интервью, карточек наблюдения и др.) для получения эмпирических данных; 5) дополнение в случае необходимости постоянного состава показателей временными показателями, изменяющимися в зависимости от своеобразия определенного этапа исследования, что обеспечивает гибкость системы мониторинга; 6) выработка критериев корреляции социологических и статистических данных; 7) организация, пополнение и сохранение единого банка социальной информации на всем протяжении исследования; 8) организация доступа потребителей к имеющейся социологической информации.
- сравнительный профильный анализ (например, так называемые кросскультурные исследования, ориентированные на сравнительное изучение различных типов и форм выражения культуры в пределах одного временного ряда, общего для выделенных в качестве объекта различных стран и наций)
- межвременной сравнительный анализ (когда изменения в содержании, типах и формах культуры прослеживаются в различных временных интервалах).
- 1) межстрановые;
- 2) межгосударственные;
- 3) межсоциетальные;
- 4) межкультурные;
- 5) сравнения, осуществляемые на макро- и на микроуровнях социальных систем.
- имеют целью получение в сжатые сроки (от месяца до нескольких дней) достоверной информации о социальных процессах и явлениях, о сиюминутных мнениях различных групп населения по различным вопросам экономического, социально-политического, культурного развития, о популярности тех или иных политических лидеров или кандидатов в депутаты и т.п.
это, как правило, оперативное
исследование, проведенное на одном объекте
(фирма, банк, вуз) с целью социальной диагностики
ситуации, объяснения конкретного явления
и подготовки практических рекомендаций
(например, повышение мотивации к труду
наемных работников, улучшение отношения
к учебе студентов).
Прикладное исследование
не ставит целью приращение
нового знания, научных открытий, в нем
применяются уже известные знания, оформленные
в типовые методики.
Эмпирическое
Прикладное
Крупномасштабные
Мелкомасштабные
Сравнительные
Локальные
Репрезентативные
Как правило, нерепрезентативные
Важно все - таки провести
различия между эмпирическими
и прикладными исследованиями. Первые
направлены, прежде всего, на приращение
нового знания,
вторые - на решение конкретных
задач, поставленных перед социологом
заказчиком.
- получение "объективной" информации о генеральной совокупности в виде ее обобщенных характеристик.
- Лонгитюд:
- международный исследовательский проект "Пути поколения", осуществляемый рядом исследовательских центров США, Эстонии, Украины, Литвы, Молдовы, Таджикистана, Беларуси, в частности, сотрудниками Института социологии НАН РБ и Белгосуниверситета.
- Объектом первоначального исследования стала 17-18-летняя молодежь, заканчивающая средние учебные заведения в начале 1980-х. Затем, через интервалы в 5 лет, были проведены еще два этапа данного лонгитюдного исследования, последний из которых завершился в 1993-1994. В результате проведенного исследования вся жизненная карьера сегодняшних тридцатилетних людей, проживающих в разных странах, предстает потоком событий их жизненного пути, а организующей основой эмпирически полученного материала служат наиболее значимые события - окончание учебного заведения, женитьба, рождение ребенка, переход на новую работу, обретение нового социального статуса и т.п.
- Примером подобного ряда мониторингового социологического исследования является проводимое сотрудниками Института социологии НАН Беларуси, начиная с 1987 (с интервалом обследования генеральной совокупности в один год), исследование "Социальная поддержка и социально-психологическая реабилитация населения Республики Беларусь, пострадавшего от катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции". Десятилетнее исследование, выполненное через определенные интервалы, дало огромный эмпирический материал, позволяющий на основе его математической обработки, теоретического обобщения и осмысления разработать концепцию реабилитации пострадавших от катастрофы территорий, проживания населения в загрязненных радионуклидами районах и развития находящихся в них населенных пунктов.
- проведенное социологами Национальной академии наук Беларуси и Института философии и социологии Белостокского университета изучение особенностей этнонациональной и конфессиональной идентификации индивидов и групп в белорусско-польском пограничье. Это исследование позволило выявить как общие черты данного процесса, протекающего в Восточной Польше и Западной Беларуси, так и их отличительные особенности.
- С. Липсет: изучение американской демократии в сравнительной перспективе. На основе обобщения результатов нескольких общенациональных опросов населения он сделал доказательный, неопровержимый вывод о неуклонной утрате электоратом (кругом избирателей) США уважения к власти, ко всем государственным институтам.