Виды исследований

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2013 в 00:08, лабораторная работа

Описание работы

Виды исследований:
Разведывательное – сбор «прикидочных» данных об объекте, когда социолог имеет смутные представления об объекте, не в состоянии выдвинуть никаких гипотез.
Описательное - дает возможность получить относительно целостное представление об объекте, его структурных элементах.
Аналитическое - его цель не только описание, но и объяснение, выявление латентных факторов изучаемых социальных процессов и явлений.

Файлы: 1 файл

Виды исследований.ppt

— 3.11 Мб (Скачать файл)
  • Те избиратели, которые выразили "большое доверие" к исполнительной власти США в 1994 составили всего лишь 12% всех по сравнению с 24% в 1981 и 41% в 1966.
  • Доверие к Конгрессу оказалось еще ниже - 8% в 1994 сравнительно с 16% в 1981 и 48% в 1966. С. Липсет отмечает, что в 1964 29% опрошенных были убеждены: правительство США действует в интересах ограниченного числа крупных предпринимателей. К 1980 этот показатель достиг уже 70%, а в 1992 - 80% от общего количества респондентов. А 66% опрошенных в 1994 считали, что в США "большинство избранных должностных лиц мало волнует, чем озабочены простые люди". Общий вывод из приведенного исследования, сделанный С. Липсетом: на протяжении исследовавшегося периода времени большинство американцев испытывали "усиливающееся" чувство разочарования по отношению к своим политическим лидерам и институтам, происходит "снижение доверия народа к своей политической системе и другим важным институтам".

 

К числу, ставших широко  известными в стране, эмпирических исследований принадлежат «Человек и его работа» (руководители В.А. Ядов и А.Г. Здравомыслов), «Человек после работы» (руководители Л.А. Городон, Э.В. Клопов), «Жизненные планы выпускников школ» (руководитель В.Н. Шубкин).

  • Количественная
  • Качественная
  • Смешанная:
  • 1) последовательное применение количественных и качественных методов на разных этапах решения одной задачи; 2) параллельное применение количественных и качественных методов для решения одной и той же задачи; 3) выбор адекватных методов для решения каждой задачи, не разделяя их на "количественные" и "качественные" (прагматизм).

научное предположение  о структуре объектов, о характере и сущности связи между ними, о факторах, обусловливающих эти связи. В широком смысле слова под гипотезой подразумевают любое предположение, допущение, предсказание или догадку, истинность которых остается неизвестной, и которые служат для предварительного объяснения и предсказания новых явлений, событий и фактов.

По своей логической  структуре выводная гипотеза аналогична условно-категорическому умозаключению.

«Если E, то H»,

«Чем..., тем...»,

По взаимосвязи с задачами  исследования

 

 

основные и

неосновные гипотезы.

 

По степени разработанности  гипотезы

 

первичные и вторичные (возникают в процессе проверке

первичных и служат основанием  для разработки нового

исследования или нового исследовательского  цикла)

 

По содержанию предположений

 

описательные и объяснительные

а). Гипотеза не должна  содержать понятий, которые не получили эмпирической интерпретации, иначе она не проверяема.

б). Гипотеза не должна  быть сложной по логической структуре. Сложность гипотезы определяется количеством

переменных, из которых  состоит гипотетическое предположение.

в). Гипотеза должна быть  приложима не только к тому кругу объектов, которые непосредственно наблюдаются в исследовании, а к более широкой совокупности объектов.

г). Гипотеза должна отвечать требованию коммуникативности. Идея, понятная только автору должна быть отвергнута.

д). Гипотеза должна быть  независимой от того, кто ее проверяет.

Концептуализация - значит, нагрузить его такими теоретическими признаками, каждый из которых принадлежит к другой теории или другой дисциплине, и увязать их в логическую систему.

Операционализация - значит, установить количественные контуры изучаемых явлений, выраженных в цифрах или наблюдаемых признаках.

Содержание

 

Теоретическая

 

Эмпирическая

 

Операциональная

 

Процедура

 

Установление

связей с более

общими понятиями

и категориями

социологии и

других наук.

Использование

парадигм,

обращение к

словарям

 

Установление

эмпирических

признаков,

репрезентирующих

содержание

теоретических

понятий

 

Установление

операций, с

помощью которых

может быть

произведено:

измерение, поиск, и

регистрация

признаков

изучаемого явления

 

Результат

 

Концептуальные

определения

 

 

Показатели

 

 

Шкалы

то, что нам как-то указывает  на наличие или отсутствие искомой характеристики изучаемого объекта.

процедура приписывания  чисел значением признака изучаемого социологом. Цель измерения – получить числовую модель изучаемого объекта. Задача – установить соответствие между свойствами объекта и свойствами сопоставленных чисел.

Шкала

 

Описание шкалы

 

Отношения, задаваемые

на шкале

 

 

Номинальная

(наименований)

 

Использование чисел

или символов только для

классификации объектов

 

1. Эквивалетность

 

Порядковая

 

Иерархическая

соподчиненность

объектов одного класса с

объектами другого

класса

 

1. Эквивалентность

2. «Больше, чем...»

 

 

Интервальная

(метрическая)

 

Знание расстояний

между двумя любыми

числами на шкале (в

дополнение к

порядковой шкале)

 

1.Эквивалентность

2. «Больше, чем...»

3. Знание отношения

между любыми двумя

интервалами

Критерий надежности

 

Существо данного критерия

 

Способы проверки

 

Обоснованность

 

Уверенность в том, что

фиксируется

запланированное

свойство, а не другое

 

Логические рассуждения,

тест по известной группе

на малой выборке;

 

 

Устойчивость

 

Однозначность,

повторяемость

результатов измерения с

минимальной ошибкой

 

Повторное измерение с

расчетом абсолютной и

относительной ошибки

 

 

Точность и правильность

 

Достаточная

чувствительность шкалы

как оптимальная

дробность, дающая

устойчивое измерение

без систематических

погрешностей

 

Устранение явных

погрешностей:

скошенности данных к

одному полюсу,

выпадания каких-то

пунктов шкалы,

испытание нескольких

шкал разной дробности

  • Случайная выборка - способ отбора, при котором каждый элемент генеральной совокупности имеет некоторую отличную от нуля вероятность быть отобранным.
  • Гнездовая выборка - вид выборки, при котором отбираемые объекты представляют собой группы или гнезда более мелких единиц.
  • Многоступенчатая выборка - случайный отбор проводится в несколько этапов (ступеней), причем совокупность объектов, отобранных на предыдущем этапе становится исходной для отбора на следующем.
  • Стратифицированная (районированная) выборка – вид выборки, при которой отбору предшествует процедура расслоения, выделение качественно однородных страт или
  • типичных групп.
  • Квотная выборка формируется на основе статистических сведений (преимущественно социально- демографического характера) об элементах генеральной совокупности.
  • целевая выборка является качественно представительной для целей анализа, но не является статистически репрезентативной в отношении генеральной совокупности.
  • При определении количества градаций в квотируемых признаках дискретные (пол, населенный пункт, т.е.качественно различные) и недискретные (возраст, доход, т.е., непрерывные) признаки необходимо свести к дискретной форме.
  • Необходимо построить иерархическую модель генеральной совокупности. При построении структурной модели генеральной совокупности необходимо двигаться от общего уровня к частному

Например, для МГИМО порядок  построения такой модели выглядит следующим образом:

1.Факультеты: МО, МЭО,  МП, МЖ, МБДА, ФП

2. Курсы: 1 2 3 4  5

3. Пол: мужчины и женщины

4. Формы обучения (бюджетная  и договорная)

По каждому их квотируемых  признаков получают статистическую информацию.

3. Процедура расчета квот. Когда известна величина выборочной совокупности, можно сначала вычислить пропорцию объема выборочной совокупности к объему генеральной (коэффициент пропорциональности), а затем умножить абсолютные значения этих признаков в генеральной совокупности на коэффициент пропорциональности. Например, выборочная совокупность - 400 чел, а генеральная - 4000. Коэф. пропорциональности, Кп= n / N, Кп =400 / 4000= 0,1. Допустим в генеральной совокупности 2400 мужчин и 1600 женщин, тогда с учетом Кп их количество в выборке будет, соответственно, 240 и 160 человек. Таким же образом рассчитываются квоты по всем остальным признакам.

4. На последнем этапе квотной выборки формируются

задания интервьюеру: 1) указываются  все группы опрашиваемых, 2) Даются четкие задания по количеству необходимых респондентов по каждой группе, 3) для исключения возможных искажений со стороны интервьюера указываются маршрут, время опроса, район, улица, адрес.

Норма телефонного опроса 5-15 человек, на дому -2-4 чел.

    • определение границ и состава генеральной совокупности (сплошное или выборочное исследование)
    • определение типа выборки (случайная, квотная, гнездовая, простая или многоступенчатая)
    • определение объема выборки
    • расчет предельной ошибки выборки (репрезентативности)
    • определение технологии отбора объектов

 


Информация о работе Виды исследований