Виды конфликтов и их основные стадии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 12:10, контрольная работа

Описание работы

В современном мире распространение конфликтов и конфликтных ситуаций очень велико: начиная от простых семейных, бытовых сор и заканчивая мировыми войнами. Конфликты играют не маловажную роль в развитии, но и так же торможения общества ведь они носят, как и положительный, так и отрицательный характер. Конфликты могут как подталкивать общество к скачку развития, так и угнетать его.
В своей контрольной работе я постараюсь рассказать о них подробней, раскрыть само понятие конфликта, описать основные виды и некоторые способы их разрешения.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1.ПОНЯТИЕ, СТОРОНЫ И ФУНКЦИИ КОНФЛИКТА..................4
1.1. Понятие конфликта……………………………………………………........4
1.2. Стороны конфликта................................................................……………...4
1.3. Функции конфликта.......................................................................................5
ГЛАВА 2.ОСНОВНЫЕ ВИДЫ И ТИПЫ КОНФЛИКТОВ...............................8
ГЛАВА 3.ОСНОВНЫЕ СТАДИИ РАЗВИТИЯ КОНФЛИКТА...................... 12
3.1. Предконфликтная стадия............................................................................. 12
3.2. Стадия развития конфликта......................................................................... 13
3.3. Стадия разрешения конфликта.................................................................... 14
3.4. Послеконфликтная стадия............................................................................ 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................17
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………18

Файлы: 1 файл

контрольная работа социология (2).docx

— 40.74 Кб (Скачать файл)

С учетом мотивации конфликта  и субъективных восприятий конфликтной  ситуации выделяют следующие типы конфликтов:

1.    ложный конфликт  — субъект воспринимает ситуацию  как конфликтную, хотя реальных  причин для конфликта нет;

2.    потенциальный  конфликт — существуют реальные  основания для возникновения  конфликта, но пока одна из  сторон или обе стороны в  силу тех или иных причин (например, из-за недостатка информации) еще  не осознали ситуацию как конфликтную;                   

3.    истинный конфликт  — реально возникшее столкновение  между сторонами. В свою очередь  истинный конфликт можно разделить  на следующие подвиды:

- конструктивный конфликт, возникший на основе реально существующих между субъектами противоречий

- случайный конфликт — конфликт, возникший по недоразумению или случайному стечению обстоятельств;

- смещенный конфликт — конфликт, возникший на ложном основании, когда истинная причина конфликта скрыта

- неверно приписанный конфликт — это конфликт, в котором истинный виновник, субъект конфликта находится за «кулисами» противоборства, а в конфликте задействованы участники, не имеющие отношения к конфликту.

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3.ОСНОВНЫЕ СТАДИИ РАЗВИТИЯ КОНФЛИКТА

3.1. Предконфликтная стадия

Ни один социальный конфликт не возникает мгновенно. Эмоциональное  напряжение, раздражение и злость обычно накапливаются в течение  некоторого времени, поэтому предконфликтная стадия иногда затягивается настолько, что забывается первопричина столкновения. Предконфликтная стадия - это период, в который конфликтующие стороны оценивают свои ресурсы, прежде чем решиться на агрессивные действия или отступать. К таким ресурсам относятся материальные ценности, с помощью которых можно воздействовать на соперника, информация, власть, связи, престиж и т.п. В то же время происходит консолидация сил противоборствующих сторон, поиск сторонников и оформление групп, участвующих в конфликте.

Предконфликтную стадию можно условно разделить на три фазы развития, для которых характерны следующие особенности во взаимоотношении сторон:

Первая фаза характеризуется возникновением противоречий по поводу определенного спорного объекта. Наблюдается рост недоверия и социальной напряженности.  Предъявляются односторонние или взаимные претензии, происходит уменьшение контактов и накопление обид;

Во второй фазе стороны  конфликта стремятся доказать правомерность своих притязании и обвиняют друг друга в нежелании решать спорные вопросы «справедливыми» методами.  Замыкаются на своих собственных стереотипах.

На третей фазе происходит разрушение структур взаимодействия; переход от взаимных обвинений к угрозам; рост агрессивности; формирование образа «врага» и установка на борьбу. Таким образом, конфликтная ситуация постепенно переходит в открытый конфликт. Для того, чтобы конфликт стал реальным, необходим инцидент.

 

Инцидент -  социальные действия, направленные на изменение поведения соперников; - это формальный повод для начала непосредственного столкновения сторон. Это активная, деятельная часть конфликта. Таким образом, весь конфликт складывается из конфликтной ситуации, формирующейся на предконфликтной стадии, и инцидента Инцидент может произойти случайно, а может быть спровоцирован субъектом (субъектами) конфликта. Инцидент знаменует собой переход конфликта в новое качество. В сложившейся ситуации возможны три основных варианта поведения конфликтующих сторон.

1. Стороны (сторона) стремятся уладить возникшие противоречия и найти компромисс. 2. Одна из сторон делает вид, что «ничего особенной не произошло» (уход от конфликта). 3. Инцидент становится сигналом к началу открытой противостояния. Выбор того или иного варианта во многом зависит от конфликтной установки (целей, ожиданий) сторон.

3.2. Стадия развития конфликта

Начало открытого противоборства сторон является результатом конфликтного поведения, под которым понимают действия, направленные на противостоящую сторону с целью захвата, удержания спорного объекта или принуждения оппонента к отказу от своих целей или к их изменению.  Выделяют несколько форм конфликтного поведения:

а) активно-конфликтное поведение (вызов);

б) пассивно-конфликтное  поведение (ответ на вызов);

в) конфликтно-компромиссное  поведение;

г) компромиссное поведение.

Стадию развития конфликта можно разделить условно на три основные фазы: в первой фазе происходит переход конфликта из латентного состояния в открытое противоборство сторон. Участники конфликта впервые пробуют свои силы. На этой фазе еще существуют реальные возможности прекратить открытую борьбу и решить конфликт иными методами.

Вторая фаза - эскалация противоборства. На этой стадии для достижения своих целей и блокирования действий противника вводятся все новые и новые ресурсы сторон. Почти все возможности найти компромисс упущены. Конфликт становится все более неуправляемым и непредсказуемым.

На третьей стадии конфликт достигает своего апогея и принимает форму тотальной войны с применением всех возможных сил и средств. На этой фазе конфликтующие стороны как бы забывают истинные причины и цели конфликта. Главной целью противоборства становится нанесение максимального урона противнику.

3.3. Стадия разрешения  конфликта

Длительность и интенсивность  конфликта зависят от многих факторов: от целей и установок сторон, от имеющихся в их распоряжении ресурсов, от средств и методов ведения  борьбы, от реакции на конфликт окружающей среды, от символов победы и поражения и т.д.

Внешним признаком разрешения конфликта может служить завершение инцидента. Именно завершение, а не временное прекращение. Это означает, что между конфликтующими сторонами  прекращается конфликтное взаимодействие. Устранение, прекращение инцидента - необходимое, но недостаточное условие  погашения конфликта. Часто, прекратив  активное конфликтное взаимодействие, люди продолжают переживать фрустрирующее состояние, искать его причину. И тогда угаснувший было конфликт вспыхивает вновь. Разрешение социального конфликта возможно лишь при изменении конфликтной ситуации. Это изменение может принимать разные формы. Но наиболее эффективным изменением конфликтной ситуации, позволяющим погасить конфликт, считается устранение причины конфликта. Для этого проводятся  переговоры и юридическое оформление доступных договоренностей. В межличностных и межгрупповых конфликтах результаты переговоров могут иметь форму устных договоренностей и взаимных обязательств сторон. Обычно одним из условий для начала переговорного процесса является временное перемирие. Переговоры предполагают взаимный поиск компромисса конфликтующими сторонами и включают следующие возможные процедуры:

- признание наличия конфликта; - утверждение процедурных правил и норм;

- выявление основных спорных вопросов (оформление протокола разногласий); - исследование возможных вариантов решения проблем;- поиск соглашений по каждому спорному вопросу и урегулированию конфликта в целом; - документальное оформление всех достигнутых договоренностей;

- выполнение всех принятых взаимных обязательств.

3.4. Послеконфликтная стадия

Завершение непосредственного  противоборства сторон не всегда означает, что конфликт полностью разрешен. Степень удовлетворенности или  неудовлетворенности сторон заключенными мирными договоренностями во многом будет зависеть от следующих положений:          

- насколько удалось в ходе конфликта и последующих переговоров достичь преследуемой цели;     

- какими методами и способами велась борьба;

- насколько велики потери сторон (людские, материальные, территориальные и др.);

- насколько велика степень ущемленности чувства собственного достоинства той или иной стороны;    

- удалось ли в результате заключения мира снять эмоциональное напряжение сторон;

- какие методы были положены в основу переговорного процесса;

- насколько удалось сбалансировать интересы сторон;

- был ли компромисс навязан под силовым давлением (одной из сторон или некой «третьей силой»), или явился результатом взаимного поиска путей решения конфликта;

- какова реакция окружающей социальной среды на итоги конфликта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Конфликтные процессы мало кто одобряет, но почти все в  них участвуют. Любой конфликт, как негативный, так и позитивный, может и должен быть решаем, насколько серьезным он бы ни был. Выход существует даже из тупиковой ситуации. Главное – истинное желание решить тот или иной конфликт, готовность пойти на некоторые уступки, которые при ближайшем рассмотрении окажутся несерьезными по сравнению с преимуществами, полученными в результате разрешения конфликта.

В то же время, позитивные конфликты  должны и будут существовать, служа  определенными стимуляторами для  общества.

Таким образом, конфликты  должны возникать, а люди должны их решать, дабы сохранять поступательный ход развития прогресса и истории.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Современная социальная психология на Западе - М.: Просвещение, 1978г. - С. 68.

2. Асп Э. Введение в социологию. – СПб, 1998г. - С. 67.

3. Бородкин Ф.М., Коряк  Н.М. Внимание: Конфликт! - Новосибирск, 1989 -164 с.

4. Ворожейкин И.Е., Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Конфликтология: Учебник. -М.: Инфра - М, 2000 – 224 с.

5. Дмитриев А. В. Конфликтология: Учебное пособие. - М.: Гардарики, 2000-320 с.

6. Здравомыслов  А. Г. Социология конфликта, М., 1994 – 102 с.

7. Журнал “Политические исследования”, 1994, № 2 - С. 35.

8. Кудрявцев С.В. Конфликт и насильственное преступление - М.: Просвещение, 1991г. - 126 с.

9. Модернизация в России и конфликт социальных ценностей (под ред. А.С. Ахиезера). М., 1994.

10. Социально - политический  журнал, 1994, №1-2 - С. 23.

11. Фролов С.С. Социология - М.: Наука, 1994г. – С. 56.

 

 

 

 


Информация о работе Виды конфликтов и их основные стадии