Виды конфликтов и их основные стадии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 12:10, контрольная работа

Описание работы

В современном мире распространение конфликтов и конфликтных ситуаций очень велико: начиная от простых семейных, бытовых сор и заканчивая мировыми войнами. Конфликты играют не маловажную роль в развитии, но и так же торможения общества ведь они носят, как и положительный, так и отрицательный характер. Конфликты могут как подталкивать общество к скачку развития, так и угнетать его.
В своей контрольной работе я постараюсь рассказать о них подробней, раскрыть само понятие конфликта, описать основные виды и некоторые способы их разрешения.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1.ПОНЯТИЕ, СТОРОНЫ И ФУНКЦИИ КОНФЛИКТА..................4
1.1. Понятие конфликта……………………………………………………........4
1.2. Стороны конфликта................................................................……………...4
1.3. Функции конфликта.......................................................................................5
ГЛАВА 2.ОСНОВНЫЕ ВИДЫ И ТИПЫ КОНФЛИКТОВ...............................8
ГЛАВА 3.ОСНОВНЫЕ СТАДИИ РАЗВИТИЯ КОНФЛИКТА...................... 12
3.1. Предконфликтная стадия............................................................................. 12
3.2. Стадия развития конфликта......................................................................... 13
3.3. Стадия разрешения конфликта.................................................................... 14
3.4. Послеконфликтная стадия............................................................................ 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................17
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………18

Файлы: 1 файл

контрольная работа социология (2).docx

— 40.74 Кб (Скачать файл)

 

Национальный государственный  Университет физической культуры,

спорта и здоровья имени  П.Ф.Лесгафта, Санкт-Петербург

 

 

 

 

 

Кафедра социально-гуманитарных дисциплин

Социология

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Виды конфликтов и их основные стадии

 

                                                                             

 

                                                      

 

 

                                                          Исполнитель:

                                                                            студент IV курса,

                                                    5 группы                                     

                                                                            тренерского факультета

                                                                    заочного обучения

                                                                      

                 

 

 

 

 

Санкт-Петербург, 2012

 

Содержание:

Стр.

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

ГЛАВА 1.ПОНЯТИЕ, СТОРОНЫ И ФУНКЦИИ КОНФЛИКТА..................4

1.1. Понятие конфликта……………………………………………………........4

1.2. Стороны конфликта................................................................……………...4

1.3. Функции конфликта.......................................................................................5

ГЛАВА 2.ОСНОВНЫЕ ВИДЫ И ТИПЫ КОНФЛИКТОВ...............................8

ГЛАВА 3.ОСНОВНЫЕ СТАДИИ РАЗВИТИЯ КОНФЛИКТА...................... 12

3.1. Предконфликтная стадия............................................................................. 12

3.2. Стадия развития конфликта......................................................................... 13

3.3. Стадия разрешения конфликта.................................................................... 14

3.4. Послеконфликтная стадия............................................................................ 15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................17

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В современном мире распространение конфликтов и конфликтных ситуаций очень велико: начиная от простых семейных, бытовых сор и заканчивая мировыми войнами. Конфликты играют не маловажную роль в развитии, но и так же торможения общества ведь они носят, как и положительный, так и отрицательный характер. Конфликты могут как подталкивать общество к скачку развития, так и угнетать его.

В своей контрольной работе я постараюсь рассказать о них  подробней, раскрыть само понятие конфликта, описать основные виды и некоторые способы их разрешения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1.ПОНЯТИЕ, СУБЪЕКТЫ, ОБЪЕКТЫ И ФУНКЦИИ КОНФЛИКТА

1.1.Понятие конфликта

Понятие "конфликт" в  переводе с латинского означает "столкновение". Он может возникнуть в любой сфере  общественной жизни, по различным поводам  и между субъектами разных уровней. В связи с этим конфликт является объектом изучения многих наук.

Социологию интересуют, главным  образом, социальные конфликты, где  субъектами выступают люди в различных  формах своей социальности (социальные группы, классы, партии, нации, организации, институты, государства и др.). Социальный конфликт - это столкновение общественных, групповых, но не индивидуальных интересов; это открытое противоборство, столкновение двух и более субъектов и участников социального взаимодействия, причинами которого  являются несовместимые потребности, интересы и ценности. И даже если он проявляется в столкновении отдельных людей, личностей, его социальный смысл заключается в том, что участники взаимодействия выступают в данном отношении как носители свойств общности.

1.2. Стороны конфликта

В любом конфликте есть как минимум две противоборствующие стороны. Но так же в конфликт может быть вовлечено и большее количество сторон, так называемые третьи стороны.

И так, участники конфликта  делятся на: прямых и активных(так называемых субъектов и оппонентов конфликта) ; и косвенных или вспомогательных(это участники конфликта, не имеющие ведущую роль, т.е. явно или неявно поддерживающие активных участников). Последние представляют собой определенные силы, преследующие в предполагаемом или реальном «чужом» конфликте свои личные интересы. Косвенные участники могут:

1. провоцировать конфликт и способствовать его развитию

2. содействовать уменьшению интенсивности конфликта или полному его прекращению

3. поддерживать ту или иную сторону конфликта или обе стороны одновременно.  Косвенные участники имеющие «особую» позицию в конфликте (преследование интересов, различных от интересов прямых участников), называются третьими лицами конфликта.

Помимо сторон конфликта  выделяют так же предмет конфликта - это то, из-за чего возникает конфликт (объективно существующее или воспринимаемое в качестве таковой проблем  противоречие).

Так же одним из непременных элементов конфликта является объект, из-за которого создается конфликтная ситуация. Объект — это конкретная причина, мотивация, движущие силы конфликта. Все объекты подразделяются на основные три вида:

1. Объекты, которые не могут быть разделены на части, и владеть ими совместно с кем-либо невозможно.

2. Объекты, которые могут быть разделены в различных пропорциях между участниками конфликта.

3. Объекты, которыми оба участника конфликта могут владеть совместно (это ситуация мнимого конфликта).

1.3. Функции конфликта

Влияние конфликтов на психологию, поведение, деятельность, как оппонентов, так и социального окружения, разнообразно и многозначно. В этом его функциональность. Под функцией конфликта понимают ту роль, которую выполняет конфликт по отношению к обществу и его различным структурным образованиям: индивидам, социальным группам, организациям.

Конфликт выполняет положительные, так и отрицательные социальные функции. К позитивным функциям конфликта можно отнести то, что:

1. Конфликт вскрывает и разрешает возникающие в отношениях между людьми противоречия, т.е. способствует общественному развитию и может предотвратить более серьезные конфликты. 2. Конфликт выполняет функции стабилизации и интеграции внутригрупповых и межгрупповых отношений, снижает социальное напряжение. 3. Конфликт многократно увеличивает интенсивность связей и отношений, придает обществу динамичность, поощряет творчество и инновации, способствует общественному прогрессу. 4. В состоянии конфликта люди более четко осознают как свои, так и противостоящие им интересы. 5. Конфликт способствует получению информации о соотношении силового потенциала конкурирующих формирований. 6. Внешний конфликт способствует внутригрупповой интеграции и идентификации, укрепляет единство группы, нации, общества, мобилизует внутренние ресурсы. Он также помогает находить друзей и союзников и выявляет врагов и недоброжелателей. 7. Внутренние конфликты (в группе организаций, обществ) выполняют следующие функции: — создание и поддержание баланса сил (в том числе и власти); — социальный контроль за соблюдением общепринятых норм, правил, ценностей; — создание новых социальных норм и институтов и обновление существующих; — адаптация и социализация индивидов и групп; — группообразование, установление и поддержание нормативных и физических границ групп; — установление и поддержание относительно стабильной структуры внутригрупповых и межгрупповых отношений. 8. Позитивные функции конфликта заключаются также в том, что он выявляет позиции, интересы и цели участников и тем самым способствует сбалансированному решению возникающих проблем. В открытой социальной системе конфликт выполняет роль «предохранительного клапана», своевременно выявляя возникающие противоречия и сохраняя социальную структуру в целом.

Конфликт несет в себе негативные функции: — когда он ведет к беспорядку и нестабильности; — когда общество не в состоянии обеспечить мир и порядок; — когда борьба ведется насильственными методами; — когда следствием конфликта являются большие материальные и моральные потери;

— когда возникает угроза жизни и здоровью людей. Негативные последствия может иметь и  затянувшийся позитивный конфликт.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2.ОСНОВНЫЕ ВИДЫ И ТИПЫ КОНФЛИКТОВ

В зависимости от того, какие  субъекты противодействуют друг другу, социальные конфликты подразделяются на:

Личностный конфликт, т.е. конфликт, происходящий внутри личности на уровне индивидуального сознания. Это чисто психологические конфликты, но опосредованные внешними условиями  и способные стать катализаторами для возникновения групповой  напряженности.

Межличностный конфликт, т.е. разногласия между двумя или  более членами одной группы или  нескольких групп.

Межгрупповой конфликт, т.е. противостояние нескольких индивидов, образующих группу, другой группе, не включающей в себя индивидов из первой группы. Это самый распространенный вид  конфликта, так как индивиды, собираясь  воздействовать на других, обычно стараются  найти сторонников, сформировать группу.

Конфликт принадлежности происходит в силу двойной принадлежности индивидов, например, когда они образуют группу внутри другой, большей группы или когда индивид входит одновременно в две конкурентные группы, преследующие одну цель.

Конфликт с внешней  средой, т.е. индивиды, составляющие группу, испытывают давление извне (прежде всего  со стороны культурных, административных и экономических норм и предписаний). Часто они вступают в конфликт с институтами, поддерживающими  эти нормы и предписания.

По этому основанию  различают также внутри- и межколлективные, корпоративные, классовые межпартийные, этнические, межконфессиальные, внутри- и межрегиональные, межинституционные, межгосударственные и другие виды конфликтов.

По содержанию проблем, вызвавших  противонаправленные действия, выделяют производственные, семейно-бытовые, трудовые, экономические, политические, экологические, идеологические, духовно-нравственные, юридически-правовые и другие конфликты.

Кроме того, конфликты классифицируются по многим другим основаниям, например:

- показатели массовости их участников;

- социальные статусы конфликтующих сторон;

- реальность причины;

- временная длительность и характер протекания;

- степень остроты и степень регулируемости (управляемости);

- психологическая форма проявления и т.д.

По своим функциям конфликты  обычно делятся на:

Разрушающие (дезинтегративные) – такие конфликты дестабилизируют социальные системы. Внутренний конфликт разрушает групповое общество; забастовки могут оставить без работы тысячи людей и нанести серьезный урон промышленности; супружеские конфликты мешают объединению супругов; и, наконец, атомный конфликт грозит уничтожению всего человечества.

Созидающие конфликты  – могут усилить групповое  взаимодействие. В результате конфликта  возможно скорейшее внедрение нового лидера, использование новой политики и новых норм. Конфликт может оказаться  единственным выходом из напряженной  ситуации. Если в группе ущемляются права личности, нарушаются общепринятые нормы, то часто только конфликт приводит к достижению равновесия и снятию напряжения.

По своему внутреннему  содержанию социальные конфликты также  делятся на рациональные и эмоциональные.

К рациональным относятся такие конфликты, которые охватывают сферу разумного, делового соперничества, перераспределения ресурсов и совершенствования управленческой или социальной структуры. Рациональные конфликты встречаются и в области культуры, когда люди пытаются освободиться от отживших, ненужных норм, обычаев и верований. Как правило, участвующие в рациональных конфликтах не переходят на личностный уровень и не формируют в своем сознании образа врага. Уважение к сопернику, признание за ним права на некоторую долю истины - это характерные черты рациональных конфликтов. Такие конфликты не бывают острыми, затяжными, так как обе стороны стремятся в принципе к одной и той же цели - улучшению взаимоотношений, норм, образцов поведения, справедливому распределению ценностей. Стороны приходят к соглашению, компромиссу, и, как только удаляется фрустрирующее препятствие, конфликт разрешается. Однако в ходе конфликтных взаимодействий, столкновений агрессия его участников часто переносится с причины конфликта на личности. При этом первоначальная причина конфликта просто забывается и участники действуют на основе личной неприязни. Такой конфликт называется эмоциональным.

С момента появления эмоционального конфликта в сознании людей, участвующих  в нем, появляются негативные стереотипы, порождающие неприязнь и даже ненависть к противнику.

В зависимости от мотивации конфликта выделяют: конфликт потребностей, конфликт интересов, ценностный конфликт.

Конфликты потребностей подразделяются на два типа: первый, конфликт из-за реальной или кажущейся ограниченности ресурсов; второй, из-за соотношения краткосрочных и долгосрочных потребностей. Типичным объектом конфликтов потребностей являются материальные ресурсы (финансы, техника, технологии, земля, ее недра и т.п.) и духовные (культура, наука, образование и т.п.). Особенно тогда, когда их распределение в обществе неравномерно, непропорционально, несправедливо, облегчая доступ к ним одним социальным субъектам и затрудняя другим или же вообще обеспечивая одних за счет других.

Предметом конфликта интересов  является не само благо как таковое, а те позиции индивида или социального слоя, которые обеспечивают возможность получения этого блага.

Информация о работе Виды конфликтов и их основные стадии