Вклад марксистской гносеологии в классическую концепцию истины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 13:33, контрольная работа

Описание работы

Понятие истины относится к важнейшим в общей системе мировоззренческих проблем. Оно находится в одном ряду с такими понятиями, как "справедливость", "добро", "смысл жизни", а также позволяет оптимистически смотреть на возможность познания мира, общества, человека и его мышления. Можно сказать, что вопрос, что такое истина относится к одному из вечных вопросов гносеологии. Имеются разные понимания истины "Истина - есть соответствие знания действительности", "Истина - это опытная подтверждаемость", "Истина - это свойство самоорганизованности знаний", "Истина - это соглашение", "Истина - это полезность знания, его эффективность".

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 30.85 Кб (Скачать файл)

Введение.

Проблема истины является ведущей в философии  познания.

Понятие истины относится  к важнейшим в общей системе мировоззренческих проблем. Оно находится в одном ряду с такими понятиями, как "справедливость", "добро", "смысл жизни", а также позволяет оптимистически смотреть на возможность познания мира, общества, человека и его мышления. Можно сказать, что вопрос, что такое истина относится к одному из вечных вопросов гносеологии. Имеются разные понимания истины "Истина - есть соответствие знания действительности", "Истина - это опытная подтверждаемость", "Истина - это свойство самоорганизованности знаний", "Истина - это соглашение", "Истина - это полезность знания, его эффективность".

Первое положение, согласно которому Истина - есть знание, соответствующее своему предмету, совпадающее  с ним, - есть соответствие знания действительности, является главным в классической концепции истины. Такое её понимание  разделяли Платон и Аристотель, Фома Аквинский и Г.В. Гегель.

Ей придерживаются и материалисты, и идеалисты, метафизики и диалектики и даже агностики. Различия внутри её проходят по вопросу отражаемой действительности и по вопросу о  механизме соответствия.

Вклад марксистской гносеологии в классическую концепцию  истины.

Марксистская гносеология  существенно обогатила материалистический вариант классической концепции. Дальнейшее ее развитие классиками марксизма состояло, прежде всего в обосновании объективного характера истины, который определяется объективностью материального мира. Конечно, истина не существует вне человеческого познания, и в этом смысле она зависит от субъекта познания. Однако соответствие и несоответствие результатов познавательного процесса сторонам и свойствам материального мира определяется объективной реальностью. Творческое воображение с помощью концептуальных средств создает разнообразные картины реальности, но что в этих картинах истинно, а что — ложно уже не зависит ни от отдельного человека, ни от всего человечества. И в этом смысле истина объективна. Отдельные люди и даже целые народы могут увлекаться некоторой доктриной, верить в нее и страстно желать, чтобы весь мир считал ее за истину, но, если она не соответствует реальному положению вещей, она будет объективно ложна и рано или поздно обнаружится. Признание объективного характера истины — одно из принципиальных отличий марксистской теории истины от прагматической теории.

Таким образом, истину определяют как адекватное отражение  объекта познающим субъектом, воспроизводящей  реальность такой, какая она есть сама по себе, вне и независимо от сознания. Истина есть адекватное отражение реальности в динамике ее развития. В.И. Ленин в работе “Философские тетради”, [8] писал: “Неподвижное тождество, имеющее свою противоположность в различии, обращается в одностороннюю определенность, которая как таковая лишена истинности и содержит лишь формальную, абстрактную, неполную истину.” А познание есть вечное, бесконечное приближение мышления к объекту. Отражение природы в мысли человека надо понимать не “абстрактно”, не без движения, не без противоречий, а в вечном процессе движения, возникновения противоречий и разрешения их.

Характеристики  современной трактовки истины.

Современная трактовка  истины включает в себя следующие  моменты характеристики:

1) Объективность,  она - в обусловленности реальной  действительности в которую входит - объективная реальность, субъективная  реальность она - в связи с  предметно-чувственной деятельностью  человека, с практикой она - в  независимости содержания истины  от отдельных людей

2) Субъективность, поскольку  истину познают люди, она субъективна,  по своим идеальным внутренним  содержаниям и форме (например, всемирное тяготение изначально  присуще миру, но истиной стала  благодаря Ньютону)

3) Истина есть  процесс, она не постигается  сразу, целиком в полном объёме, а постепенно углубляется и  вместе с тем всегда неполна  и неточна.

Для характеристики объективной истины как процесса применяются категории абсолютного (выражающего устойчивое, неизменное в явлениях) и относительного (отражающей изменчивое, преходящее).

Абсолютная  истина (абсолютное в объективной истине) - это полное, исчерпывающее знание о действительности, которое в границах конкретного этапа развития науки не уточняется и не дополняется. Это идеал, который не может, быть достигнут, хотя познание и приближается к нему. Это элемент знаний, который не может быть опровергнут в будущем: "люди смертны" и т.д. - это вечные истины.

Движение к абсолютной истине идёт через нахождение множества  относительных истин.

Относительная истина (относительное в объективной истине) - это неполное, приблизительное, незавершённое знание о действительности, которое углубляется и уточняется по мере развития практики и познания.

При этом старые истины либо заменяются новыми (как классическая механика квантовой), либо опровергаются  и становятся заблуждением (как истина о вечном двигателе).

В любой абсолютной истине мы находим элементы относительности, а в относительной черты абсолютности. Признание только относительного в  объективной истине грозит релятивизмом, преувеличение устойчивого момента - есть догматизм.

Диалектика абсолютной и относительной истин ставит вопрос о конкретности истины. Это означает, что любое истинное знание определяется

1) характером объекта,  к которому относится,

2) условиями места,  времени;

3) ситуации, историческими  рамками. Распространение истинного  знания за пределами его действительной  применимости превращает его  в заблуждение. Даже 2+2=4 является  истиной только в десятичной  системе исчисления.

Таким образом, объективная, абсолютная, относительная и конкретная истина - это не разные "сорта" истин, а одно и тоже истинное знание с этими свойствами.

Кроме названных выделяются и другие свойства истины: непротиворечивость (с точки зрения формальной логики), когерентность (согласованность знания с фундаментальными идеями), простота, красота, эвристичность, плюрализм, антиконьюктурность, способность к самокритичной рефлексии. (В.И.Ленин).

Существуют и  разные формы истины: экзистенциальная (понимание духовного мира), предметная (знание о материальных системах), концептуальная, а также истины обусловленные  видами познавательной деятельности: научная, обыденная, нравственная.

Заблуждение и критерии истины.

Человечество редко достигает  истины иначе, как через крайности  и заблуждения.

И истина и заблуждение - две  противоположные, но неразрывные стороны  единого процесса познания.

Заблуждение - знание, не соответствующее своему предмету, несовпадающее с ним. Это неадекватная форма знания, возникает непреднамеренно из-за ограниченности, неразвитости или ущербности практики и самого познания. Заблуждения неизбежны, но они необходимый предмет познания истины. Заблуждения многообразны по своим формам: научные и ненаучные, религиозные и философские, эмпирические и теоретические. Когда относительная истина становится заблуждением? Когда появляется новая теория, которая помогает нам увидеть несовершенства старой. Если взглянуть на эту ситуацию с точки зрения формально-методологического подхода, то мы увидим следующее: появилась новая теория и была признана истинной; старая теория оказалась опровергнутой и квалифицируется как ложь. Таким образом, обоснование ложности некоторой теории и превращение ее в заблуждение — это один и тот же процесс, описываемый с разных точек зрения. При этом становится совершенно очевидным, что заблуждение не может играть прогрессивной роли в познании. Защищать заблуждение — значит, выступать против истины.

Яндекс.ДиректВсе объявленияСиропы для коктейлей! Клубника, шоколад, вишня, малина и др. Для молочных и фруктовых котейлей!icedream.ru 

Заблуждение следует отличать ото лжи - преднамеренного искажения истины в корыстных целях идезинформации - передачи ложного знания (как истинного) или истинного знания как ложного.

Все эти явления имеют  место в научном знании, но встречается  и мошенничество, и подлог. Чаще встречаются ошибки - как результат неправильных действий в вычислениях, в политике, в жизни. Они бывают логическими и фактическими.

Заблуждения рано или поздно преодолеваются: либо сходят со сцены (учение о "вечном двигателе"), либо становятся истиной (превращение алхимии  в химию, астрологии в астрономию).

Вопрос о том, можно  ли ограничить истину от заблуждения, и каким образом, есть вопрос о критерии истины.

Яндекс.ДиректВсе объявленияЛюбишь играть в онлайн игры? World of Tanks – та самая игра про танки. Регистрируйся и играй бесплатно!cpm.worldoftanks.com 12+

В истории науки и философии  высказывались разные точки зрения на критерий истины (критерий - это средство проверки достоверности знания). Так, Декарт критерием истинных знаний считал их ясность самоочевидность. Фейербах такой критерий искал в чувственных  данных. Но оказалось - никаких самоочевидных  положений нет, ясность мышления - вопрос крайне субъективный, а чувства - зачастую нас обманывают (ложка  в стакане воды изломана .).

Коренным пороком этих критериев является то, что они  находятся в самом знании, в  его особых привилегированных частях. Необходим критерий, который был  бы и теоретическим (для отражения  объекта) и внетеоретическим (для проверки знаний), отличался бы от субъективных процессов познания и от объективных естественных процессов.

Практика.

Такими свойствами обладает практика, но во всём её объёме и историческом развитии. При этом практику, дополняют и другие критерии - общезначимость (то, что признаётся многими людьми), - прагматизм (то, что признают полезным, что приводит к успеху); - когерентность (взаимосоответствие суждений); - конвенционализм (то, что соответствует соглашению).

Так, математики склоняются когерентной концепции истины, гуманитарии  к общезначимости и конвенционализму, инженеры, научные работники, к практицизму и практике.

Понятие "практика" раскрывалась через широкий спектр терминов "действие", "деятельность", "деятельная жизнь", "опыт", "опыт в целом", "труд". Практика считалась важным условием процесса познания, высказывалась идея о единстве теории и практики (Гегель, Чернышевский, Соловьев, Поппер). Мы определим практику через понятие "деятельность".

Практика активная, целенаправленная чувственно-предметная деятельность людей, направленная на изменение реальной действительности.

С введением практики в  теорию познания было установлено, что  человек активно, через предметы, целенаправленно, воздействует на действительность и в ходе её изменения познаёт  её.

В процессе практики человек  создаёт "вторую природу", культуру. Практика и познание - две стороны  единого процесса, вместе они целостная  система человеческой деятельности. Но, практика играет решающую роль, ибо  её законы - это законы реального  мира, который преобразуется в  этом процессе. Назовем важнейшие формы практики: Это - материальное производство (труд),

- социальная деятельность,

- научный эксперимент;

- техническая деятельность;

- военно-политическая деятельность. Практика и познание тесно  связаны, практика имеет познавательную сторону, а познание - практическую. Практика является источником информации для познания, в том числе и военного. Формы военной практики:

Своеобразие практики выражается в её функциях в процессе познания:

1. практика является источником познания, ибо все значения вызваны к жизни потребностями практики.

- креатиеная функция

2. практика выступает как основа познания, его движущая сила. Она пронизывает все его стороны, ставит проблемы, обнаруживает новые свойства и стороны мира, обеспечивает познание техническими средствами. - детерминирующая функция

3. практика является целью познания, поскольку служит для преобразования мира и регулирует деятельность людей

- целеполагающая функция

4. практика представляет  собой и решающий критерий истины

" критериальная функция Остановимся на последней функции.

Проверка знания практикой  не есть одноразовый акт, а есть длительный процесс, носящий исторический, противоречивый характер. Это означает, что критерий практики одновременно и абсолютен и относителен. Абсолютен в том смысле, что только практика может окончательно доказать какие-либо положения. Относителен потому, что сама практика развивается, совершенствуется и потому не может в каждый данный момент доказать истинность развивающегося знания.

Вот почему, возникает необходимость  дополнения практики иными критериями, которые дополняют, но не отменяют или  заменяют его. Особо важен логический критерий истины, сочетающий и формально-логический и диалектический методы, а также аксиологический критерий.

Своеобразны подходы к  пониманию истины и её критерия у  М.Хайдеггера и КЛоппера. Сущность истины открывается как свобода человека, считает Хайдеггер. Истина - образец, утверждает Поппер. Заблуждение как противоположность истины - дело рук человеческих, следствие его ошибок, свободы, хотения.

Понятие истины близко к понятию ПРАВДА, ПРАВОТА. Правда - истина на деле, истина в образе, благе, честности, справедливости. Поступать по правде, значит поступать по истине, по справедливости (Вл. Даль). Тем самым правда, шире, чем истина, так как включает в своё определение и мораль. С другой стороны, это свидетельство о аксиологическом аспекте истины.

Таким образом, практика является наиболее точным критерием позволяющим  отличить заблуждение от истины, при  дополнении другими критериями обеспечивает процесс познания истины.

Информация о работе Вклад марксистской гносеологии в классическую концепцию истины