Вклад марксистской гносеологии в классическую концепцию истины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 13:33, контрольная работа

Описание работы

Понятие истины относится к важнейшим в общей системе мировоззренческих проблем. Оно находится в одном ряду с такими понятиями, как "справедливость", "добро", "смысл жизни", а также позволяет оптимистически смотреть на возможность познания мира, общества, человека и его мышления. Можно сказать, что вопрос, что такое истина относится к одному из вечных вопросов гносеологии. Имеются разные понимания истины "Истина - есть соответствие знания действительности", "Истина - это опытная подтверждаемость", "Истина - это свойство самоорганизованности знаний", "Истина - это соглашение", "Истина - это полезность знания, его эффективность".

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 30.85 Кб (Скачать файл)

Понятие истины.

Так что же такое истина как понятие? Истина - это наиболее адекватное понимание мира. Это наилучшее  мировоззрение. Но единой для всех истины не бывает, как не бывает и единого  мировоззрения. Например, научная истина-это  научная картина мира, которая  постоянно меняется, но единой остается ее материальная сущность, основа.

При этом познать истину довольно трудно и во многом это зависит  от того, к какому источнику познания обратиться. Если обратится к научному источнику, мы получим научную истину. Если к христианскому, то христианскую. К рациональному источнику познания - рациональную истину. А если к теософскому, то естественно мы получаем теософскую. Так же если мы обратимся к любому другому источнику познания. Ну, к примеру, мусульманскому. Ведь нельзя утверждать, что источников только четыре. Их великое множество. Просто мы выбираем для рассмотрения только четыре.

Яндекс.ДиректВсе объявленияСиропы для коктейлей! Клубника, шоколад, вишня, малина и др. Для молочных и фруктовых котейлей!icedream.ru 

Но мы не знаем истины, не зная причины. Истина - величайшая социальная и личная ценность. Она укоренена  в жизни общества, играя в нем  важную социальную и нравственно-психологическую  роль. Ценность истины всегда неизмеримо велика, а время ее только увеличивает. Великие истины гуманизма, принципы социальной справедливости оплачены кровью и смертью многих из тех, для кого искание правды и защита интересов  народов составляли смысл существования, кто сделал нас просвещеннее, умнее, культурнее, раскрыл истинный путь к счастью и прогрессу.

Взгляды древнегреческих  философов на понятие истины.

Сократ стремится установить истину исключительно в этических вопросах. Такой подход он мотивирует тем, что познавать природу и космос бессмысленно, потому что они бесконечны. С другой стороны, человек и его духовный мир конечен, поэтому изучение человека должно стать главной задачей философии. Философ пытается установить истинную сущность этических категорий, таких как мужество, красота, справедливость. Для этого он в качестве необходимого условия выдвигает, явно его не формулируя, закон непротиворечия. Используя этот закон, Сократ исследует понятие, отбрасывая противоречивые предположения как заведомо ложные и оставляя непротиворечивые как истинные. Истину философ считает панацеей против зла – человек, вооруженный истинным знанием не станет совершать неправильных поступков и будет жить благодетельной жизнью.

У Платона особое понимание истины. Понятие истины он рассматривает через понятие о «благе».По отношению к знанию и к бытию «благо» мыслится как совмещающее в себе противоположные определения. Оно имманентно по отношению к бытию и знанию, так как оно — их источник и основная их сила. В то же время оно запредельно по отношению к бытию и знанию. Благо существует в мире идей – мире «эйдосов». Истина же заключена в душе каждого человека, которая побывала в этом мире. Поэтому человеку нет необходимости в нахождении истины – она уже есть у него, нужно только ее вспомнить.

Яндекс.ДиректВсе объявленияЛюбишь играть в онлайн игры? World of Tanks – та самая игра про танки. Регистрируйся и играй бесплатно!cpm.worldoftanks.com 12+

Классифицировав и обобщив  методы познания в науке, Аристотель создает учение о формах постигающего истину мышления, то есть логику. Аристотель считал, чтобы знание было истинным, оно не только должно быть понятием о предмете. Кроме того, самим предметом познания может быть не преходящее, не изменчивое, не текущее бытие, но только бытие непреходящее, пребывающее. Такое познание возможно, хотя отдельные предметы, в которых только и существует непреходящая сущность, всегда только предметы преходящие, текучие. И такое познание может быть только познанием «формы». Эта форма каждого предмета вечна: она не возникает и не погибает. У Аристотеля истина рассматривается как высшая форма бытия. Человек, постигая истину, приближается к совершенному бытию. Но на этом пути много трудностей. «Исследовать истину в одном отношении трудно, в другом легко. Это видно из того, что никто не в состоянии достичь ее надлежащим образом, но не каждый терпит полную неудачу, а каждый говорит что-то поодиночке, правда, ничего или мало добавляет к истине, но, когда всё это складывается, получается заметная величина. …Верно также и то, что философия называется знанием об истине. В самом деле, цель умозрительного знания – истина, а цель знания, касающегося деятельности – дело: ведь люди деятельные даже тогда, когда они рассматривают вещи, каковы они, исследуют не вещи, а вещь в её отношении к чему-то и в настоящее время. Разум человека рассматривается как особый механизм. Лишь применение законов логики позволяет ему приблизиться к истине. По Аристотелю, для применения науки логики необходимо опираться на непреходящее бытие. Философ рассматривает истину как высшую форму бытия. Человек, постигая истину, приближается к совершенному бытию.

Таким образом, мы видим, что  древнегреческие философы по-разному  трактуют как понятие истины, так  и пути ее установления. Однако они  сходятся в одном – истина является необходимым условием достижения счастья  на Земле.

Литература.

1 Ильенков Э.В. «Диалектическая логика». — Москва, Политиздат, 1984.

2 Ильенков Э.В. «Философия и культура». — Москва, Политиздат, 1991.

3 Ленин В.И. «Материализм  и эмпириокритицизм»

4 Маркс К., Энгельс Ф.  «Л.Фейербах и конец классической немецкой философии» т.21

5 В.Ф. Асмус «Античная философия» Москва, «Высшая школа», 1976.

6 «Введение в философию», в 2 ч., под общей редакцией Фролова.  Москва, 1989.

7 З. Г. Антипенко. «Диалектика  истины и красоты в философском  наследии Платона и Аристотеля».  Москва, АН СССР, 1983.


Информация о работе Вклад марксистской гносеологии в классическую концепцию истины