Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 23:02, реферат
Цель исследования – проанализировать власть как объект социологического исследования.
В соответствии с поставленными целями решались следующие основные задачи:
- изучить сущность власти;
- проанализировать власть как объект и предмет социологического исследования.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Сущность власти 5
2. Власть как объект и предмет социологического изучения 10
3. Российские директора и региональная власть. Поиск оптимальных моделей взаимодействия…………………………………………..…………...15
3.1 Отношения директорского корпуса к власти в оценках директоров и региональных экспертов……………………………………………………..17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 23
При этом данный автор выделяет следующие предметные области, специфицирующие содержание социологического исследования политики в целом.
Во-первых, социология, прежде всего, призвана раскрыть связь между политической системой и другими основными сферами общественной жизни - экономической, социальной, духовной - как в общетеоретическом плане, так и применительно к тому или иному конкретному обществу, используя в последнем случае наряду с теоретическим подходом и эмпирические методы изучения реальности. В этом случае важным представляется социологическая интерпретация самой политической деятельности, понимаемой как деятельность более или менее малочисленных групп политически активных членов общества, в результате которой утверждаются или изменяются та или иная государственная власть, тот или иной политический режим, вырабатывается и осуществляется определенная государственная политика.
Во-вторых, социология уделяет значительное внимание изучению различного рода групповых интересов, имеющих место в политике. При этом их структура по социологическим меркам не является простым отражением социальной структуры общества. Объективное положение социальных групп не просто и не прямо порождает определенные политические интересы, формирует политические движения и организации, поскольку политические позиции индивидов складываются под влиянием не только объективных факторов, но и различных идеологических и социально-психологических воздействий. Так, в силу ряда жизненных обстоятельств одни люди оказываются более восприимчивыми к воздействиям, например демократической по своей сущности идеологии и соответствующим ей проявлениям общественной психологии, а другие (принадлежащие к той же социальной группе), в силу обстоятельств того же рода, но действующих в ином направлении, отдают предпочтение идеям политического авторитаризма, национализма и т.п. На этой основе формируются установки тех и других, что и определяет характер их политических интересов и позиций, а, в конечном счете, объединяет с представителями других социальных групп, придерживающимися таких же политических убеждений, в разные по своим целям и направленности политические движения и организации.
В-третьих, социология изучает также
довольно обширный круг проблем, связанных
с отношениями между
- социологическом анализе политики, государственной деятельности для выяснения, в какой степени государство, власть выполняют задачи по обеспечению условий жизнедеятельности и, следовательно, каковы возможности для удовлетворения жизненных потребностей членов общества (в этих целях подвергнутое структурному исследованию содержание политики сопоставляется с результатами структурного исследования потребностей членов общества с учетом их принадлежности к разным социальным группам и категориями);
- рассмотрение системы отношений между политической властью и гражданами в плане выявления того, как непосредственно вырабатывается и осуществляется государственная политика (а также и политика негосударственных политических институтов и движений), насколько существующая институциональная система и утвердившаяся практика
Разработка проблемы власти в современной социологии концентрируется вокруг многих вопросов: взаимодействие двух сторон властного отношения и легитимизации власти; классификация типов и форм власти; генезис властных отношений в связи с развитием общественного разделения труда; детерминированность функций власти социальной структурой общества, интересами классов, социальных групп и слоев; власть и элита; различные методы осуществления власти и, в частности, роль насилия в современных условиях и т.д.
3. РОССИЙСКИЕ ДИРЕКТОРА И
ПОИСК ОПТИМАЛЬНЫХ МОДЕЛЕЙ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ9.
( статья А.Е. ЧИРИКОВА
в журнале «Социологические
Вопрос о взаимоотношении власти и директорского корпуса в ходе развития рыночных отношений постепенно перемещался из сферы только экономической в сферу политическую.
Еще до начала рыночных реформ наметилась тенденция к возрастанию роли местных органов власти в хозяйственной деятельности, хотя более явно она стала проявляться на начальном этапе рыночных преобразований. Уже тогда директора считали необходимым сформировать четкую систему взаимных обязательств предприятий и региональной власти, в том числе определить виды и размеры возможных отчислений, исключить возможность давления и спонтанных шагов со стороны власти.
Директора были и остаются сегодня сторонниками выработки законодательства, в котором были бы описаны основные правила этого взаимодействия.
Однако реальные процессы чаще всего обгоняли попытки их правового регулирования. В начале реформ роль региональной власти в решении производственных и финансовых вопросов была невелика. Так результаты опроса, проведенные в конце 1991 года Т. Долгопятовой показали, что давление региональных структур ощущали на себе менее 3% опрошенных руководителей. Однако 17,5% опрошенных руководителей воспринимали несогласованность экономической политики регионов, их сепаратизм как проблему, серьезно осложнявшую деятельность предприятий.
К 1993 году, по данным этой же исследовательницы, эта проблема отошла на второй план. На сепаратизм регионов жаловались всего 2,6% респондентов. Более актуальной стала другая проблема: областные руководители могли позволить себе диктовать цены, как на закупаемую продукцию, так и зерно. В некоторых регионах их властями проводилась политика запрета сокращения рабочей силы, даже при ее существенной избыточности, из-за боязни последней потерять контроль над социальной ситуацией в регионе.
В ходе реформ возрастала независимость предприятий, однако вопросы преобразования собственности и передача социальной инфраструктуры предприятий на баланс местной власти продолжали вызывать острые конфликты между этими двумя влиятельными субъектами в регионах.
В последние годы региональная власть вновь перешла к реализации тактики "направленного давления" на предприятия, посредством участия представителей власти в Совете директоров крупных региональных компаний. Ряд региональных экспертов склоняется к точке зрения, что за последние год-два давление власти возросло и оно продолжает усиливаться. Так ли это?10
3.1. Отношения директорского корпуса к власти
в оценках директоров и региональных экспертов
Материалы интервью, проведенные как с представителями власти в регионах, так и с представителями директорского корпуса, позволяют убедиться в том, что эти влиятельные субъекты экономической политики имеют, как правило, весьма устоявшиеся отношения друг с другом. Около 40% директоров настаивают на том, что у них сложились длительные и продуктивные отношения с местной властью, и они вправе рассчитывать не только на понимание, но и на помощь со стороны региональных руководителей. Среди директоров, которые достаточно позитивно оценивают свои отношения с властью, представлены в основном директора крупных предприятий, а также женщины - директора, которые отличаются мягкими конфликтными стратегиями в отношениях с властью и умеют находить с последними общий язык. Объяснение этого феномена кроется не только в особенностях женской психологии, но и в их убежденности: "Власть надо научить выполнять свои обещания перед производственниками".
Необходимость находить с властью общий язык, по мнению директоров, определяется не только стремлением избегать излишних конфликтов, но и нежеланием делать из власти противника предприятия. Напротив, директора убеждены в том, что лучшая стратегия взаимодействия с властью - это компромисс (60%), взаимопомощь (50%) или по возможности дистанцирование от власти (40%). В настоящее время, по оценкам директоров, рост зависимости политических и экономических факторов в регионах друг от друга предполагает поиск именно взаимоподдерживающих стратегий, а не каких-либо иных.
Вот как механизм зависимости власти от директоров описывает один из руководителей: "Региональная власть четко отслеживает значимость директоров в своем регионе. И этому есть простое объяснение. Все директора работают сегодня с избирателями. Власть понимает, что директора, под началом которых многие тысячи людей, - это особая категория руководителей. И те директора, которые руководят многотысячными коллективами, стоят на первом месте. Такие как завод Масленникова в Самаре или авиационный завод, вообще бывшие крупные государственные предприятия. Это особая категория предприятий, с ними власть продолжает поддерживать тесные отношения. Очень часто представители власти приезжают на завод неофициально. Представители городских, областных властей имеют своих представителей в Совете директоров. Мелкие предприятия власть мало интересуют. Вторая причина внимания - миллионный товарооборот. Но денежные потоки все-таки на втором месте. Поэтому что властные лидеры прекрасно понимают - место во власти - выборное. И потому поддерживают тесные отношения с директорами".
Региональные эксперты в лице представителей власти убеждены, что их вмешательство в деятельность предприятий помогает существенно улучшить показатели их деятельности, а, следовательно, увеличить объем налоговых поступлений в областной бюджет.
Другим направлением административного контроля становится деятельность региональной власти в Совете директоров предприятий, где государство сохраняет позиции собственника. В последние годы тенденция усиления менеджмента за счет представителей администрации получила развитие во многих областях. Вот как оценивает механизм административного контроля и его последствия бывший губернатор Пермской области Геннадий Игумнов: "Мы провели целую серию мероприятий, которые связаны с реорганизацией предприятий. Укрепили руководство предприятий, занялись наведением порядка в приватизации. На тех предприятиях, где есть государственный пакет акций, мы можем сильно влиять и влияем на работу предприятий. Сколько бы нашей собственности в составе акционерного общества не было, всегда в Совете директоров есть представитель областной администрации. И этот представитель не является просто куклой, он проводит там государственную политику. До этого предприятия работали плохо, мы на них не влияли, и вдруг мы посадили туда своих людей, и они стали работать нормально. Мы значительно перевыполнили поступления в бюджет за первое полугодие. Поставленная задача сбора налогов живыми деньгами тоже выполнена". Административный контроль и государственное присутствие в экономической сфере, как считают представители власти, могут стать существенными факторами дальнейшей экономической стабилизации на региональном уровне. Иной точки зрения придерживаются экономические факторы. В большинстве своем их позитивные ожидания в сфере подъема промышленного производства связаны с такими условиями, как рост профессионализма руководителей и улучшение работы предприятий в сфере маркетинга. Однако в одном различные позиции сближаются: как представители власти, как и представители экономической элиты ключевым условием считают уровень менеджмента на предприятии.
Несмотря на известный позитивный опыт работы с властями в некоторых регионах, директора оценивают предпринятые шаги со стороны власти как необходимые, но недостаточные. Более того, именно новые директора в ходе интервью все чаще рассматривают федеральную и региональную власть как ограничителей для реализации идей стратегического планирования. Большинство опрошенных директоров (60%), и прежде всего молодых, не устраивает тот факт, что региональная власть берет на себя в лучшем случае функцию "учета" деятельности предприятия, выступая иногда настойчивым "просителем", если речь идет о предприятиях, формирующих 37 областной или муниципальный бюджет, или даже инвестора, но пока еще очень осторожного, что не позволяет реализовывать масштабные проекты, связанные с развитием предприятия.
Таким образом, характер складывающихся отношений между властью и директоратом может быть описан с помощью четырех ключевых моделей: патронажа, конфликта, партнерства и невмешательства. Сосуществование этих моделей взаимодействия одновременно в одном и том же регионе свидетельствует об избирательном поведении региональной власти к директорскому корпусу.
Взаимная заинтересованность в диалоге между властью и директоратом распространяется не на всех представителей директорского корпуса, а только на крупных директоров. Но и это дает основания предположить, что эти две фигуры региональной политики в гораздо большей степени зависят друг от друга, чем это может казаться со стороны, и наращивание потенциала конфликта между ними не выгодно ни тем, ни другим.
Попытка найти ответ на вопрос, кто же является более сильной фигурой во взаимодействии, власть или директорат, дала неожиданные результаты: по оценкам представителей власти и директората трудно выделить какую-либо одну из фигур, как наиболее сильную в этом диалоге. "Директора не могут на меня сильно давить. У меня всегда остается возможность остановить работу любого предприятия на месяц, если я этого захочу. Виной всему - несовершенство законов. Поэтому ссориться со мной директора не будут", — считает один из мэров города в Ростовской области.
Оценивая влияние каждой из групп, эксперты, как и представители власти и сами директора чаще всего обращают внимание на сложившееся равновесие.
Чем можно объяснить складывающееся равновесие, которое действует не всегда и не для всех? Самое простое из возможных объяснений - у каждой из сторон имеются собственные ресурсы. Власть располагает административными рычагами: ей подчиняются ведомства, контролирующие деятельность экономических структур, она распоряжается собственностью и сотрудничает с правоохранительными и судебными органами.
"Я принимаю участие во всех собраниях Совета директоров, - говорит глава администрации одного из городов Пермской области. - Они понимают, что глава на основе экологической проверки может закрыть производство, тогда без работы останутся тысячи людей. На основе земельного закона могу запретить использовать землю. У меня есть рычаги влияния даже на монстров, и они это хорошо понимают".
Как показывают материалы интервью, каждая из сторон стремится не доводить отношения до конфликта. Руководители предприятий, их хозяева и руководитель администрации города регулярно встречаются, совместно принимают основные решения. Сознание того, что партнер обладает средствами воздействия на другого, а также взаимная угроза применения санкций заставляют власть и деловые круги считаться друг с другом. Итак, можно утверждать, что логика отношений между властью и экономическими субъектами, как правило, не укладывается в рамки понятий: сильный-слабый и представляет собой сложное соотношение сил, которое в любой момент может измениться.