Влияние Демографических процессов на Социальное развитие Страны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2012 в 19:24, контрольная работа

Описание работы

Современная социально-экономическая ситуация и условия проживания являются наиболее значимым фактором формирования миграционных ориентаций населения, его закрепления в регионах. При выборе места жительства мигранты руководствуются не только поиском нового места работы, возвращением к прежнему месту жительства, их миграционная мотивация на выезд дополняется причинами личного и семейного характера, обусловленными в первую очередь стремлением к повышению материальной обеспеченности.

Файлы: 1 файл

Современная социально.docx

— 40.78 Кб (Скачать файл)

Реферат на тему: «Влияние Демографических  процессов на Социальное развитие Страны»

 

Современная социально-экономическая ситуация и условия проживания являются наиболее значимым фактором формирования миграционных ориентаций населения, его закрепления  в регионах. При выборе места жительства мигранты руководствуются не только поиском нового места работы, возвращением к прежнему месту жительства, их миграционная мотивация на выезд  дополняется причинами личного  и семейного характера, обусловленными в первую очередь стремлением  к повышению материальной обеспеченности. Сдерживающим фактором сохранения местного населения и закрепления мигрантов  является неудовлетворительное решение  проблемы бедности работающего населения, доход которого составляет величину менее трех прожиточных минимумов. Среди множества факторов, влияющих на демографическое поведение —  политических, культурных, религиозных, медико-биологических, климатических  и др. — особая роль принадлежит  социально-экономическим, при этом следует учесть, что они оказывают косвенное влияние на демографическое поведение, и их не следует отождествлять с причинами демографических процессов. Взаимосвязь между социально-экономическими условиями и естественным и механическим движением населения очень сложна и полностью не изучена.

Экономические трудности и нестабильность ухудшают уровень и качество жизни населения и «согласно экономической теории рационального прокреационного поведения приводят к снижению рождаемости для минимизации возможных дополнительных расходов на содержание и воспитание детей. Если брачность снижается у той части населения, которой непосредственно угрожает безработица, то рождаемость падает даже у тех социальных групп, которых безработица непосредственно не затрагивает, например, в группе государственных служащих. Увеличение числа городских жителей приводит к изменениям структуры семьи, критериев роста и успеха, приоритетов и ценностей общества. Перемены происходят столь стремительно, что ни отдельные лица, ни общество в целом, ни его институты не успевают адаптироваться к новым обстоятельствам. Несомненным следствием демографического перехода стала так называемая сексуальная революция, приведшая к разделению воспроизводства от сексуальной активности. Из-за короткого горизонта предвидения происходит крушение этических и социально-ориентированных плановых начал в экономике, а доминирование стихии рынка - к бездумному развитию общества потребления и, как следствие, к пренебрежению окружающей средой. Многие успехи достигнуты народом Китая благодаря умелому и творческому сочетанию в управлении страной двух замечательных концепций развития: так называемой социальной утопии Конфуция «Да тун» (в современной интерпретации – Общество великого единения) и, взятой на вооружение Дэн Сяопином, – «Сяокан шуй пин» (как достижение Среднезажиточного уровня в могущественном государстве). Другими словами, в Китае социализм строят не исключительно на энтузиазме людей, а с использованием единения и инициативы народа – энтузиазма, на четко выраженном материальном интересе тружеников.

В Китае  планирование семьи рассматривается  как основополагающая политика. С 1981 г. в стране существует государственный комитет планирования рождаемости. Цель программ планирования семьи — отсрочка брака, увеличение интервалов между рождениями детей и особенно — поощрение однодетной семьи. Произошла резкая перемена в официальных воззрениях, разрыв с одной из кардинальных установок маоистской экономической стратегии, «много людей — хорошо решать дела». Имея самое многочисленное население в мире, КНР в течение всего периода своего существования и, особенно в последние десятилетия испытывала огромное воздействия демографического фактора на социально-экономическое развитие страны. Своеобразие демографической политики КНР заключается в относительно большой роли запретительных мер, в число которых входят административные и экономические санкции против многодетных, а затем и двухдетных семей. Однако сейчас КНР по показателям воспроизводства населения ближе стоит к промышленно развитым, чем развивающимся странам. Ее политика явилась своего рода катализатором, ускорившим процесс демографического перехода в мире. Наряду с положительными результатами этой  политики возникают и проблемы, в частности, — старение населения. В середине 70-х годов — КНР была одной из самых молодых по возрасту населения стран — средний возраст жителей не превышал 30 лет. Сейчас свыше 100 млн. человек старше 60 лет.  Необходимость решения вопросов, возникающих в связи с существованием огромного по численности населения страны, вынуждает китайское руководство проводить демографическую политику, направленную на ограничение рождаемости. Определенные шаги в этой области были сделаны еще в середине  50-х годов с тех пор демографическая политика, ее характер и обоснование не раз претерпевали существенные изменения, причем периоды “активности” и “спада” во многом зависели от состояния экономической и политической жизни страны. В противоречие с осуществлением политики однодетной семьи вступает и введение системы производственной ответственности. Закрепление отдельных участков земли за отдельными семьями способствует заинтересованности крестьян в увеличении размеров семьи, особенно за счет мужских рабочих рук. При таких формах организации сельскохозяйственного производства рост материального благосостояния создает условия для содержания большего количества детей, что приводит к закреплению традиций многодетности характерных для Китая. В китайской печати признается, что система производственной ответственности нанесла удар по планированию рождаемости.

Трудности в социально-экономическом развитии стран Третьего мира способствовали   росту приоритетности демографической политики, т.е. целенаправленной  деятельности в сфере регулирования демографических процессов. Этому содействовала позиция промышленно развитых стран Запада, которые считают, что контроль над ростом населения является и необходимым условием социально-экономического развития. В совместном коммюнике глав государств и правительств ведущих западных стран в Хьюстоне в 1990 г. отмечалось, что устойчивое развитие в ряде стран требует, чтобы рост населения находился в разумном балансе с экономическими ресурсами, а сохранение дутого баланса является приоритетом стран, поддерживающих экономическое развитие. Значение демографической политики неодинаково для различных подсистем и стран в зависимости от уровня их экономического развития и этапа демографического перехода. В  частности, в пятой части всех стран, где проживает 26% населения мира, полагают, что рост или естественное увеличение населения оказывает незначительное влияние на развитие страны и не требуется добиваться особый целей в этой сфере. Демографическая политика, будучи частью социально-экономической политики, не всегда проявляется четко. С наибольшей определенностью она проводится, когда ее прямой целью выступает воздействие на демографическое развитие. Демографическая политика оказывает влияние на  две стороны репродуктивного поведения населения — на реализацию потребности в детях и на формирование потребности у личности и семьи в таком количестве детей, которое соответствовало бы интересам общества. Это достигается экономическими, административно-юридическими и социально-психологическими мерами. Характерной чертой этих мер является их долговременность в  силу того, что демографическим процессам свойственна значительная инерционность, определяемая устойчивостью стандартов демографического поведения. Особенность предпринимаемых мер заключается в их  воздействии на динамику демографических процессов преимущественно не прямо, а опосредованно, через поведение человека. Как следствие существенным и общим результатом демографической революции в стране станет удлинение продолжительности жизни и сокращение рождаемости, в результате чего возрастет число пожилых граждан и уменьшится численность молодежи. Это приведет, с одной стороны, к уменьшению демографических резервов для создания массовой армии, а с другой - к перегрузкам систем здравоохранения и социального обеспечения пенсионеров. Таким образом, в предвидимом будущем при неизменном и существенном его старении возможны две альтернативы развития - либо стагнация и упадок, либо рост качества жизни. Последний вариант всецело связан с развитием культуры, науки и образования. В развитых странах время, уделяемое образованию, постоянно увеличивается. Растет и развивается непрерывное образование - век живи - век учись (и не рожай?). Так фактор культуры ограничивает рождаемость. В целом успешное сокращение рождаемости, естественно, имеет негативные последствия для Китая. Переход от крестьянского к индустриальному типу семьи, рост демографической нагрузки на детей по мере старения родителей делает неизбежным качественно новые, значительные, долговременные и растущие социальные расходы. Эти расходы могут подорвать конкурентоспособность Китая, который в условиях глобального кризиса держит на своих плечах весь мир, и стать самостоятельным фактором сваливания человечества в глобальную депрессию. Также старение населения снижает энергетику и предприимчивость общества, повышает инерционность, замедляет демократизацию.

Реформа трудоустройства

Являясь сложной общественной системой, мегаполис  развивается на основе взаимодействии социальной и экономической сфер, точкой соприкосновения которых  выступают потребности людей, нуждающиеся  в перманентном удовлетворении. Это  побуждает население сознательно  совершать целесообразную деятельность, выступая в качестве рабочей силы. Таким образом, возникает динамичная общественно организованная система, в которой происходит воспроизводство  рабочей силы и общественных ценностей. Становление и развитие социальной инфраструктуры мегаполиса следует  рассматривать как совокупность процессов экономического и социально-культурного  развития муниципального сообщества. При этом экономическая и социальная составляющие глубоко взаимосвязаны  и взаимообусловлены: социальное развитие города возможно только на крепкой  экономической основе, в свою очередь, социальное состояние оказывает  всестороннее воздействие на развитие экономических отношений, на их характер и направленность в масштабах  города. Важно отметить, что преобразования и совершенствование социальной сферы мегаполисов неизбежно  осуществляются в рамках т.н. социальной политики. В сложных условиях переходного  периода она служит одним из ключевых моментов его экономической, социальной и культурно-мировоззренческой трансформации. Социальная политика дает возможность  максимизировать общественное благосостояние и тем самым ускорить развитие национальной экономики. Ускорение  темпов экономического роста, в свою очередь, может служить базой  для дальнейшего развития социальной сферы. Причем расходы на социальную сферу - это, по сути, инвестиции в человеческий капитал, наиболее ценный из всех существующих. Главным фактором прогресса является хорошо обученное, четко ориентированное  и легко адаптирующееся активное население. Во взаимосвязи и взаимообусловленности  экономики и социальной сферы  ведущая роль принадлежит их взаимодействию, в котором приоритет может  приобретать то одна, то другая сторона  их диалектического единства. Недостаточная развитость социально-бытовой инфраструктуры современных мегаполисов обуславливает низкое качество жизни значительной части населения и ведёт к значительным экономическим потерям вследствие чрезмерного увеличения транспортных нагрузок, резкого ухудшения экологии, падения объемов, оказываемых социально-бытовой сферой услуг, сокращения количества рабочих мест и доходной части муниципальных бюджетов и т.п. Существенно, что из этого не вытекает второстепенная значимость социальной политики в развитии материальной и духовной культуры общества. Движущей силой успешного развития экономической базы социальной инфраструктуры мегаполиса служит не только наличие развитой производственной, транспортной и рыночной инфраструктуры, но и благоприятная местная социальная и институциональная среда, которая становится все более мощным фактором стимулирования деловой и социальной активности городского населения. А для этого необходимы социальные реформы. Реформа социальной системы тесно связана с экономическими реформами, урбанизацией и миграционными процессами в стране. Процесс урбанизации и миграция в Китае находятся в прямой зависимости, так как экономический рост в стране приводит к расширению и возникновению новых городов, что, в свою очередь, приводит к появлению проблемы статуса населения: в Китае всё население делится на сельскохозяйственное (имеющее прописку (хукоу) в деревне) и несельскохозяйственное (городская прописка). Кроме того существует разделение и по типу прописки − местная и неместная прописка. Иными словами, всё население Китая можно разделить на 4 группы: во-первых, те, кто имеет местную (в городе) прописку и имеет несельскохозяйственную хукоу (в том числе и так называемые "граждане города"); во-вторых, те, кто имеет местную прописку и сельскохозяйственный статус (большинство из них живёт в городе в отдалённых районах и округах) ; в-третьих, имеющие неместную прописку (не в городе) и несельскохозяйственную хукоу (в основном мигранты из других городов); и, наконец, те, кто имеет неместную прописку и сельскохозяйственную регистрацию (в основном мигранты из близлежащей к городу сельской местности; подавляющее большинство из них крестьяне, занятые вне сельского хозяйства, но не имеющие прописку в городской местности. В итоге, по мнению многих экспертов  Китай проводит политику "неполной урбанизации", что часто практикуется во время реформ, т. е. позволяет крестьянам перейти в город, но не даёт им право постоянного жительства в городе и связанного с ним получения социальных пособий. Как хорошо установлено, система хукоу является краеугольным камнем печально известного "апартеида" города и деревни и создаёт город с "невидимыми стенами". Эта система является основным источником неравенства социально-пространственной стратификации, и как утверждают, способствует распространению нарушений прав человека в стране. Система хукоу является одним из основных факторов, ограничивающих реформу политики занятости и решения проблем безработицы. Ещё одним значимым фактором ограничения социальных реформ является так называемая политика "сяган" − увольнение рабочей силы с государственных и коллективных предприятий с конца 1990-х годов с целью сокращения избыточного персонала и повышения рентабельности предприятий. Во-первых, обостряется проблема безработицы и, во- вторых, увеличивается нагрузка на систему социального обеспечения.

Особенно  остро этот вопрос возник в индустриальных провинциях Китая, таких как, например, пров. Ляонин. Именно эти факторы и определяют основные составляющие социальных преобразований в стране, главной из которой является реформа системы занятости. Китайские специалисты выделяют три периода реформирования системы занятости: 1) существование двухколейной системы занятости (1978 − 1992 гг.); 2) переориентирование на рынок (1992 − 2003 гг.); 3) всестороннее углубление реформы (с 2003 г.). Первый период характеризуется сочетанием контроля со стороныроны рынка. Следует отметить, что в период с 1978 по 1981 гг. ежегодный прирост трудоспособного населения составлял от 21 до 27 млн. человек, а количество ожидающих работу в городах каждый год увеличивалось на 5 млн. 300 тыс. человек. В период с 1980 по 1985 гг. удалось трудоустроить лишь 37 млн. человек. Китайская статистика приводит следующие данные по безработице в этот период – в 1978г. – 5,3%, в 1980 г. – 4,9%, в 1985 – 1,8%. Здесь стоит указать на то, что безработица в Китае − явление неравномерное. Например, в пров. Хэйлунцзян в середине 90-х годов XX века безработица достигала 8%, в то время как в пров. Шаньдун – всего 1,54%. Высокий уровень безработицы наблюдается в старых промышленных районах (Северо-Восток Китая, особенно в пров. Ляонин), где сосредоточены крупные государственные предприятия, районах с отсталой экономикой и в развитых районах, так как они привлекают рабочих мигрантов из других регионов. Негативную тенденцию в сфере трудоустройства не удалось переломить и даже после принятия в 1980 г. "Плана по комплексному развитию системы занятости под руководством государства и с одобрения Министерства труда, профсоюзов и специалистов". Но реализация этого плана выявила неэффективность кадровой политики на крупных государственных предприятиях, и правительство вынуждено было заняться реформированием этой сферы. В 1986 г. Госсовет КНР опубликовал 4 временных регламента, которые включали "Временный регламент по реализации контрактной системы на государственных предприятиях", "Временный регламент найма работников на государственные предприятия", "Временный регламент защиты незаконно уволенных работников" и "Временный регламент социального обеспечения людей, ожидающих работу после увольнения с государственного предприятия". В 1992 г. с опубликования "Условий изменения системы управления на предприятиях коллективной собственности" начинается второй этап реформирования системы занятости. Основной характерной чертой этого этапа стало постепенное увеличение роли рыночных механизмов в формировании кадровой политики предприятий и всё это проводилось в рамках построения социалистической рыночной экономики. 1 января 1995 г. вступил в силу Закон о труде. В соответствии с Законом были внесены изменения в 17 подзаконных актов, регулирующих трудовые отношения. Была признана в качестве основной контрактная система найма рабочей силы: в 1995 г. в соответствии с планом контракты с работодателями подписали более 80% рабочих и служащих. С 1 мая была введена 5-дневная 40-часовая рабочая неделя (по некоторым оценкам, сокращение рабочей недели на 4 часа способно освободить несколько миллионов новых рабочих мест). Переход на новый режим осуществлялся постепенно: учреждениям, которые по каким-либо причинам несмогли сразу перейти на этот режим работы, была предоставлена отсрочка до 1 января 1996 г., а предприятиям − до 1 мая 1997 г. Крометого, этим же Законом был установлен минимальный размер заработной платы − 120 − 380 юаней. Размер минимальной зарплаты определяется местной администрацией. Конкретные показатели различаются в разных городах, но общим правилом является то, что размер минимальной зарплаты не должен быть ниже пособия по безработице и выше средней зарплаты в данной местности. К 1997 г. контрактной системой в городах было охвачено 77 млн. 83 тыс. рабочих и служащих, что составило 52,6% от общего количества работающих в городах, в том числе количество работников предприятий, заключивших контракты, составило 50 млн. 945 тыс. человек – 71,4% от общего количества работников. К 2002 г. системой контрактов на предприятиях коллективной формы собственности было охвачено более 80 млн. человек, 30 провинций, автономных районов и городов центрального подчинения. В то же время, несмотря на позитивное влияние Закона о труде на ситуацию с занятостью в КНР, сам процесс перехода к рыночным принципам эффективности работы предприятий привёл к росту напряжённости в обществе и увеличению показателей безработицы – это связано с проблемой "сяган". В итоге, чтобы сгладить остроту проблемы правительство вынуждено было принять декларацию "о базовом социальном обеспечении лиц, уволенных с государственных и коллективных предприятий". Кроме того, в этот период чётко обозначились вопросы, которые предстояло решать в будущем – решение проблемы сяган (повторное трудоустройство), рост инвестиций в капитальное строительство, снижение налогового бремени, реализация снижения процентных ставок по социальным кредитам, повышение социального обеспечения работающих, развитие системы повторного трудоустройства и т. д. Главной составляющей третьего (современного) этапа реформирования системы занятости стало решение вопроса о повторном трудоустройстве населения потерявшего работу. С 2003 г. начали разрабатываться программы повторного трудоустройства работников, как за счёт создания новых рабочих мест, так и за счёт программ переобучения и повышения квалификации работников. Также стала решаться проблема "сяган" – с 2003 по 2006 гг. было повторно трудоустроено более 5 млн. человек. Был разработан и ряд мер, направленных на трудоу- стройство замужних женщин. Эта политика была названа "политикой трудоустройства жён". Как следствие реализация мер по повторному трудоустройству привело и к снижению безработицы: в период с 2003 по 2007 г. уровень безработицы менялся следующим образом – снижаясь каждый год на 0,1%, он с 4,3% в 2002 г. снизился до 4,0% в 2007 г. Но не следует забывать, что в данные официальной статистики не входит показатель количества безработных крестьян-мигрантов с сельскохозяйственной пропиской, а ведь в связи с нарастанием процесса отчуждения сельскохозяйственных земель проблема занятости мигрантов всё более обостряется. В это период обострилась и другая проблема, напрямую связанная с реформами в системе образования – выросло количество выпускников вузов, которые не могут найти работу по специальности. И это сформировало новую интересную черту современной политики занятости – реализация национальных проектов развития отдельных регионов, например, подъём старых промышленных баз на Северо-Востоке или освоение и развитие Западных районов Китая. Эти проекты требуют значительного привлечения рабочих рук и позволяют снизить социальную напряжённость в регионах с высоким уровнем безработицы, а также трудоустроить выпускников вузов, которым труднее всего найти работу. Так, например, желающих участвовать в освоении западных районов страны в рамках Китайской программы добровольного служения Родине на западе Китая, 57 тыс. 599 выпускников из более чем 1000 вузов страны выразили желание работать там. Среди подавших заявки добровольцев 62,7% получили степень бакалавра и выше. Количество добровольцев из провинций Сычуань, Шаньдун, Чунцин и Гуйчжоу более 4000 из каждой.

В целом, если говорить о позитивных последствиях изменения системы занятости  в КНР, то можно подчеркнуть два  момента: во-первых, увеличение количества занятых (см Табл. 1) и, соответственно, сокращение безработицы, и во-вторых, перераспределение трудящихся из первичного сектора экономики (сельское хозяйство  и добывающая промышленность) в второй (обрабатывающая промышленность) и  третий (сфера услуг)сектора экономики. Без действенной социальной политики нельзя представить себе активизацию творческого начала в деятельности человека как главного составляющего производственных сил общества. Поэтому всякое невнимание к нуждам и чаяниям людей, к социальным аспектам труда, быта, досуга, а тем более любые ущемления законных интересов людей приводят к нарушению одного из важнейших общечеловеческих принципов -социальной справедливости, что в свою очередь ведет к падению производства, обострению социальной напряженности и конфликтности. Для повышения эффективности социальной политики крупного города представляется принципиально важным возвращение на новом этапе к практике социального планирования и разработки социальных программ на основе долгосрочных многовариантных народнохозяйственных прогнозов. Лишь при этом условии стратегическое планирование социальной сферы обретёт актуальность. Таким образом, социальная политика и социально-трудовая сфера оказывают прямое влияние на общество, экономику, формирование доходной части бюджетов всех уровней. Эффект этого влияния намного превышает вложенные в их развитие и реализацию первоначальные затраты. Социальная политика и социально-трудовая сфера, требуя значительных финансовых средств для «пуска» и развития, начав работать - сами стимулируют экономический рост, динамику ВВП, формируют прогрессивную траекторию развития общества. Без эффективной занятости, организации системы мощных стимулов труда, систем образования, здравоохранения, культуры и т.д. нельзя развивать производство, увеличивать объемы товаров и услуг, других микро- и макроэкономических показателей, что требует соответствующего отношения к социально-трудовой сфере и социальной политике со стороны государства, его законодательных и исполнительных органов, работодателей, предпринимателей и собственников. Экономические механизмы реализуются через: систему регулирования и перераспределения доходов, перераспределения финансовых ресурсов между отраслями, реализуемую посредством налогово-бюджетного регулирования, систему гарантий от элементарных жизненных рисков, включая системы социального страхования, социальной помощи и попечительства, обеспечение доступности широкого спектра социальных услуг за счет бюджетного финансирования.

Информация о работе Влияние Демографических процессов на Социальное развитие Страны