Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2012 в 19:24, контрольная работа
Современная социально-экономическая ситуация и условия проживания являются наиболее значимым фактором формирования миграционных ориентаций населения, его закрепления в регионах. При выборе места жительства мигранты руководствуются не только поиском нового места работы, возвращением к прежнему месту жительства, их миграционная мотивация на выезд дополняется причинами личного и семейного характера, обусловленными в первую очередь стремлением к повышению материальной обеспеченности.
Реферат на тему: «Влияние Демографических процессов на Социальное развитие Страны»
Современная
социально-экономическая
Экономические трудности и нестабильность ухудшают уровень и качество жизни населения и «согласно экономической теории рационального прокреационного поведения приводят к снижению рождаемости для минимизации возможных дополнительных расходов на содержание и воспитание детей. Если брачность снижается у той части населения, которой непосредственно угрожает безработица, то рождаемость падает даже у тех социальных групп, которых безработица непосредственно не затрагивает, например, в группе государственных служащих. Увеличение числа городских жителей приводит к изменениям структуры семьи, критериев роста и успеха, приоритетов и ценностей общества. Перемены происходят столь стремительно, что ни отдельные лица, ни общество в целом, ни его институты не успевают адаптироваться к новым обстоятельствам. Несомненным следствием демографического перехода стала так называемая сексуальная революция, приведшая к разделению воспроизводства от сексуальной активности. Из-за короткого горизонта предвидения происходит крушение этических и социально-ориентированных плановых начал в экономике, а доминирование стихии рынка - к бездумному развитию общества потребления и, как следствие, к пренебрежению окружающей средой. Многие успехи достигнуты народом Китая благодаря умелому и творческому сочетанию в управлении страной двух замечательных концепций развития: так называемой социальной утопии Конфуция «Да тун» (в современной интерпретации – Общество великого единения) и, взятой на вооружение Дэн Сяопином, – «Сяокан шуй пин» (как достижение Среднезажиточного уровня в могущественном государстве). Другими словами, в Китае социализм строят не исключительно на энтузиазме людей, а с использованием единения и инициативы народа – энтузиазма, на четко выраженном материальном интересе тружеников.
В Китае планирование семьи рассматривается как основополагающая политика. С 1981 г. в стране существует государственный комитет планирования рождаемости. Цель программ планирования семьи — отсрочка брака, увеличение интервалов между рождениями детей и особенно — поощрение однодетной семьи. Произошла резкая перемена в официальных воззрениях, разрыв с одной из кардинальных установок маоистской экономической стратегии, «много людей — хорошо решать дела». Имея самое многочисленное население в мире, КНР в течение всего периода своего существования и, особенно в последние десятилетия испытывала огромное воздействия демографического фактора на социально-экономическое развитие страны. Своеобразие демографической политики КНР заключается в относительно большой роли запретительных мер, в число которых входят административные и экономические санкции против многодетных, а затем и двухдетных семей. Однако сейчас КНР по показателям воспроизводства населения ближе стоит к промышленно развитым, чем развивающимся странам. Ее политика явилась своего рода катализатором, ускорившим процесс демографического перехода в мире. Наряду с положительными результатами этой политики возникают и проблемы, в частности, — старение населения. В середине 70-х годов — КНР была одной из самых молодых по возрасту населения стран — средний возраст жителей не превышал 30 лет. Сейчас свыше 100 млн. человек старше 60 лет. Необходимость решения вопросов, возникающих в связи с существованием огромного по численности населения страны, вынуждает китайское руководство проводить демографическую политику, направленную на ограничение рождаемости. Определенные шаги в этой области были сделаны еще в середине 50-х годов с тех пор демографическая политика, ее характер и обоснование не раз претерпевали существенные изменения, причем периоды “активности” и “спада” во многом зависели от состояния экономической и политической жизни страны. В противоречие с осуществлением политики однодетной семьи вступает и введение системы производственной ответственности. Закрепление отдельных участков земли за отдельными семьями способствует заинтересованности крестьян в увеличении размеров семьи, особенно за счет мужских рабочих рук. При таких формах организации сельскохозяйственного производства рост материального благосостояния создает условия для содержания большего количества детей, что приводит к закреплению традиций многодетности характерных для Китая. В китайской печати признается, что система производственной ответственности нанесла удар по планированию рождаемости.
Трудности
в социально-экономическом
Реформа трудоустройства
Являясь
сложной общественной системой, мегаполис
развивается на основе взаимодействии
социальной и экономической сфер,
точкой соприкосновения которых
выступают потребности людей, нуждающиеся
в перманентном удовлетворении. Это
побуждает население
Особенно остро этот вопрос возник в индустриальных провинциях Китая, таких как, например, пров. Ляонин. Именно эти факторы и определяют основные составляющие социальных преобразований в стране, главной из которой является реформа системы занятости. Китайские специалисты выделяют три периода реформирования системы занятости: 1) существование двухколейной системы занятости (1978 − 1992 гг.); 2) переориентирование на рынок (1992 − 2003 гг.); 3) всестороннее углубление реформы (с 2003 г.). Первый период характеризуется сочетанием контроля со стороныроны рынка. Следует отметить, что в период с 1978 по 1981 гг. ежегодный прирост трудоспособного населения составлял от 21 до 27 млн. человек, а количество ожидающих работу в городах каждый год увеличивалось на 5 млн. 300 тыс. человек. В период с 1980 по 1985 гг. удалось трудоустроить лишь 37 млн. человек. Китайская статистика приводит следующие данные по безработице в этот период – в 1978г. – 5,3%, в 1980 г. – 4,9%, в 1985 – 1,8%. Здесь стоит указать на то, что безработица в Китае − явление неравномерное. Например, в пров. Хэйлунцзян в середине 90-х годов XX века безработица достигала 8%, в то время как в пров. Шаньдун – всего 1,54%. Высокий уровень безработицы наблюдается в старых промышленных районах (Северо-Восток Китая, особенно в пров. Ляонин), где сосредоточены крупные государственные предприятия, районах с отсталой экономикой и в развитых районах, так как они привлекают рабочих мигрантов из других регионов. Негативную тенденцию в сфере трудоустройства не удалось переломить и даже после принятия в 1980 г. "Плана по комплексному развитию системы занятости под руководством государства и с одобрения Министерства труда, профсоюзов и специалистов". Но реализация этого плана выявила неэффективность кадровой политики на крупных государственных предприятиях, и правительство вынуждено было заняться реформированием этой сферы. В 1986 г. Госсовет КНР опубликовал 4 временных регламента, которые включали "Временный регламент по реализации контрактной системы на государственных предприятиях", "Временный регламент найма работников на государственные предприятия", "Временный регламент защиты незаконно уволенных работников" и "Временный регламент социального обеспечения людей, ожидающих работу после увольнения с государственного предприятия". В 1992 г. с опубликования "Условий изменения системы управления на предприятиях коллективной собственности" начинается второй этап реформирования системы занятости. Основной характерной чертой этого этапа стало постепенное увеличение роли рыночных механизмов в формировании кадровой политики предприятий и всё это проводилось в рамках построения социалистической рыночной экономики. 1 января 1995 г. вступил в силу Закон о труде. В соответствии с Законом были внесены изменения в 17 подзаконных актов, регулирующих трудовые отношения. Была признана в качестве основной контрактная система найма рабочей силы: в 1995 г. в соответствии с планом контракты с работодателями подписали более 80% рабочих и служащих. С 1 мая была введена 5-дневная 40-часовая рабочая неделя (по некоторым оценкам, сокращение рабочей недели на 4 часа способно освободить несколько миллионов новых рабочих мест). Переход на новый режим осуществлялся постепенно: учреждениям, которые по каким-либо причинам несмогли сразу перейти на этот режим работы, была предоставлена отсрочка до 1 января 1996 г., а предприятиям − до 1 мая 1997 г. Крометого, этим же Законом был установлен минимальный размер заработной платы − 120 − 380 юаней. Размер минимальной зарплаты определяется местной администрацией. Конкретные показатели различаются в разных городах, но общим правилом является то, что размер минимальной зарплаты не должен быть ниже пособия по безработице и выше средней зарплаты в данной местности. К 1997 г. контрактной системой в городах было охвачено 77 млн. 83 тыс. рабочих и служащих, что составило 52,6% от общего количества работающих в городах, в том числе количество работников предприятий, заключивших контракты, составило 50 млн. 945 тыс. человек – 71,4% от общего количества работников. К 2002 г. системой контрактов на предприятиях коллективной формы собственности было охвачено более 80 млн. человек, 30 провинций, автономных районов и городов центрального подчинения. В то же время, несмотря на позитивное влияние Закона о труде на ситуацию с занятостью в КНР, сам процесс перехода к рыночным принципам эффективности работы предприятий привёл к росту напряжённости в обществе и увеличению показателей безработицы – это связано с проблемой "сяган". В итоге, чтобы сгладить остроту проблемы правительство вынуждено было принять декларацию "о базовом социальном обеспечении лиц, уволенных с государственных и коллективных предприятий". Кроме того, в этот период чётко обозначились вопросы, которые предстояло решать в будущем – решение проблемы сяган (повторное трудоустройство), рост инвестиций в капитальное строительство, снижение налогового бремени, реализация снижения процентных ставок по социальным кредитам, повышение социального обеспечения работающих, развитие системы повторного трудоустройства и т. д. Главной составляющей третьего (современного) этапа реформирования системы занятости стало решение вопроса о повторном трудоустройстве населения потерявшего работу. С 2003 г. начали разрабатываться программы повторного трудоустройства работников, как за счёт создания новых рабочих мест, так и за счёт программ переобучения и повышения квалификации работников. Также стала решаться проблема "сяган" – с 2003 по 2006 гг. было повторно трудоустроено более 5 млн. человек. Был разработан и ряд мер, направленных на трудоу- стройство замужних женщин. Эта политика была названа "политикой трудоустройства жён". Как следствие реализация мер по повторному трудоустройству привело и к снижению безработицы: в период с 2003 по 2007 г. уровень безработицы менялся следующим образом – снижаясь каждый год на 0,1%, он с 4,3% в 2002 г. снизился до 4,0% в 2007 г. Но не следует забывать, что в данные официальной статистики не входит показатель количества безработных крестьян-мигрантов с сельскохозяйственной пропиской, а ведь в связи с нарастанием процесса отчуждения сельскохозяйственных земель проблема занятости мигрантов всё более обостряется. В это период обострилась и другая проблема, напрямую связанная с реформами в системе образования – выросло количество выпускников вузов, которые не могут найти работу по специальности. И это сформировало новую интересную черту современной политики занятости – реализация национальных проектов развития отдельных регионов, например, подъём старых промышленных баз на Северо-Востоке или освоение и развитие Западных районов Китая. Эти проекты требуют значительного привлечения рабочих рук и позволяют снизить социальную напряжённость в регионах с высоким уровнем безработицы, а также трудоустроить выпускников вузов, которым труднее всего найти работу. Так, например, желающих участвовать в освоении западных районов страны в рамках Китайской программы добровольного служения Родине на западе Китая, 57 тыс. 599 выпускников из более чем 1000 вузов страны выразили желание работать там. Среди подавших заявки добровольцев 62,7% получили степень бакалавра и выше. Количество добровольцев из провинций Сычуань, Шаньдун, Чунцин и Гуйчжоу более 4000 из каждой.
В целом, если говорить о позитивных последствиях изменения системы занятости в КНР, то можно подчеркнуть два момента: во-первых, увеличение количества занятых (см Табл. 1) и, соответственно, сокращение безработицы, и во-вторых, перераспределение трудящихся из первичного сектора экономики (сельское хозяйство и добывающая промышленность) в второй (обрабатывающая промышленность) и третий (сфера услуг)сектора экономики. Без действенной социальной политики нельзя представить себе активизацию творческого начала в деятельности человека как главного составляющего производственных сил общества. Поэтому всякое невнимание к нуждам и чаяниям людей, к социальным аспектам труда, быта, досуга, а тем более любые ущемления законных интересов людей приводят к нарушению одного из важнейших общечеловеческих принципов -социальной справедливости, что в свою очередь ведет к падению производства, обострению социальной напряженности и конфликтности. Для повышения эффективности социальной политики крупного города представляется принципиально важным возвращение на новом этапе к практике социального планирования и разработки социальных программ на основе долгосрочных многовариантных народнохозяйственных прогнозов. Лишь при этом условии стратегическое планирование социальной сферы обретёт актуальность. Таким образом, социальная политика и социально-трудовая сфера оказывают прямое влияние на общество, экономику, формирование доходной части бюджетов всех уровней. Эффект этого влияния намного превышает вложенные в их развитие и реализацию первоначальные затраты. Социальная политика и социально-трудовая сфера, требуя значительных финансовых средств для «пуска» и развития, начав работать - сами стимулируют экономический рост, динамику ВВП, формируют прогрессивную траекторию развития общества. Без эффективной занятости, организации системы мощных стимулов труда, систем образования, здравоохранения, культуры и т.д. нельзя развивать производство, увеличивать объемы товаров и услуг, других микро- и макроэкономических показателей, что требует соответствующего отношения к социально-трудовой сфере и социальной политике со стороны государства, его законодательных и исполнительных органов, работодателей, предпринимателей и собственников. Экономические механизмы реализуются через: систему регулирования и перераспределения доходов, перераспределения финансовых ресурсов между отраслями, реализуемую посредством налогово-бюджетного регулирования, систему гарантий от элементарных жизненных рисков, включая системы социального страхования, социальной помощи и попечительства, обеспечение доступности широкого спектра социальных услуг за счет бюджетного финансирования.
Информация о работе Влияние Демографических процессов на Социальное развитие Страны