По
мнению китайских ученых, решение
обостряющихся проблем народонаселения
возможно на основе поэтапного осуществления
соответствующих мер, причем на каждом
этапе должны меняться приоритетные
цели политики. Ныне упор делается на мерах
контроля над рождаемостью и снижения
детской и младенческой смертности
при гибком подходе к вопросам
занятости и повышения статуса
женщин в обществе, в перспективе
намечено решение проблем старения
населения, развития системы социального
обеспечения. Для демографических исследований
в КНР характерно рассмотрение проблем
народонаселения в контексте экономической
ситуации в тесной увязке с природными,
экологическими характеристиками. На
первый план выдвигается экономическое
значение планирования рождаемости. Направляющая
идеология стратегии: контроль за численностью
населения, повышение качества населения,
совершенствование структуры населения,
создание условий для социалистической
модернизации при обеспечении условий
стабильности в росте населения и развития
социально-экономической сферы. В понятие
"качество населения" входит его
здоровье, уровень образования и социальной
зрелости. В понятие "совершенствование
структуры населения" включается регулирование
возрастной структуры (особого внимания
заслуживают ускоряющиеся процессы старения
населения, прежде всего, старения трудовых
ресурсов), структуры населения по полу
(в ряде районов доля мальчиков намного
больше, чем девочек) и соотношение числа
городских и сельских жителей. Основные
моменты демографической политики: изменение
традиционного мировоззрения в вопросах
рождаемости; контроль за численностью
населения в деревне; контроль за численностью
населения в районах с высоким уровнем
рождаемости; контроль за мигрантами;
повышение уровня базового образования
и укрепление профобразования и технической
подготовки. Однако экономический рост
тесно связан с ростом населения. С началом
реформ, то есть с 1979 по 2007 гг. среднегодовые
темпы роста ВВП составили 9,8% в год, однако,
в дальнейшем по мере регулирования роста
численности населения темпы экономического
роста Китая должны будут последовательно
снижаться до 4 - 5% ВВП к 2045 - 2050 гг. Китай
может обеспечить сохранение высоких
темпов экономического роста при переходе
от экстенсивных к интенсивным методам
развития народного хозяйства, связанным
не столько с использованием огромной
массы дешевой рабочей силы, сколько с
повышением производительности труда
в результате развития научно-технического
прогресса и внедрения технических новинок,
повышения качества рабочей силы в результате
увеличения инвестиций в образование,
изменения структуры производства за
счет перехода от живого труда к овеществленному,
создания более капиталоемких производств,
перелива рабочей силы из первой - во вторую
и третью сферы. Пока что Китай по-прежнему
является аграрно-промышленной, развивающейся
страной с преобладанием сельского населения
и ручного труда в сельском хозяйстве,
существенной долей неграмотного или
малограмотного населения в отсталых
сельских районах. Если попытаться оценить
принимаемые в Китае планы и их выполнение,
то в них, несмотря набольшие различия
конкретных международных и внутренних
социально-экономических условиях, в формах
их реализации, есть много общего, а именно:
во-первых, стремление к стабильному росту
производства; во-вторых, стремление к
скорейшему научно-техническому преобразованию
производительных сил и подъему их на
мировой уровень. Размеры Китая означают
огромный резерв трудовых ресурсов, который
является не только низкооплачиваемым
источником неисчерпаемой рабочей силы,
но также включает в себя огромное и непрерывно
возрастающее число инженеров, ученых
и высококвалифицированных технических
работников. Многие из них трудятся в финансируемых
правительством научно-исследовательских
и опытно-конструкторских учреждениях
или же в технологических центрах зарубежных
мультина-циональных корпораций, количество
которых заметно увеличивается. Сейчас
Китай вступил в «период рекордно высокого
уровня слияний и приобретений», в ходе
которого около 90 % государственных предприятий
страны перейдут в частные руки, т.е. будут
приватизированы. Правительство надеется,
что частные владельцы помогут сделать
убыточные компании, лежащие тяжелым бременем
на китайской экономике, рентабельными.
При этом учитывается, что приватизация
приведет к росту армии безработных, тем
более что уже 25 миллионов человек потеряли
работу. Поэтому принято решение, что средства,
вырученные от продажи госпредприятий,
пойдут в первую очередь на поддержку
неимущих слоев, в том числе на систему
здравоохранения, пенсионную систему
и систему социального обеспечения. Также
один из путей решения этой проблемы —
создание малых предприятий, развитие
индивидуального сектора, что может решить
проблему трудоустройства от 50 до 80 млн.
человек, занятых на производстве в городах
страны.
Таблица 1
Общее количество
занятых в КНР (млн. чел.)
Год |
Общие показатели |
Занятость в городах
и посёлках
|
Занятость в сельской
местности
|
1978 |
401 млн. 520 тыс |
95 млн. 140 тыс |
306 млн. 380 тыс. |
1980 |
423 млн. 610 тыс |
105 млн. 250 тыс |
318 млн. 360 тыс |
1985 |
498 млн. 730 тыс |
128 млн. 80 тыс |
370 млн. 650 тыс |
1990 |
647 млн. 490 тыс |
170 млн. 410 тыс |
477 млн. 80 тыс |
1995 |
680 млн. 650 тыс |
190 млн. 400 тыс |
490 млн. 250 тыс |
2000 |
720 млн. 850 тыс |
231 млн. 510 тыс |
489 млн. 340 тыс |
2001 |
730 млн. 250 тыс |
239 млн. 400 тыс |
490 млн. 850 тыс |
2002 |
737 млн. 400 тыс |
247 млн. 800 тыс |
489 млн. 600 тыс |
2003 |
744 млн. 320 тыс |
256 млн. 390 тыс |
487 млн. 930 тыс |
2004 |
752 млн. |
264 млн 760 тыс. |
487 млн 240 тыс |
2005 |
758 млн. 250 тыс |
273 млн. 310 тыс |
484 млн. 940 тыс |
2006 |
764 млн. |
283 млн100 тыс |
480 млн. 900 тыс |
Список Литературы
- Чжунго шэхуй тичжи гайгэ 30 нянь хуйгу юй чжанван (30 лет социальных
реформ в Китае: ретроспектива
и перспектива) / Под ред. Син Сяоюя.
Пекин:
Жэньминь чубаньшэ. 2008. 329 с.
(Таблица)
- Гуань Синьпин. Международные тенденции развития социальной
политики в эпоху глобализации
и перемены социальной политики в
Китае
// Социальные процессы
в Китае. Информ. бюл. ИДВ РАН.
№ 1. М.: ИДВ
РАН, 2006. С. 6-17.
3) Китайская Народная Республика
в 2006: политика, экономика, культура.
М.: ИДВ РАН, 2006. 364 с.
4) Селиванова Е.Ф. Реформа системы
социальной защиты населения //
Социальные последствия
рыночных преобразований в КНР (1978 –
2002) / Отв.
ред. Э.П. Пивоварова. М.: ИДВ
РАН, 2004. С. 224-242.