Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 11:23, доклад
Стремительное развитие науки и техники за последние два десятилетия привело к появлению новых цифровых и информационно-компьютерных технологий, которые активно и успешно внедряются по многим направлениям общественной жизни, в том числе и в сфере коммуникации. Их использование привело к изменению традиционных средств массовой коммуникации (СМК) и способствовало появлению новых, ранее не существовавших каналов распространения информации.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра экономической социологии
Реферат
по дисциплине: Социология коммуникаций в экономических структурах
на тему:
Студентка
Руководитель
кандидат социологических наук,
доцент
МИНСК 2012
Стремительное
развитие науки и техники за последние
два десятилетия привело к
появлению новых цифровых и информационно-компьютерных
технологий, которые активно и
успешно внедряются по многим направлениям
общественной жизни, в том числе
и в сфере коммуникации. Их использование
привело к изменению
Под средствами
массовой коммуникации принято понимать
каналы, способы, материальные носители,
«приспособления» для фиксирования,
хранения и распространения информации
для, через или от массовой аудитории
СМК, связанные не только с техническим
процессом получения, хранения и
передачи информации, но и с технологиями
представления и
СМК являются социальным институтом и в их деятельности сталкиваются интересы разных социальных субъектов. Они выполняют многообразные функции, в том числе информирования населения о событиях, происходящих в стране и мире; образования и социализации; рекламы; развлечений; научного и культурного просветительства и т.д. Средства массовой информации оказывают влияние почти на все сферы и институты общества, включая политику, образование, религию и т.д. С помощью СМК массовая культура в различных ее вариантах формируется, распространяется и сохраняется. Очевидно, что они играют важную роль в формировании, функционировании и эволюции общественного сознания. Более того, восприятие и интерпретация важнейших явлений и событий, происходящих в стране и в мире в целом, осуществляются через и с помощью СМК.
Важным является анализ СМК как социального института, в деятельности которого сталкиваются интересы различных социальных субъектов:
Взаимоотношения СМК и государства регулируются законодательством. Не будет большой натяжкой утверждать, что эти взаимоотношения определяют характер государства. В жизни существует три формы этого взаимодействия:
- государство владеет СМК и
полностью определяет их
- государство не владеет СМК, но влияет на их политику.
- СМК отражает плюрализм
В первом и втором случаях, при тоталитарных формах государственности, рабочим инструментом отношений государства и СМК является цензура. Сегодня в демократических государствах отмена цензуры считается одним из важнейших моментов, обеспечивающих прессе свободные отношения с другими институтами общества.
Существуют частичные ограничения деятельности прессы, регулируемые частными сводами законов (например, обязательная маркировка фильмов, содержащих сцены эротики или насилия и т.д.). В механизме осуществления законодательной власти есть ситуации публичного характера (например, заседания и т.д.), освещаемые в СМИ. Тем не менее, мы должны отметить, что существуют частичные ограничения деятельности прессы, регулируемые частными сводами законов.
Известно, например, что в США была введена предварительная цензура в ходе войны в Персидском заливе. Осуществляется маркировка фильмов по наличию в них эротики и сцен насилия, чтобы зрители смогли обезопасить от опасного зрелища своих детей; но эта маркировка предполагает предварительный просмотр фильмов с последующим вынесением «приговора».
Предусмотренный законодательствами
разных стран принцип приостановления
в ряде случаев функционирования
СМК предполагает отслеживание их деятельности
специальными службами. Так что вполне
можно говорить, что постулат о
несовместимости цензуры с
Следует упомянуть и о такой практике, распространенной в информационных структурах ряда стран, как наблюдательные советы. В Италии, например, существует специальная комиссия по надзору за деятельностью телевидения, в Англии — совет попечителей Би-Би-Си, назначаемый парламентом, и т.д. В Беларуси также создан контролирующий орган, который подвергает тщательной проверке все кинематографические и литературные произведения, поступающие в страну. Помимо этого, в демократических структурах прессы существует понятие «самоцензуры», как производное от всех трех форм регуляции деятельности СМК: законодательства, профессиональных кодексов и стандартов журналистской деятельности, определенных и разделяемых обществом этических норм.
Пресса
способна подвигнуть
Один из примеров существования
цензуры в историческом контексте
мы рассмотрим, чтобы ввести часто
употребляемое в связи с
Наряду с попытками
объяснить существование
Укажем также, что пропаганда апеллирует к большим массам людей, в идеале — ко всему населению страны.
По своему содержанию пропаганда
аналогична идеологической догме, основанной
на вере, поэтому в качестве основ
внушения этой догмы используются эмоциональные,
а не рациональные механизмы. Цель такой
пропаганды — унификация мышления,
веры, отношения и поведения
Соответственно, в рамках единичного контакта пропагандист стремится подвести адресата своего сообщения к нужному выводу. И поскольку последний тезис сродни педагогическим усилиям, теоретики и аналитики пропаганды отличают эти процессы следующим образом: образование учит как думать, а пропаганда — что думать.
Любая политическая
программа имеет
- разработка
текста программы, с учетом
особенностей аудитории.
- создание “новости” и информационного потока силами PR-структур
- производство политической рекламы.
Говоря о взаимодействии государства и СМК, определим реальные на сегодняшний день ограничения, которые оно устанавливает для СМК, в рамках демократической организации социума. Эти ограничения устанавливает для прессы законодательная, исполнительная и судебная власть.
Законодательная власть и СМК.
«Рабочие», ежедневные взаимодействия с прессой законодательной власти обеспечиваются PR-службами. Тем не менее, в механизме осуществления этой власти есть ситуации публичного характера — например, заседания высших законодательных институтов страны, лимит присутствия СМК на которых каждая страна регламентирует по-своему, иногда даже запрещает законодательством (предполагается, что наличие телевидения в зале заставит законодателей, скорее, «работать» на свой электорат в лице телезрителей, нежели участвовать в диалоге с коллегами).
Сегодня наиболее радикально решен этот вопрос в США. Там в 1979 г. был организован телеканал C-SPAN — кабельная спутниковая телесеть с общественной проблематикой. Эта некоммерческая (нон-профит) организация со штатом около 200 человек с 1982 г. круглосуточно освещает работу правительства с прямыми включениями заседаний палаты представителей и Конгресса. Фильтрация информации журналистами здесь сведена к минимуму. Многие исследователи и политические деятели считают этот канал принципиально новой стадией информирования общественности о политической деятельности как отдельных субъектов, так и в целом управленческих структур высшего эшелона. Канал на 95% субсидируется по правилам телевизионной кабельной индустрии, т.е. отчасти предоставлением населению возможности подписаться на прием его телесигнала, отчасти — пожертвованиями ряда фирм. Обратим внимание на последнего в этом ряду участника — американскую федерацию учителей. Воспроизведением реального политического дискутирования общественных проблем в режиме «нон-стоп» в сенате и Конгрессе США телесеть предоставляет уникальные возможности для подготовки политических журналистов и специалистов в области связей с общественностью. Через 10 лет после начала своей работы телеканал имел устойчивую аудиторию более чем в 20 млн. телезрителей. Социально-демографические характеристики этой Аудитории показывают заметную ориентацию на информированность в современной жизни и, что особенно важно, 93% его зрителей принимали участие в президентских выборах притом, что в целом по стране в выборах приняло участие 53% населения.
Укажем также на характерную
для стран развитой демократии своеобразную
«обратную связь» между публикациями
в прессе и деятельностью
Исполнительная власть и СМК
Пресса является сегодня чрезвычайно важным каналом общения власти с населением страны. В этой деятельности можно отметить два взаимосвязанных плана, входящих в само понятие управления. Один из них состоит в актуализации властью управленческой программы, что является гарантией ее выполнения в той мере, в какой от населения требуются определенные шаги (поведенческие — «покупайте облигации государственного займа, и мы выберемся из экономического кризиса!», социально-психологические — доверие, терпение, ожидание результатов, и др.). Второй план касается информирования населения о своей деятельности и является для власти в определенной мере отчетом о таковой, а значит, и залогом позитивного образа ее эффективной деятельности в глазах населения (что, несомненно, влияет на пролонгацию этих отношений и может подтвердиться в ходе процедуры избрания персонального состава исполнительной власти и отчасти законодательной).
Анализируя деятельность
Ф. Рузвельта на посту президента
США, обычно отмечают, что именно он
ввел практику непосредственного обращения
к рядовым американцам, разъяснения
им шагов, предпринимаемых