Влияние этно-национальных факторов на федеративные отношения и перспективы развития федерализма в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2014 в 12:04, реферат

Описание работы

Для начала выясним, что изначально предполагает формулировка «Федеративное государство». Федеративное государство – это форма государственного устройства, при которой части федеративного государства являются государственными образованиями, обладающими юридически определённой политической самостоятельностью. Составные части федерации - это своеобразные подобные государству образования, которые называются субъектами федерации, а территория федерации состоит из территорий ее субъектов.
Но кроме федеративного государства стоит более подробно расписать значение термина федерализм.

Файлы: 1 файл

Реферат по политической социологии.doc

— 100.00 Кб (Скачать файл)

Влияние этно-национальных факторов на федеративные отношения и перспективы развития федерализма в Российской Федерации.

МИНОБРНАУКИ  РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

 

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(РГГУ)

 

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА

 

Социологический факультет

Направление подготовки: социология маркетинга и рекламы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Бацаев Илья Андреевич

Влияние этно-национальных факторов на федеративные отношения и перспективы развития федерализма в Российской Федерации

 

 

Реферат по  <политической социологии > студента

3-го курса очной формы обучения

 

 

 

 

Руководитель: Вдовиченко Л.Н.

и.о. Декана социологического факультета, доктор социологических наук, профессор, руководитель магистерской программы «Политическое консультирование»

 

 

                                  




 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2014

Актуальность

В свете происходивших в течение последних лет конфликтов на национальной почве в России тема влияния этно-национальных факторов на федеративные отношения является крайне актуальной. Ещё большее  внимание она приобрела после присоединения Крыма к Российской Федерации. Ведь теперь Крым официально является субъектом РФ. А значит -  грядёт развитие взаимоотношений между ним и другими субъектами РФ, что, в свою очередь, предполагает обмен культурным опытом и упрощение моментов, связанных со свободным перемещением граждан РФ по её территории. Безусловно, не обошлось без разногласий, поскольку на территории Крыма в большинстве своём проживают сразу несколько этносов (крымские татары, русские и украинцы). Но на всеобщем собрании всё-таки чаша согласных с присоединением оказалась намного тяжелее чаши несогласных украинских патриотов.

И это только одна сторона взаимоотношений этносов внутри государства. Как часто мы слышим о том, что Россия – это многонациональная страна и что надо уважать все этносы и народы, проживающие на её территории. Толерантность – слово, которое стало одним из ключевых по решению проблем, возникающих на национальной почве. Но в последнее время всё чаще его смысл немного неправильно интерпретируется. Вместо принятия взглядов другого человека понимается терпимость, хотя между этим термином и принятием есть разница в смысловых оттенках. Всё это так или иначе говорит о некой напряжённости внутри взаимоотношений между этносами, что, в свою очередь не может не отражаться на федеративных отношениях.

Ещё одним аспектом, определяющим актуальность данной темы, является сегодняшняя политическая обстановка в мире, когда ведущие европейские державы и Соединённые Штаты Америки проводят политику изоляции нашего государства в достаточно важных для страны сферах, таких как политика, бизнес и даже спорт. И в таких условиях немудрено, что именно сплочение всех народов и этносов, населяющих территорию Российской Федерации, есть единственно правильное решение в борьбе с Западом. Возможно, данное суждение кому-то покажется излишне патриотичным, но иного выхода из сложившейся политической ситуации я не вижу, поскольку именно в сплочении и кроется секрет успеха в борьбе с достаточно субъективной политикой ЕС и США по отношению к нашему государству.

Что же касается перспектив федерализма в России, то по всем законам жанра я должен буду написать о них в выводе, а пока перейдём к основной более содержательной и насыщенной терминами части работы.

Для начала выясним, что изначально предполагает формулировка «Федеративное государство». Федеративное государство – это форма государственного устройства, при которой части федеративного государства являются государственными образованиями, обладающими юридически определённой политической самостоятельностью. Составные части федерации - это своеобразные подобные государству образования, которые называются субъектами федерации, а территория федерации состоит из территорий ее субъектов.

Но кроме федеративного государства стоит более подробно расписать  значение термина федерализм.

Федерализм – это основной принцип федерации, признание политическим идеалом федеративной организации государства, стремление либо объединить несколько отдельных государств в одну федерацию, либо обратить государство унитарное в государство федеративное.

 

 

 

 

 

 

 

Основные признаки федеративного государства

В федеративном государстве, в отличие от унитарного, имеются две системы высших органов власти (федеральные и субъектов федерации). Наряду с федеральной конституцией субъекты федерации имеют право издавать собственные нормативные правовые акты учредительного характера (например, конституции, уставы, основные законы). Они наделены правом издавать региональные законы. У субъектов федерации нередко имеется собственный институт гражданства, столица, герб и иные элементы конституционно-правового статуса государства, за исключением государственного суверенитета.

При этом субъект федерации не может быть субъектом международных отношений, не выйдя из состава федерации (сецессии). Субъекты федерации могут иметь различные наименования, которые, как правило, определяются историческими или правовыми факторами: штаты, провинции, области, края, республики, земли или федеральные земли (как в Германии и Австрии) и иное. Федерацию следует отличать от конфедерации, которая является международно-правовым союзом суверенных государств. Однако на практике различить правовую природу тех или иных образований бывает весьма затруднительно — многие ныне существующие конфедерации по своему устройству очень близки к федерациям или даже почти являются федерациями.

Общие черты и различия федеративных государств

Можно выделить наиболее общие черты, которые характерны для большинства федеративных государств:

  • Территория федерации состоит из территорий её отдельных субъектов: штатов, кантонов, республик, эмиратов и т. д.
  • В федеративном государстве верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам законодательной, исполнительной и судебной властей соответственно. Компетенция между федерацией и её субъектами разграничивается федеральной конституцией.
  • В некоторых федерациях субъекты обладают правом принятия собственной конституции, имеют собственные внутренние высшие законодательные, исполнительные и судебные органы.
  • В большинстве федераций существует единое общефедеральное гражданство и гражданство субъектов федерации — федеральных единиц1.
  • Основную общегосударственную внешнеполитическую деятельность в федерациях осуществляют федеральные государственные органы. Они официально представляют федеративное государство в межгосударственных отношениях (США, Российская Федерация, ФРГ, Бразилия, Индия и др.).
  • Обязательным признаком федеративности государства считается двухпалатная структура федерального парламента. Одна палата является органом общефедерального представительства и депутаты в неё избираются со всей страны. Вторая палата призвана представлять интересы субъектов федерации.

Далее мы должны понять по каким признакам различаются федерации и по каким критериям они делятся на виды.

По особенностям конституционно-правового статуса субъектов федеративного государства выделяют:

  • Симметричные
  • Асимметричные.

В симметричных федерациях субъекты обладают одинаковым конституционно-правовым статусом (например, Федеративная Демократическая Республика Эфиопия, Соединённые Штаты Америки), в асимметричных — конституционно-правовой статус субъектов различен (например, Республика Индия, Федеративная Республика Бразилия).

По особенностям формирования федерации выделяют:

  • территориальные
  • национальные
  • смешанные (комбинированные)

При формировании территориальных федераций используется территориальный географический признак (например, Соединённые Штаты Америки, Германия), в национальных — по национальному признаку (например, бывшие федерации Чехословакия, Югославия). В смешанных федерациях формирование идёт по обоим признакам (например, Россия). Способы формирования федерации в значительной мере определяют характер, содержание, структуру государственного устройства.

По способу образования федерации делятся на:

  • договорные
  • конституционные

Конституционные федерации часто возникают на базе ранее существовавшего унитарного государства (нередко империи). Вопреки распространённому заблуждению, в конституциях таких федераций, как правило, прописан принцип территориальной целостности страны и субъекты федерации не имеют права свободного выхода из состава государства (например Германия, Бразилия, Россия).

Договорные федерации возникают в результате объединения ранее независимых государств в одно, для чего подписывается договор об объединении. В таком договоре даже могут быть прописаны условия входа (например, в Конституции ) и выхода (сецессии) государств из состава федерации (например, в договоре об образовании СССР).

По степени централизации:

  • централизованные (Аргентина, Германия, Россия)
  • децентрализованные (Швейцария)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этнос и этничность

Этнос – это исторически сложившаяся устойчивая совокупность людей2, объединённых общими объективными либо субъективными признаками, в которые различные направления в этнологии (этнографии) включают происхождение, язык, культуру, территорию проживания, самосознание и другие. В советской и российской этнографии считается основным типом этнической общности34. Также стоит отметить, что в русском языке синонимом термина долгое время было и остаётся понятие «народ».

В научный оборот понятие «этнос» было введено в 1923 году русским учёным-эмигрантом С. М. Широкогоровым.

Самое время определить, что же такое этничность. Этничность можно представить как форму общественной организации культурных различий, состоящей из тех характеристик, которые сами члены этнической общности считают для себя значимыми и которые лежат в основе их самосознания. К этим характеристикам относится также обладание одним или несколькими общими названиями, общие элементы культуры, представление об общем происхождении и, как следствие, наличие общей исторической памяти. При этом присутствуют ассоциация себя с особой географической территорией и чувство групповой солидарности.

Определение этничности строится также на основе культурной самоидентификации этнической общности по отношению к другим общностям (этническим, общественным, политическим), с которыми она находится в фундаментальных связях. Как правило, присутствует значительная разница между внутригрупповым и внешним представлением об этничности: для определения этнической общности присутствуют как объективные, так и субъективные критерии. В качестве таких критериев используются различия в антропологическом типе, географическом происхождении, хозяйственной специализации, религии, языке, и даже чертах материальной культуры (пище, одежде и т. п.).5

Безусловно, рассматривая базовые понятия, связанные с этносом стоит особо выделить такое, как межэтнический конфликт.

Межэтнический конфликт — конфликт между представителями этнических общин, обычно проживающих в непосредственной близости в каком-либо государстве. Так как «национальность» в русском языке обычно означает то же, что и «этническая принадлежность», то его иногда называют межнациональным конфликтом. Также стоит более подробно описать, что такое этническая община.

Но межэтнический конфликт – это только одна из разновидностей этнических конфликтов. Общее определение межэтнического конфликта звучит следующим образом: этноконфликт — конфликт между группами людей, принадлежащих к различным этносам. Это особая форма социального или политического конфликта, обладающего некоторыми особенностями:

  1. в конфликтующих группах усматривается разделение по этническому признаку;
  2. стороны ищут поддержки в этнически родственной или этнически дружественной среде;
  3. в отдельных видах этноконфликтов этнический фактор стремится к политизации;
  4. новые участники солидаризируются с одной из сторон конфликта исходя из общей этнической идентичности, даже если эта позиция им не близка;
  5. этноконфликты чаще всего не являются ценностными и происходят вокруг тех или иных объектов и интересов групп.

Влияние этно-национальных факторов на федеративные отношения.

Российский федерализм, имеющий два измерения: национально - территориальное и территориальное, развивается перманентно с ранних стадий развития государственности и обусловлен соответственно этническими и территориальными факторами. Демократизация государства, подъем национального самосознания привели к оформлению политического интереса народов России на создание форм собственной государственности в составе страны, самоопределение в рамках федеративного государства.

Информация о работе Влияние этно-национальных факторов на федеративные отношения и перспективы развития федерализма в Российской Федерации