Влияние на сознание и интеллектуальное развитие подростков через СМИ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 21:56, реферат

Описание работы

В связи с тем, что ребенок с первых лет жизни попадает в информационное поле, создаваемое сетью СМИ и при помощи новых технологий, возникает проблема взаимовлияния этой среды и структуры ценностных ориентаций детей как социального агента. Данное отношение среды и субъекта имеет противоречивый характер, что объясняется сложнокомпонентной структурой его составляющих. С одной стороны, коммерциализация СМИ приводит к преобладанию насилия, агрессии, рекламы. С другой стороны, СМИ являются существенной поддержкой в воспитании и образовании.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ВЛИЯНИЕ НА СОЗНАНИЕ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ПОДРОСТКОВ ЧЕРЕЗ СМИ 3
1.1 Влияние СМИ на психо-эмоциональное состояние подростков 3
1.2 Возможности влияния средств массовой информации на воспитание и социализацию подростков 4
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА СМИ И ИХ ВЛИЯНИЯ НА ВОСПИТАНИЕ ПОДРОСТКОВ 11
2.1 Телевидение как основной источник информации 11
2.2 Интернет и его влияние на молодежь 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 17

Файлы: 1 файл

БЖД СМИ.docx

— 40.63 Кб (Скачать файл)

Социальная личность складывается в общении людей, начиная с  первичных форм общения матери с  ребенком. Ребенок постоянно включен  в те или иные формы общественной практики; и если отсутствует ее специальная организация, то воспитательное воздействие на ребенка оказывают  наличные, традиционно сложившиеся  ее формы, результат действия которых  может оказаться в противоречии с целями воспитания. формирование человека как личности требует от общества постоянного и сознательно  организуемого совершенствования  системы общественного воспитания, преодоления застойных, традиционных, стихийно сложившихся форм. Именно в подростковом возрасте, когда ребенок  начинает пользоваться материалами  СМИ, предназначенными не только для  детей, когда на него начинают оказывать  особое воздействие материалы СМИ, предназначенные для взрослой аудитории  и тем самым привлекательные  для подростка, возрастает роль средств  массовой информации в социализации личности.

Выступая и субъектом, и результатом общественных отношений, личность формируется через ее активные общественные действия, сознательно  преобразуя и окружающую среду, и  саму себя в процессе целенаправленной деятельности. Именно в процессе целенаправленно  организуемой деятельности формируется  в человеке важнейшая, определяющая его как развитую личность потребность  в благе другого.

Целенаправленное формирование личности человека предполагает её проектирование, но не на основе общего для всех людей  шаблона, а в соответствии с индивидуальным для каждого человека проектом, учитывающим  его конкретные физиологические  и психологические особенности. Точно также и средства массовой информации при восприятии подростком могут дать совершенно разные ориентиры  развития, в зависимости от, заложенного  в ребенке с самого раннего  детства, воспитания.

Главная цель развития личности - возможно более полная реализация человеком самого себя, своих способностей и возможностей, возможно более полное самовыражение и самораскрытие. Но эти качества невозможны без участия  других людей, они невозможны в изоляции и противопоставлении себя обществу, без обращения к другим людям, предполагающего их активное соучастие  в этом процессе.

 

 

ГЛАВА 2. Характеристика СМИ и их влияния на воспитание подростков

2.1 Телевидение  как основной источник информации

 

Телевидение вошло в жизнь  в 30-х годах и стало, как и  радио, равноправным участником «триумвирата»  средств массовой информации в 60-х  годах XX века. В дальнейшем оно развивалось  опережающими темпами и по ряду параметров (событийная информация, культура, развлечение) выдвинулось на первое место.

Телевизионная специфика  родилась как бы на пересечении возможностей радио и кино. От радио телевидение  взяло возможность передавать сигнал с помощью радиоволн на далекие  расстояния - этот сигнал одновременно имеет звуковую и видеоинформацию, которая на экране телевизора в зависимости  от характера передачи несет кинематографический  характер или же характер фотокадра, схемы, графика и т.д. На экране телевизора может быть воспроизведен и печатный текст.

Как и на радио, на телевидении  возможна организация оперативных  передач, как из студии, так и с  места событий (хотя прямое включение  имеет ряд трудностей технического порядка, преодолеваемых с развитием  видеотехники и каналов связи). Преимущества же такой оперативной «живой»  передачи, идущей прямо в эфир с  места события, в значительно  большем, чем у радио, «эффекте присутствия», поскольку в органическом единстве находятся звуко- и видеоряд и  задействованы оба важнейших  типа рецепторов человека, что обеспечивает создание более прочных связей с  аудиторией.

На телевидении “аудио”  и “видео” могут выступать  и на равных, но в необходимых  случаях передачи делаются с акцентом либо на звуковой ряд либо на видеоряд (как, например, передача из картинной  галереи). Специфика телевидения  определяет особенности всех типов  программ -- и публицистических, и  художественных, и научно-популярных.

Такая же (как и у радио) «принудительность» телепрограмм, т.е. невозможность для зрителя изменить время просмотра передач, их порядок  и структуру, требует особенно тщательного  подхода к составлению программ.

Печать, радио и телевидение  представляют собой своеобразный “триумвират” средств массовой информации, каждое из которых обладает рядом особенностей, проявляющихся в виде и способах донесения информации до аудитории. Однако при наличии специфичных  свойств печать, радио и телевидение  имеют нечто общее -- это способность  донести до массовой аудитории более  или менее оперативно словесно-понятийную и эмоционально-образную информацию. Но есть и своеобразные черты, принадлежащие  только какому-либо одному средству (кинематографическое  изображение на телевидении, словесно-буквенная  информация в прессе, вневизуальное звуковое сообщение на радио).

Результаты социологического опроса показывают, что телевидение  имеет большое преимущество - визуальность, т.е. эмоционально-образная информация вызывает наибольший уровень доверия, поскольку это дает возможность  человеку самому прочувствовать ситуацию, которой он не был свидетелем. Телевидение  популярно среди молодежи, поскольку  в настоящее время многие передачи несут в себе некие популярные идеи и темы, актуальные в молодежной среде. К тому же, возможно, тут играет роль и бесплатность телевидения - ведь далеко не каждый будет покупать газету или журнал для того, чтобы прочесть новости.

2.2 Интернет  и его влияние на молодежь

 

Сложно переоценить всю  важность исследований Интернета в  настоящее время, так как, безусловно, сегодня Интернет оказывает все  более возрастающее влияние на природу  коммуникаций и социального взаимодействия. Без сомнения, всемирная глобальная сеть стала одной из наиболее существенных форм сжатия времени пространства связанной  с развитием глобальных коммуникационных систем. Фостер утверждает, что Интернет как ничто, способствовал раздвижению  границ и сокращению времени социального  взаимодействия, а также открытию новых, почти мгновенных каналов  транс-локальной и транс-временной  коммуникации. Вместе с тем, очевидно, что возникшие в Интернете  «виртуальные пространства» становятся территорией для создания новых  онлайновых идентичностей. И вполне понятно, почему новые формы коммуникации, культурный обмен и создание идентичностей, возможные в Интернете в первую очередь осваиваются именно молодежью. Бетус, Миллер и Слейтер замечают, что новые виды медиа оказывают  более сильное влияние на молодежь чем на другие социальные группы.

Компьютер становится значимым фактором жизни молодого поколения, он начинает формировать его мировоззрение. Формирующийся "компьютерный человек" моделирует игровую ситуацию снова  и снова, легко разрушает и  воссоздает виртуальный мир и  при этом начинает переносить его  принципы на реальную действительность. Эта оторванность от реального мира во всех его противоречиях усиливается  под влиянием другого фактора  современной эпохи - электронных  СМИ, которые посредством рекламы, многочасовых, часто низкопробных развлекательных  шоу и через навязывание культа силы в современных фильмах переориентируют  зрителя с одних ценностей  на другие.

С другой стороны, ученик, желающий узнать что-то новое о предмете, прочитает, изучит исследования, просмотрит фото и видеоматериалы. Такими возможностями  образовательное учреждение при  всем своем желании вряд ли обладает. В этом большой плюс интернета - изучение интересующего вопроса во всех его  аспектах, в доступной и наглядной  форме. Другим преимуществом является то, что интернет является источником безграничного общения с широким  кругом людей, близких по взглядам и  идейным соображениям, одного вероисповедания  и прочее. В наш век, когда растёт число замкнутой, а то и наоборот чрезмерно раскрепощенной молодежи - это качество сети существенно. Тебя поймут, примут, поддержат в трудную  минуту не один, два, а сотни тысяч, таких же особенных как ты лиц. И жизнь будет казаться не такой  уж серой, скучной. Что тебе казалось нерешенной проблемой, оказалось под  силу решить «сетевому товарищу».

Одной из главных негативных составляющих Интернета являются компьютерные игры. Тяга реализовать себя как  личность толкает молодежь участвовать  в ролевых компьютерных играх. Сюжет  таких игр содержит одну и ту же схему: кого-то поймать, что-то найти, по дороге уничтожая все препятствия. Препятствия иногда шевелятся, дышат, и, несомненно, представляют для твоего героя угрозу. Здесь часто срабатывает  принцип «либо ты, либо тебя». И  конечно играющий изловчается, борется  за игрушечную жизнь, получая некий  всплеск, и выброс адреналина. Игра может длиться годами. И очень  скоро у играющего стираются  грани между игрой и реальным миром, особенно если играющий подросток  с неокрепшей психикой. Существующее положение дел, как Вы понимаете, то же изменить вряд ли можно. Поэтому  из всего вышесказанного можно сделать  вывод, что интернет, безусловно, важное, но вместе с тем имеющее много  опасностей изобретение человечества. По моему мнению, снижением влияния  отрицательных сторон интернета  может являться формирование культуры поведения в интернете.

 

 

Заключение

 

Говоря о влиянии на человека средств массовой коммуникации, надо в первую очередь отметить их информационную и просветительскую роли, благодаря которым не только «раздвигаются стены квартир  до границ планеты», но приобретаются  весьма разно образные, противоречивые, несистематизированные сведения о  типах поведения людей и образе жизни в различных социальных слоях, регионах, странах.

СМИ фактически представляют собой систему неформального  образования, просвещения различных  слоев населения. Как источник ин формации и просвещения СМИ наиболее интенсивно используют люди более старших возрастов.

Большую роль играют СМИ  в развитии человека. Хотя эта точка  зрения далеко не бесспорна. Появление  каждого кардинально нового источника  информации вызывало споры о том, во благо он или во вред человеку.

В последнее время набирает силу тенденция превращения СМИ  и СМК в сферу самореализации личности. К давно существующей переписке  зрителей с газетами и журналами, добавились передачи радио и телевидения  с прямым участием слушателей и зрителей. Развитие электронных систем породило совершенно новый вид коммуникации и самореализации -- участие человека во взаимодействии с определенными  интересующими его по тем или  иным причинам партнерами, которое  позволяет ему найти единомышленников и выразить себя в общении с  ними. Так, например, уже сегодня  к сети Интернет подключено много  миллионов абонентов -- от ученых до кинофанатов. Среди них группы экологистов, фашистов и прочие электронные кланы, возникающие в новой электронной среде.

Новая картина мира, складывающаяся у подрастающих поколений, приводит к определенным изменениям в психологии. Уже сегодня вошел в оборот термин «компьютерная психология». А можно добавить еще и видео, и космическую связь и употребить какой-то более обобщающий термин -- например, технопсихология. Для этой новой психологии, очевидно, будут  характерны иные, по сравнению с  нынешними, механизмы восприятия мира, специфические ценностные ориентации, неожиданные способы самореализации личности.

С другой стороны, сегодня  зависимость людей от телевидения  стала всеобщей. У некоторых категорий (особенно у детей и подростков) эта зависимость развивается  настолько, что наносит существенный ущерб даже физическому здоровью. Но негативное влияние средств массовой информации на школьную аудиторию было бы неправильно приписывать самой  их природе. Это скорей объясняется  неумелым и ошибочным использованием их богатейших возможностей. СМИ способны стать как рычагом величайшего  социального и духовного прогресса, так и источником пассивности, апатии, бездуховности. Все зависит от того, какую информацию предлагают потребителю, и какую он выбирает.

После многолетних исследований с использованием самых разнообразных  методов и приемов еще не выяснена точная степень влияния СМИ на агрессивное поведение. Несомненно, масс-медиа оказывает влияние  на подростков, но сила его остается пока до конца неизвестной.

 

 

Список литературы

 

1.Бориснев,С.В. Социология коммуникации / Бориснев С.В. - М., 2003.

2.Буданцев Ю.П. Социология массовой коммуникации / Буданцев Ю.П.- М., 1995.

3.Грачев, Г.В. Информационно-психологическая безопасность личности: состояние и возможности психологической защиты / Грачев Г.В. – М., 1998.

4.Домозетов, Х. Компьютеризация и проблемы здоровья, свободы и развития личности / Домозетов Х. – М., 2000.

5.Козырева, А. СМИ: манипуляция или управление общественным мнением / Козырева А. – М., 2003.

6.Фельдштейн, Д.И. Психология воспитания подростка / Фельдштейн Д.И. – М.,2000.

 


Информация о работе Влияние на сознание и интеллектуальное развитие подростков через СМИ