Влияние средств массовой информации на социальное воспитание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 17:24, контрольная работа

Описание работы

Медиакультуру можно определить как совокупность информационно-коммуникативных средств, материальных и интеллектуальных ценностей, выработанных человечеством в процессе культурно-исторического развития, способствующих формированию общественного сознания и социализации личности. Медиакультура включает в себя культуру передачи информации и культуру ее восприятия; она может выступать и системой уровней развития личности, способной читать, анализировать, оценивать медиатекст, заниматься медиатворчеством, усваивать новые знания посредством медиа.

Содержание работы

Глава I. Средства массовой информации и воспитательное воздействие телевидения
§ 1. СМИ как часть медиакультуры………………………………………………...…3
§ 2. Основные модели медиавоздействия………………………………………….....4
Глава II. Интернет и телевидение как субъекты медиавоздействия на молодёжь
§ 1. Особенности влияния Интернет-СМИ на подрастающее поколение………...10
§ 2. Роль телевидения в воспитании подростков……………………………………16
Выводы………………………………………………………………………………..22
Список использованной литературы……………………………………………..23

Файлы: 1 файл

Социальная педагогика.docx

— 46.26 Кб (Скачать файл)

Так, с одной стороны, коммерциализация телевидения приводит к преобладанию насилия, секса, рекламы. С другой стороны, появляется множество образовательных программ, видеоматериалов, развивающих игр и программ, оказывающих помощь как в образовании, воспитании, так и в расширении кругозора, открывая совершенно новые горизонты знания.

Хотя доля передач, ориентированных  на воспитание и включающих в себя эмоционально-нравственный компонент, на региональном телевидении в последние годы катастрофически снизилась, в какой-то мере образовавшийся духовный вакуум заполнился центральными СМИ. Ярко выраженными компенсаторами выступают общенациональные телеканалы "Звезда" и "Культура". Стали появляться духовно-просветительские и нравственно ориентированные передачи, телефильмы, телесериалы и на других центральных каналах.

Телевидение по своей природе  способно поддерживать нормальное функционирование того общества, на которое распространяется его влияние. Сам факт просмотра программы разными людьми уже свидетельствует об их определенной общности. Но вещатель должен сознательно работать на укрепление этого чувства сопричастности каждого ко всем путем выявления общих для аудитории ценностей, обсуждения путей решения общих проблем с целью противодействия деструктивным и опасным для общества тенденциям.

После развала СССР и падения  так называемого "железного занавеса" - на российские экраны буквально обрушился  поток насилия. Последовавшая вскоре после этого процесса коммерциализация российского кинематографа и  телевещания эту ситуацию значительно усугубила. С учетом того, что насилие подсознательно притягивает и завораживает человека - оно является одним из наиболее выигрышных и оправданных, с точки зрения финансовой мотивации данного вида деятельности, элементом кино - и теле-продукции. В результате, за два с лишним десятилетия молодежная преступность в России возросла в полтора, а подростковая - почти в 2 раза.

Существуют методы противостояния негативному воздействию экранного  насилия на аудиторию, среди которых  важнейшую роль может выполнить  медиаобразование, - направление в педагогике, выступающее за изучение закономерностей массовой коммуникации: прессы, телевидения, радио, кино, видео и т. д[6]. Основные задачи медиаобразования заключаются в том, чтобы подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации, научить человека понимать ее, осознавать последствия ее воздействия на психику.

За последние 40 лет в  мире было проведено более 1000 исследований, посвященных влиянию телевидения и кинематографа на детей. Исследования проводились во многих странах мира, среди мальчиков и девочек, принадлежащих к различным расам, национальностям и социальным группам. Тем не менее, результаты исследований были практически идентичны: агрессия на экране делает детей более агрессивными по отношению к людям, животным и к неодушевленным предметам.

Таким образом, исходя из всего  вышесказанного можно сделать вывод  о том, что телевидение не только дает определенную информацию, но и  показывает варианты действий, ребенок  может их либо отвергать, основываясь  на своих моральных убеждения, а может и принимать как легитимные с точки зрения морали. Представляется широкий выбор действий, нужно только научиться выбирать правильный.

Телевидение такое, какое  оно есть и не в педагогической компетенции его изменить, но зная все особенности восприятия, возрастные особенности формирования духовно-нравственных ценностей и дидактические приемы воздействия на детей, учитель должен использовать возможности масс медиа в своих педагогических целях

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы:

Средства массовой информации занимают огромное место в жизни  отдельного человека и общества в целом. Телевидение, радио, печать, Интернет стали основными источниками информации, формирующими внутренний мир человека. Если всего столетие назад внутренний мир людей формировался на основе их личного общения, профессиональной деятельности, путешествий, то сегодня совсем не нужно быть очень активным человеком, чтобы узнать новости с другой стороны планеты, незачем выходить из дома для общения с людьми.

Процесс воспитания современной  молодёжи представляет собой специально организованную деятельность, направленную на формирование определённых качеств человека под влиянием разнообразных факторов социальной жизни.

Особое беспокойство вызывает факт воздействия современных средств  массовой информации на молодое поколение. То, что оно, это воздействие, сегодня во многом негативно, уже не оспаривает никто. Это подтверждается и существующими исследованиями и в целом ситуацией в обществе. Волна насилия, захлестнувшая общество, рост немотивированной агрессии, разрушение традиционных общечеловеческих ценностей, отсутствие у молодежи нравственных ориентиров, духовных лидеров, снижение порога чувствительности - все это не в последнюю очередь обусловлено современным состоянием средств массовой коммуникации.

Ведущую позицию в развитие личности молодого человека занимают телевидение и современные компьютерные технологии. Поступающая с экранов информация представлена разнообразным спектром развлекательных и телевизионных передач, а так же проектов, телесериалов, кинофильмов всех имеющихся в современной киноиндустрии жанров.

Информационные потребности  и тематические интересы молодежи зависят  от содержания предлагаемой информации и от ситуативных социально - психологических факторов: таких, как популярность, злободневность, престижность определенных тем, лиц и явлений.

Педагоги и психологи  нашей страны отмечают наличие воспитательного  потенциала телепродукции, представляющего  систему ценностных отношений с  различными объектами и явлениями мира, такими как, человек, родина, природа, труд, семья, познание, любовь и соответствие их общечеловеческим ценностям, а так же характер и сила эмоционального воздействия на зрителей.

СМИ в условиях рынка утратили свои некогда важнейшие функции  воспитания человека, формирования личности, просвещения. Сегодняшние СМИ - это бизнес, главная цель которого, извлечение прибыли. На пути к достижению этой цели используются все средства, позволяющие привлечь массовую аудиторию. Не поднимать человека в его лучших проявлениях, а удовлетворять его сиюминутные запросы, не гражданский институт, а сфера услуг - таким образом, сместился центр тяжести.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

 

1. Брайант, Дженнингз.  Основы воздействия СМИ / Дж. Брайант,  С. Томпсон. - Москва;

2. Гинзбург Э. Когда  компьютер приносит беду / Элеонора  Гинзбург // Обучение в России. - 2006.

3.Запёкина Н.М. Современная  досуговая периодика для детей:  тематико-типологические черты / Н.М. Запёкина // Вестник Челябинской  государственной академии культуры и искусств. – 2006.

4. Кастельс М. Галактика  Интернет: (размышления об интернете,  бизнесе и о-ве): пер. с англ. / М. Кастельс. Екатеринбург, 2005.

5. Лотман Ю.М. Об искусстве.   - СПб, 1998. 

6. Мудрик А. Индивидуальная  помощь в социальном воспитании // Новые ценности образования: Забота - поддержка - консультирование. М., 1996. Вып.6.

7. Педагогика: Учебник / Под  ред. Л.П. Крившенко. М., 2006.

 

 


Информация о работе Влияние средств массовой информации на социальное воспитание