Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 20:00, реферат
Цель, данной лекции – обозначить наиболее значимые внутрисистемные образования социологии, раскрыть их особенности и диалектическую взаимосвязь, функции и роль в социологической науке в целом. Речь идет о таких структурных компонентах социологического знания, как теоретическая и эмпирическая, фундаментальная и прикладная социология, макро- и микросоциология, а также местносоциологические и отраслевые социологические теории.
Тема 6. Внутреннее многообразие социологии
Социология, как уже говорилось, представляет собой единую, целостную, органическую систему знаний. Однако внутренне она является весьма сложным, многоплановым, многоуровневым образованием.
Цель, данной лекции – обозначить
наиболее значимые внутрисистемные
образования социологии, раскрыть их
особенности и диалектическую взаимосвязь,
функции и роль в социологической
науке в целом. Речь идет о таких
структурных компонентах
План
1. О факторах, обуславливающих внутренне многообразие социологии.
Сложность и внутреннее многообразие социологии как науки обуславливается, по крайней мере, тремя факторами. Во-первых, большим онтологическим (бытийным) разнообразием самого объекта изучения – общества, представляющего собой, явлений (экономика, политика, мораль, семья, городские и сельские поселенческие общности, этносы-народности, нации, социальные группы, социально-демографические группы и т.д.). Как объект изучения социологии общество – это и органическая система различных социальных явлений и процессов, событий и фактов, и те составные части, компоненты, из которых оно складывается.
Во-вторых, тем, что она
использует разнообразный, богатейший,
как это было показано в предыдущем
разделе, арсенал методологических
средств, приемов, способов и философских
(мировоззренческих) принципов изучения
общества. Использование теоретических
методов обусловливает
В-третьих, сложный, многоплановый
характер социологии определяется также
тем, что она призвана одновременно
решать принципиально разные по своему
характеру задачи: с одной стороны,
- открывать и изучать
Остановимся подробнее на
главных структурных
Сначала речь пойдет о таких структурных компонентах, - а точнее сказать – уровнях социологии, как теория и эмпирия, а также о теориях среднего уровня. Характеристика данных уровней социологии, будет затем дополнена анализом прикладной социологии, ее соотношения с фундаментальной (теоретической) социологией.
2. Теоретический и эмпирический уровни социологии. ТСУ.
Теория и эмпирия –
две важнейших структурных
Теоретическая социология – это высший уровень социологического знания. Высший, разумеется, не в смысле качества (лучший - худший), а в смысле уровня обобщения изучаемого социологией объекта – общества. Для теоретической социологии характерна высокая абстрактность выводов и заключений. Кстати, это не значит, что такие, то есть абстрактные знания мало что дают и не нужны. Они – неотъемлемый, при этом важнейший, компонент социологии в целом. Теоретическая социология имеет дело с категориями, понятиями, в которых фиксируется и отображается сущностное в обществе, в социальной жизни, в жизни человеческих индивидов и их различных агрегатов (объединений); то, что не лежит на поверхности, а скрыто за внешним, за явлением. И, как уже отмечалось, чем выше абстрактность понятия, тем более глубокую сущность оно охватывает и отражает. Это достигается теорией за счет отвлечения от несущественного, частного, разного рода деталей, а также за счет сосредоточения внимания на существенном, главном, основном. То, что не удается схватить и выразить чувствами, фиксируется теорией и образующими ее понятиями. В понятиях фиксируется, кроме того, не единичное, частное, отдельное, а общее, характерное, типичное для самых разных обществ, сторон общества, групп людей, отдельных человеческих индивидов. В качестве таких понятий выступают «социальное», «общество», «человек», «личность», «социальная группа», «социально действие», «социальный факт», «социальный статус», «социальная роль», «социальный институт» и др.
Хотелось бы обратить внимание на то, что иногда под теоретической социологией понимают ту часть (уровень, раздел) социологии в целом, которая имеет дело с макросоциальными явлениями (социальная группа, этнос, класс, государство, религия и т.д.). Суть не в макро- или микроявлениях как объекте теоретической социологии, а в том, что теоретическая социология, еще раз подчеркнем это, имеет дело с понятиями – общими, абстрактными, обобщенными образами социальной действительности, взятыми равно как на макро -, так и на микроуровне; чего бы они не касались – социетального (общества в целом) – социальные институты, социальный порядок, классы слои, поселенческие общности; группового уровня социальной жизни – первичная группа, групповые отношения, организация межличностного уровня – социальный статус, социальная роль, социальное поведение, интеракция и др.; мировой системы (мирового сообщества людей) – взаимодействие государств, народов и т.д.
Теоретическая социология представляет собой, таким образом, системы понятий. Эти последние выступают как ее узловые моменты. Иное дело, что в разных социологических школах имеют место как бы свои системы понятий. Хотя, разумеется, во всех них есть и общее ядро, связанное уже не с определенной кокою –то выбранной исследователем одной парадигмой, а с тем, что в любом случае социология есть наука об обществе, о людях как социальных существах, об их взаимодействиях, об их жизни в обществе и посредством общества.
Это, во-первых, теоретическая
социология – это та часть в
целом, которая возникает, развивается
и связана с применением
Теперь об эмпирической социологии.
Эта последняя
В соответствии с этим отличительной чертой данного компонента социологии выступает использование иных методов исследования. Ранее они были уже охарактеризованы и являются одноименными с названием рассматриваемого уровня социологии. Это – эмпирические методы: наблюдение, опрос, анализ документов, эксперимент, социометрический метод.
Работа с самой социальной действительностью, с конкретными фактами, с живыми, реально действующими людьми – составляет важнейшую особенность социологии как науки, сравнительно с той же философией, которая использует уже готовые выводы, сформулированные другими науками. Именно эмпирические исследования обеспечивают социологии статус подлинной науки, имеющей огромное прикладное значение, статус социальной физики или, что одно и тоже, - сравнительно точное науки об обществе. Социология возникла как своего рода реакция на умозрительность, спекулятивность философского подхода к обществу, имеющему мировоззренческий характер.
Различая эти два уровня социологии, следует иметь в виду, однако то, что они не только не исключают друг друга, но и тесно, органически взаимосвязаны между собой. Более того, само их существование возможно лишь в результате взаимного влияния и взаимодействия. Теоретическая и эмпирическая социология – это всего лишь две стороны одного и того же – комплексной науки об обществе. Данное удачное, во многом судьбоносное, сочетание, взаимодействия и взаимодополнения теории и эмпирии выгодно отличают социологию от многих других наук и в первую очередь от философии. Именно оно делает социологию подлинной наукой об обществе, имеющей характер высоко теоретической, в лучшем смысле этого слова «глубоко заземленной», то есть эмпирической и одновременно прикладной науки; обусловливает ее кА сравнительно точную науку об обществе, имеющую большое практическое значение как в отношении выработки прогнозов, так и в плане разработки конкретных рекомендаций для решения тех или иных социальных задач.
Взаимодействие – главное, что характеризует соотношение теории эмпирических исследований как двух уровней или компонентов социологии. В этом взаимодействии каждый из данных компонентов выполняет свою особую роль, дополняя тем самым другой. Если бы социология была исключительно теоретической, она была бы слишком абстрактной и тем самым весьма далекой от практики дисциплиной, а если бы она бала бы только эмпирической дисциплиной, имела дело лишь с одними фактами, она была бы лишена возможности не только быть ориентиром в практической жизни, но и не смогла бы надежно организовать сами эмпирические исследования, предполагающие соответствующую теоретическую и методологическую базу, разработку соответствующих гипотез. Голые факты – это еще не наука; факты необходимо свести воедино, систематизировать, обобщить, определенным образом интерпретировать, а это делается уже при помощи теории. Мысль здесь движется, примерно, та: от опыта, эмпирии (фактов) и теории и от нее к практике, включая как практику выработки конкретных рекомендаций по разрешению соответствующих социальных проблем, так и практику нового эмпирического исследования.
Первоначально, когда социология только возникала, а она возникла в результате практической реализации замысла создать в отличие от философии точную и тем самым подлинную науку об обществе, имеющую дело с фактами, реальной жизнью, теория и эмпирия в науке об обществе развивались как бы параллельно. Еще спустя долгое время социология продолжала оставаться наукой, во многом умозрительной. Это определялось тем, что сами методы эмпирических исследований еще были далеки от совершенства, хотя, как известно, они применялись уже в XVII – XVIII веках другими науками. Кроме того, еще не были найдены механизмы, способы органического соединения теории и эмпирических исследований. И это продолжалось вплоть до начала XX века.
Однако и в XX веке проблема соотношения теории и эмпирии в социологии продолжала дискутировать, то затухая, то обостряясь в разные периоды. Не совсем снята она, кстати, и по сей день. В решении проблемы в разное время давала себя знать то одна, то другая крайность: абсолютизация теории или абсолютизация эмпирических исследований.
Недооценка теории и переоценка эмпирической социологии, сведение социологии исключительно к прикладной науке получило название эмпиризма. Его суть в отстаивании той мысли, что социолог должен лишь описывать факты, классифицировать, группировать их и ничего не привносить в них при помощи теории, которая якобы может лишь исказить факты. Какое-либо значение признавалось, таким образом, лишь за эмпирическими исследованиями. Теория же игнорировалась, а в худшем случае даже сознательно осуждалась в социологии. Хотя сторонники эмпиризма сделали немало в области совершенствования эмпирических методов, технологий и способов проведения конкретно-социологических исследований, такой подход всегда – и раньше и теперь – негативно сказывался на социологической науке, лишая ее широких обобщений, системного характера, сводил социологию лишь к узко понятной прикладной дисциплине.
Недооценка теории обрекает социологию на утрату ею своей целостности. Она может привести к тому, что социология распадается на ряд отдельных исследований без общей, объединяющей методологии, без соотнесения результатов конкретно-социологических исследований с общей картиной, отражающей общество, в результате чего она будет способна давать в лучшем случае какие-либо частные предложения, касающиеся отдельных явлений, сторон жизни, без понимания их сути как элементов целого – общества. В результате всего этого социология окажется неспособной помогать практике кардинально решать общие (на уровне общества в целом) социальные проблемы.
Теория призвана дать смысловое объяснение собранным в результате эмпирических исследований фактам. Она позволяет за единичными фактами открывать общее, закономерность, тенденцию. Ибо одной фиксации факта, его регистрации, описания недостаточно для науки; недостаточно его и для общественной практики, взятой на уровне общества в целом. Теоретическая социология обосновывает цели исследования. Она определяет, что исследовать, как и для чего исследовать.