Внутреннее многообразие социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 20:00, реферат

Описание работы

Цель, данной лекции – обозначить наиболее значимые внутрисистемные образования социологии, раскрыть их особенности и диалектическую взаимосвязь, функции и роль в социологической науке в целом. Речь идет о таких структурных компонентах социологического знания, как теоретическая и эмпирическая, фундаментальная и прикладная социология, макро- и микросоциология, а также местносоциологические и отраслевые социологические теории.

Файлы: 1 файл

Тема 6 теор соц.docx

— 37.50 Кб (Скачать файл)

Представленный данным понятием концепт сыграл решающую роль в осмыслении и преодолении того затруднения, которое составляет суть проблемы соотношения  теории и эмпирии в социологии.

Можно говорить и о другой крайности – недооценке эмпирических исследований, без которых социология утратила бы характер точной науки  об обществе. КСИ или эмпирическая социология выступает как средство обоснования теоретических идей, представлений , гипотез.

Большую роль в соединении в рамках социологии как единой, целостной дисциплины теории и эмпирии  сыграл уже упоминавшийся нами французский  социолог Э. Дюркгейм. Являясь продолжателем  контовской позитивистской традиции, он принимал за образе построения общественной науки естественные дисциплины и утверждал принципы эмпирической обоснованности, точности, доказанности (верифицируемости) теоретических положений.

Важный вклад в решение  проблемы соотношения и взаимодействия теории и эмпирических исследований в социологии внес видный американский ученый Р. Мертон. Он впервые на должном  уровне смог в своих работах органически  сочетать эмпирические, теоретические  исследования, в результате чего было выработано и применено в социологии такое понятие как «теория  среднего уровня» (1947). «Теория среднего уровня» характеризует как раз  степень, меру (уровень) обобщенности социологических  концепций.

Реализуя свою идею, Мертон создал несколько теорий среднего уровня, продемонстрировав тем самым, как  необходимо рационально решать проблему теоретического и эмпирического  в социологии. Он считал при этом, что главным направление в  развитии социологического знания должно стать создание именно ТСУ. ТСУ выполняли  бы, по его мнению, роль «посредников»  между малыми рабочими гипотезами, развертывающимися в изобилии в  повседневных исследованиях и широкими теоретическими обобщениями, понятийная схема которых позволяет производить  большое число эмпирически наблюдаемых  закономерностей социального поведения. В них аккумулируются эмпирические данные на основе использования строго определенных терминов и операциональных понятий.

То есть главный смысл  идеи ТСУ – это обеспечение  гибкой связи между эмпирическим и теоретическим уровнями социологического исследования. ТСУ возникает и совершенствуется в отдельных областях социологии. Примером таких теорий Мертон считал свою концепцию аномии, объясняющую различные типы отклоняющегося поведения. К ТСУ можно отнести множество других теоретических построений, основанных на эмпирических фактах – теория стратификации, социокультурных суперсистем (П. Сорокин) и др.

В настоящее время и, особенно в отечественной традиции ТСУ  понимают как «специальную или частную  социологическую теорию», которую  рассматривают как установление логико-эмпирических связей между отдельными группами изучаемых переменных. А  именно, - социология труда, социология культуры, социология города, социология образования и т.д.

Кстати, современная социология все больше становиться похожей  на некий комплекс таких вот специальных, частных социологических отраслей знания (отраслевых социологических  наук). Данная природа социологии онтологически  обусловлена: общество как объект исследования весьма многообразно в отношении  составляющих его сторон, процессов  и явлений. Тем более, что социология – это, как было сказано в первом разделе, - не только наука об обществе как таковом; она изучает и отдельные стороны (сферы), социальные явления и процессы общественной жизни.

Однако на волне развития ТСУ наметилась тенденция (и на западе, и в России) превращения социологии как единой науки в комплекс, порой, чуть ли ни чем не связанных социологических  теорий.

Среди этих последних –  социология семьи, социология религии, военная социология, этносоциология и т.д. Между ними уже как бы нет ничего общего; специалисты по ним не нуждаются друг в друге. Общим у них признается разве что методология. Между тем, одного не достаточно для того, чтобы квалифицировать социологию как единую науку. Идея социологии как комплекса самостоятельных дисциплин негативно сказывается на социологических исследованиях, ибо при этом утрачивается общее, то, что составляет суть социологической науки – изучение всех общественных явлений, процессов с точки зрения целого, с учетом целого и ради целого, а именно общества, представления о котором может выработать лишь теоретическая социология высокого уровня наоснове обобощения итогов и выводов ТСУ и эмпирических исследований (КСИ). А сами ТСУ, как и КСИ, на что уже обращалось внимание, возможны, только если они будут строиться с учетом общей теории о социальном, если будут исходить из ее положений и выводов, ибо в них, в этих положених и выводах фокусируется общее для всех явлений и процессов социальной жизни общества, без четкого представления о котором нельзя выработать научное представление и о частном.

Таким образом, в социологии выделяют три уровня: чистая теория (общесоциологическая теория), ТСУ (частные  социологические теории) и эмпирические исследования (КСИ).

 

3. Фундаментальная и прикладная социология.

В социологии как единой, целостной науке, внутренне весьма дифференцированной и многоплановой, можно выделить и такую ее область  как прикладная социология. Следует  иметь в виду, однако, что прикладная социология – это не одно и то же, что и эмпирическая социология, как это иногда себе представляют. В лучшем случае, ее можно рассматривать  как один из разделов, наряду с академической  социологией, эмпирической социологии. Данной позиции во взглядах на соотношение  прикладной и эмпирической социологии придерживаются, например, М.С. Ковалева и М.С. Комаров1. Но даже  с такой умеренной трактовкой вопроса вряд ли можно согласиться.

У эмпирической социологии оппозицией (противоположностью) выступает  теоретическая социология; у прикладной – фундаментальная социология. И хотя теоретическая и фундаментальная социология – термины весьма близкие, но полностью они не совпадают.

Эмпирическая социология, как уже отмечалось, направлена на сбор первичной информации, на регистрацию  социальных фактов, их упорядочение и  описание. Прикладная же социология –  это область знания, которая в  качестве своей главной задачи видит  разработку конкретных рекомендаций для  решения каких-либо практических социальных проблем, причем как микро-, так и макропроцессам.

О нетождественности прикладной и эмпирической социологии говорит также то, что прикладная социология опирается не только на эмпирические, но и на теоретические исследования. Наиболее ценные практические рекомендации даются как раз тогда, когда они опираются одновременно на первичную информацию и на теорию. Было верно кем-то подмечено, что нет ничего более практичного, чем хорошая теория. Только опираясь на научную теорию, используя эмпирический материал, знания фактов можно дать квалифицированные рекомендации политику, руководителю предприятия, лидеру политической партии, учителю, родителям и т.д.

Прикладная социология –  это совокупность теоретических  моделей, методологических принципов, методов и процедур исследования, а также социальных технологий, конкретных программ и рекомендаций, ориентированных  на практическое применение, достижение реального социального эффекта. Если фундаментальная социология ориентирована, прежде всего, на науку, эмпирическая – на приращение знаний путем сбора первичной информации и только затем через эти знания на практику, то прикладная социология – на заказчика, на клиента; это – работа, сделанная для кого-то – государства (правительства), учреждения, частной фирмы и т.д. То есть главным здесь является ориентация на практическую пользу. В этом случае используются и другие критерии оценки конечного результата. Эмпирическая социология призвана собрать материал; прикладная же должна перевести его в рекомендации.

Исторически корни прикладной социологии восходят к работам ранних социологов (А. де Токвиль, Дюркгейм и др.). Важную роль сыграл в ее конструировании американский социолог Смолл (1854 - 1926), который еще в 1885 году высказал идею о необходимости прикладных работ в американской социологии. Большая заслуга в институционализации прикладной социологии принадлежит американскому социологу позитивистского направления П. Лазарсфельду (1902 - 1976), основавшему в свое время в Германии Экономико-психологический исследовательский институт. Прикладная социология особенно бурно развивалась в последние годы.

В настоящее время и особенно в американской социологической науке, она дифференцируема на два направления – социальная инженерия и клиническая социология. Первая связана главным образом с маломасштабными опросами, сериями полевых экспериментов; разрабатывает проекты социальной перестройки небольших сообществ (например, производственных бригад), занимается планированием. Клиническая же социология нацелена на то, чтобы ставить диагноз, предлагать альтернативы, разрабатывать терапевтические меры. Например, социолог-инженер, изучив положение, скажем, нерентабельного предприятия, предлагает перестроить его управленческую структуру; социолог же клиницист проводит психологический тренинг с руководством предприятия с целью переориентировать сознание.

Таким образом, прикладная социология – это отрасль социологии как  целостной науки, тесно связанная  с теоретической и эмпирической социологией, не имеющая какого-либо самостоятельного значения, поскольку  она возможна лишь на базе теории и  общественных, а также определенным образом интерпретированных фактов. Ее смысл – в выработке практических рекомендаций, необходимых заказчику.

 

4. Макро- и микросоциология.

Внутреннее многообразие социологии проявляется также в  том, что в ней различаются  исследования, ведущиеся на макро- и  на микроуровне. В соответствии с  этим можно говорить о таких ее сферах как макросоциология и микросоциология. Макросоциология – изучение общества в целом, разработка его концепций: та область социологического знания, которая ориентирована на изучение крупномасштабных социальных явлений – наций, государств, социальных организаций, социальных групп и т.д. Микросоциология – это область знания, которая ориентирована на сферу непосредственно социального взаимодействия, то есть на межличностные отношения и процессы социальной коммуникации в группах, на сферу повседневной реальности, отдельных сравнительно узких проблем.

Макросоциология больше связана с теорией (теоретической социологией), а микросоциология – с эмпирическими исследованиями. Макросоциологи исследуют, прежде всего, различного рода экспериментальные процедуры и ограничиваются изучением явлений небольшого масштаба. Хотя, конечно же эти две пары различных структурных компонентов социологии как единой, целостной науки – с одной стороны, макросоциология и теория, а с другой – микросоциология и эмпирия, - не тождественны и различаются между собой.

Соотношение данных областей социологии трактуется сегодня неоднозначно. Да, это и понятно. Ведь они, эти  области науки, выделяются не только по предмету, но в соответствии со взглядами самих исследователей. Дело в том, что одни социологи хотели, чтобы социология ограничивалась чуть ли не одними макросоциологическими исследованиями, а другие – микросоциологическими. Отождествляя социологию в первом случае с макросоциологией, сторонники данной точки зрения, а это представители таких школ как структурный функционализм, неоэволюционализм,  конфликтосоциология и др. – считают, что предметом социологии должны стать общество и его структурные образования, которые не сводимы к социально-психологическому уровню, поскольку имеют свои качественные особенности. Что касается микроявлений и процессов (поведение личности, межличностные отношения и т.д.), то они рассматриваются этими социологами всего лишь как проявления макроуровня.

В свою очередь микросоциологии, а это представители таких  школ и направлений мировой социологической  мысли, как теория социального обмена, символический интеракционизм, этнометодология, анализ социальных сетей, настаивают на приоритетном изучении социологией в качестве своего предмета области непосредственно наблюдаемого социального взаимодействия, механизмов коммуникации, интерпретации, сферы повседневной реальности и др. Это, по их мнению, то единственное, что реально существует и что достойно, следовательно, изучения социологии. Макросоциальные же явления всего лишь неправомерные абстракции, реальность которых, якобы, нельзя эмпирически доказать.

Однако это то, что хотелось бы видеть тем или иным отдельным  социологам – в одном случае сторонниками макросоциологии, в другом – микросоциологии. На самом деле для социологии как целостной, многоплановой науки об обществе важны и макро-, и микросоциологические исследования. Одно другому не только не помеха, но, скорее, одно дополняет другое, давая возможность всесторонне, компетентно на различных уровнях представить то, что выступает объектом и предметом социологии – общества – органической системы, включающей в себя как широкомасштабные процессы, так и микроявления. Не случайно, поэтому с середины 70-х годов нашего столетия начали предприниматься попытки интегрировать данные области и направления в социологии и, между прочим, исключительно на пользу дела.

Кстати, следует обратить внимание на то, что макро- и микросоциология  – это не только два компонента, две составные части социологии, но и два различающихся по своим  парадигмам изучения общества в мировой  социологической мысли. Если исходить из того, что макро- и микросоциология  имеют одинаковые права на свое существование  и дополняют друг друга, то их следует  рассматривать всего, лишь как две  области социологического анализа, имеющего место в рамках одноименной  им науки. Если же признать что-то одно – или макро-, или микросоциологию – и объявить бессмысленным другое, в таком случае эти две области анализа следует рассматривать уже как своего рода направления в мировой социологии.

Весьма многообразна и  дифференцирована социология, взятая, правда, как мировая мысль и  в том плане, что она включает в себя множество направлений  и школ. Они выделяются в зависимости  от того подхода, который избирается при изучении социальной жизни, от парадигмы, которая кладется в основу социологического анализа общества. Это – и структурный  анализ, и функционализм, и конфликтосоциология, и символический интеракционализм, и теория социального обмена, неоэволюционализм, марксистская социология, неомарксизм и др. Можно, поэтому сказать, что нет какой-то абсолютно единой для всех, одинаковой социологии. У каждого социологического направления и школы она как бы своя.

Информация о работе Внутреннее многообразие социологии