Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 20:55, реферат
СОЦИОЛОГИЯ (от греч. socio – общество, лат. logos – слово, наука) – наука об обществе. Это общее определение имеет несколько уточняющих объяснений:
1) наука о социальных системах, из которых состоит общество;
2) наука о закономерностях развития общества;
3) наука о социальных процессах, социальных институтах, социальных отношениях;
4) наука о социальной структуре и социальных общностях;
5) наука о движущих силах сознания и поведения людей как членов гражданского общества.
СОЦИОЛОГИЯ (от греч. socio – общество, лат. logos – слово, наука) – наука об обществе. Это общее определение имеет несколько уточняющих объяснений:
1) наука о социальных системах, из которых состоит общество;
2) наука о закономерностях
3) наука о социальных процессах, социальных институтах, социальных отношениях;
4) наука о социальной структуре и социальных общностях;
5)
наука о движущих силах
Последнее определение является
относительно новым и его все больше разделяют
многие социологи. Исходя из этого определения
социологии, ее предметом является совокупность
социальных явлений и процессов, характеризующих
реальное общественное сознание во всем
его противоречивом развитии; деятельность,
действительное поведение людей, а также
условия (окружающая среда), которые влияют
на их развитие и функционирование в социально-экономической,
социально-политической и духовной сферах
жизни общества.
Возникновение
социологии как науки.
Термин «социология» в буквальном смысле
слова означает «наука об обществе» или
«учение об обществе». Впервые его употребил
французский философ Огюст Конт в 1840-х.
Однако, многие положения будущей науки
были предвосхищены в трудах Конфуция,
индийских, ассирийских и древнеегипетских
мыслителей. Особое место в обосновании
социальных идей принадлежит древнегреческим
философам Платону, Аристотелю. Французские
просветители 18 в. – Жан-Жак Руссо, Шарль
Луи Монтескье, Вольтер, Дени Дидро, представители
утопической мысли – Томас Мор, Томмазо
Кампанелла, Клод Анри Сен-Симон, Шарль
Фурье, Роберт Оуэн развили идеи о возможностях
совершенствования общества в реалиях
Нового времени. Однако все социальные
идеи, высказанные и сформулированные
до 19 в., были предтечей социологии, ее
истоками, но не самой наукой. Возникновение
социологии как науки отражает качественно
новый этап в истории общества, когда оно
предстало в человеческом измерении –
каждый человек становился субъектом
исторического процесса. Этот коренной
поворот в социальной практике и социальной
науке связан с великими буржуазными революциями,
в основном, с французской в конце 18 в.
Она провозгласила свободу, равенство,
братство всех людей, независимо от социального
происхождения, социального положения,
вероисповедания, национальной принадлежности.
Именно с этого периода начинается новое
осмысление роли человека, изучения сознания
и поведения людей как активных участников
экономических, социальных, политических
и культурных изменений.
Основные
веки развития социологии.
С
середины 19 в. исчисляется первый этап
в ее развитии – этап формирования
научных основ социологии. Поиск
основополагающих идей шел широким
фронтом: если О.Конт говорил о возможностях
познания общества при помощи «социальной
физики» (он уподоблял общество природе
и поэтому считал возможным познание социальной
жизни при помощи естественных законов
или окрытия им подобным), то социально-биологическая
школа и ее основатель Г.Спенсер сравнивали
общество с развитием живого организма,
ратуя за использование биологических
законов при их познании. В этом же веке
поиск сущности социологии вела и социально-психологическая
школа: Г.Тард, Г.Лебон, Ф.Теннис, Н.К.Михайловский,
Н.И.Кареев, Е.В.Де Роберти основное внимание
сосредоточили на проблемах личности,
которую они рассматривали как единство
биологического и социального начала
в человеке, а общественную жизнь представляли
как особое проявление мировой энергии.
Во второй половине 19 в. большой популярностью
пользовалось географическое направление
в социологии, идеи которого нашли наиболее
полное воплощение в трудах Э.Реклю, Ф.Ратцеля,
Л.И.Мечникова, отстаивавших представления
о решающем влиянии географической среды
на развитие общества и личности. В этот
же период окрепла и пробрела значительное
влияние марксистская концепция в социологии,
видными представителями которой были
К.Маркс, Ф.Энгельс, Г.В.Плеханов, В.И.Ленин
и до определенного времени П.Б.Струве,
А.А.Богданов и М.И.Туган-Барановский. В
основе этой концепции – решающее влияние
социально-экономических отношений на
процесс взаимодействия различных классов
и роли революционной борьбы в решении
всех социальных конфликтов. Кроме того,
в России заявило о себе социально-правовое
направление, представленное Н.М.Коркуновым,
Л.И.Петражицким, П.И.Новгородцевым, Б.А.Кистяковским
и Б.Н.Чичериным, которые придавали большое
значение власти, нормативно-этическим
взаимоотношениям в обществе. Они анализировали
процессы господства и подчинения, обращая
особое внимание на роль государства в
решении социальных проблем.
Второй этап в развитии социологии, который часто называют классическим, представлен трудами французского ученого Э.Дюркгейма, немецких исследователей М.Вебера, Г.Зиммеля. Они претендовали на иное видение социологии – не на «всезнайство» об обществе, а на изучение важнейших компонентов общественной жизни: социальных фактов (Э.Дюркгейм), политических и экономических явлений (М.Вебер), социальных закономерностей (Г.Зиммель). Именно они положили начало поиску новых подходов, в т.ч. и эмпирических, к определению объекта и предмета социологической науки, которые также развивались В.Парето, Г.Моска, У.Дильтеем, П.А.Сорокиным, З.Знанецким и другими крупнейшими представителями социологической мысли первой половины 20 века.
Эти
поиски продолжались в течение всего
20 в. и привели к третьему, современному
этапу в развитии социологии, который
представлен следующими основными школами
в социологии.
Структурный
функционализм.
Наиболее полно основы этой концепции изложены американским социологом Т.Парсонсом, опирающимся в своих поисках на концепции Спенсера и Дюркгейма. Базовой идеей является идея «социального порядка», которая олицетворяет стремление поддержать равновесие системы, согласовать между собой различные ее элементы, добиться согласия между ними. Эти представления долгое время господствовали в западной социологии, иногда под несколько видоизмененным названием – структурализм. Во Франции его развивали М.Фуко, К.Леви-Стросс и др. Основной подход этой теории состоит в определении частей общества, выявлении их функций. Вместе с тем, структурный функционализм практически отвергал идею развития, призывая к поддержанию «равновесия» внутри существующей системы, согласованию интересов различных структур и подсистем. Такой вывод был сделан на основе анализа общественного и государственного устройства США, которое Т.Парсонс считал эталоном, и стабильность которого расценивал как большое достижение.
Совершенствовать
структурный функционализм был
призван неоэволюционизм, который
обратился к проблеме человека и
пытался объяснить процесс усложнения
социальных систем через всевозрастающую
дифференциацию функций, выполняемых
индивидами. Р.Мертон, пытаясь преодолеть
ограниченность структурно-функционального
подхода, создал теорию социальных изменений
путем введения понятия «дисфункция».
Он привнес в функционализм идею изменения,
но ограничил изменение «средним» уровнем
– уровнем конкретной социальной системы.
Идея социальных изменений вызвала к жизни
необходимость поиска и исследования
причинно-следственных связей.
Теории
социального конфликта.
В основе развития, утверждал
американский ученый Ч.Р.Миллс,
Бихевиоризм. Творческий импульс этой теории состоит в том, что на первое место выдвигается сознательная человеческая деятельность, необходимость изучения межличностного взаимодействия вместо овеществления социальных отношений, реализуемого структурно-функциональным подходом. Другой особенностью этого направления была опора на изучение конкретного состояния человеческих отношений в рамках определенных социальных организаций и социальных институтов, что позволяло теоретические схемы насыщать «кровью и плотью» окружающей социальной реальности.
Теория социального обмена. Наиболее яркие ее представители американские социологи Дж.Хоманс и П.Блау исходили из примата роли человека, а не системы. Они отстаивали огромную значимость психических качеств человека, ибо для того, чтобы объяснить поведение людей, необходимо знать их душевное состояние. Но главное в этой теории, по Блау, заключается в том, что люди постоянно стремятся получить вознаграждение (одобрение, уважение, статус, практическую помощь) за свои действия. И вступая во взаимодействие с другими людьми, они получают это, хотя взаимодействие не всегда будет равным и удовлетворяющим всех его участников.
Символический интеракционизм. В поиске выхода из противоречий бихевиористского подхода представители данной теории стали объяснять поведение людей с точки зрения того значения, которое личность или группа придает тем или иным аспектам ситуации. Американский социолог Дж.Г.Мид как создатель этой теории сосредоточил свое внимание на исследовании процессов «внутри» поведения как целого. Сторонники этого подхода огромное значение придавали языковой символике. Для них характерно представление о деятельности как совокупности социальных ролей, которая олицетворяется в виде языковых и других символов, что послужило основанием для наименования этого направления как «ролевая теория».
Феноменологическая социология. Свое начало она берет от философской концепции немецкого ученого Э.Гуссерля. На основе данной теории возникла «социология обыденного сознания», обоснованная в трудах австрийского философа и социолога А.Шюца. В центре внимания сторонников феноменологического подхода оказывается не мир в целом, как у позитивистов, а человек в его специфическом измерении. Социальная реальность, по их мнению, не есть некоторая объективная данность, которая находится изначально вне субъекта и только потом посредством социализации, воспитания и образования становится его составляющей. У феноменологов социальная реальность «конструируется» посредством образов и понятий, выражаемых в коммуникации. Социальные события, согласно их представлениям, лишь кажутся объективными, тогда как в действительности они предстают как мнения индивидов об этих событиях. Поскольку же именно мнения образуют социальный мир, постольку понятие «значение» оказывается в центре внимания этой школы
В рамках феноменологической концепции сложились две крупные школы – социология знания и этнометодология (последний термин сконструирован по аналогии с этнографическим термином этнонаука – зачаточные знания в примитивных обществах). Что касается социологии знания, то она представлена К.Маннгеймом, который обращал основное внимание на изучение тех структур, в которых так или иначе присутствуют взаимосвязи мышления и общества. Именно с этих позиций он подходил к трактовке идеологии, истины, роли интеллектуальной жизни в обществе. Эти идеи были развиты американцем П.Бергером и немцем Т.Лукманом, которые стремились обосновать необходимость «узаконения» символических универсалий общества, ибо внутренняя нестабильность человеческого организма требует «создания самим человеком устойчивой жизненной среды». Американский социолог Г.Гарфинкель, будучи одним из самых ярких и последовательных представителей этнометодологии, сформулировал ее программное положение: «Черты рациональности поведения должны быть выявлены в самом поведении». В соответствии с этим основная задача социологии – выявление рациональности обыденной жизни, которая противопоставляется научной рациональности.
В последнюю четверть века 20 в. получила распространение мир-системная социология, основоположник которой немецкий социолог, работающий в США, У.Валлерстайн, рассматривает процессы развития общества с точки зрения глобализационных процессов, интенсивность которых стала ощутимой реальностью.
Современная социология продолжает порождать новые теории и концепции. По мнению французского социолога А.Турена, особенность современной социологии состоит в изменении предмета исследования и исследовательских ориентаций. Если в середине 20 в. вся проблематика сосредоточивалась вокруг понятия социальной системы, то теперь она сосредоточивается вокруг понятия действия и активного деятеля (актора). В историческом плане можно сказать, что Макс Вебер одержал победу над Эмилем Дюркгеймом. Классический подход к социологии, в рамках которого она понимается как наука о социальных системах, почти исчез. Влияние наиболее видных представителей этой традиции – Парсонса и Мертона – ослабло. Соответственно изменился и категориальный аппарат: понятия социальных институтов, социализации, интеграции не являются более центральными социологическими понятиями. Гораздо большее значение приобретают понятие кризиса, риска и близких к ним категорий – дезорганизации, насилия, хаоса. Кроме того, в рамках франкфуртской школы, основное содержание теорий которой состоит в определении роли и значения политической власти, исследуется содержание идеологий, причины радикализации поведения, условия формирования социальных движений и акций протеста. Все более популярным вариантом социологического мышления становится теория рационального выбора, которую предложил американский социолог Н.Коулмен. Понятие системы им также отрицается. Главное внимание сосредоточивается на понятиях ресурсов и мобилизации. Оригинальным вкладом в современную социологию является концепция П.Бурдье о социальном поле, о социальном капитале и социальном пространстве.