Возникновение социологии как науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 20:55, реферат

Описание работы

СОЦИОЛОГИЯ (от греч. socio – общество, лат. logos – слово, наука) – наука об обществе. Это общее определение имеет несколько уточняющих объяснений:
1) наука о социальных системах, из которых состоит общество;
2) наука о закономерностях развития общества;
3) наука о социальных процессах, социальных институтах, социальных отношениях;
4) наука о социальной структуре и социальных общностях;
5) наука о движущих силах сознания и поведения людей как членов гражданского общества.

Файлы: 1 файл

реферат по социологии.doc

— 100.00 Кб (Скачать файл)

      Во-вторых, наряду с обобщающими (системными) теориями существуют основные специальные социологические теории, предметом исследования которых являются общественные процессы и явления, их специфические связи с другими явлениями и процессами, которые в своей целостности являются неотъемлемой составной частью той или иной сферы общественной жизни. В этих теориях рассматривают не общие взаимодействия, существующие между всеми общественными явлениями, а лишь характерные связи в рамках конкретной сферы общественной жизни. Так, экономическая социология включает в себя изучение таких процессов, которые образуют всю совокупность социально-экономических явлений: социологию труда, социологию рынка, социологию города и села, демографические и миграционные процессы и т.д. В этом смысле социология социальной жизни включает в себя изучение социально-профессиональной и возрастной структуры, этносоциологию, социологию молодежи, семьи и т.д. В свою очередь, политическая социология включает в себя социологию власти, политических партий и общественных движений, социологию права (хотя некоторые исследователи выделяют ее в самостоятельную научно-прикладную теорию), социологию армии, международных отношений. Что касается социологии духовной жизни, то она представлена социологией образования, культуры, религии, СМИ, науки, литературы и искусства.

      Сегодня в социологии уже в большей  или меньшей степени оформлено  свыше 50 основных специальных социологических  теорий. Некоторые из них получили статус фундаментальных дисциплин, другие — прикладных, третьи — теоретико-прикладных. Их положение все еще полностью не осмыслено и с точки зрения перспектив социологии, и с точки зрения общественных потребностей. Анализ места специальных социологических теорий в системе социологического знания предполагает постоянный критический обзор их развития, особенно тех, которые имеют непосредственное значение как для понимания места, роли и функций социологической науки в современных условиях, так и для повышения эффективности и качества исследований.

      В социологии более, чем в любой другой общественной науке, заметно разделение на теорию и эмпирию, но это ни в коем случае не означает, что они существуют раздельно, не взаимодействуя между собой. Следование кажущейся самостоятельности теории и эмпирии в практике работы социологов ничем, кроме глубоких научных и методологических просчетов, не оборачивается.

      В-третьих, наряду с обобщающими (системными) и  основными специальными социологическими теориями существуют частные вспомогательные  концепции, объектом изучения которых  выступают конкретные, отдельные  явления и процессы, являющиеся производными от более «объемных» процессов и социальных феноменов. Такими объектами исследования являются в рамках социологии образования – высшее или дошкольное образование, в рамках социологии молодежи – молодежные движения, группы по интересам и т.д. Таким образом, современная структура социологического знания состоит из четырех элементов – теоретической социологии, состоящей из теоретико-методологического знания и эмпирической социологии, включающей в себя три уровня специальных социологических теорий, подразделяющихся на обобщающие (системные), основные и частные (конкретные).

      Основным  характерным признаком социологии в современную эпоху становится антропоцентристский подход, ибо  современная эпоха выявила непреходящую и все возрастающую ценность человека и его деятельности, жизни людей во всей ее многообразии. В рамках этого подхода человек предстает перед нами и как ресурс общественного развития и как носитель социального капитала, который является огромным резервом и импульсом общественного развития. Современные подходы, определяющие предмет социологии, заметно смещаются в направлении человековедения, к признанию того, что анализ проблем жизни людей во всем ее многообразии все больше и больше становится объектом внимания социологии. Человек в обществе и общество для человека – вот суть современной социологии

      Современная социология во все большей мере склоняется к трактовке самой себя как  социологии жизни, так как она  оперирует показателями отношений  и взаимодействий людей к реальным проблемам, ситуациям, ко всему тому, что происходит в обществе, в котором они работают и живут. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      ЛИТЕРАТУРА

      1. Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. М., 1960

      2. Вебер М. Избр. соч. М., 1990

      3. Заславская Т.И., Рывкина Р.В. Социология экономической жизни: Очерки теории. Новосибирск, 1991

      4. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992

      5. Бурдье П. Социология политики. М., 1993

      6. Американская социологическая мысль. М., 1994

      7.Мертон Р.К. Явные и латентные функции. //Американская социологическая мысль. М., 1994

      8. Смелсер Н. Социология. М., 1994

      9. Монсон П. Лодка на аллеях парка: Введение в социологию. М., 1995

      10. Штомпка П. Социология социальных изменений. М., 1996

      11.Валлерстайн И. Социальное изменение вечно? Ничто никогда не изменяется // СОЦИС. 1997, № 1

      12.Парсонс Т. Система современных обществ. М., 1997

      13.Радаев В.В. Экономическая социология. М., 1997

      14.Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология. Учебник. – М., 1998

      15.Турен А. Возвращение человека действующего. Очерки социологии. М., 1998

      16.Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М., 1998

      17.Гидденс Э. Социология. М., 1999

      18.Социология в России. – Под ред.В.А.Ядова. М., 1999

      19.Общая социология. – Учеб. пособ. Под ред. проф. А.Г.Эфендиева. М., 2000

      20.Кравченко А.И. Основы социологии. М., 2001

      21.Социология. – Учебник. Г.В. Осипов, Л.Н.Москвичев и др. М., 2001

      22.Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. М., 2003 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Возникновение социологии как науки