Выбор и обоснование методов исследования конкретной проблемы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2013 в 23:02, контрольная работа

Описание работы

Методы социологического исследования представляют собой универсальный инструмент для познания большого комплекса социальный проблем. В то же время, возможности, которые предоставляют эти методы специалистам, позволяют их использовать в деятельности психологов, социальных работников, журналистов и экономистов. При этом необходимо знать, что выбор метода обуславливается рядом причин. Прежде всего – проблемой, целью и задачами исследования.

Содержание работы

Введение...............................................................................................................2
Глава 1. Выбор метода исследования................................................................5
Глава 2. Методы социологического исследования..........................................7
Глава 2.1. Определение целей и задач исследования.....................................13
Глава 2.2. Постановка исследовательской проблемы.....................................14
Заключение..........................................................................................................17
Список литературы.............................................................................................19

Файлы: 1 файл

Выбор и обоснование методов исследования конкретной проблемы. Готовый.docx

— 59.10 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

Введение...............................................................................................................2

Глава 1. Выбор метода исследования................................................................5

 Глава 2. Методы социологического исследования..........................................7

Глава 2.1. Определение целей и задач исследования.....................................13

Глава 2.2. Постановка исследовательской проблемы.....................................14

Заключение..........................................................................................................17

Список литературы.............................................................................................19

 

 

Введение

В структуре социологического знания чаще всего выделяют три взаимосвязанных  уровня: 1) общесоциологическую теорию; 2) специальные социологические теории (или теории среднего уровня); 3) социологические  исследования, называемые еще частными, эмпирическими, прикладными или  конкретно-социологическими. Все три  уровня дополняют друг друга, что  позволяет получать научно обоснованные результаты, изучая те или иные социальные объекты, явления и процессы.

Общественная жизнь постоянно  ставит перед человеком множество  вопросов, ответить на которые можно  лишь с помощью научного исследования, в частности социологического. Однако не всякое исследование в области  социологии является собственно социологическим. Их важно различать потому, что  сегодня часто приходится встречаться  с произвольным толкованием такого исследования, когда чуть ли не любая  конкретно-социальная разработка той  или иной обществоведческой проблемы неправомерно называется социологическим исследованием.

В широком смысле социологическое  исследование — это специфический  вид систематической познавательной деятельности, направленной на исследование социальных объектов, отношений и  процессов с целью получения  новой информации и выявления  закономерностей общественной жизни  на основе теорий, методов и процедур, принятых в социологии.

В более узком смысле социологическое  исследование представляет собой систему  логически последовательных методологических, методических и организационно-технических  процедур, подчиненных единой цели: получить точные и объективные данные об изучаемом социальном объекте, явлении  или процессе. Иными словами, социологическое  исследование — это специфическая  разновидность социальных исследований, рассматривающая общество как целостную социокультурную систему и опирающаяся на особые методы и приемы сбора, обработки и анализа первичной информации, которые приняты в социологии.

При этом любое социологическое  исследование предполагает несколько  этапов. Первый, или этап подготовки, состоит в обдумывании целей, составлении программы и плана, определении средств и сроков проведения исследования, а также  в выборе способов анализа и обработки  социологической информации. Второй этап предусматривает сбор первичной  социологической информации — собранных  необобщенных сведений в различных  формах (записей исследователей, выписок  из документов, отдельных ответов  опрашиваемых, и т. д.). Третий этап заключается  в подготовке собранной в ходе социологического исследования (анкетного  опроса, интервью, наблюдения, контент-анализа и других способов) информации к обработке, составлении программы обработки и собственно обработке полученной информации на ЭВМ. И, наконец, четвертый, или заключительный этап — это анализ обработанной информации, подготовка научного отчета по итогам исследования, а также формулирование выводов и выработка рекомендаций и предложений для заказчика или иного субъекта управления, выступившего инициатором проведения социологического исследования.

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Выбор метода исследования

Метод — это совокупность способов и приемов развития научного знания.   Методы исследования должны быть определены уже на этапе формирования гипотезы. Цель науки и заключается  в том, чтобы при помощи доступных, точных, современных и надежных методов  объяснить явления, их сущность, важность, причинные связи и т. п. Следовательно, метод — это инструмент, способствующий прогрессу в научном познании. Сформированность научных методов является показателем уровня развития той или иной научной дисциплины. При этом метод должен быть определен и заложен в гипотезу на уровне формирования.

Методы или комбинация используемых методов должны быть отобраны так, чтобы проверить возможность  применения гипотезы, теории, модели для  конкретной ситуации.

Классификация методов  исследования:

Выбранные методы исследования должны обеспечить:

  • достоверность - достаточность для объективной характеристики явления или объекта;
  • валидность - адекватность выбранного признака показателя  тому, что именно хочет оценить экспериментатор

В свою очередь, исследователь  должен:

  • полностью владеть информацией о переменных и исследуемых факторах, их возможной группировке;
  • выбрать метод исследования и владеть им;
  • изучить все возможные ошибки, возникающие вследствие объективных и субъективных причин.

Таким образом, важной проблемой  выбора методов исследования является обоснованность выбора, что обеспечивает корректность самого метода. Методы должны соответствовать цели исследования, а выводы, сделанные в работе, соответствовать выбранным методам. 

Далее, выбранные методы должны обеспечивать достаточность  получения информации и обеспечить её (информации) достоверность.  При  использовании метода должны выполняться  все требования методики.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Методы социологического исследования

В современных условиях социологическое  знание находит применение в самых  широких сферах жизнедеятельности  общества. Компетентные прикладные социологические  исследования, достоверно раскрывающие многообразие и сущность различных  социальных явлений, а также закономерности их изменений в объективной реальности, приобретают важное значение. Их результаты дают возможность получить разнообразную  информацию, которая свидетельствует  о процессах, явлениях, происходящих во внутриколлективной жизни, обществе в целом, позволяют углублять количественный и качественный состав получаемых данных.

Социологическое исследование – это система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических  процедур, связанных единой целью  – получить достоверные данные об изучаемом явлении для их последующего практического применения.

Из определения следует, что социологическое исследование имеет три уровня:

  • методологический;
  • методический;
  • процедурный.

Под методологическим уровнем  понимается совокупность общих теоретических  принципов и положений, на основе которых проводятся исследования, интерпретируются их результаты. Методический уровень  отражает комплекс конкретных приемов  и методов сбора и обработки  эмпирических данных. Процедурный уровень  характеризует непосредственную организацию  проведения самого исследования.

В зависимости от решаемых задач различают три основных вида социологического исследования:

  • разведывательное;
  • описательное;
  • аналитическое.

Разведывательное исследование – наиболее простой вид социологического исследования, имеющий целью получить оперативную социологическую информацию. Разновидностью разведывательного исследования является экспресс-опрос, задача которого – выявить отношение людей к актуальным событиям и фактам (так называемый зондаж общественного мнения).

Описательное исследование – более сложный вид социологического исследования, предполагающий получение  сведений, дающих относительно целостное  представление об изучаемом явлении.

Аналитическое исследование – самый глубокий вид социологического исследования, ставящий своей целью  не только описание изучаемого явления, но и выяснение причинно-следственных связей между его характеристиками. Разновидность аналитического исследования – это эксперимент, который в  социологии служит не столько методом  сбора информации, сколько проверкой  выдвинутой гипотезы.

По частоте проведения выделяют разовое и повторное  социологические исследования.

Разовое исследование (его  также называют точечным) дает информацию о состоянии объекта анализа  в момент его изучения.

Повторные исследования позволяют  получить данные, отражающие изменение  изучаемого социального объекта, его  динамику. Существуют две разновидности  повторных исследований – панельные  и лонгитюдные. Первые предусматривают неоднократное изучение одних и тех же социальных объектов через определенные интервалы времени, вторые исследуют одну и ту же совокупность лиц в течение многих лет.

Наконец, по масштабности социологические  исследования подразделяются на:

  • международные;
  • общенациональные;
  • региональные;
  • отраслевые;
  • локальные.

В эмпирическом социологическом  исследовании можно выделить три  этапа: подготовительный, основной и  завершающий.

I. На подготовительном  этапе происходит разработка  программы исследования, которая  представляет собой изложение  основных задач, методологических  принципов, гипотез, правил процедуры  и логических последовательных  операций для проверки высказанных  предположений.

Методологический раздел программы составляют следующие  элементы:

  • формулировка проблемы, объекта и предмета исследования;
  • определение цели и задачи исследования;
  • интерпретация основных понятий;
  • предварительный системный анализ объекта исследования;
  • выдвижение гипотез.

В методический раздел программы  входят:

  • конкретизация общей схемы исследования;
  • определение обследуемой совокупности социальных объектов;
  • характеристика методов, основных процедур и порядка сбора, обработки и анализа первичных эмпирических данных.

В программе должно быть четко указано, является исследование сплошным или выборочным. Сплошное исследование охватывает генеральную  совокупность, под которой понимается совокупность всех возможных социальных объектов, подлежащих изучению. Выборочное исследование охватывает выборочную совокупность (выборку), т. е. лишь часть объектов генеральной совокупности, отобранную по специальным параметрам. Выборка  должна быть репрезентативной, т. е. отражать основные характеристики генеральной  совокупности. Исследование считается  репрезентативным (достоверным), если отклонение выборки от генеральной  совокупности не превышает 5 %.

II. На основном этапе  исследования происходит сбор  социологической информации. К основным  методам сбора эмпирических данных  относят опрос, наблюдение и  документальный метод.

1. Социологический опрос  – это самый распространенный  метод сбора первичной информации, предусматривающий письменное или  устное обращение к группе  лиц, называемых респондентами.

Опросы, проводимые в письменной форме, называются анкетированием. Анкетирование  может быть индивидуальным или коллективным, очным или заочным (например, через  почту, газету или журнал).

Центральная проблема анкетного  опроса – правильная постановка вопросов, которые должны формулироваться  четко, недвусмысленно, доступно, в  соответствии с решением задач исследования. Анкетные вопросы можно классифицировать по следующим критериям:

  • содержание: вопросы о фактах сознания, о фактах поведения и о личности респондента;
  • открытые (без предварительно сформулированных ответов), полузакрытые (наряду с данными вариантами ответов предусматриваются свободные ответы), закрытые (с заранее сформулированными вариантами ответов);
  • функции: основные (направлены на сбор информации по теме опроса), неосновные (вопросы-фильтры для выявления адресата основного вопроса и контрольные вопросы для проверки искренности респондента).

Опросы, проводимые в устной форме, называются интервьюированием. Главное различие между анкетным опросом и социологическим интервью состоит в форме контакта исследователя  и респондента: при анкетировании  он осуществляется с помощью анкет, а при интервьюировании – путем  непосредственного общения. Интервью имеет определенное преимущество: если респондент затрудняется с ответом, он может обратиться за помощью к  интервьюеру.

Социологическое интервью может  быть прямым («лицом к лицу») и опосредованным (телефонное интервью), индивидуальным и групповым, однократным и многократным. Наконец, в прикладной социологии различают  три вида интервью: стандартизованное (проводимое по заранее разработанному плану), фокусированное (менее формализованное  интервью, цель которого – сбор информации по конкретному вопросу) и свободное (в форме непринужденной беседы).

Информация о работе Выбор и обоснование методов исследования конкретной проблемы