Выбор и обоснование методов исследования конкретной проблемы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2013 в 23:02, контрольная работа

Описание работы

Методы социологического исследования представляют собой универсальный инструмент для познания большого комплекса социальный проблем. В то же время, возможности, которые предоставляют эти методы специалистам, позволяют их использовать в деятельности психологов, социальных работников, журналистов и экономистов. При этом необходимо знать, что выбор метода обуславливается рядом причин. Прежде всего – проблемой, целью и задачами исследования.

Содержание работы

Введение...............................................................................................................2
Глава 1. Выбор метода исследования................................................................5
Глава 2. Методы социологического исследования..........................................7
Глава 2.1. Определение целей и задач исследования.....................................13
Глава 2.2. Постановка исследовательской проблемы.....................................14
Заключение..........................................................................................................17
Список литературы.............................................................................................19

Файлы: 1 файл

Выбор и обоснование методов исследования конкретной проблемы. Готовый.docx

— 59.10 Кб (Скачать файл)

2. Социологическое наблюдение  – это метод сбора первичных  данных путем непосредственного  восприятия какого-либо явления,  свойства и особенности которого  фиксируются исследователем. Формы  и приемы такой фиксации могут  быть самыми различными: записи  в бланке или дневнике наблюдения, фото– или кинопленка, аудио–  или видеозапись и др.

В социологии различают включенное и невключенное наблюдение. При включенном наблюдении исследователь в той или иной степени включен в изучаемый объект и находится в непосредственном контакте с наблюдаемыми. Невключенным называется такое наблюдение, при котором исследователь находится вне изучаемого объекта.

Как правило, метод наблюдения в конкретных социологических исследованиях  применяется в сочетании с  другими способами сбора фактического материала.

3. Документальный метод  – это способ получения социологической  информации с помощью изучения  документов. Этот метод связан  с использованием двух основных  приемов анализа документальных  материалов: традиционного, предполагающего  раскрытие содержания документов, и формализованного, связанного  с количественным подходом к  изучению документальных источников. Последний получил название контент-анализа.

Применение контент-анализа целесообразно в следующих случаях:

  • когда требуется высокая степень точности или объективности анализа;
  • при изучении больших массивов документов (прессы, записей радио– и телепередач и т. д.);
  • при обработке ответов на открытые вопросы анкет.

Разновидностью документального  метода является документально-биографический метод, при котором с помощью  изучения личных документов (писем, автобиографий, мемуаров и т. д.) извлекается информация, позволяющая исследовать общество через жизнь конкретной личности. Этот метод чаще используется в историко-социологических  исследованиях.

III. Завершающий этап социологического  исследования предполагает обработку,  анализ и интерпретацию данных, получение эмпирически обоснованных  обобщений, выводов и рекомендаций. Процесс обработки и анализа  данных включает следующие последовательные  действия:

1) редактирование информации, основное назначение которого  – проверка и унификация полученных  данных. На этой стадии осуществляется  выбраковка некачественно заполненных  анкет;

2) кодирование информации  – перевод данных на язык  формализованной обработки и  анализа;

3) статистический анализ, в ходе которого выявляются  статистические закономерности, позволяющие  исследователю сделать определение  обобщения и выводы. Для проведения  статистического анализа социологи  применяют программы математико-статистической  обработки.

Далее производятся интерпретация  и оценка полученных данных, отмечаются ведущие тенденции, устанавливается, какие гипотезы подтвердились, а  какие не получили подтверждения.

Результаты социологического исследования оформляются в виде отчета, который включает характеристику исследования, анализ эмпирического  материала, теоретические выводы и  практические рекомендации.

 

Глава 2.1. Определение целей и задач исследования

Цель представляет собой  ожидаемый конечный результат исследования, предполагающий разрешение заявленного  противоречия по основным разделам исследования. Достижение заявленной в ходе социологического исследования цели предполагает прохождение двух этапов: теоретико-методологического и практического.

В ходе прохождения теоретико-методологического  этапа осуществляется подбор адекватного  ожидаемым результатам инструментария, тогда как практический этап предполагает интерпретацию полученных в ходе обработки информации результатов  и выработку возможных предложений  и рекомендаций.

Значение каждого из этапов может быть приоритетным относительно другого, что обусловливает разделение целей на теоретические и прикладные и, как следствие, на теоретический  и прикладной характер получаемых результатов. Прикладное исследование чаще всего  рассматривается как продолжение  теоретического, что подтверждается используемой в ходе реализации первого  этапа терминологией.

Цель, положенная в основу социологического исследования, должна быть конкретизирована в перечне  задач, структурирующих работу исследователя  в достижении им поставленной цели. Задачи позволяют редуцировать степень  сложности заявленной цели и перевести  ее в исполнение рядом операциональных действий.

 

Глава 2.2. Постановка исследовательской проблемы

Проблема выражает основное противоречие исследуемого явления, события. Она актуализирует факты несоответствия общественно значимых направлений  научных исследований располагаемым  обществом ресурсами. Проблемы, попадающие в сферу внимания научных сообществ, имеют две стороны: теоретическую  и практическую. Смешение двух этих сторон недопустимо, поскольку не позволяет  применить целесообразные для решения  данной проблемы методологические средства.

Теоретический аспект проблемы может быть охарактеризован исключительно  в рамках эволюции научных представлений  об исследуемой проблеме, трудностей ее терминологического описания и представления  в контексте сложившихся в  научном сообществе традиций.

Практическая сторона  означает общественную проблему в том  виде, в каком она предстает  перед обыденным сознанием. Практическим является такое решение проблемы, которое основывается на уже сложившемся знании. Теоретическое решение проблемы означает получение нового знания, которое позволяет по-новому посмотреть на существующую фактологическую базу, лежащую в основе проблемного поля проводимых исследований. Таким образом, практическая и теоретическая стороны проблемы взаимодополняют друг друга, обеспечивая возможность полного и целостного представления о характере и механизмах проявления проблемы.

Выделяют следующие формальные требования к развертыванию проблемы исследования:

  • возможно более точное разграничение между "проблематичным", т.е. искомым, неизвестным, и "непроблематичным" как данным и известным;
  • отчетливое отделение друг от друга существенного и несущественного в отношении общей проблемы;
  • расчленение общей проблемы на ее элементы и упорядочение по частным проблемам, а также по их приоритету.

Формулировка проблемы влечет за собой выбор конкретного объекта  исследования. Им может быть социальный процесс, или область социальной действительности, или какие-то общественные отношения, содержащие в себе социальное противоречие.

Объектом исследования выступает  фрагмент действительности (деятельность социальных групп, предприятий, процессы, события), заключающий источник противоречия, вызывающего проявление проблемной ситуации.

Предметом исследования выступают  наиболее значимые теоретические и  практические свойства, признаки исследуемого объекта, выражающие суть выявленного  социального противоречия. Предмет  исследования составляет сторона объекта, наиболее значимая с точки зрения интересов исследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Методы социологического исследования представляют собой универсальный инструмент для познания большого комплекса социальный проблем. В то же время, возможности, которые предоставляют эти методы специалистам, позволяют их использовать в деятельности психологов, социальных работников, журналистов и экономистов. При этом необходимо знать, что выбор метода обуславливается рядом причин. Прежде всего – проблемой, целью и задачами исследования.

В наиболее общем виде социологическое  исследование можно определить как  систему логически последовательных методологических, методических и организационно-технических  процедур, связанных между собой  единой целью: получить достоверные  данные об изучаемом явлении или  процессе, о тенденциях и противоречиях  их развития, чтобы эти данные могли  быть использованы в практике управления общественной жизнью.

Социологическое исследование включает четыре сменяющих друга  этапа:

1. подготовку исследования;

2. сбор первичной социологической  информации;

3. подготовку собранной  информации к обработке и ее  обработку;

4. анализ полученной информации, подведение итогов исследования, формулировку выводов и рекомендаций.

Несмотря на то, что каждое социологическое исследование, претендующее на цельность и законченность, включает вышеназванные этапы, единой, унифицированной  формы социологического анализа, пригодной  для изучения различной сложности  проблем, не существует.

 

Конкретный вид социологического исследования обусловлен характером поставленных в нем целей и задач. Выбор  методов сбора информации в описательном исследовании определяется его задачами и направленностью. Сочетание различных  методов повышает представительность, объективность, полноту социологической  информации, а, следовательно, позволяет  дать более обоснованные выводы и  рекомендации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1. Ельмеев В.Я. Прикладная социология: Очерки методологии / Ельмеев В.Я., Овсянников В.Г. - СПб.: Изд-во С.-Петербургского государственного университета, 1999. – 276 с.

2. Краткий словарь по социологии / Под. общ. ред. Д.М. Гвишиани, Н.И. Лапина; сост. Э.М. Коржева, Н.Ф. Наумова. – Политиздат, 2001. – 480 с.

3. Методы сбора информации в социологических исследованиях / Под ред В.Г. Андреенкова, О.М. Масловой. – М.: Наука, 1990. – Кн. 1, 2.

4. Новикова С.С. Социология: история, основы, институционализация в России / С.С.Новикова - М.: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. – 464 с.

5. Харчева В.Г. Основы социологии: Учеб. для студентов сред. спец. учеб. заведений / В.Г.Харчева.- М.: Логос, 2000. – 302 с.

6. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования / В.А.Ядов. - М: Добросвет, 1998. – 595 с.

7. Ядов В.А. Социологическое исследование: Методология. Программа. Методы / В.А.Ядов. - Самара: Изд-во «Самарский ун-т», 1995. – 328 с.

 


Информация о работе Выбор и обоснование методов исследования конкретной проблемы