Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2013 в 23:02, контрольная работа
Методы социологического исследования представляют собой универсальный инструмент для познания большого комплекса социальный проблем. В то же время, возможности, которые предоставляют эти методы специалистам, позволяют их использовать в деятельности психологов, социальных работников, журналистов и экономистов. При этом необходимо знать, что выбор метода обуславливается рядом причин. Прежде всего – проблемой, целью и задачами исследования.
Введение...............................................................................................................2
Глава 1. Выбор метода исследования................................................................5
Глава 2. Методы социологического исследования..........................................7
Глава 2.1. Определение целей и задач исследования.....................................13
Глава 2.2. Постановка исследовательской проблемы.....................................14
Заключение..........................................................................................................17
Список литературы.............................................................................................19
2. Социологическое наблюдение
– это метод сбора первичных
данных путем
В социологии различают включенное и невключенное наблюдение. При включенном наблюдении исследователь в той или иной степени включен в изучаемый объект и находится в непосредственном контакте с наблюдаемыми. Невключенным называется такое наблюдение, при котором исследователь находится вне изучаемого объекта.
Как правило, метод наблюдения
в конкретных социологических исследованиях
применяется в сочетании с
другими способами сбора
3. Документальный метод
– это способ получения
Применение контент-анализа целесообразно в следующих случаях:
Разновидностью
III. Завершающий этап
1) редактирование информации,
основное назначение которого
– проверка и унификация
2) кодирование информации – перевод данных на язык формализованной обработки и анализа;
3) статистический анализ,
в ходе которого выявляются
статистические закономерности, позволяющие
исследователю сделать
Далее производятся интерпретация и оценка полученных данных, отмечаются ведущие тенденции, устанавливается, какие гипотезы подтвердились, а какие не получили подтверждения.
Результаты социологического исследования оформляются в виде отчета, который включает характеристику исследования, анализ эмпирического материала, теоретические выводы и практические рекомендации.
Глава 2.1. Определение целей и задач исследования
Цель представляет собой ожидаемый конечный результат исследования, предполагающий разрешение заявленного противоречия по основным разделам исследования. Достижение заявленной в ходе социологического исследования цели предполагает прохождение двух этапов: теоретико-методологического и практического.
В ходе прохождения теоретико-
Значение каждого из этапов
может быть приоритетным относительно
другого, что обусловливает разделение
целей на теоретические и прикладные
и, как следствие, на теоретический
и прикладной характер получаемых результатов.
Прикладное исследование чаще всего
рассматривается как
Цель, положенная в основу социологического исследования, должна быть конкретизирована в перечне задач, структурирующих работу исследователя в достижении им поставленной цели. Задачи позволяют редуцировать степень сложности заявленной цели и перевести ее в исполнение рядом операциональных действий.
Глава 2.2. Постановка исследовательской проблемы
Проблема выражает основное
противоречие исследуемого явления, события.
Она актуализирует факты
Теоретический аспект проблемы может быть охарактеризован исключительно в рамках эволюции научных представлений об исследуемой проблеме, трудностей ее терминологического описания и представления в контексте сложившихся в научном сообществе традиций.
Практическая сторона означает общественную проблему в том виде, в каком она предстает перед обыденным сознанием. Практическим является такое решение проблемы, которое основывается на уже сложившемся знании. Теоретическое решение проблемы означает получение нового знания, которое позволяет по-новому посмотреть на существующую фактологическую базу, лежащую в основе проблемного поля проводимых исследований. Таким образом, практическая и теоретическая стороны проблемы взаимодополняют друг друга, обеспечивая возможность полного и целостного представления о характере и механизмах проявления проблемы.
Выделяют следующие формальные требования к развертыванию проблемы исследования:
Формулировка проблемы влечет
за собой выбор конкретного
Объектом исследования выступает фрагмент действительности (деятельность социальных групп, предприятий, процессы, события), заключающий источник противоречия, вызывающего проявление проблемной ситуации.
Предметом исследования выступают наиболее значимые теоретические и практические свойства, признаки исследуемого объекта, выражающие суть выявленного социального противоречия. Предмет исследования составляет сторона объекта, наиболее значимая с точки зрения интересов исследования.
Заключение
Методы социологического исследования представляют собой универсальный инструмент для познания большого комплекса социальный проблем. В то же время, возможности, которые предоставляют эти методы специалистам, позволяют их использовать в деятельности психологов, социальных работников, журналистов и экономистов. При этом необходимо знать, что выбор метода обуславливается рядом причин. Прежде всего – проблемой, целью и задачами исследования.
В наиболее общем виде социологическое
исследование можно определить как
систему логически
Социологическое исследование включает четыре сменяющих друга этапа:
1. подготовку исследования;
2. сбор первичной
3. подготовку собранной информации к обработке и ее обработку;
4. анализ полученной информации,
подведение итогов
Несмотря на то, что каждое социологическое исследование, претендующее на цельность и законченность, включает вышеназванные этапы, единой, унифицированной формы социологического анализа, пригодной для изучения различной сложности проблем, не существует.
Конкретный вид
Список использованной литературы
1. Ельмеев В.Я. Прикладная социология: Очерки методологии / Ельмеев В.Я., Овсянников В.Г. - СПб.: Изд-во С.-Петербургского государственного университета, 1999. – 276 с.
2. Краткий словарь по социологии / Под. общ. ред. Д.М. Гвишиани, Н.И. Лапина; сост. Э.М. Коржева, Н.Ф. Наумова. – Политиздат, 2001. – 480 с.
3. Методы сбора информации в социологических исследованиях / Под ред В.Г. Андреенкова, О.М. Масловой. – М.: Наука, 1990. – Кн. 1, 2.
4. Новикова С.С. Социология: история, основы, институционализация в России / С.С.Новикова - М.: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. – 464 с.
5. Харчева В.Г. Основы социологии: Учеб. для студентов сред. спец. учеб. заведений / В.Г.Харчева.- М.: Логос, 2000. – 302 с.
6. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования / В.А.Ядов. - М: Добросвет, 1998. – 595 с.
7. Ядов В.А. Социологическое исследование: Методология. Программа. Методы / В.А.Ядов. - Самара: Изд-во «Самарский ун-т», 1995. – 328 с.
Информация о работе Выбор и обоснование методов исследования конкретной проблемы