Выборка как метод социального исследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 20:44, контрольная работа

Описание работы

В моей контрольной работы решается ряд задач:
В первой главе раскрываются понятие выборки и основные понятия выборочного метода, значение выборки в социальном исследовании.
Во второй главе рассмотрены основные типы выборок и для каждой из них представлена процедура выполнения.
И в третьей главе раскрываются понятия качества, объёма и репрезентативности выборки. А так же рассмотрены основные ошибки, возникающие при составлении выборки и способы их избежать.
Цель контрольной работы выяснить, какую роль выборка играет в социологическом исследовании, и какие бывают типы выборок.

Файлы: 1 файл

cоциология.doc

— 177.00 Кб (Скачать файл)

а) Выборка доступных случаев.

     В социологии же выборку доступных случаев используют при изучении специфических популяций, которые почти не поддаются локализации. Это «относительно малочисленные группы, находящиеся вне сферы институционального (например, административного) контроля»16.

     Одним из  плюсов этого метода являются  сравнительно низкие издержки  на поиск респондентов:

1.доступные респонденты выделены заранее;

2.респонденты выявляются в процессе опроса, поэтому действительное число доступных объектов определяется после его окончания.17

     Сферы применения доступной выборки:

 а)тестирование анкет,

б)отработка процедур опроса,

в)изучение интимных сторон жизни людей,

г)изучение здоровья населения на основе данных об обращениях в больничные учреждения,

д)монографические обследования.

б) Отбор типичных случаев.

При использовании данного  метода отбираются единицы генеральной  совокупности, обладающие средним (или  типичным) значением признака в статистическом отношении. Однако в таком случае встает проблема выбора признака и определения его типичного значения. Субъективный характер оценки вполне может привести к систематической ошибке. Данный метод целесообразно применять для изучения таких объектов, о которых мы уже обладаем некоторой информацией, например, территориальных общностей, предприятий, учреждений и т.п. То есть, он осуществляется на основе анализа демографических данных и предварительных социологических исследований.

Так, например, изучение типичных негосударственных школ позволит выяснить проблемы негосударственного допрофессионального образования18.

в) Метод снежного кома.

 «По сути, это техника поиска  и отбора респондентов с определённым  сочетанием свойств в таких  условиях, когда трудно очертить  границы генеральной совокупности. Особенность метода состоит в том, что, за исключением первого шага, выбор каждого очередного респондента совершается по указанию респондентов, включённых в выборку на предыдущем шаге. Каждый респондент указывает интервьюеру, где можно найти интересующих его людей (или даже сам связывается с ними и рекомендует интервьюера)»19. Так «выборка постепенно разрастается вширь, подобно снежному кому, катящемуся с горы»20, отсюда и соответствующее название данной выборки.   

     Опрос прекращается:                           

  1. когда имена в списке начинают повторяться;
  2. в случае информационного насыщения;
  3. как только опрос перестаёт приносить новую информацию21.

2.7 Стихийная выборка.

     Исследователь при применении данного метода в некоторой степени контролирует выборку (например, публикуя анкету в журнале, он обращается только к читателям этого журнала), но решение о включении в выборку принимает сам респондент. То есть, её размер заранее часто не известен, а определяется конкретным условием - активностью респондентов.

     Сферы применения стихийной выборки:

  1. анкеты, публикуемые в газетах и журналах;
  2. почтовые опросы;
  3. опросы покупателей в залах супермаркетов;
  4. опрос пассажиров на остановках и в общественном транспорте22.

2.8. Многоступенчатая и одноступенчатая выборки.

     Выборка делится на одноступенчатую и многоступенчатую по количеству ступеней в отборе. Одноступенчатая выборка предполагает, что из генеральной совокупности сразу осуществляется отбор респондентов для опроса. Процедура же многоступенчатой выборки включает несколько ступеней, при этом на каждой из них единица отбора меняется. «Различают единицы отбора первой ступени (первичные единицы), единицы отбора вторичной ступени (вторичные единицы) и так далее. Объекты самой нижней ступени, с которых ведется непосредственный сбор информации, называются единицами наблюдения»23. Например, задача исследования – изучение свободного времени студентов всей страны.

     Процедура будет строиться следующим образом:

  1. отбор регионов;
  2. отбор города в них, где есть вузы;
  3. отбор учебных заведений, в которых будет проводиться исследование;
  4. выбор академических групп;
  5. отбор студентов.

     Многоступенчатая выборка осуществляется не в локальных масштабах, а в региональных, общенациональных, международных. Использовать одноступенчатую выборку в таких масштабах нерационально, да и очень дорого обойдётся такое исследование. Многоступенчатая выборка в этом плане экономична и упрощает подход  к выбору объекта.

     Но нужно учитывать, что чем больше ступеней в выборке, тем больше будет ошибка репрезентативности, возрастёт вероятность погрешностей, что приведёт к искажению результатов исследования24.

     Рассмотрев некоторые типы выборок, необходимо также уяснить, что такое объем выборки и какие бывают ошибки выборки и как их избежать.

    3 Репрезентативность выборки. Объем и ошибка выборки.

      В формировании выборочной совокупности важную роль играет определение ее объема и обеспечение репрезентативности.

     «Если тип выборки говорит о том, как попадают люди в выборочную совокупность, то объём выборки сообщает о том,  какое их количество попало сюда»25. То есть объем выборки – это количество единиц попавших в выборочную совокупность. И очень важно, чтобы выборка была репрезентативной, то есть не искажала представлений о генеральной совокупности в целом26. «Требования репрезентативности выборки означают, что по выделенным параметрам (критериям) состав обследуемых должен приближаться к соответствующим пропорциям в генеральной совокупности»27.

      Одна из ключевых  проблем, встающих, как правило, перед социологом, решающим: доверять полученным в ходе него данным или нет, это то, сколько же человек должно быть опрошено для того, чтобы получить действительно репрезентативную информацию. К сожалению, единой и четкой формулы, используя которую можно было бы рассчитать оптимальный объем выборочной совокупности, не существует в природе. И объясняется это весьма просто. Дело в том, что определение объема выборочной совокупности – это проблема не столько статистическая, сколько содержательная.

      Иными словами, объем выборочной совокупности зависит от множества факторов, основные из них следующие:

  1. затраты на сбор информации, включая временные;
  2. стремление к определённой статистической достоверности результатов, которую надеется получить исследователь;
  3. ценность и новизна информации, получаемой в результате опроса28.
  4.      Объем выборки обусловлен степенью однородности или неоднородности, генеральной совокупности, количеством характеризующих ее признаков.      Однородной считается совокупность, в которой контролируемый признак, например уровень грамотности, распределён равномерно, то есть не образует пустот и сгущений, тогда опросив лишь несколько человек, можно сделать вывод о том, что большинство людей грамотны. Чем более однородна генеральная совокупность, тем меньше объем выборки. Например, «допустим, мы осуществляем отбор из генеральной совокупности в 2000 человек, контролируя состав выборочной совокупности по признаку «пол»»: 70% мужчин и 30% женщин. Согласно теории вероятности, можно предположить, что примерно среди каждых десяти отбираемых респондентов встретятся три женщины. Если мы хотим опросить по крайней мерее 90 женщин, то исходя из вышеупомянутого соотношения, нам необходимо отобрать не менее 300 человек. А теперь предположим, что в генеральной совокупности 90% мужчин и 10% женщин. В этом случае, чтобы в выборочную совокупность попало 90 женщин, необходимо отобрать уже не менее 900 человек». Из примера видно, что объем выборки зависит от разброса признака (дисперсии), и его нужно вычислять по признаку, дисперсия значений которого наибольшая.

     «Степень однородности социального объекта зависит, в сущности, от того, насколько детально мы намерены его исследовать. Практически любой, самый «элементарный» объект оказывается чрезвычайно сложным. Лишь в анализе мы представляем его как относительно простой, выделяя те или иные его свойства. Чем более основательным и детальным будет анализ, чем больше свойств данного объекта мы намерены принять во внимание в их сочетании, а не изолированно, тем больше должен быть объем выборки»29.

     Существуют, так называемые «правила левой руки» для определения размера выборки (таблица 1)»30:

 

Размер выборки растёт

Размер выборки уменьшается

- при необходимости  опубликовать данные для отдельных  подгрупп (размеры подвыборок при  этом суммируются, и выборка  в целом растёт пропорционально  числу подгрупп);

- при исследовании  организаций, институтов и прочих  «первичных единиц отбора», если  сравнительно невелика величина генеральной совокупности, из которой производится отбор(например, совокупности сотрудников рекламных агентств, школьников, пациентов и т.п.);

- при проведении общенациональных  обследований, когда велика генеральная  совокупность;

- при проведении локальных и региональных исследований;

- если уже имеющаяся  информация по ключевым вопросам (например, о намерениях избирателей  голосовать за ту или иную  партию) явно недостаточна и степень  неопределённости значительна. 

- если уже существующая информация относительно полна и всё ещё остающаяся степень неопределенности незначительна.


 

     В репрезентативной выборке все элементы генеральной совокупности представлены в той же пропорции. Но как бы тщательно не соблюдать этот принцип, случайные ошибки все же будут. Мы имеем возможность определять ошибку репрезентативности. Ошибкой репрезентативности, как правило, называют «расхождение между двумя совокупностями – генеральной, на которую направлен теоретический интерес социолога и представление о свойствах которой он хочет получить в конечном итоге, и выборочной, на которую направлен практический интерес социолога, которая выступает одновременно как объект обследования и средство получить информацию о генеральной совокупности»31. Важно учитывать, что при помощи выборочного метода никогда нельзя получить абсолютно точную оценку наблюдаемого признака, всегда существует вероятность ошибки, но, если вероятность ошибки мала, то она скорее всего не произойдет. В отечественной литературе наряду с термином «ошибка репрезентативности» встречается и другой – «ошибка выборки». Обычно они используются как синонимы, но понятие «ошибка выборки» количественно более точное, чем «ошибка репрезентативности». Ошибка выборки – это «отклонение средних характеристик выборочной совокупности от средних характеристик генеральной совокупности. На практике она определяется путём сравнения известных характеристик генеральной совокупности с выборочными средними».32

      Репрезентативность выборки определяется двумя компонентами: систематическими и случайными ошибками. Случайные ошибки связаны «со статистическими погрешностями (зависят от динамики исследуемых признаков) и непредвиденными нарушениями процедуры сбора информации (процедурные ошибки, допущенные при регистрации признаков)»33. Случайные ошибки уменьшаются с увеличением объема выборочной совокупности. Случайную ошибку можно измерить методами математической статистики, если при формировании выборочной совокупности соблюдался принцип случайности, обеспечивающийся строго определенными правилами, которые составляют метод формирования выборочной совокупности, и устранить.

      На практике принцип случайности соблюсти очень сложно, а иногда просто невозможно, что приводит к появлению систематической ошибки, которые возникают «из-за неполной объективности выборки генеральной совокупности (недостаток информации о генеральной совокупности, отбор наиболее «удобных» для исследования элементов генеральной совокупности), а так же из-за несоответствия выборки целям и задачам исследования»34. Иногда такие ошибки называют ошибками смещения. Они возникают при различных телевизионных опросах, когда телеведущий предлагает телезрителям позвонить по определённым номерам телефонов, послать смс-сообщение и высказать своё мнение по какой-то проблеме. Естественно мы не можем утверждать что эти люди отражают мнение всего населения страны, и даже телеаудитории. Вероятнее всего в таких опросах участвуют более образованные и активные люди, чем вся генеральная совокупность, поэтому любой телевизионный опрос содержит в себе систематическое искажение и носит поверхностный характер.

     Но систематические ошибки возникают и в ходе корректно организованного опроса. Например, на улице на вопросы интервьюера отвечают только те, кто никуда не спешит. Искажения можно избежать, если соблюдать принципы случайного отбора и опрашивать, к примеру, каждого десятого прохожего35.

     Причины возникновения систематических ошибок:

  1. «в ходе исследования была не правильно составлена основа выборки (использовались устаревшие, неполные данные либо отсутствовала статистика по некоторым важным для формирования выборки признакам),
  2. неудачно выбран способ отбора единиц наблюдения,
  3. часть респондентов по разным причинам «выпала» из опроса (отсутствовала, отказалась отвечать) и так далее»36.

     При помощи математических средств такие ошибки устранить невозможно, поэтому необходимо осуществить логический анализ причин появления систематических ошибок и разработать меры, которые смогли бы их устранить. «Величину ошибок смещения определить при помощи математических формул практически не возможно, поэтому они автоматически переходят на результаты и выводы исследования. Ошибки смещения бывают обычно следствием:

Информация о работе Выборка как метод социального исследования