Выборка. метод исследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2015 в 12:06, реферат

Описание работы

Цель работы выяснить, какую роль выборка играет в социологическом исследовании, и какие бывают типы выборок.

Содержание работы

Введение
1. Понятие выборки. Выборочный метод
2. Типы выборок
2.1.Случайная выборка (вероятностная)
а) метод жребия
б) метод таблиц случайных чисел
2.2.Неслучайная выборка (невероятностная)
3. Качество выборки. Размер и ошибка выборки
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

реферат по выборке.docx

— 51.23 Кб (Скачать файл)

План

Введение

1. Понятие выборки. Выборочный метод

2. Типы выборок

2.1.Случайная выборка (вероятностная)

а) метод жребия

б) метод таблиц случайных чисел

2.2.Неслучайная выборка (невероятностная)

3. Качество выборки. Размер и ошибка выборки

Заключение

Список литературы

 
 
 
 
 
 

 

 

 

 

 

 

Введение.    

 Наряду с теоретическим  большое значение в исследовании  имеет методический раздел программ, который включает в себя описание методики и организации исследования. Центральное значение в этом разделе занимает обоснование выборки. Характер решаемой проблемы, цели и задачи исследования определяют, каким должен быть объект исследования. Иногда, когда объект исследования сравнительно невелик и социолог располагает достоверными силами и возможностями его изучить, он может исследовать его целиком. Тогда, говорят социологи, объект исследования тождествен генеральной совокупности (все элементы, составляющие объект исследования) и подвергается сплошному обследованию. Но проблема возникает,  когда объект исследования слишком велик и о сплошном обследовании не может идти и речь социологи прибегают к выборочному методу. Без статистики и выборки, такие масштабные исследования проводить нельзя. Они могут быть страшно затратными, но совершенно неверными.    

 Есть такая французская  пословица, которая довольно хорошо  передаёт суть выборочного метода, и основные причины его широкого  распространения: «Чтобы понять вкус супа, не стоит съедать весь котелок – достаточно одной ложки». В этом  заключается актуальность изучения выборки и пока будут проводится социологические исследования, будет возникать проблема построения выборки. Практически ни в одном исследовании, даже при идеальных условиях (большой финансовый бюджет, согласия заказчика с длительными сроками его проведения, относительная простота цели и задач), не осуществляется стопроцентное изучение генеральной совокупности, хотя бы потому, что идеальных условий в жизни не бывает. Подавляющее большинство исследований строится по следующей стратегии – аналитические выводы о социальном целом, основанные на изучении лишь части целого.    

 Цель работы выяснить, какую роль выборка играет в социологическом исследовании, и какие бывают типы выборок.

1.Понятие выборки. Выборочный метод.    

 Одной из задач, которые  стоят перед социологом при  проведении исследования, является сбор необходимых эмпирических данных об объекте исследования. Данные о массовых социальных явлениях и процессах социолог может получить из двух видов источников:

1. объективных, к которым  относятся официальная государственная  статистика, статистика министерств и ведомств, служб социальной защиты, профессиональных союзов, общественных партий и движений и такое прочее. Они обычно представляют собой обобщённые количественные характеристики социальных общностей, явлений, процессов (например, уровень безработицы, численность и состав партий и общественных объединений, национальный валовой продукт, численность населения и другое). Но эти данные не всегда могут гарантируют точность и однозначность. Например, занижены данные о распространённости наркомании или пьянства, так как регистрируются далеко не все такие случаи.

2.  субъективных, к которым и относятся сами люди. Только от них мы можем узнать о настроениях населения или отдельных социальных групп, только с их помощью спрогнозировать результаты выборов и определить рейтинги телепередач. При работе с людьми возникают, как минимум, две методологические проблемы:

- все данные, которые мы  получим от отдельных людей, должны  быть обобщены, если мы хотим охарактеризовать изучаемое явление  или процесс;

- наиболее точные данные  мы сможем получить, если изучить  всю совокупность объектов, которые имеют отношение к изучаемой проблеме (например, перепись населения). Но такие исследования (сплошные обследования) очень трудоёмки и дорогостоящи, а в информации от субъективных источников общество нуждается постоянно. Поэтому большинство исследований бывают выборочными.    

 Как только нужно  собрать информацию о некоторой  группе или большой совокупности  людей, возникает проблема построения  выборки. Её как правило используют в опросах, ориентированных на статистические методы, в исследованиях политических и культурных элит, при отборе «случаев» для включённого наблюдения и качественного анализа.    

 Выборка – это подмножество  заданной совокупности (популяции), позволяющее делать более или менее точные выводы относительно совокупности в целом. Но вообще-то термин "выборка" имеет двоякое значение. Это и процедура отбора элементов исследуемого объекта, и совокупность элементов объекта, выбранных для непосредственного обследования.  Причины применения выборочного метода:

a) экономит силы и средства  исследователей;

b)   процедура представляет собой удобную и экономичную форму индуктивного вывода (рассуждение по схеме «от частных наблюдений – к общей эмпирической закономерности»);

c) реализует принцип рандомизации (случайного отбора).    

 «Представление о том, что отбор наблюдений должен  носить случайный, непредумышленный  характер, в общем, соответствует  нашему интуитивному знанию об  условиях вынесения объективного  и непредвзятого суждения». Но  стоит заметить, что теория случайной  выборки не часто использовалась  вплоть до конца XIX – начала XX веков профессиональными статистиками, хотя теория вероятностей достигла  высочайшего уровня развития  уже в XVIII – первой половине XIX веков, так как сложилось убеждение  о том, что в основе отбора  должна лежать не «игра случая», а поиск типичных, характерных наблюдений. «Применимость выборочного метода для изучения случайно распределённых признаков, например дохода или размера семьи, была впервые обоснована в работах норвежца А. Киэра, англичан А. Боули и К. Пирсона, а также русского статистика А.И. Чупрова.     

 Следующий шаг в  развитии выборочного метода  можно связать с именем Р. Фишера, который разработал технику рандомизации  в эксперименте и выборочном наблюдении. Выборочный метод часто используется как «замена» экспериментального метода. Например, мы не можем провести эксперимент, в котором людям в случайном порядке присваиваются определённые значения переменных «пол» или «цвет кожи», но выборочный метод помогает справиться с этими ограничениями и делать выводы о взаимосвязях между разными переменными, в том числе и вышеуказанными. На изучаемые переменные оказывают систематическое влияние посторонние факторы, которые в свою очередь мешают сделать обоснованные выводы. Единственное средство для достижения обоснованных выводов – это абсолютно случайный характер отбора наблюдений. Только равенство шансов для каждого наблюдения попасть в выборку (отбор «наугад»), гарантирует отсутствие намеренных или ненамеренных искажений.    

 Поэтому наилучшим  способом отбора считается вероятностная  или случайная выборка, в которой строго соблюдается принцип равенства шансов попадания в выборку и для всех единиц изучаемой совокупности, и для любых последовательностей таких единиц.    

 Определившись с понятием  выборки, необходимо определить  еще несколько понятий, касающихся выборочного метода.     

 «Все множество социальных  объектов, которые являются объектом  изучения в пределах, очерченных программой социологического исследования и территориально-временными границами, образует  генеральную совокупность. Любую генеральную совокупность характеризует какой-либо значимый признак или набор признаков, по которым мы можем отнести конкретный объект к данной совокупности. А «выборочная совокупность – это уменьшенная модель генеральной совокупности; те, кому социолог раздаёт анкеты, кого называют респондентами…Иначе говоря, это множество людей, которых социолог опрашивает».    

 Следует различать  единицы отбора и единицы наблюдения. Единицами отбора являются единицы  или группы единиц генеральной  совокупности, которые отбираются на каждом этапе формирования выборочной совокупности и выступают единицами счёта. Единицы наблюдения – это отобранные единицы генеральной совокупности, характеристики которых непосредственно измеряются, то есть элементы сформированной выборочной совокупности. Если выборка проходит в несколько этапов (многоступенчатая выборка), то единицы отбора и единицы наблюдения могут не совпадать.     

 Выборочный метод позволяет  не только сократить временные  и материальные затраты на проведения исследования, но и повысить достоверность результатов исследования. Это утверждение может вызвать недоумение: как можно получить более достоверные данные, обследовав менее половины генеральной совокупности. Как когда-то сказал Джордж Гэллап: «Если хорошо помешать суп, повар возьмёт на пробу одну ложку и скажет, какой вкус у всего горшка!». То есть можно сказать, что достоверность полученной информации может быть не только не ниже, чем при сплошном обследовании, но и выше вследствие возможности привлечения персонала более высокого класса и применения различных процедур контроля качества получаемой информации.     

 Кроме того, выборочный  метод имеет широкую область  применения. Широта области применения выборочного метода объясняется тем, что небольшой (по сравнению с генеральной совокупностью) объем выборки позволяет использовать более сложные методы обследования, включая использование различных технических средств (например, видео- и аудиоаппаратуры).

 

 

 

 

2.Типы выборок.      

На сегодняшний день существует огромное количество классификаций типов выборки, различные исследователи по-разному классифицируют свои и чужие способы формирования выборочной совокупности. В разных изданиях можно столкнуться с различными названиями одной и той же выборки, что затрудняет процесс их изучения. Рассмотрим одну из этих классификаций, объединяющую в себе все те, которые встречаются в используемой литературе.

2.1.Случайная выборка.     

 Такая выборка является  наиболее точной, репрезентативность (способность выборки «правильно отражать состояние дел в генеральной совокупности, из которой она извлечена и для изучения которой предназначена») её достигается при помощи математических методов. Особенность случайной выборки заключается в том, что все единицы генеральной совокупности имеют равную вероятность попасть в выборочную совокупность. По определению, при случайной выборке выполняется принцип случайности. «Равенство шансов попасть в выборочную совокупность – насколько необходимое, настолько же и сложно осуществимое требование. Для обеспечения этой «статистической демократии» равенства шансов социолог, как правило, формирует основу выборки», то есть полный и точный перечень или пронумерованный список всех элементов генеральной совокупности. Например, основой выборки  могут выступать списки работников предприятия, телефонные справочники,  регистрационные списки владельцев автомобилей,  списки избирателей на избирательных участках, домовые книги, а так же составленные самим социологом различные списки в зависимости от целей исследования (список улиц, на которых потом проводится отбор респондентов).     

 Случайная выборка  обычно применяется при опросах  общественного мнения перед выборами, референдумами и другими массовыми  мероприятиями.

Плюсом данного метода является полное соблюдения принципа случайности и, как следствие – избежание систематических ошибок.

Случайная выборка обладает рядом недостатков, которые затрудняют ее применение на практике:

1. Необходимость наличия  списка элементов генеральной  совокупности.

2. Сложность проведения  опроса. Процедура опроса при случайном отборе является очень громоздкой и требующей много времени. Ведь в результате случайного отбора исследователь получает на выходе список фамилий респондентов (телефонов, адресов и т.д.), которых необходимо опросить. То есть, интервьюерам приходится «бегать» за каждым респондентом и добиваться от него согласия ответить на «парочку вопросов».

Все вышеперечисленное ведет к повышенным временным затратам на проведение опроса. Временные затраты можно уменьшить только благодаря привлечению дополнительных интервьюеров, т.е. только за счет дополнительных денежных расходов. Кроме этого возникает еще так называемая проблема неответивших.

3. Сравнительно большой  объем выборки. Для получения результатов со сравнительно высокой степенью точности случайный отбор требует достаточно большого объема выборки по сравнению с другими видами отбора.

Простой случайный отбор.    

 «Простой случайный  отбор из генеральной совокупности  предполагает что:

·   генеральная совокупность однородна;

·   все её элементы доступны для исследования в одинаковой степени;

·   имеется полный список элементов, составляющих генеральную совокупность (или хотя бы репрезентативная основа выборки);

·   к этому списку применяются процедуры случайного отбора, с использованием таблиц или компьютерных генераторов случайных чисел».

а) Метод жребия (или лотерейный метод).    

 Каждый элемент (респондент) генеральной совокупности заносится  на карточку (это могут быть  фамилии, адреса, просто номера (в  этом случае номера ставят в соответствие с людьми в списках) и т.д.), затем бумажки помещаются в урну или барабан, перемешиваются и, не глядя, вынимаются. Номера на выбранных карточках указывают на элементы генеральной совокупности, которые попадают в выборочную совокупность. После доставания каждой карточки, оставшиеся снова перемешиваются.

·   простой случайно-повторный отбор – отбор, при котором выбранная карточка возвращаются обратно в урну, и затем отбор продолжается;

·   простой случайно-безповторный отбор – отбор, при котором выбранная карточка откладываются в сторону и отбор продолжается.    

 Отбор заканчивается, когда будет выбрано заранее  заданное количество элементов  выборочной совокупности.    

 Осуществление этого  метода довольно трудоёмкая и  продолжительная операция (особенно  при больших объемах выборки), а для обеспечения равного шанса выбора каждого элемента генеральной совокупности, требуется тщательное перемешивание карточек после каждой выемки очередного номера.

б) Метод таблиц случайных чисел.

Для осуществления этого метода используют таблицы случайных чисел, которые «можно найти в справочниках по математической статистике. Отбор номеров из таблицы случайных чисел формирует выборочную совокупность. Таблицы устроены таким образом, что отбор можно осуществлять с начала, с конца, из середины, по горизонтали, по вертикали, поскольку числа от 0 до 9 имеют равную вероятность появиться в любой позиции таблицы». 2.2.Неслучайная выборка (невероятностная).     

Информация о работе Выборка. метод исследования