Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2015 в 12:06, реферат
Цель работы выяснить, какую роль выборка играет в социологическом исследовании, и какие бывают типы выборок.
Введение
1. Понятие выборки. Выборочный метод
2. Типы выборок
2.1.Случайная выборка (вероятностная)
а) метод жребия
б) метод таблиц случайных чисел
2.2.Неслучайная выборка (невероятностная)
3. Качество выборки. Размер и ошибка выборки
Заключение
Список литературы
При таком способе отбора единиц мы не можем заранее рассчитать вероятность каждого элемента попасть в состав выборочной совокупности, что не даёт возможности рассчитать репрезентативность выборки. В этом случае она является не обязательной, так как количественные параметры объекта не играют решающей роли в исследовании, а целью его будет – углублённое качественное описание какого-либо отдельного социального феномена.
Обычно неслучайный отбор применяют в следующих случаях:
1. Невозможно провести случайный отбор вследствие:
· Ограниченности ресурсов (недостаток денежных средств, нехватка времени, отведённого на проведение исследования, отсутствие списков единиц генеральной совокупности и так далее)
· Этических проблем (нельзя заставить респондента отвечать, если он отказывается)
2. Отсутствие необходимости
проведения случайного отбора.
Отбор в такой выборке
осуществляется не по
Направленная (целевая) выборка.
Применяется обычно в качественном исследовании. На отбор в этом случае большое влияние оказывает цели исследования. Основная задача целевых выборок – получить информационно богатые случаи для последующего их глубокого и многостороннего изучения. Целевые выборки «разумно использовать в пилотажных исследованиях, в экспериментах, в том числе методических (то есть нацеленных на проверку и отработку анкет, опросников, шкал и такое прочее). Однако всегда следует помнить о том, что возможность обобщения любых оценок, полученных на целевой выборке, для генеральной совокупности в целом, то есть внешняя валидность результатов исследования, чаще всего оказывается сомнительной». Целевые выборки очень многообразны, и я приведу ниже лишь несколько из них.
а) Выборка доступных случаев.
Лучше использовать
такую выборку только в
В социологии же
выборку доступных случаев
Одним из плюсов
этого метода являются
1. доступные респонденты выделены заранее;
2. респонденты выявляются в процессе опроса, поэтому действительное число доступных объектов определяется после его окончания.
Сферы применения доступной выборки:
a) тестирование анкет,
b) отработка процедур опроса,
c) изучение интимных сторон жизни людей,
d) изучение здоровья населения на основе данных об обращениях в больничные учреждения,
e) монографические обследования.
б) Отбор типичных случаев.
При использовании данного метода отбираются единицы генеральной совокупности, обладающие средним (или типичным) значением признака в статистическом отношении. Однако в таком случае встает проблема выбора признака и определения его типичного значения. Субъективный характер оценки вполне может привести к систематической ошибке. Данный метод целесообразно применять для изучения таких объектов, о которых мы уже обладаем некоторой информацией, например, территориальных общностей, предприятий, учреждений и т.п. То есть, он осуществляется на основе анализа демографических данных и предварительных социологических исследований.
Цель такого типа выборки сводится к иллюстрированию, иначе говоря, она предполагает качественное описание типичного социального феномена с использованием соответствующих методов. Так, например, изучение типичных негосударственных школ позволит выяснить проблемы негосударственного допрофессионального образования.
в) Квотная выборка.
Это выборка когда-то была очень популярна даже среди профессиональных статистиков, но сейчас она практически не используется.
«Квотная выборка представляет собою своеобразную микромодель генеральной совокупности».
Процедура квотной
выборки очень проста: вся изучаемая
совокупность делится на
Этот метод «применяют,
если распределение
Недостатки квотного отбора:
1. Необходимо предварительное
изучение объекта для
2. Необходима свежая информация
о состоянии генеральной
3. Некоторые проблемы могут возникнуть на полевом этапе проведения исследования:
a) Интервьюер, скорее всего, будет проводить отбор среди наиболее доступных ему лиц, тех, кто наиболее охотно идет на контакт с ним, поэтому выборка имеет тенденцию превращаться в доступную.
b) При этом ближе к концу отбора часто возникает группа «дефицитных» признаков, поэтому повышается соблазн для интервьюера опрашивать людей, которые почти или совсем не подходят по заданным параметрам.
Среди преимуществ квотного отбора можно назвать такие его характеристики как простота процедуры, относительно низкая стоимость, соблюдение анонимности опрашиваемых. При исследовании общественного мнения, ценностей, установок, мотивов квотный отбор даёт достаточно неплохие результаты. Но его категорически не рекомендуется использовать при исследовании социальной структуры, стратификации и мобильности.
г) Метод снежного кома.
Обычно применяется
для отбора экспертов, особенно
по узкой проблеме, при исследовании
маргинальных и избегающих
Опрос прекращается:
1. когда имена в списке начинают повторяться;
2. в случае информационного насыщения;
3. как только опрос
перестаёт приносить новую
Стихийная выборка.
Исследователь при применении данного метода в некоторой степени контролирует выборку (например, публикуя анкету в журнале, он обращается только к читателям этого журнала), но решение о включении в выборку принимает сам респондент. То есть, её размер заранее часто не известен, а определяется конкретным условием - активностью респондентов. Значит, нельзя и заранее определить структуру массива респондентов, которые заполнят и вернут анкеты. Поэтому этот метод не претендует на репрезентативность выборки, а выводы исследования очень часто распространяются только на опрошенную совокупность.
Сферы применения стихийной выборки:
1) анкеты, публикуемые в газетах и журналах;
2) почтовые опросы;
3) опросы покупателей в залах супермаркетов;
4) опрос пассажиров на остановках и в общественном транспорте.
. Многоступенчатая и одноступенчатая выборки.
Выборка делится на
одноступенчатую и
Процедура будет строиться следующим образом:
1. отбор регионов;
2. отбор города в них, где есть вузы;
3. отбор учебных заведений, в которых будет проводиться исследование;
4. выбор академических групп;
5. отбор студентов.
Многоступенчатая выборка осуществляется не в локальных масштабах, а в региональных, общенациональных, международных. Использовать одноступенчатую выборку в таких масштабах нерационально, да и очень дорого обойдётся такое исследование. Многоступенчатая выборка в этом плане экономична и упрощает подход к выбору объекта.
Но нужно учитывать, что чем больше ступеней в выборке, тем больше будет ошибка репрезентативности, возрастёт вероятность погрешностей, что приведёт к искажению результатов исследования.
Рассмотрев некоторые типы выборок, необходимо также уяснить, что такое объем выборки и какие бывают ошибки выборки и как их избежать.
3. Репрезентативность выборки. Объем и ошибка выборки.
В формировании выборочной
совокупности важную роль
«Если тип выборки
говорит о том, как попадают
люди в выборочную
Одна из ключевых проблем, встающих, как правило, перед социологом, решающим: доверять полученным в ходе него данным или нет, это то, сколько же человек должно быть опрошено для того, чтобы получить действительно репрезентативную информацию. К сожалению, единой и четкой формулы, используя которую можно было бы рассчитать оптимальный объем выборочной совокупности, не существует в природе. И объясняется это весьма просто. Дело в том, что определение объема выборочной совокупности – это проблема не столько статистическая, сколько содержательная.
Иными словами, объем выборочной совокупности зависит от множества факторов, основные из них следующие:
1. затраты на сбор информации, включая временные;
2. стремление к определённой
статистической достоверности