Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 21:16, контрольная работа
Так как социальные статусы неравны (расположены по-разному в «системе координат»). В зависимости от положения социального статуса в обществе относительно положения других статусов, человеку (личности) предоставляется возможность определять права и обязанности. Например, статус родителей возникает лишь при существовании статуса детей.
Социальные статусы, социальная роль…………………………..3
Девиантное поведение: понятие, формы и виды………………....8
Выборка в социологическом исследовании. Виды и типы……..11
Список используемой литературы………………………………..14
1.Социальные статусы,
социальная роль.
Статус (от лат. – положение, состояние)
Э. Гидденс: «Статус (status). Социальное признание или престиж, которые получает определенная группа индивидов от остальных членов общества. Статусные группы обычно различаются своим стилем жизни — способами поведения, характерными для индивидов данной группы. Статусные привилегии могут быть как позитивными, так и негативными»
Социальный
статус и является характеристикой
социальной позиции в социальной
системе взаимодействий. Социальный
статус имеет внутренне содержательную
сторону, диспозиционно-пространственное
измерение и
Наличие внутренне содержательной стороны означает, что социальный статус характеризует, какие права, обязанности, привелегии, полномочия закрепляются за теми, кто выполняет ту или иную функцию.
Знание
этих прав, обязанностей привилегий, а
также того, с кем человек обязан
взаимодействовать, кому подчиняется,
а кто находится в его
В социологии любое социально-позиционное название (должность, профессия, родственное положение) осмысливается в единстве с внутренне содержательными аспектами и получает диспозиционное измерение (по горизонтали или вертикали): каковы права индивида, обязанности, зависимости, привилегии, полномочия, кому он подчиняется, кто ему и в чем подчиняется и т. д.
Еще
одной характеристикой статуса
является статусно-ролевая теория личности.
Это соответствующая теория, описывающая
социальное поведение личности. Она
разработана американскими
Статус, как статичная характеристика в то же время, порождает немало социальных проблем личных коллизий. Люди не безразличны к своему статусу; стремясь получить определенный статус, они достаточно глубоко переживают свои неудачи на этом пути.
Так
как социальные статусы неравны
(расположены по-разному в «
Таким образом, человек включен во множество социальных институтов, взаимодействуя с другими людьми по различному поводу, выполняя каждый раз различные функции.
Мир статусов разнообразен, рассмотрим лишь типологию.
Статусы могут быть формализованными или неформализованными.
Первые, как правило, лучше закреплены, защищены законом (статус директора фабрики, губернатора города и д.р.). Человек, занимающий подобный статус, обладает точно оговоренными правами, привилегиями, преимуществами и обязанностями. Подобный статус возникает в рамках формальных институтов, групп и имеет ощутимые преимущества над неформализованными статусами (статус лидера компании друзей, неформального лидера коллектива и д.р.), которые имеют, как правило, диффузный характер, они могут возникнуть или не возникнуть. Права, обязанности, полномочия подобного статуса основаны не на законах, инструкциях, а на общественном мнении, что нередко их делает зыбкими. Отсюда стремление людей «защитится» формализованными статусами – так ученый стремиться подтвердить свою квалификацию научной степенью, званием, чтобы обрести законные права и привилегии.
Но кроме них существует множество, так сказать, неосновных, эпизодических, статусов, временно приобретаемых человеком для реализации определенных действий : статусы пешехода, прохожего, пациента, свидетеля, читателя, слушателя, телезрителя, участника демонстрации, забастовки, толпы, и т.д. Как правило, это временные состояния. Права и обязанности носителей таких социальных статусов часто никак не регистрируются.
Социальный статус, как обеспечивая определенные права и привилегии, так и накладывает значительное количество обязательств. С помощью статусов упорядочиваются, регламентируются отношения между людьми.
В
современном обществе ведущее значение
приобретают достигаемые
Вместе с тем человек иногда добивается достигаемого статуса с помощью недостиженческих принципов; большое значение в этом случае придается не способностям, знаниям человека, а его верности, личной преданности руководителю, наличию связей.
Роль (франц. role) – образ воплощенный актёром
Ролью называется ожидаемое поведение, обусловленное статусом человека (Линтон, цит по: Мертон,1957).
Социальная
роль – это ожидание (экспектация),
предъявляемое обществом к
Другими
словами: социальна роль – это
ожидаемая модель поведения соответствующая
определенному социальному
Для каждой социальной роли поведенческие особенности различны. Пределы ограничены, но само исполнение роли любого статуса есть процесс творческий. Статус детей обычно подчинен взрослым, которые от детей ожидают роли подчиненных. Статус солдат отличен от статуса штатских; роль солдат связана с риском и выполнением присяги, чего нельзя сказать о других группах населения.
Каждый социальный статус обычно включает ряд социальных ролей. Совокупность ролей, соответствующих данному статусу, называется ролевым набором (Р.Мертон, 1957). Так преподаватель один статус, а роли по отношению к заведующему кафедрой, студенту различны, т. е. с одним статусом можно обладать множеством ролей.
Вернувшись к тому, что каждый индивид может иметь большое число статусов, и окружающие вправе ожидать от него исполнения ролей в соответствии с данными статусами. В этом смысле статус и роль — это две стороны одного феномена: если статус является совокупностью прав, привилегий и обязанностей, то роль — действием в рамках этой совокупности прав и обязанностей.
Социальная роль состоит из:
- ролевого ожидания и
- ролевого исполнения (игры).
Отметим, что между ролевым ожиданием и ролевым исполнением не бывает полного совпадения. Качество исполнения роли зависит от множества условий, в числе которых решающее значение имеет соответствие роли потребностям, интересам и индивидуальным качествам личности.
Ролевые ожидания бывают формальные и неформальные. Наиболее ярким примером формальных ролевых ожиданий являются законы. Например, закон об уголовной ответственности за действия причиняющие ущерб другим людям. Иные ожидания менее формальные – например, умение вести себя за столом, стиль одежды и правила вежливости, - являются неформальными, но тоже оказывают большое внимание на наше поведение.
Наши роли определяются тем, что ожидают от нас другие. В нашем обществе (и большинстве других) ожидается, что родители должны заботиться о своих детях, что работник должен выполнять порученную ему работу, что близкие друзья неравнодушны к нашим проблемам. Если происходит невыполнение роли в соответствии с нашими ожиданиями, возникает ролевой конфликт.
Социальные роли могут быть институционализированными и конвенциональными. Институционализированные: институт брака, семьи (социальные роли матери, дочери, жены)
Конвенциональные: принимаются по соглашению (человек может отказаться принять их).
Виды социальных ролей определяются разнообразием социальных групп, видов деятельности и отношений, в которые включена личность. В зависимости от общественных отношений выделяют социальные и межличностные социальные роли.
Социальные роли связаны с социальным
статусом, профессией или видом деятельности.
2. Девиантное поведение: понятие формы и виды.
Девиантное поведение – это поведение, откланяющегося от общепринятых, социальноодобряемых, наиболее распространенных и устоявшихся норм в определенных сообществах в определенный период их развития.
“Девиантное поведение” согласно социальной науке: социальные явления, которые представляют реальную угрозу физическому и социальному выживанию человека педогогике отклонение от принятых в данной социальной среде, ближайшем окружении, коллективе социально-нравственных норм и культурных ценностей, нарушение процесса усвоения и воспроизводства норм и ценностей, а также саморазвитие и самореализация в том обществе, к которому человек принадлежит.
Виды и формы дивиантного поведения проявляются во вредных привычка, пагубность которых молодые люди не осазнают, одна из распрастраненных вредных привычек у современной молодежи – курение. К нему они приобщаются в подрастковом возрасте из-за стремления считать себя взрослым. По мере закрепления привычки подростк уже не скрываются от родителей, курят в их присутствии, несмотря на запрет. В этом проявляется их стремление освободиться от опеки и контроля со стороны старших. Постепенно вредная привычка превращается в пристрастие.
К основным формам девиантного поведения в современных условиях можно отнести: преступность, алкогализм, наркоманию, суицид. Каждая форма девиации имеет свою специфику.
По мере узучения проблем преступности все большее количество факторов, воздействующих на ее динамику, попадает в поле зрения исследователей. К ним можно отнести социальное положение, род занятий, образование, нищету как самостоятельный фактор. Выявлено также особое значение деклассифицирования, т.е. разрушения или ослабления связей между индивидом и социальной групой.
Как отмечают исследователи, развитие преступности в нашей стране по основным качественным показателям приближается к общественным тенденциям. Хотя пока регистрируемый уровень преступности у нас ниже, чем в индустриальных странах, но очень высок темп прироста преступлений. В этой связи нужно учитывать, что преступность имеет порог количественного и качественного насыщения, за которым она из криминологической, правоохранительной проблемы превращается в прблему политическую.
На состояние преступности большое влияние оказывает переход к рыночным и появление таких феноменоф, как конкуренция, безработица, инфляция. Специалисты отмечают, что пока еще характер преступности в нашей стране можно определить как “патриархальный”, но уже заметны процессы, говорящие об “индустриализации” девиантности.
Преступность
– отражение пороков
Информация о работе Выборка в социологическом исследовании. Виды и типы