Выборка в социологическом исследовании. Виды и типы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 21:16, контрольная работа

Описание работы

Так как социальные статусы неравны (расположены по-разному в «системе координат»). В зависимости от положения социального статуса в обществе относительно положения других статусов, человеку (личности) предоставляется возможность определять права и обязанности. Например, статус родителей возникает лишь при существовании статуса детей.

Содержание работы

Социальные статусы, социальная роль…………………………..3

Девиантное поведение: понятие, формы и виды………………....8

Выборка в социологическом исследовании. Виды и типы……..11

Список используемой литературы………………………………..14

Файлы: 1 файл

социология контрольная.1.docx

— 32.33 Кб (Скачать файл)

      Фактически  алкоголь вошел в нашу жизнь, став элементом социальных ретуалов, обязательным условием официальных церемоний, праздников, некоторых способов времяпровождения, решения личных проблем. Однако эта  социокультурная ситуация дорого обходится  обществу.

     Как правило, используются три группы социологических показателей остроты алкогольной проблемы и масштабов распространения пьянства в стране: во-первых уровень потребления алкоголя на душу населения и структура потребления; во-вторых, характеристики массового поведения, являющегося следствием потребления спиртного; в-третьих, ущерб, причиняемый экономике и обществу пьянством. Проблема преодоления пьянства и алкоголизма является сложнейшей, она влючает экономический, социальный, культурный, психологический, демографический, юридический и медицинский аспекты. Только с учетом всех этих аспектов, возможно ее успешное решение.

     Наркомания  – это заболевание, которое выражается в физической и психологической  зависимости от наркотических средств, постепенно приводящей к глубокому  истощению физических и психических  функций организма. Наркомания как  социальное явление характеризуется  степенью распространенности потребления  наркотиков или приравненных к ним  веществ без медицинских показаний, куда входит как злоупотребление  наркотиками, так и болезненное  их потребление.

     Подавляющее большенство наркаманов (до 70%) – это молодые люди в возрасте до 30 лет. Соотношение мужчин и женщин составляет примерно 10:1. Более 60% наркаманов впервые пробуют наркотики в возрасте до 18 лет. Таким образом, наркамания –это прежде всего моладежная проблема. Тем более, что большая часть наркаманов до зрелого возраста не доживает.

     Суицид  – намериние лишить себя жизни, повышенный риск совершения самоубийства. Эта  форма отклоняющегося поведения  пассивного типа является способом ухода  от неразрешенных проблем, от самой  жизни. Часто ему предшедствуют суицидные покушения, попытки и проявления. К суицидным проявлениям относят мысли, высказывания, намеки, направленные на лишение себя жизни. Покушения на самоубийство чаще встречаются в неблагопалучных семьях, где часты конфликты между родителями, а также детьми и родителями, которые относятся к ним недоброжелательно и даже враждебно. Покушающиеся на самоубийство часто говорят, что они не чувствуют близости ни к одному из взрослых. Им часто трудно общатся и с другими значимыми для них людьми. В психологических эксперементах не раз было показано, что у некоторых людей любая неудача вызывает непроизвольные мысли о смерти. Влечение к смерти в таких случаях не что иное, как попытка избежать жизненных трудностей путем ухода из самой жизни.

     Девиантное  поведение основанно на противоречиях, существующих в обществе, социальных группах между личностями и, наконец  самой личности. В девиантном поведении  проявляется единство объективных  и субъективных факторов. Усугубляется эта проблема и поставленной на поток  кино – и телепродукцией, где  современная молодежь учится “азам” агрессивности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3. Выборка в социалогическом  исследовании. Виды  и типы.

     Из  трех видов исследования всеобщего, локального и выборочного, выборочное используется чаще всего. Поскольку  эмпирическое исследование всегда направлено на получение точной и объективной, количественной социальной информации, поскольку важно при его проведении обеспечить в первую очередь репрезентативность получаемой информации. Поэтому очень  большое значение имеет правильность выборки. Отбор должен проводиться  таким образом, чтобы выборочная совокупность отражала тенденции всей генеральной совокупности. К примеру, при опросе 200-300 человек полученная информация может быть экстраполирована на весь массив, т.е. на все население города. Поэтому именно выборочные исследования позволяют совершенно по-иному подойти к изучению социальных и экономических процессов в регионе, обществе в целом (в частности, составлять мнения относительно позиций десятков и сотен миллионов людей на основе опроса нескольких тысяч человек).

     Для того, чтобы четко разобраться  в проблемах выборочных исследований, охарактироизуем основные понятия, связанные с их организацией:

     - единица наблюдения – непосредственный  источник информации в социологическом  и маркетинговом исследовании, в  качестве которого могут выступать  отдельный человек, группа лиц,  организация, документ и т.п. в зависимости от целей и объекта исследований;

     - генеральная совокупность – вся  совокупность единиц наблюдения, имеющих отношение к проблеме  исследования;

     - выборочная совокупность – часть  генеральной совокупности, которая  подлежит непосредственному изучению  в процессе исследования в  соответствии с разработанной  методикой сбора материала.

     Подробно  проблемы обеспечения репрезентативности рассматриваются статистикой. Они  достаточно сложны, поскольку речь идет, с одной стороны, об обеспечении  количественной репрезентации генеральной  совокупности, с другой – качественной. Качественная репрезентация предпологает обеспечение в выборочной совокупности представительства всех элементов  генеральной ( к примеру, не может быть и речио репрезентативности, если опрашиваются только мужчины или только женщины, только молодые люди,             или только старики; в выборке должны быть представлены все существующие группы). Что касается колличественной репрезентации, то здесь речь идет о том, что все эти группы должны быть представлены в выборочной совокупности в оптимальном (достаточном для нормального представительства) количестве.

     Очевидно, к примеру, что если проводить  исследование на выборке всего в 50-100 человек, то погрешность в репрезентативности полученной информации будет выше, чем при опросе 800-1000 человек. Но в  тоже время совершенно бессмысленно увеличивать до бесконечности число  опрашиваемых.

     Процесс обеспечения репрезентативности информации в эмприческом исследовании, т.е. достижения близкого соответствия выборочной совокупности генеральной реализуется  в ходе организации выборки. Понятие  выборки в статистике, социологии, маркетинге рассматривается в двух значениях. Во-первых, это совокупность элементов генеральной совокупности, подлежащих изучению, т.е. выборочная совокупность. Во-вторых, выборка – это процесс  формирования выборочной совокупности при необходимом условии обеспечения  репрезентативности. Выделяют различные  типы выборки и виды выборок.

     Что касается типов выборок, то в принципе их выделяют три. Речь идет о самих  принципах подхода к отбору единиц выборочной совокупности из генеральной. Они могут быть следующими:

- стихийный  отбор, т.е. отбор по принципу  добровольности и доступности  вхождения единиц генеральной  совокупности в выборочную. Он  используется довольно часто,  в частности, в почтовых и  прессовых опросах. Основной недостаток  подобного отбора – невозможность  качественной репрезентации генеральной  совокупности. Тем не менее, стихийная  выборка используется и с учетом  ее экономичности, а также в  некоторых исследованиях, когда  формирование выборочной совокупности  по-иному попросту невозможно;

- вероятностный  (случайный) отбор – один из  основных, используюмых в социологических  исследованиях. Главный принцип  подобного отбора – обеспечение  возможности каждой еденице генеральной  совокупности попасть в выборочную. С этой целью используются  таблицы случайных чисел, лотерейный подбор, механический отбор;

- квотный  (стратифицированный) отбор, в основе  которого лежит построение качественной  модели генеральной совокупности,затем  – отбор единиц наблюдения  в выборочную сосокупность, исходя  из имеющейся модели (например  по слоям населения, возрастному,  половому признакам и т.д.).

      Наконец, по видам выборок выделяют одноступенчатую (простой отбор с использованием соответствующего принципа из генеральной  совокупности в выборочную); серийную (в качестве единиц отбора выступают  серии – семьи, классы, бригады); многоступенчатую (отбор производится в несколько этапов: сначала, к  примеру, отбираются в городе предприятия, на них – цеха, в цехах –  респонденты) и некоторые другие .

      

     
 

                                   Используемая литература. 

  1. Общая социология: Учебн. пособие/Под общ. ред. проф. А.Г.Эфендиева. – М.: ИНФРА-М, 2007.

     

  1. Смелзер Н. Социология: пер. с англ. – М.: Феникс, 1994.
 
  1. Cоциология. Учебн. пособие для вузов. С-Пб-2003.
 
 
  1. Журавлев  Г.Т. Прикладная социология/ МЭСИ. –  М.,2002.

Информация о работе Выборка в социологическом исследовании. Виды и типы