Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2014 в 12:56, реферат
Целью исследования в данном реферате является изучение образования как фактора социальной мобильности, неотъемлемого и необходимого критерия развития общества. В соответствии с целью работы необходимо обозначить круг задач, которые будут рассматриваться на протяжении всей работы:
• дать определение понятию социальная мобильность
• раскрыть значение образования и профессиональной квалификации для социальной мобильности личности
• раскрыть роль высшего образования и профессиональной квалификации в современном обществе.
Введение ………………………………………………………….………………………3
1. Социальная мобильность……………………………………….…………….………5
1.1 Виды социальной мобильности……………………………………………...…….5
1.2 Параметры социальной мобильности……………………………………...………6
2. Значение образования для социальной мобильности личности……...…………..8
3. Роль образования в современном обществе ……………………..…………………9
Заключение………………………………………………………………………………13
Список используемой литературы………………………………………….…………14
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ………………………………………………………….…………………
1. Социальная мобильность……………………………………….………
1.1 Виды социальной мобильности………
1.2 Параметры социальной
2. Значение образования для социальной мобильности личности……...…………..8
3. Роль образования в современном обществе ……………………..…………………9
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы………………………………………….………
ВВЕДЕНИЕ
Современное общество, совместно с рынком труда, постоянно диктует нам потребность в получении высшего образования. Образование выступает не только одним из важных факторов социализации и социокультурной интеграции (социальный институт, осуществляющий ценностно-нормативную регуляцию социальных систем, поддерживающий или меняющий нормы и ценности общества) человека, но также и эффективным средством развития социального капитала личности, повышения уровня ее социально-экономической мобильности.
Любое повышение по службе, либо переустройство профессиональной деятельности не обходится без изменения или получения дополнительных знаний. Любые социальные перемещения личности или социальных групп, по П.А.Сорокину1, называют процессом социальной мобильности, т.е. любой переход индивида от одной социальной позиции к другой посредством модификации или создания профессиональной деятельности.
Общественная востребованность знаний проявляется и в том, что оплата малообразованных работников относительно снижается, а высокообразованных – растет и относительно, и абсолютно. Действует ряд материальных стимулов, способствующих привлечению талантливой молодежи к научной деятельности.
Высокий образовательный уровень рассматривается в развитых зарубежных странах как известная гарантия от безработицы. Увеличение занятости идет главным образом за счет лиц с относительно высоким образовательным цензом, именно для них в первую очередь предназначаются новые места. Правда, конъюнктура на рынке труда во многих странах показывает, что определенную часть безработных составляют и дипломированные специалисты, не сумевшие найти себе применение в соответствии с полученной профессией и квалификацией. Но все же первыми, кто страдает от безработицы, становятся именно работники с минимальным уровнем образования, особенно молодежь, среди которых доля безработных, как правило, в 2–3 раза больше, чем среди взрослого населения.
Целью исследования в данном реферате является изучение образования как фактора социальной мобильности, неотъемлемого и необходимого критерия развития общества. В соответствии с целью работы необходимо обозначить круг задач, которые будут рассматриваться на протяжении всей работы:
Объектом исследования темы является социальная структура общества.
Предметом исследования является всеобщее в системе перемещений: каналы социальной циркуляции, институты наследования социального статуса, способы его получения.
1. Социальная мобильность
Социальная мобильность — это важная характеристика общества, показатель степени его открытости. В открытом обществе высоко ценится достигнутый статус, и существуют относительно широкие возможности для перемещения из одной социальной группы в другую. Закрытое общество оказывает предпочтение предписанному статусу и всячески затрудняет переходы из одного социального слоя в другой.
В различные периоды существования общества образование (и в первую очередь высшее) осуществляло свою социальную функцию в разной степени. В начале становления школьного образования основной функцией школ было распространение знания и утверждение религиозных ценностей. Перемены в общественной жизни, дальнейшее развитие хозяйственной деятельности потребовали соответственно большего числа не просто грамотных людей, но специалистов в разных областях знания. Для их подготовки создавались уже специальные учебные заведения.
Примерно с середины 60-х годов в условиях установки общества на массовость и доступность образования и некоторой либерализации режимов в Восточной Европе образование как социальный институт стало основным механизмом социального тестирования, отбора и распределения индивидов по социальным слоям, группам. На систему образования возлагались функции социального контроля за процессами интеллектуального, нравственного, физического развития молодого поколения. А на систему профессионального образования, кроме того, еще и функции контроля за распределением поколения, вступающего в самостоятельную трудовую жизнь, по различным ячейкам социальной структуры общества: классам, социальным группам, слоям, производственным коллективам.
Если брать Россию, то за последние 100 лет
Образование приобрело статус важнейшего средства социальной мобильности, выступая в качестве канала массовых социальных перемещений из одних социальных групп, слоев в другие.
1.1 Виды социальной мобильности
П. Сорокин различает два типа социальной мобильности: горизонтальную и вертикальную.
Общество может возвышать статус одних индивидов и понижать статус других. Например, при избрании нового президента, предыдущий президент понижает свой социальный статус, теряя реальную власть.
Пути, по которым происходит перемещение людей из одних социальных групп в другие, называют каналами социальной мобильности, или социальными «лифтами». К ним относятся: социальный статус семьи; получение образования; физические и умственные способности, внешние данные человека; получение воспитания; смена места жительства; армейская служба; вступление в брак.
Для количественной оценки процессов социальной мобильности обычно используют показатели ее скорости и интенсивности.
1.2 Показатели социальной мобильности:
1) Скорость (дистанция) мобильности - вертикальная социальная дистанция, которую индивид проходит вверх или вниз за определенный промежуток времени. (Пример: два молодых специалиста после окончания института приходят на работу. В течение пяти лет один из них становится заведующим отделом, другой поднимается до должности старшего инженера. В данном случае скорость мобильности у первого выше, так как он за указанный промежуток времени преодолел больше статусных уровней).
2) Интенсивность (объем) мобильности - число индивидов, меняющих социальные позиции в вертикальном или горизонтальном направлении за определенный промежуток времени. Число таких индивидов в какой-либо социальной общности дает абсолютную интенсивность мобильности, а их доля в общей численности данной социальной общности показывает относительную мобильность.
Социальная мобильность может сопровождаться маргинальностью, под которой понимается «пограничное», промежуточное, структурно неопределенное состояние социального субъекта. К маргиналам (от фр. marginal — побочный, на полях) относятся индивиды и группы, исключенные из системы привычных социальных связей и находящиеся на границах социальных слоев и структур.
Существуют следующие типы маргиналов:
В целом маргиналы испытывают большое психологическое напряжение и переживают своеобразный кризис самосознания, связанный с утратой социальной идентичности. У них могут проявляться такие черты, как повышенное беспокойство, возбудимость, агрессивность, стремление обойти закон и т. д.
Возведение социальных барьеров и перегородок, ограничение доступа в другую группу либо замыкание группы в самой себе называется социальной клаузулой (лат. clausula — заключение). Клаузула одновременно обозначает процесс и результат.
Отличительной чертой состояния маргинальности в России является, во-первых, то, что она вызвана массовой нисходящей мобильностью в условиях общего кризиса и радикальных реформ, и, во-вторых, она носит преимущественно вынужденный характер под влиянием внешних факторов, связанных с социально-экономической и социокультурной трансформацией общества в целом, которая заставила социальные группы, имевшие ранее высокий статус, изменить или полностью утратить его и связанные с ним социальную среду, социальные связи и систему ценностных ориентаций.
Состояние маргинальности характерно, в первую очередь, для большинства групп, отличающихся довольно высоким уровнем образования и имевших в прошлом высокий социально-профессиональный статус. Этими маргиналами являются, во-первых, работники "бюджетной сферы": учителя, врачи, преподаватели вузов и работники академических и отраслевых НИИ; во-вторых, большую группу составляют часть управленческого персонала предприятий ВПК; и в-третьих - мигранты из бывших союзных республик, ставших независимыми национальными государствами. Из всех этих групп наиболее уязвимыми оказались работники ВПК и конверсионных предприятий, поскольку "особенности функционирования предприятий в советский период (закрытость, опека со стороны государства, социальные, экономические привилегии и т.д.) свели к минимуму вариативность поведения работников оборонного комплекса, снизили гибкость реагирования на меняющиеся обстоятельства в социальной среде". В целом можно сказать, что российское общество "потеряло" слой интеллектуалов и интеллигенции, выполняющих в рамках культурно-нормативной системы основную функцию передачи базовых ценностей и культурных стандартов и являющихся интегрирующей силой современного общества.
Таким образом, маргинальная позиция образованных слоев российского общества, в большей степени навязанная новой экономической ситуацией, не может не влиять на статус образования в системе ценностей россиян. Поскольку высшее образование, главным образом техническое, в данной ситуации становится в большей степени фактором нисходящей социальной мобильности, следовательно, снижается ценность самого образования.2
Социальная мобильность ставит индивида в условия необходимости адаптации в новой социокультурной среде. Процесс этот может быть весьма непростым. Человек, утративший привычный для него социокультурный мир, но не сумевший воспринять нормы и ценности новой группы, оказывается как бы на грани двух культур, становится маргиналом. Это характерно также для мигрантов, как этнических, так и территориальных. В таких условиях человек испытывает дискомфорт, стрессы. Массовая маргинальность порождает серьезные социальные проблемы. Она, как правило, отличает общества, находящиеся на крутых переломах истории. Именно такой период переживает в настоящее время Россия.
2. Значение образования и профессиональной квалификации для социальной мобильности личности
Развитие экономики, рост производительности труда ускорил перемещение значительной части населения в города, что существенно отразилось не только на структуре населения, но и на судьбах конкретных людей. Те, кто раньше занимался фермерских трудом, были вынуждены искать работу на промышленных предприятиях, дети фермеров становились рабочими. Мобильность разрывала преемственность семейных статусов, ломала сложившиеся в обществе традиции и открывала для многих выходцев из низов возможность занять в обществе более высокую позицию.