Высшее образование и профессиональная квалификация как фактор социальной мобильности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2014 в 12:56, реферат

Описание работы

Целью исследования в данном реферате является изучение образования как фактора социальной мобильности, неотъемлемого и необходимого критерия развития общества. В соответствии с целью работы необходимо обозначить круг задач, которые будут рассматриваться на протяжении всей работы:
• дать определение понятию социальная мобильность
• раскрыть значение образования и профессиональной квалификации для социальной мобильности личности
• раскрыть роль высшего образования и профессиональной квалификации в современном обществе.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………….………………………3
1. Социальная мобильность……………………………………….…………….………5
1.1 Виды социальной мобильности……………………………………………...…….5
1.2 Параметры социальной мобильности……………………………………...………6
2. Значение образования для социальной мобильности личности……...…………..8
3. Роль образования в современном обществе ……………………..…………………9
Заключение………………………………………………………………………………13
Список используемой литературы………………………………………….…………14

Файлы: 1 файл

Реферат Социол Высшее образование.doc

— 90.50 Кб (Скачать файл)

В индустриальном обществе развитие передовых технологий дает толчок появлению множества новых профессий, требующих высокой квалификации и подготовки, с одной стороны, и являющихся высокооплачиваемыми и престижными, с другой. Вследствие этого возрастает уровень мобильности как добровольной, ориентированной на достижения, так и вынужденной, основанной на необходимости повышения квалификационного уровня.

Это, в свою очередь, определяет высокую значимость образования как фактора социальной мобильности.

Следовательно, полученное образование и выработанные в процессе его получения манеры и стиль жизни, а также профессиональный статус и связанное с ним материальное вознаграждение дают индивиду основания претендовать на более высокую социальную позицию и принадлежащий этой позиции престиж.

3. Роль высшего образования и профессиональной квалификации в современном обществе.

Наряду с политической и правовой культурой образование формирует эстетические и нравственные черты личности в неразрывной связи с жизнью общества. Реализуется связь со всеми сферами общественной жизни непосредственно через личность, включенную в экономические, политические, духовные, иные социальные связи. Образование является единственной специализированной подсистемой общества, целевая функция которой совпадает с целью общества. Если различные сферы и отрасли хозяйства производят определенную материальную и духовную продукцию, а также услуги для человека, то система образования "производит" самого человека, воздействуя на его интеллектуальное, нравственное, эстетическое и физическое развитие. Это определяет ведущую социальную функцию образования – гуманистическую (объективную потребность общественного развития).

В нашем обществе человек, провозглашавшийся как высшая цель, на деле был превращен в "трудовой ресурс". Это нашло отражение в системе образования, где школа свою главную функцию видела в "подготовке к жизни", а под "жизнью" на поверку оказывалась трудовая деятельность. Ценность личности как неповторимой индивидуальности, самоцели общественного развития была отодвинута на дальний план. Ценился прежде всего "работник".

По мере того, как в обществе все большее количество достижимых статусов обусловлено образованием, все более зримой становится и такая функция образования, как активизация социальных перемещений. Образование во всем мире закономерно становится главным каналом социальных перемещений, как правило восходящих, ведущих индивидов к более сложным видам труда, большим доходам и престижу. Благодаря им классовая структура становится более открытой, социальная жизнь - более эгалитарной, а неблагоприятные различия в развитии разных социальных групп реально смягчаются.

В реальном же времени в России образование все больше теряет ценность само по себе и все больше становится целью для получения высокого дохода в будущем. Так, по данным опроса в 1996 г. студентов-выпускников на первое место по значимости вышел размер зарплаты (76% респондентов)  При изучении собственных планов поведения московской молодежи на рынке труда выяснилось, что, с одной стороны, для большинства респондентов ценностью хорошей работы являются деньги (67%), а с другой - образование и профессия имеют инструментальную ценность как средство достижения материального благополучия, так как, по мнению выпускников, чем выше профессиональная подготовка и уровень квалификации, тем больше ресурсов не только для относительно стабильного положения на рынке труда, но и для повышения уровня потребления. Таким образом, важным средством получения высокого статуса является достижение материального благополучия. Именно этот фактор стратификации определяет значимость поведенческих приоритетов молодежи на рынке труда. В свою очередь прагматизация образования приводит к ориентации вузов исключительно на профессиональную подготовку и отказ от таких важных аспектов содержания образования, как воспитание и социализация. Это выносит за рамки образования такие актуальные для трансформирующегося общества процессы, как выработка приемлемой для большинства россиян новой системы ценностей, формирование социальных норм, направленных на утверждение этих ценностей, и в первую очередь социального партнерства разных статусных групп.

Другой стороной, определяющей падение значения образования как фактора восходящей мобильности, становится неравенство в получении образовательных возможностей для низкодоходных групп.

В свою очередь, разные типы школ предоставляют различную возможность доступа к высшему образованию: первые обеспечивают подготовку для поступления в "престижные" вузы, которые дают гарантии достижения высокой социальной позиции, работы и быстрой карьеры в секторах экономики, находящихся на подъеме в условиях развивающегося рынка; вторые предоставляют шансы на поступление в "непрестижные" вузы, как правило, это технические институты, лишенные широкой известности и высокого конкурса абитуриентов, которые обеспечивают места "второго сорта" в высших слоях общества, поскольку являются неперспективными в плане социального продвижения в условиях стагнации производственного сектора экономики и как следствие этого - отсутствие спроса на инженерные кадры; третьи практически не дают возможности для поступления в вуз без дополнительной подготовки. Такое деление общеобразовательных учебных заведений и стоящих за ним образовательных траекторий определяет тип социальной мобильности, при котором представители разных социальных слоев оказываются неравномерно распределены по учебным заведениям, обеспечивающим различные социальные перспективы, когда выходцы из привилегированных социальных групп получают преимущества в образовании, а для детей из массовых слоев населения доступ к качественному образованию становится все более закрытым.

Третьей стороной обозначенной проблемы является то, что сохраняется тенденция, при которой образование имеет формальный характер. Это связано и с объективными причинами, когда в новой экономической ситуации невостребованными оказались инженерно-технические специальности, имевшие наибольший удельный вес в системе советского высшего образования; и с сохранением в общественном сознании мнения, что наличие диплома о высшем образовании автоматически обеспечивает хорошую должность, освобождающую от тяжелого физического труда. Наиболее характерным такое положение было на начальном этапе реформ, связанным с остановкой или закрытием большинства промышленных предприятий и, как следствие этого, перехода образованных и квалифицированных работников к занятию тяжелым и непрестижным трудом: торговля на рынке, "челночный бизнес", подсобные работы.

Кроме того, сохраняется установка работодателей на наем работников с высшим образованием независимо от сферы применения и вида труда, с одной стороны, и мнение, что высшее образование, полученное на платной основе, является завуалированной покупкой диплома, с другой.

Более того, для работодателя имеет значение, как выпускник поступил в государственный вуз: на платной основе или бесплатно («преимущество отдается тому, кто поступил, пройдя конкурсный отбор»).3

Таким образом, на основании сказанного видно, что образование не только перестает быть фактором восходящей мобильности, но и постепенно исключается из совокупности стратифицирующих факторов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мы живем в мире бизнеса и капитализма, где высшее образование и не одно позволяет чувствовать себя гораздо гибче (мобильнее) на постоянно меняющемся рынке труда. Люди, у которых есть за плечами не одно высшее образование например в период кризиса смогли найти себе работу гораздо проще и легче, чем тот что ограничен… Тем более что предприниматель скорее возьмет человека с высшим образованием чем того кто имеет среднее общее.

Высокий образовательный уровень рассматривается в развитых зарубежных странах как известная гарантия от безработицы. Увеличение занятости идет главным образом за счет лиц с относительно высоким образовательным цензом, именно для них в первую очередь предназначаются новые места. Правда, конъюнктура на рынке труда во многих странах показывает, что определенную часть безработных составляют и дипломированные специалисты, не сумевшие найти себе применение в соответствии с полученной профессией и квалификацией. Но все же первыми, кто страдает от безработицы, становятся именно работники с минимальным уровнем образования, особенно молодежь, среди которых доля безработных, как правило, в 2–3 раза больше, чем среди взрослого населения.

Доступность путей для социальной мобильности зависит как от индивида, так и от структуры общества, в котором он живет. Индивидуальная способность немного значит, если общество распределяет вознаграждения на основе предписанных ролей. С другой стороны, общество мало помогает индивиду, который не подготовлен к борьбе за продвижение к высшим статусам.

Для преодоления культурного барьера и барьера общения существует несколько способов, к которым прибегают индивиды в процессе социальной мобильности это есть изменение образа жизни, развитие типичного статусного поведения, изменение социального окружения и брак с представителями более высокого статусного слоя. Сюда относится и образование, с учетом степени которого происходит перемещение индивида по социальной лестнице.

Таким образом, процесс мобильности в целом принимает самые различные формы - от простого перехода из семьи в семью до хитроумных и сложных действий, направленных на достижение высокого статуса. Поэтому мобильность во многом зависит от мотивации индивидов и их стартовых возможностей.

В подведение итогов можно сказать, что характер процессов мобильности во многих обществах и социальных группах различен и зависит от особенностей структуры общества или группы.

Значимость проведенного анализа заключается в том, что социальная мобильность полезна, необходима и служит неотъемлемой частью культуры в обществе, независимо от того, каким образом она происходит.

 

Со своей точки зрения через анализ полученной и изложенной литературы хотела бы подвести краткий вывод ко всему сказанному: учиться, учиться и еще раз учиться. Тогда любой индивид общества будет мобильным, а также будет иметь гораздо больше шансов трудоустройства и получении максимального статуса, как на профессиональном, так в политическом и социальном уровнях. Конечно, много зависит от социального положения и благосостояния, профессиональной ориентации, но необходимо так же учитывать, что в настоящее время высшее образование в России открывает больше возможностей для самореализации во всех сферах общественной жизни, улучшения культурного образования, формирование целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развитие культуры межэтнических отношений и пр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. М.Н. Руткевич. Образованность населения в постсоветской России: противоречивость процесса. Журнал «СОЦИС», выпуск №10 -2007.

2. П. Сорокин. Социальная стратификация и мобильность. // Питирим Сорокин. «Человек. Цивилизация. Общество». (Серия «Мыслители XX века»). М., 1992. С. 302-373. 

3. Попова И.П. Маргинализация экономически активного населения: истоки и перспективы адаптации // Трансформация экономических институтов в постсоветской России (микроэкономический анализ) / Под ред. Р.М. Нуреева. М.: МОНФ.

4. Заборовская А.С. , Чирикова А.Е., Шилова Л.С., Шишкин С.В.  
Высшее образование в России: правила и реальность.- М.: Независимый институт социальной политики, 2004.

5. Дополнительное профессиональное образование в стратегиях работающих специалистов (1995-2005) Социс 2008 №3

6. Попова И.П. Профессиональная мобильность: субъективная позитивная динамика // Социальная динамика и трансформация профессиональных групп в современном обществе / Под ред. В.А. Мансурова. - М.: Изд-во Института социологи РАН, 2007. - 290 с.

7. Высшее образование в России: правила и реальность. М.: Независимый институт социальной политики, 2004.

8. Черныш М.Ф. Социальные институты и мобильность в трансформирующемся   общества. М.: Гардарики, 2005.

9. Сорокин П.А. Социальная мобильность. М.: Academia, 2005.

 

 

 

 

1 П. Сорокин. Социальная стратификация и мобильность. // Питирим Сорокин. «Человек. Цивилизация. Общество». (Серия «Мыслители XX века»). М., 1992. С. 302-373.

2 Попова И.П. Маргинализация экономически активного населения: истоки и перспективы адаптации

3 Социология образования перед новыми вызовами («круглый стол») // СОЦИС. 2000. -№6.

 

 


Информация о работе Высшее образование и профессиональная квалификация как фактор социальной мобильности