Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 12:55, курсовая работа
Цель исследования – изучение особенностей восприятия супругами друг друга в семьях с различной степенью удовлетворенности браком и различным супружеским стажем.
Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:
Дать теоретико-психологический анализ проблемы удовлетворенности браком, ее составляющих.
Изучить удовлетворенность браком в исследуемых семьях.
Изучить особенности восприятия супругами друг друга.
Изучить особенности самооценки и взаимооценки супругов в исследуемых группах.
Провести сравнительный анализ психологических особенностей семей с различной степенью удовлетворенности браком и различным супружеским стажем.
Введение…………………………………………………………………………...….............3
1. Удовлетворенность браком как психологическая проблема………..……………5
1.1 Общая характеристика семьи и брака……………………...…………...........................5
1.2. Проблема удовлетворенности браком …….……….....................................................8
2. Восприятие супругами друг друга.................................................................................12
3. Экспериментальное исследование взаимосвязи особенностей восприятия супругами друг друга и удовлетворенности браком в семьях с различным супружеским стажем.............................................................................................................15
3.1 Цель, задачи и методы исследования…………………………………………………..15
3.2 Особенности восприятия супругами друг друга в семьях с супружеским стажем не менее 15 лет…………………………………………………………………………………..18
3.3 Особенности восприятия супругами друг друга в семьях с супружеским стажем
не более 5 лет…………………………………………………………………………………26
3.4 Сравнительный анализ особенностей восприятия супругами друг друга в семьях с различным супружеским стажем…………………………………………………...……….33
Выводы……………………………………………………………………………………….37
Заключение…………………………………………………………………………………...38
Список литературы…………………………………………
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ»
ИНСТИТУТ ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ
Специальность: реклама
Специализация: специалист по рекламе
Форма обучения: заочная
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Математические методы анализа соц.информации»
Исполнитель:
студент (ка) Фомичева Е.А.
5-ого курса______________группы Р6-07/1
№ студенческого билета
(зачётной книжки) 08-1400 ______________
Проверил преподаватель
_______________________
(учёная степень, звание)
Москва – 2012
Введение…………………………………………………………
1.1 Общая характеристика семьи и брака……………………...…………..........
2. Восприятие супругами друг друга.........................
3. Экспериментальное исследование взаимосвязи
особенностей восприятия супругами друг
друга и удовлетворенности браком в семьях
с различным супружеским стажем........................
3.1 Цель, задачи и методы исследования……
3.2 Особенности восприятия
3.3 Особенности восприятия супругами друг друга в семьях с супружеским стажем
не более 5 лет………………………………………………………………………
3.4 Сравнительный анализ
Выводы………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение
Семья как устойчивая социальная общность людей существует уже в течение многих столетий. Она является необходимым элементом социальной структуры человеческого общества. Изучением семьи до недавнего времени занималась почти исключительно социология; были созданы теоретические концепции семьи с точки зрения социальных функций и связей семьи с другими общественными институтами. Однако в последние десятилетия наблюдается большой интерес к проблемам семейного функционирования со стороны различных областей знания – психиатрии, психологии, этнографии, педагогики и других.
Наш век можно назвать веком
революции семейно-брачных
Психология семьи заметный скачок в своем развитии совершила в 70-е годы. В Москве, С-Петербурге, Минске, Вильнюсе, Тарту возникли научные центры по исследованию социальных проблем семьи. Из года в год росло число выполненных исследований и публикаций, проводились специальные симпозиумы, успешно защищались диссертации, на конференциях делались доклады, посвященные проблемам семьи.
Вопросами семейного счастья и удовлетворенностью жизнью занимались такие психологи как Аргайл М. [5], Виллер М.И. [7]. Среди ученых исследующих общепсихологические проблемы семьи следует отметить, прежде всего: Харчева А.Г. [33], Голода С.И. [9], Соловьева Н.Я. [27], Янкову З.А. [39] и др.
Хотя проведено довольно много исследований, посвященных качеству брака, относительно немногие исследователи этой темы занимались изучением совместимости супругов, состоящих в браке, недостаточное количество публикаций посвящено личностным коррелятам выбора партнера, типа отношений, факторы разобщены. Мало обсуждений и рекомендаций по этой тематике. Ощущается также нехватка лонгитюдных исследований.
Таким образом, насущные потребности современности обуславливают актуальность проблемы исследования супружеских отношений и удовлетворенности браком, глубокого и всестороннего теоретического и практического их исследования. Настоящее исследование может иметь практическое применение в области семейного консультирования.
Объект исследования – психологические характеристики семей с разной степенью совместимости и различным супружеским стажем.
Предмет исследования – особенности восприятия супругами друг друга в семьях с различной степенью удовлетворенности браком и различным супружеским стажем.
Цель исследования – изучение особенностей восприятия супругами друг друга в семьях с различной степенью удовлетворенности браком и различным супружеским стажем.
Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:
В исследовании приняли участие 120 человек, 60 мужчин и 60 женщин. Возраст испытуемых 21 – 48 лет, они имеют среднее или высшее образование и проживают в г. Харькове.
В работе были использованы методики, направленные на исследование степени удовлетворенности браком, исследование оценки супругами себя и своего партнера по браку: тест-опросник удовлетворенности браком, метод семантического дифференциала, методика исследования самооценки по Дембо-Рубинштейн, методика диагностики межличностных отношений Т. Лири.
1. Удовлетворенность браком как психологическая проблема
1.1 Общая характеристика семьи и брака
Согласно Рейам, понятие семьи происходит от латинского слова fames (голод). В самой своей основе семья является сообществом, предполагающим защиту и удовлетворение элементарных потребностей своих членов, биосоциальной структурой, ограждающей от голода и депривации, в формах которой развивался человеческий род.
Семья – ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вмести и ведущими общее хозяйство. Семья играет огромную роль в жизни, как отдельной личности, так и всего общества. Семья в значительной степени осуществляет духовное воспроизводство, является хранительницей определенных культурных традиций общества. В семье происходит всестороннее развитие личности, расцвет индивидуальных качеств растущего человека. Семья – это то, что формирует индивида и накладывает на него особый отпечаток. Она передает ему навыки, необходимые для существования в группе, окружающей семью. Она – узел, в котором переплетены межличностные отношения, она формирует предпосылки для развития физических, эмоциональных и познавательных способностей.
Структура семьи – это состав семьи и число ее членов, а также совокупность их взаимоотношений. За всю историю общества семья претерпевает существенные изменения
Семьи различают по таким параметрам:
По составу. а) неполная семья – когда в семье есть лишь один родитель с детьми (чаще всего – одинокая мать). Это происходит или в результате смерти одного из супругов, или в результате разводов, но нередко и в результате внебрачного рождения ребенка.
б) Отдельная, простая (или нуклеарная семья), состоящая из родителей и детей, объединяет только два поколения. Живут отдельно от родителей и других родственников. Они обладают полной самостоятельностью и потому организуют свою жизнь так, как им хочется самим.
в) Сложная семья (ее называют еще расширенной) – состоит из представителей нескольких поколений. В этой семье лучше налажен быт, у молодых, как правило, бывает больше свободного времени, реже случаются крупные ссоры по различным пустякам. Здесь каждый член семьи обычно более внимательно относится к мнению других членов семьи.
г) Большая семья, состоящая из трех и более супружеских пар (например, родительская пара, да еще несколько детей со своими семьями). В европейской части нашей страны такие семьи ныне редки даже в сельской местности. У них также обычно меньше ссор, открытых конфликтов между супругами. Здесь у всех членов семьи достаточно четко определены обязанности по отношению ко всей семье, стихийно складывается очередность выполнения тех или иных семейных дел и т.д.
По количеству детей выделяют такие семьи: а) бездетные семьи, где в течение десяти лет совместного проживания не появился ребенок. Одни остаются бездетными по медико-биологическим причинам, другие из-за нежелания иметь детей.
б) Однодетные семьи. Скорее всего, семья ограничивается лишь одним ребенком, поскольку супруги убеждаются или просто полагают, что жить вместе сколько-нибудь длительное время они не смогут и потому не рискуют обзаводиться другим ребенком.
в) Многодетные семьи (более 3-х человек). В этом типе семей разводы уже крайне редки, и если иногда случается, то только из-за экономической или нравственно-психологической несостоятельности мужа.
Функции семьи. Одной из важнейших характеристик семьи является ее функции. Жизнедеятельность семьи, непосредственно связанная с удовлетворением определенных потребностей ее членов, называется функцией семьи. Функций семьи столько, сколько видов потребностей в устойчивой, повторяющейся форме она удовлетворяет (Соловьев Н.Я. 1977).
С течением времени
функции семьи постоянно
Репродуктивная функция – функция деторождения, воспроизводства населения. Прежде всего, естественно, биологическое его производства. Собственно, даже внебрачное рождение женщиной ребенка уже создает семью – пусть и неполную. Правда, в отношении биологического производства детей в последние десятилетия семья постепенно уступает свои позиции, и ныне она уже не является единственным «питомником» подобного рода.
Воспитательная функция семьи тесно связана с репродуктивной, когда речь идет о социальном воспроизводстве населения. Состоит в том, что удовлетворяются индивидуальные потребности в отцовстве и материнстве, в контакте с детьми и их воспитании, в том, что родители могут реализоваться в детях. В ходе выполнения воспитательной функции семья обеспечивает социализацию подрастающего поколения, подготовку новых членов общества. Именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия. С течением времени у родителей повышается уровень знаний и навыков, все более интереснее и совершеннее становятся передачи по радио и телевидению, что влияет на качество воспитания растущего поколения, формирование разносторонних духовных потребностей и творческих способностей ребенка, происходит всестороннее развитие личности.
Рекреативная (восстановительная). Известно, что сформировавшаяся личность реализует себя, прежде всего в общественно полезной деятельности. Конечно, ежегодно трудовой человек получает отпуск, ездит на курорт, дома отдыха и другие места рекреации, восстановления своих сил. Но повседневным, основным рекреационным институтом является все-таки семья. Здесь мы получаем и физическую, и материальную, и моральную, и психологическую помощь друг от друга, сбрасываем с себя то напряжение, которым «зарядились» в обществе, в своем личностном, должностном, профессиональном и гражданском функционировании. Именно от семьи зависит наше социальное здоровье
Функция духовного (культурного) общения – удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга, взаимном духовном обогащении, она играет значительную роль в духовном развитии членов общества и укреплении семьи.
Функция первичного социального контроля обеспечивает выполнение социальных норм членами семьи, в особенности теми, кто в силу различных обстоятельств (возраст, заболевание и т.п.) не обладает в достаточной степени способностью самостоятельно строить свое поведение в полном соответствии с социальными нормами.
Эмоциональная функция семьи – удовлетворение ее членами потребностей в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите. Данная функция обеспечивает эмоциональную стабилизацию членов общества, активно содействует сохранению их психического здоровья. В настоящее время при все возрастающем количестве разводов, человеку все труднее находить поддержку в семье. Приходится находить другую среду удовлетворения своих эмоциональных потребностей.