Занятость населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 05:04, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы является изучения вопроса в области занятости населения.
Задачи работы:
Раскрыть роль службы занятости на рынке труда.
Изучить занятость как экономическую и социальную категорию.

Содержание работы

Введение
1 Служба занятости населения - государственный посредник на рынке труда. Основные функции, правовые основы деятельности
2 Занятость как категория экономическая и социальная
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Занятость населения и её регулирование.docx

— 27.81 Кб (Скачать файл)

Занятость населения и  её регулирование

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И  УПРАВЛЕНИЯ В МЕДИЦИНЕ И

СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ

 

Контрольная работа № 1

Наименование дисциплины: занятость населения и её регулирование

 

Специальность: Социальная работа

Фамилия: Зуй Имя : Елена  Отчество: Владимировна

Дата поступления работы

Оценка

Рецензент: Потапкин О.А.

« » 2010 г. Подпись

Год поступления: 2007г.

Срок обучения 4 года.

 

Содержание

 

Введение

1 Служба занятости населения  - государственный посредник на  рынке труда. Основные функции,  правовые основы деятельности

2 Занятость как категория  экономическая и социальная

Заключение

Список использованных источников

 

Введение

 

Актуальность темы. Осуществляемый в России в настоящее время  переход к рыночным отношениям связан с большими трудностями, возникновением многих социально - экономических проблем. Одна из них -проблема занятости, которая  неразрывно связана с людьми, их производственной деятельностью.

Рынок предъявляет и требует  совершенно иного уровня трудовых взаимоотношений  на каждом предприятии. Однако, пока не созданы эффективные механизмы  использования трудовых ресурсов, возникают  новые и обостряются старые проблемы занятости, растет безработица. Массовая бедность и социальная незащищенность широких слоев населения.

Основная задача проводимой высшими органами власти России социальной политики - максимальное поддержание  уровня жизни населения и усиление мер по социальной защите граждан, остающихся без работы. Для ее выполнения разработана  Государственная программа занятости  населения, в которой предусмотрены  организационные и экономические  меры по управлению трудовыми ресурсами, отражена политика на рынке труда  за очередной год, намечены совместные действия структур государственного управления разного территориального подчинения в решении конкретных задач. В  рамках этой программы в 1991 году и  была создана Государственная служба занятости населения, функции и  сферы деятельности которые будут  рассмотрены далее.

Цель данной работы является изучения вопроса в области занятости  населения.

Задачи работы:

Раскрыть роль службы занятости  на рынке труда.

Изучить занятость как  экономическую и социальную категорию.

 

1. Служба занятости населения  - государственный посредник на  рынке труда. Основные функции,  правовые основы деятельности

 

Для реализации государственной  политики в области занятости  населения и обеспечения гражданам  соответствующих гарантий в Российской Федерации на базе действующих центров  по трудоустройству, переобучению и  профориентации населения создается  государственная служба занятости.

В связи с этим, нового определения потребовало понятие  занятости. С одной стороны, признается законной добровольная незанятость  граждан. Она не может, как раньше, осуждаться обществом или служить  основанием для привлечения человека к административной или уголовной  ответственности. С другой стороны - незанятость человека, который  ищет работу. Именно эта категория  населения должна находиться в поле зрения государства, призванного обеспечить каждому гражданину его конституционное  право на труд.

Соответственно нужно  решать проблему организации учета  незанятого населения, необходимо из миллионов  незанятых выделить тех, кто оказался в такой ситуации вынуждено[5, с. 74].

Законодательство предусматривает  обязанность вынуждено незанятого гражданина заявить об этом. Это  один из новых принципов, определяющих правила поведения гражданина и  государства на рынке труда: не государство  выявляет неработающих, а незанятый  гражданин сам обращается за помощью  к государству, а именно в Государственную  службу занятости. Человека регистрируют как лицо, ищущее работу. И с этого  момента у государства наступает  обязанность в течение 10 календарных  дней предоставить ему подходящую работу. Если по истечении этого периода  предложений о подходящей работе нет, то он приобретает статус безработного и начинает получать государственное  пособие. Государственная служба занятости  является структурой специальных государственных  органов, призванных обеспечить координацию, решение вопросов занятости населения, регулировать спрос и предложение  на рабочую силу, содействовать неработающим гражданам в трудоустройстве, организации  их профессиональной подготовки, оказании социальной поддержки безработным. Услуги предоставляются службой  занятости бесплатно.

Функции службы занятости  многообразны:

анализ и прогнозирование  спроса и предложения на рабочую  силу, информирование населения и  работодателей о состоянии рынка  труда;

учет свободных рабочих  мест и граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства;

Для эффективного осуществления  этих задач необходимо комплексное  внедрение автоматизации в процессы управления занятостью. Она позволяет  освободить персонал от рутинной работы по переработке информации, оставляет  время для разбора различных  вариантов принимаемых решений. Основным средством автоматизации  является вычислительная техника. Наиболее перспективным также представляется создание распределительных информационных систем, сети локальных баз данных с обменом информацией между  ними по всем уровням службы занятости. На городском и областном уровнях  системы целесообразно создание персонифицированных банков данных по гражданам, обратившимся в службу занятости за помощью в трудоустройстве.

консультация обращающихся в службу занятости трудящихся и  работодателей о возможностях получения  работы и обеспечения рабочей  силой, о требованиях, предъявляемых  к профессиям и работникам;

оказание помощи гражданам  в выборе подходящей работы, а работодателям - в подборе необходимых работников [5, с. 75].

Для граждан, потерявших работу и заработок, подходящей считается  работа, соответствующая их профессиональной подготовке, учитывающая возраст, трудовой стаж и опыт по прежней специальности, транспортную

доступность нового рабочего места. В соответствии с законом  граждане имеют право на свободный  выбор работы путем прямого обращения  на предприятия, а не обязательно  через службу занятости.

организация профессиональной подготовки, переподготовки и повышения  квалификации граждан в учебных  центрах службы занятости или  других учебных заведениях, оказание помощи в развитии и определении  содержания курсов обучения и переобучения;

В настоящее время уровень  профессиональной подготовки занятого населения достаточно низок, несмотря на довольно высокий общеобразовательный  уровень: в промышленности, например, 78% работников имеют среднюю квалификацию, 5% - высокую и 17% - низкую. При значительном высвобождении с предприятий работников потребуется организация курсов ускоренной их подготовки и переобучения по краткосрочной программе. Основным принципом обучения, в том числе и через систему служб занятости, должно стать "непрерывное образование". На базе действующих учебных заведений необходимо создать межреспубликанское учебное заведение для переподготовки и повышения квалификации высвобождаемых работников и незанятого населения. Служба занятости и соответствующие органы по подготовке кадров, исходя из потребностей административно - территориальных делений, анализа и прогноза занятости, будут определять тематическую направленность обучения, перечень учебных заведений, а также набор учебных программ, а региональные службы занятости - рассчитывать потребность в учебных местах, заключать договоры и обеспечивать соответствующее финансирование. Центры занятости городов, ориентируясь на свободные учебные места, могут заключать с высвобожденными работниками соглашения и направлять на профессиональную подготовку по избранной ими профессии]!, с. 38].

оказание услуг в профессиональной ориентации и трудоустройстве высвобождаемым работникам и другим категориям населения;

В связи с этим необходима разработка новой концепции развития системы профориентации, охватывающей все категории населения, определения  статуса различных звеньев этой системы, перспективы развития сети центров профориентации и психологической  поддержки.

Профориентационные услуги должны предоставляться не только учащейся молодежи, но и рабочим гражданам, желающим сменить профессию.

Это требует развитие сети профконсультационных подразделений, входящих в службу занятости. В связи  с новыми функциями системы профориентации изменяются и требования к работникам службы занятости.

Сейчас необходимы специалисты  для оценки ситуации в сфере занятости, прогноза занятости, разработки программ и организации общественных работ; по профессиональной ориентации взрослого  населения и организации профобучения безработных, финансовому обучению занятости; инспекционной работе.

регистрация безработных  и оказание им в пределах своей  компетенции помощи;

В законе определен статус безработного, которым является вынуждено  незанятый человек, по отношению  к которому государство не смогло выполнить своих обязательств, то есть не предоставило работы. Однако не всякий незанятый человек, желающий работать, получает статус безработного и может рассчитывать на социальную помощь или поддержку государства. Для этого требуется соблюдать  два условия. Во-первых, гражданин  должен быть трудоспособного возраста и обладать способностью к систематической  работе по какой-либо профессии. Если профессии  нет, то он обязан пронять предложение  службы занятости о предварительной  профессиональной подготовке. Во-вторых, необходима его готовность трудиться, то есть желание и обязанность  пронять предложение о подходящей работе. [1, с. 39]

оплата стоимости профессиональной подготовки, переподготовки граждан, трудоустройство  которых требует получение новой  профессии, установление им на весь период обучения стипендии;

выдача в установленном  законе порядке гражданам пособия  по безработице и приостановление  выплаты этих пособий;

подготовка предложений  и заключений об использовании труда  иностранных рабочих, привлекаемых в РФ на основе межправительственных соглашений и лицензий;

разработка республиканских  и региональных программ занятости, включая финансовое обеспечение  и мероприятия по социальной защищенности различных групп населения;

Таким образом, функции Государственной  службы занятости значительно расширились  по сравнению с функциями ранее  действовавшей системы трудоустройства  населения.

 

2. Занятость как категория  экономическая и социальная

 

Занятость как социально-экономическое  явление можно определить как  общественно-полезную деятельность граждан, связанную с удовлетворением  личных и общественных потребностей и приносящую трудовой доход (заработок).

Занятость является важнейшей  характеристикой экономики и  благосостояния населения страны, одновременно представляя собой экономическую  категорию и социальную проблему.

Как экономическая категория  занятость - это совокупность отношений  на рынке труда по поводу участия  населения в трудовой деятельности; выражает меру его включения в  труд, степень удовлетворения общественных потребностей в работниках и потребностей в оплачиваемых рабочих местах, в  получении дохода [2, с. 29]

Занятость общественно-полезной деятельностью охватывает широкий  круг трудоспособного населения.

По роду (сфере) деятельности всех занятых можно разбить на четыре большие группы:

1) занятые в экономике  оплачиваемой деятельностью; 2) военнослужащие, занятые деятельностью, не приносящей  прямого денежном дохода (по мере  перехода на контрактную форму  службы военнослужащие будут  приближаться по статусу к  занятым в экономике); 3) учащиеся  с отрывом от производства; 4) занятые  воспитанием детей и ведением  домашнего хозяйства.

По способу вовлечения в трудовую деятельность занятых  в экономике можно разделить  на три подгруппы: 1) наемные работники, занятые на основе продажи своей  рабочей силы; 2) работодатели/предприниматели, реализующие свои организаторские  и предпринимательские способности; 3) самозанятые (лица, работающие за смой счет; члены производственных кооперативов, не использующих наемную рабочую  силу на постоянной основе) [2, с. 30].

В соответствии с Международным  классификатором статуса занятости (1993 г.) выделяются шесть групп занятого населения: 1) наемные работники; 2) работодатели; 3) лица, работающие за свой счет; 4) члены  производственных кооперативов; 5) помогающие члены семьи; 6) работники, не классифицируемые по статусу.

В зависимости от целей  анализа используется различная  классификация видов занятости.

Как социальная проблема занятость играет определяющую роль в формировании и развитии профессиональных возможностей каждого человека, в становлении и раскрытии его личности. Труд в процессе занятости создает основное богатство общества, обеспечивает его прогрессивное развитие, вносит вклад в социальный прогресс мирового сообщества. В противовес занятости - безработица негативно влияет на жизненный уровень человека, его семьи; является дестабилизирующим фактором, ведущим к застою, деградации отдельных регионов, социальным потрясениям в обществе. Именно потому, что безработица является серьезной социально-политической проблемой, занятость должна находиться в центре внимания общества и государства, проводимой им социально-экономической политики.

Информация о работе Занятость населения