Занятость населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 05:04, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы является изучения вопроса в области занятости населения.
Задачи работы:
Раскрыть роль службы занятости на рынке труда.
Изучить занятость как экономическую и социальную категорию.

Содержание работы

Введение
1 Служба занятости населения - государственный посредник на рынке труда. Основные функции, правовые основы деятельности
2 Занятость как категория экономическая и социальная
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Занятость населения и её регулирование.docx

— 27.81 Кб (Скачать файл)

В этом качестве государственная  политика занятости выступает как  совокупность мер, направленных на стимулирование вовлечения и эффективного использования  граждан в сфере труда для  достижения целей личности и общества. Основой для построения и реализации этой политики является концепция занятости  как система взглядов, представлений, раскрывающих характер занятости населения  на определенном этапе социально-экономического развития общества. В России концепция  занятости прорабатывается в  условиях формирования рыночной экономики  с социальной направленностью. Ее основные положения изложены в Законе «О занятости  населения в Российской Федерации». В этом законе, а также Конституции  РФ отражены основные принципы занятости.

Первый принцип отражает исключительное право граждан свободно распоряжаться своими способностями к производительному и творческому труду; принуждение к труду в любой форме не допускается (кроме особых случаев, установленных законодательно). Тем самым, добровольность труда как общечеловеческая ценность закреплена законом. Занятость в отраслях экономики (народного хозяйства) уже не является единственной сферой общественно-полезной деятельности. Сфера труда становится одной из равноправных и равнодоступных сфер деятельности наряду с учебой, ведением домашнего хозяйства, воспитанием детей, общественной, религиозной и иной деятельностью. Незанятость граждан не является основанием для их привлечения к административной ответственности. Человек может свободно выбирать вид деятельности, место и форму приложения своих способностей. Этот принцип предполагает право века работать там и столько, где и сколько это необходимо ему самому. Вне зависимости от пола, возраста, национальности всем доступны постоянная, частичная, временная, эпизодическая занятость, совместительство, гибкие графики организации рабочего времени. Роль общества и государства при реализации человеком этого принципа заключается в создании для всех равных правовых условий занятости [4, с. 17].

Второй принцип отражает ответственность государства за создание условий для реализации прав граждан на труд и свободно избранную занятость. Ответственность государства связана с принципом содействия занятости граждан, раскрытием их интересов и способностей при выборе вида общественно-полезной деятельности. Государственное содействие занятости и создание для нее условий состоит в корректировке косвенными мерами (экономическими, законодательными, социальными) экономического поведения граждан, в приобретении или соответствующей квалификации для занятия тем или иным видом деятельности, в подыскании подходящей работы или места учебы. Принцип содействия занятости имеет несколько аспектов - наряду с косвенным регулированием желаемого направления занятости, он заключается также в активном и заинтересованном участии субъектов социально-трудовых отношений (правительства, работодателей, профсоюзов) в выработке направлений развития занятости и ее регулирования. Их тесное взаимодействие в развитии занятости активно влияет на состояние всех ее качественных характеристик - образовательного и профессионально-квалификационного состава занятого населения, его отраслевой и демографической структуры, социально-экономической мобильности и конкурентоспособности.

Третий принцип отражает комплексный подход к решению  проблем занятости, он включает координацию  усилий органов власти всех уровней, взаимодействие механизмов государственного регулирования и рыночного саморегулирования, использование финансовых возможностей внебюджетных фондов, средств предприятий, общественных объединений и граждан, достижение экономической и социальной эффективности от принимаемых программ содействия занятости населения [4, с. 17].

В условиях рыночной экономики  существует не прямое централизованное управление, а система регулирования  занятости. В этой системе главными регуляторами выступают законы, постановления, нормативно-правовые акты, программы  поощрения и стимулирования занятости, соглашения между субъектами социально-трудовых отношений на национальном, региональном, отраслевом уровне и на уровне предприятий; важная роль отводится инвестиционной, налоговой и финансово-кредитной  политике. Государство в этой системе  выступает координатором, создателем рамочных условий для функционирования названных звеньев(регуляторов)системы [4, с. 18].

Государство, осуществляя  политику занятости на федеральном  и региональном уровнях, преследует стратегические и тактические цели.

Стратегические цели политики занятости состоят в достижении высокого уровня жизни населения, в  создании условий для разностороннего  развития человека на основе повышения  эффективности экономики. Тактические  цели направлены на сбалансированность спроса и предложения рабочей  силы на основе спроса и предложения  рабочих мест, на обеспечение полной, продуктивной и эффективной занятости. Рыночный механизм в регулировании  занятости направлен на рост эффективности  производства и, следовательно, на ликвидацию неэффективных рабочих мест, на высвобождение  работников, не отвечающих требованиям  спроса. Федеральный уровень государственной  политики занятости включает комплекс активных и пассивных мер по созданию и сохранению рабочих мест, предупреждению массовой безработицы, поддержанию  ее на социально-приемлемом уровне («нормальном», «естественном»), подготовке и переподготовке рабочей силы, соответствующей требованиям  научно-технического прогресса и  рынка труда, разработке и осуществлению  крупных программ и проектов, обеспечивающих выход из застоя депрессивных регионов и т.д.

Региональный уровень  государственной политики занятости  преследует те же стратегические и  тактические цели, что и федеральный  уровень, но предполагает более полное использование имеющихся возможностей региона, поиск нетрадиционных путей  решения проблем занятости. Среди  них - устранение административных ограничений  на перемещение рабочей силы; подготовка и переподготовка рабочей силы с  учетом особенностей труда в данном регионе; поддержка (административная, налоговая) деятельности работодателей  по созданию ими рабочих мест, в  том числе для лиц с ограниченными  трудовыми возможностями; расширение диапазона общественных работ для  лиц, длительно пребывающих в  состоянии безработицы (незанятости); налаживание сотрудничества между  администрациями трудоизбыточных  и трудонедостаточных регионов по временному использованию рабочей силы на основе контрактов; привлечение иностранного капитала в регионы с повышенным уровнем безработицы, в том числе  для развития малого и среднего бизнеса  и подготовки для него рабочей  силы [4, с. 19].

Главным направлением государственной  политики занятости на всех уровнях  управления (регулирования) является создание экономически целесообразных рабочих  мест, которые определяют спрос на труд и обеспечивают его сбалансированность с предложением рабочей силы. Чтобы  предложение труда значительно  не превышало спрос (как это было в России в 90-х годах XX столетия) государство  должно проводить целенаправленную предупредительную политику по социальной поддержке отдельных слабо защищенных слоев трудоспособного населения, - которые могли бы уйти с рынка  труда, уменьшив нагрузку на имеющиеся  вакантные рабочие места и  снизив, тем самым, напряженность  на текущем рынке труда. Такое  регулирование занятости связано  с совершенствованием программ помощи женщинам, имеющим детей; молодежи, совмещающей работу с учебой; социального обеспечения пенсионеров, которые из-за низких пенсий вынуждены работать; со стимулированием гибкой занятости.

Важным фактором повышения  уровня занятости общественным трудом является рост эффективности экономики  через усиление трудовой мотивации, через передачу средств производства в частные руки (приватизацию), через  рост заработной платы, через обеспечение  нормальных условий труда и жизни, повышение конкурентоспособности  работников, обеспечение их социальной защиты в случае увольнения, через  обеспечение свободы передвижения (миграции) по территории страны и региону, через создание рынка жилья.

Заключение

 

Изучив рассматриваемые  проблемы, можно сделать некоторые  выводы:

- одним из основных  элементов формирования политики  эффективной занятости является  разработка и задействование  механизма, регулирующего динамичное  равновесие спроса и предложения  рабочей силы на рынке труда.  В этой связи следует выделить  два блока проблем:

- оживление экономической  ситуации и инвестиционной активности  в стране – это условия для  динамичного движения капитала, разработки мер по развитию  системы рабочих мест и увеличению  потребности предприятий и организаций  в рабочей силе;

- происходит совершенствование  системы оплаты труда, расширение  возможностей получения населением  дополнительных доходов, развитие  системы социальных пособий, дотаций  и льгот, снижающих потребность  в труде отдельных социально-демографических  групп населения, особенно женщин, учащейся молодежи и пенсионеров.

Касаясь второго направления, достижения динамичного равновесия спроса и предложения рабочей  силы на рынке труда, следует отметить, что предварительное рассмотрение демографических факторов, определяющих формирование экономически активного  населения и их возможное воздействие  на рынок труда в конце 90-х годов, показывает, что при разработке и  реализации мер по регулированию  занятости населения в условиях существенных инвестиционных ограничений  надо особое внимание уделить вопросам снижения спроса на рабочие места  со стороны отдельных социально-демографических  групп населения.

Существенное влияние  на ситуацию на федеральном и региональном рынках труда оказывает своевременное  решение проблем подготовки и  переподготовки кадров. Учебные заведения  готовят кадры, практически не интересуясь  ситуацией на рынке труда. В то же время работодателя в первую очередь  интересует вопрос, не какой у нанимаемого  работника диплом, а что конкретно  он умеет делать. Разрешение указанного противоречия во многом будет способствовать стабилизации ситуации на рынке труда.

 

Список использованных источников

 

Андреева Л.А., Медведев О.М. Правовое регулирование обеспечения  занятости в России. М., 2007

Занятость и рынок труда: новые реалии, национальные приоритеты, перспективы / Отв. ред. Л.С.Чижова; Институт макроэкономического исследования. - М., 2008.

Медведев О.М. Правовые проблемы обеспечения занятости населения. 
Тверь, 2009.

Пашков А.С. Занятость, безработица, трудоустройство. СПб., 2008

Сулейманова Г.В. Трудоустройство  и занятость. Правовое регулирование. М., 2006


Информация о работе Занятость населения