Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 05:04, контрольная работа
Цель данной работы является изучения вопроса в области занятости населения.
Задачи работы:
Раскрыть роль службы занятости на рынке труда.
Изучить занятость как экономическую и социальную категорию.
Введение
1 Служба занятости населения - государственный посредник на рынке труда. Основные функции, правовые основы деятельности
2 Занятость как категория экономическая и социальная
Заключение
Список использованных источников
В этом качестве государственная политика занятости выступает как совокупность мер, направленных на стимулирование вовлечения и эффективного использования граждан в сфере труда для достижения целей личности и общества. Основой для построения и реализации этой политики является концепция занятости как система взглядов, представлений, раскрывающих характер занятости населения на определенном этапе социально-экономического развития общества. В России концепция занятости прорабатывается в условиях формирования рыночной экономики с социальной направленностью. Ее основные положения изложены в Законе «О занятости населения в Российской Федерации». В этом законе, а также Конституции РФ отражены основные принципы занятости.
Первый принцип отражает исключительное право граждан свободно распоряжаться своими способностями к производительному и творческому труду; принуждение к труду в любой форме не допускается (кроме особых случаев, установленных законодательно). Тем самым, добровольность труда как общечеловеческая ценность закреплена законом. Занятость в отраслях экономики (народного хозяйства) уже не является единственной сферой общественно-полезной деятельности. Сфера труда становится одной из равноправных и равнодоступных сфер деятельности наряду с учебой, ведением домашнего хозяйства, воспитанием детей, общественной, религиозной и иной деятельностью. Незанятость граждан не является основанием для их привлечения к административной ответственности. Человек может свободно выбирать вид деятельности, место и форму приложения своих способностей. Этот принцип предполагает право века работать там и столько, где и сколько это необходимо ему самому. Вне зависимости от пола, возраста, национальности всем доступны постоянная, частичная, временная, эпизодическая занятость, совместительство, гибкие графики организации рабочего времени. Роль общества и государства при реализации человеком этого принципа заключается в создании для всех равных правовых условий занятости [4, с. 17].
Второй принцип отражает ответственность государства
за создание условий для реализации прав
граждан на труд и свободно избранную
занятость. Ответственность государства
связана с принципом содействия занятости
граждан, раскрытием их интересов и способностей
при выборе вида общественно-полезной
деятельности. Государственное содействие
занятости и создание для нее условий
состоит в корректировке косвенными мерами
(экономическими, законодательными, социальными)
экономического поведения граждан, в приобретении
или соответствующей квалификации для
занятия тем или иным видом деятельности,
в подыскании подходящей работы или места
учебы. Принцип содействия занятости имеет
несколько аспектов - наряду с косвенным
регулированием желаемого направления
занятости, он заключается также в активном
и заинтересованном участии субъектов
социально-трудовых отношений (правительства,
работодателей, профсоюзов) в выработке
направлений развития занятости и ее регулирования.
Их тесное взаимодействие в развитии занятости
активно влияет на состояние всех ее качественных
характеристик - образовательного и профессионально-
Третий принцип отражает
комплексный подход к решению
проблем занятости, он включает координацию
усилий органов власти всех уровней,
взаимодействие механизмов государственного
регулирования и рыночного
В условиях рыночной экономики
существует не прямое централизованное
управление, а система регулирования
занятости. В этой системе главными
регуляторами выступают законы, постановления,
нормативно-правовые акты, программы
поощрения и стимулирования занятости,
соглашения между субъектами социально-трудовых
отношений на национальном, региональном,
отраслевом уровне и на уровне предприятий;
важная роль отводится инвестиционной,
налоговой и финансово-
Государство, осуществляя политику занятости на федеральном и региональном уровнях, преследует стратегические и тактические цели.
Стратегические цели политики
занятости состоят в достижении
высокого уровня жизни населения, в
создании условий для разностороннего
развития человека на основе повышения
эффективности экономики. Тактические
цели направлены на сбалансированность
спроса и предложения рабочей
силы на основе спроса и предложения
рабочих мест, на обеспечение полной,
продуктивной и эффективной занятости.
Рыночный механизм в регулировании
занятости направлен на рост эффективности
производства и, следовательно, на ликвидацию
неэффективных рабочих мест, на высвобождение
работников, не отвечающих требованиям
спроса. Федеральный уровень
Региональный уровень
государственной политики занятости
преследует те же стратегические и
тактические цели, что и федеральный
уровень, но предполагает более полное
использование имеющихся
Главным направлением государственной
политики занятости на всех уровнях
управления (регулирования) является создание
экономически целесообразных рабочих
мест, которые определяют спрос на
труд и обеспечивают его сбалансированность
с предложением рабочей силы. Чтобы
предложение труда значительно
не превышало спрос (как это было
в России в 90-х годах XX столетия) государство
должно проводить целенаправленную
предупредительную политику по социальной
поддержке отдельных слабо
Важным фактором повышения
уровня занятости общественным трудом
является рост эффективности экономики
через усиление трудовой мотивации,
через передачу средств производства
в частные руки (приватизацию), через
рост заработной платы, через обеспечение
нормальных условий труда и жизни,
повышение
Заключение
Изучив рассматриваемые проблемы, можно сделать некоторые выводы:
- одним из основных
элементов формирования
- оживление экономической
ситуации и инвестиционной
- происходит совершенствование
системы оплаты труда,
Касаясь второго направления,
достижения динамичного равновесия
спроса и предложения рабочей
силы на рынке труда, следует отметить,
что предварительное
Существенное влияние на ситуацию на федеральном и региональном рынках труда оказывает своевременное решение проблем подготовки и переподготовки кадров. Учебные заведения готовят кадры, практически не интересуясь ситуацией на рынке труда. В то же время работодателя в первую очередь интересует вопрос, не какой у нанимаемого работника диплом, а что конкретно он умеет делать. Разрешение указанного противоречия во многом будет способствовать стабилизации ситуации на рынке труда.
Список использованных источников
Андреева Л.А., Медведев О.М. Правовое регулирование обеспечения занятости в России. М., 2007
Занятость и рынок труда:
новые реалии, национальные приоритеты,
перспективы / Отв. ред. Л.С.Чижова; Институт
макроэкономического
Медведев О.М. Правовые проблемы
обеспечения занятости
Тверь, 2009.
Пашков А.С. Занятость, безработица, трудоустройство. СПб., 2008
Сулейманова Г.В. Трудоустройство и занятость. Правовое регулирование. М., 2006