Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 14:20, реферат
Эмиль Дюркгейм - социолог и философ, основатель французской социологической школы, многочисленные труды которого оказали и продолжают оказывать исключительно сильное влияние на дальнейшее развитие социологической мысли. Будучи продолжателем контовской позитивистской традиции в социологии, Э. Дюркгейм внес особенно весомый вклад разработку проблем предмета и метода социологии как самостоятельной науки с позиции структурного функционализма.
Введение
1. Жизненный путь Эмиля Дюркгейма
2. Метод Э. Дюркгейма
2.1 Концепция социального факта
2.2 Социальные факты и структурный функционализм Э. Дюркгейма
2.3 Особенности "социологизма" Дюркгейма
2.4 Основное содержание социологической теории Э. Дюркгейма
2.5 Нормальное и патологическое в развитии общества. Аномия.
Заключение
Список используемой литературы
Национальный университет
«Одесская юридическая
Реферат
на тему:
«Жизнь и вклад в социологию Эмиля Дюркгейма»
Выполнила:
Студентка 1-го курса
1-й группы
Факультета правовой политологии и социологии
Папий Яна
2012
План
Введение
1. Жизненный путь Эмиля Дюркгейма
2. Метод Э. Дюркгейма
2.1 Концепция социального факта
2.2 Социальные факты и
2.3 Особенности "социологизма" Дюркгейма
2.4 Основное содержание
2.5 Нормальное и патологическое в развитии общества. Аномия.
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Социология возникает в конце 30 - х, начале 40 годов Х1Х в. В социальной сфере это было время крайней нестабильности. Восстание во Франции, Германии (1844 год), чартистское движение в Англии, чуть позже революция 1848 года во Франции свидетельствовали о том, что нарастает кризис в общественных отношениях. Во время решительных и быстрых изменений у людей возникает потребность в обобщающей теории, способной прогнозировать, куда движется человечество. На какие ориентиры можно, найти свое место и роль в этом процессе.
Один из крупнейших историков социологии Ю. Н. Давыдов считает необходимым говорить о последовательном возникновении в рамках социологии, по крайней мере, трех типов научности: классического, неклассического и промежуточного. Классический тип научности, по его мнению, был представлен такими видными социологами, как О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм.
Будучи человеком долга,
прежде всего, Дюркгейм постоянно стремился
соединять в своей собственной
жизни принципы профессиональной и
гражданской этики, которые послужили
одним из главных и излюбленных
предметов его научных
1. Жизненный путь ученого
Эмиль Дюркгейм - один из создателей социологии как науки, как профессии и предмета преподавания. Он родился 15 апреля 1858 г. в г Эпинале на северо-востоке Франции, в небогатой семье потомственного раввина. В детстве будущего автора социологической теории религии готовили к религиозному поприщу его предков, обучая древнееврейскому языку. Однако он довольно рано отказался продолжить семейную традицию. Биографы Дюркгейма отмечают, что определенное влияние на это решение оказала его школьная учительница-католичка. Короткое время он испытывал склонность к католицизму мистического толка. Но и католиком Дюркгейм не стал, так же, впрочем, как и атеистом. С юных лет и до конца жизни он оставался агностиком: Постоянно подчеркивая важную социальную и нравственную роль религии, он сделал предметом своей веры науку вообще и социальную науку - в частности.
В 1879 г. Дюркгейм с третьей попытки поступил в Высшую Нормальную школу в Париже, где одновременно с ним учились, в частности, знаменитый философ Анри Бергсон и выдающийся деятель социалистического движения Жан Жорес, с которым Дюркгейм поддерживал дружеские отношения. Среди студентов Дюркгейм пользовался большим уважением и выделялся серьезностью, ранней зрелостью мысли и любовью к теоретическим спорам, за что товарищи прозвали его «метафизиком».
Окончив в 1882 г. Нормальную школу, Дюркгейм в течение нескольких лет преподавал философию в провинциальных лицеях. В 1885-1886 гг. он побывал в научной командировке в Германии, где познакомился с состоянием исследований и преподавания философии и социальных наук. Особенно сильное впечатление на него произвело знакомство с выдающимся психологом и философом В. Вундтом, основателем первой в мире лаборатории экспериментальной психологии.
В 1887 г. Дюркгейм был назначен преподавателем «социальной науки и педагогики» на филологическом факультете Бордоского университета. Там же в 1896 г. он возглавил кафедру «социальной науки» - по существу, первую кафедру социологии во Франции.
С 1898 по 1913 г. Дюркгейм руководил изданием журнала «Социологический ежегодник» (было издано 12 томов журнала). Сотрудники журнала, приверженцы дюркгеймовских идей, образовали научную школу, получившую название «Французская социологическая школа». Деятельность этого научного коллектива занимала ведущее место во французской социологии вплоть до конца 30-х годов.
С 1902 г. Дюркгейм преподавал в Сорбонне, где возглавлял кафедру «науки о воспитании», впоследствии переименованную в кафедру «науки о воспитании и социологии». Ею преподавательская деятельность была весьма интенсивной, и многие его научные работы родились из лекционных курсов. Дюркгейм был блестящим оратором, и его лекции пользовались большим успехом. Они отличались строго научным, ясным стилем изложения и в то же время носили характер своего рода социологических проповедей.
Профессиональная деятельность занимала
главное место в жизни
Будучи человеком долга прежде всего, Дюркгейм постоянно стремился соединять в своей собственной жизни принципы профессиональной и гражданской этики, которые послужили одним из главных и излюбленных предметов его научных исследований и преподавания. Практическая цель его профессиональной и общественной деятельности состояла в том, чтобы вывести французское общество из тяжелого кризиса, в котором оно оказалось в последней четверти XIX в. после падения прогнившего режима Второй Империи, поражения в войне с Пруссией и кровавого подавления Парижской Коммуны. В связи с этим он активно выступал против сторонников возрождения монархии и приверженнее «сильной власти», против реакционных клерикалов и националистов, отстаивая необходимость национального согласия на республиканских, светских и рационалистических принципах, на основе которых во Франции сформировалась Третья республика.
Первая мировая война нанесла тяжелый удар но Французской социологической школе, поставив под вопрос общий оптимистический настрой социологии Дюркгейма- Некоторые видные сотрудники школы погибли на фронтах воины. Погиб и сын основателя школы Андре, блестящий молодой лингвист и социолог, в котором отец видел продолжателя своего дела. Смерть сына ускорила кончину отца. Эмиль Дюркгейм скончался 15 ноября 1917 г. в Фонтенбло под Парижем в возрасте 59 лет, не успев завершить многое из задуманного.
Основные сочинения :
2. Метод Э. Дюркгейма
2.1 Концепция социального факта
Проблемы методологии заняли ведущее место уже в первых работах Э. Дюркгейма, особенно в "Правилах социологического метода". Главная особенность метода Дюркгейма - объяснять социальное социальным - заключается в том, что ценности и идеи воплощаются в социальные нормы и становятся рычагами социальной регуляции. В нормальных условиях внешняя социальная детерминация осуществляется через ценностную ориентацию человека. Нормы и ценности становятся двумя сторонами социального явления. Социальные нормы, как и социальные факты вообще, для Дюркгейма имеют принудительный характер, то есть заставляют человека действовать в соответствии с их содержанием. Но когда он вводит в обращение ценности и ценностные ориентации, то проявляются новые грани его социологии: социальные нормы эффективны только тогда, когда они опираются не на внешнее принуждение, а на нравственный авторитет общества, нравственное совершенство людей.
В 1894г. Дюркгейм сформулировал свой основной постулат: "первое и основное правило состоит в том, что социальные факты нужно рассматривать как вещи". Вещь - это "любой объект познания, который сам по себе непроницаем для ума, это все, о чем мы не можем сформулировать адекватного понятия простым приёмом анализа, это все, что ум может понять только при условии выхода за пределы самого себя , путем наблюдений и экспериментов, последовательно переходя от наиболее внешних и непосредственно доступных признаков к менее видимым и более глубоким ". Социальные факты (вещи) существуют вне человека и оказывают на него принудительное воздействие. Только в их свете можно объяснить, почему человек действует так, а не иначе, почему люди вступают в те или иные отношения, связи. В такой общей форме постулат Дюркгейма вызвал острые споры, произвольные толкования. Он был вынужден том выступить со специальным докладом на Четвертом Международном философском конгрессе в Болонье (1911) на тему "Ценностные" и "реальные" суждения ", в котором раскрыл некоторые важные особенности своего социологического метода. Теперь позиция Дюркгейма сводится к тому, что социальные нормы (социальные факторы в целом) влияют на индивидуальное поведение не непосредственно, а через определенные механизмы их. При этом действительность социальных регуляторов определяется не только их принудительностью, но и желательностью для индивидов.
2.2 Социальные факты и структурный функционализм Э. Дюркгейма
В методологии Э. Дюркгейма социальный факт одновременно выступает как важный компонент его концепции структурного функционализма. Общество, как автономная сфера деятельности, развивается почти исключительно по своим внутренним законам, не испытывая серьезного влияния факторов несоциального характера. Состояние общества зависит от внутренних связей его морфологической (материальной) структуры и характера его сознания. Поэтому и объяснение социальной жизни нужно искать в природе самого общества. По мнению Дюркгейма, определяющая причина данного социального факта должна быть найдена среди предшествующих социальных фактов, а не в состоянии индивидуального сознания.
Главное, по Дюркгейму, показать не причину появления социального факта, а его функцию для целого, допуская, что эта функция имеет положительный для целого характер.
По мнению Дюркгейма, социология должна изучать синхронные и коллективные аспекты социальной жизни. Этим он сделал социологию структурированной наукой, т.е. наукой, изучающей целое, которое нельзя свести к сумме его частей, в котором части рассматриваются в их отношении к целому больше, чем к собственному прошлому, и в каком собственное понимание участником событий действительности имеет подчиненное значение по сравнению с отстраненным научным анализом.
Социальная структура распадается на две группы фактов: во-первых, она включает в себя материальнии духовные ценности и, во-вторых, социальные коллективы. Анализируя последние, Дюркгейм выделяет такие коллективы, как семья, профессиональная группа и т.п., а также возникают на основе разделения труда социальные институты, выражающие общественное единство (мораль, религия). Причинность в социальном процессе - взаимодействие названных элементов социальной среды, рождает то или иное социальное явление.
Э. Дюркгейм приходит к выводу о том, что причинный анализ - это отыскивание зависимости социального явления от социальной среды. Такой подход мог открыть более широкие возможности в познании общества, если бы автор указал на социальные, экономические, исторические источники такой зависимости. Но он ограничился лишь функциональной стороной взаимосвязи, что фактически приводило к отождествлению причинного анализа со структурным анализом. Эту особенность своего структурного функционализма он обозначил термином "социологический детерминизм".
2.3 Особенности "социологизма" Дюркгейма
В истории социологии часто используются ярлыки или метки, которые должны выделять какие-то существенные черты определенной теории и, таким образом, обозначить ее своеобразие. В Дюркгейма таким ярлыком выступает "социологизм", в понимании которого необходимо различать два аспекта: антологические и методологический. С одной стороны, это метод обоснования самой науки как самостоятельной, со своими понятиями, предметом, с другой - собственно способ подхода к социальной реальности, ее понимания и объяснения. Но социальная реальность - это реальность особого рода, не сводится к другим ее видам. Она не только основательная и автономная, но и имеет примат по отношению к индивидуальной, биопсихической реальности, воплощенной в индивидах. "Коллективные представления", "коллективное сознание" господствуют над индивидуальными.
Информация о работе Жизнь и вклад в социологию Эмиля Дюркгейма