Жизнь и вклад в социологию Эмиля Дюркгейма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 14:20, реферат

Описание работы

Эмиль Дюркгейм - социолог и философ, основатель французской социологической школы, многочисленные труды которого оказали и продолжают оказывать исключительно сильное влияние на дальнейшее развитие социологической мысли. Будучи продолжателем контовской позитивистской традиции в социологии, Э. Дюркгейм внес особенно весомый вклад разработку проблем предмета и метода социологии как самостоятельной науки с позиции структурного функционализма.

Содержание работы

Введение
1. Жизненный путь Эмиля Дюркгейма
2. Метод Э. Дюркгейма
2.1 Концепция социального факта
2.2 Социальные факты и структурный функционализм Э. Дюркгейма
2.3 Особенности "социологизма" Дюркгейма
2.4 Основное содержание социологической теории Э. Дюркгейма
2.5 Нормальное и патологическое в развитии общества. Аномия.
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ социолог дюркгейм.doc

— 83.00 Кб (Скачать файл)

Специфика социальной реальности определяет и специфику социологии как науки. Поскольку социальная реальность, по Дюркгейму, является высшей реальностью, постольку происходит социологизация всех способов и средств исследования общества, т.е. социологический способ объяснения провозглашается единственно верным, исключающим другие способы или включающим их в себя. Социология, таким образом, выступает у Дюркгейма не только как специфическая наука о социальных фактах, но и как своего рода наука наук, призванная обновить и социологизировать самые области сознания: философию, логику, этику, историю, экономику и др. социология превращается в "систему, в корпус социальных наук ". В этом смысле "социологизм" из базовой социологической концепции превращается в широкое философское учение. И действительно, те реальные глобальные проблемы природы, морали, религии и т.д., которые Дюркгейм стремился разрешить в своих исследованиях, часто выходили за рамки собственно социологической проблематики, являясь философскими в самой своей постановке.

 

2.4 Основное содержание социологической теории Э. Дюркгейма

Что понимал Дюркгейм под термином "разделение труда"? с его точки зрения, это - сила, которая объединяет людей в обществе. В отличие от Г. Спенсера, который  считал фактором, объединяющим людей, свободную игру индивидуальных интересов, или О. Конта, что указывал на государство, Э. Дюркгейм видел именно в разделении труда объединяющее начало, фактор преодоления разобщенности и борьбы с центробежными тенденциями. При анализе этого явления он ставил перед собой двоякую цель:

а) исследование функций  разделения труда, т.е. определение, какую  социальную потребности оно соответствует  и раскрытие причин и факторов его развития;

б) выявление не только позитивных последствий разделения труда, но и патологических, "ненормальных" его форм, которые порождают соответствующие явления в социальном организме, приводят его к деградации.

Разделение труда, под  которым Дюркгейм понимал профессиональную специализацию и кооперацию, является признаком высокоорганизованного, развитого общества. В архаичных обществах нет разделения труда, потому что там нет ни социальной связи, ни индивидуализации личности, а следовательно, необходимость соединения обоих этих принципов. только с прогрессом общества вследствие все увеличивается специализации труда и индивидуализации личности, разрушение традиционных связей люди вынуждены обмениваться своей деятельностью, выполнять взаимодополняющие функции, объединяясь таким образом в единое целое. Разделение производственных ролей приводит естественным путем к солидарности людей.

В трактовке Дюркгейма  солидарность выступает как высший моральный принцип, высшая моральная  ценность. По сути, солидарность определяет общественное положение, социальный порядок  общества. Дюркгейм выделял два типа социальной солидарности: механическую и органическую. Первая предполагает сходство индивидов, тождество выполняемых ими функций, неразвитость личностных качеств, вторая - самостоятельность индивидов, развитость их как личностей, разделение между ними функций в обществе.

Механическая солидарность присуща простым, архаическим обществам, где коллектив поглощает индивида, а наличие репрессивного права свидетельствует о подавлении личности и господстве коллективного сознания (в основном религиозного).

Органическая солидарность присуща сложным, развитым обществам и основывается на общем разделении труда, профессиональной специализации, экономической взаимосвязи индивидов.

Переход от механической к органической солидарности Дюркгейм рассматривал как общественный прогресс, главным фактором выступает разделение труда. В разделении труда, понимаемого как единство профессиональной специализации и кооперации, Дюркгейм видел фактор сплочения людей и преодоления центробежных тенденций. Разделение труда заставляет людей обмениваться продуктами своей деятельности, совершенствовать свои профессиональные навыки и, следовательно, развивать свои личностные качества. В конечном счете, этот процесс открывает простор для расширения всех сфер "социального бытия".

 

2.5 Нормальное и патологическое в развитии общества. Аномия

В связи с постановкой  и анализом теоретических проблем  общества и личности Дюркгейм выдвигает  проблему нормального и патологического.

Нормальными, по Э. Дюркгейма, есть все отправления социального  организма, которые вытекают из условий его существования. Преступления и другие социальные болезни, которые наносят вред обществу и вызывают осуждение, отвращение, являются вполне нормальными, потому лежат в определенных социальных условиях и поддерживают полезные и необходимые обществу отношения. Негативные последствия преступления, например, нейтрализуются системой наказания, и общество продолжает существовать и функционировать. Внешний непосредственно воспринимаемый объективный признак, который позволил бы отличить нормальное и патологическое, заключается в его всеобщности, широкой распространенности, что, в свою очередь, является показателем общественного здоровья. Э. Дюркгейм писал: "Мы будем называть нормальными факты, обладающие формами наиболее распространенными, другие же назовем болезненными или патологическими". Отсюда следует, что "нормальный тип совпадает с типом средним и что всякое уклонение от этого эталона здоровья есть болезненное явление".

Со временем Дюркгейм был вынужден признать, что и в  сложных обществах, основанных на разделении труда, встречаются всевозможные социальные патологии, связанные с потерей органической солидарности. Изучая эти явления, он разработал теорию социальной аномии, которая давала научное объяснение процессам социальной дезорганизации.

Под термином "аномия" (буквально "беззаконие") Дюркгейм понимал отсутствие четкой системы социальных ценностей и норм, регулирующих поведение людей. Подобное явление характерно для переходных и кризисных периодов жизни, когда старые ценности и нормы перестают действовать, а новые еще не утвердились.

Развернутое обоснование  концепция социальной аномии получила в фундаментальной работе Дюркгейма "Самоубийство", где на большом статическом материале прослеживалась динамика самоубийств в европейских странах в зависимости от различных социальных факторов.

Дюркгейм внес большой  вклад в развитие социологической  мысли. Он заложил основы функционального  подхода к изучению общества, разработал не только общую теорию и методологию  социологического исследования, но и  его конкретные методы, правила и процедуры. Введенный им в научный оборот термин "аномия" позволяет дать объяснение дефектов социальных норм и причин отклоняющегося поведения.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Эмиль Дюркгейм - социолог и философ, основатель французской социологической школы, многочисленные труды которого оказали и продолжают оказывать исключительно сильное влияние на дальнейшее развитие социологической мысли. Будучи продолжателем контовской позитивистской традиции в социологии, Э. Дюркгейм внес особенно весомый вклад разработку проблем предмета и метода социологии как самостоятельной науки с позиции структурного функционализма.

Дюркгейм дал одно из наиболее развернутых и убедительных онтологических обоснований необходимости  и возможности социологии как науки. Он доказывал, что общество - это реальность особого рода, не сводимая ни к какой другой. Вместе с тем он подчеркивал, что эта реальность обладает столь же высокой прочностью и устойчивостью, что и природа, и так же, как природные явления, она не поддается произвольному манипулированию. Дюркгейм видел в обществе ту сущность, которая вместо Бога санкционирует и обосновывает моральные ценности и нормы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

 

  1. Эспинас А. Социальная жизнь животных. СПб. , 1882.
  2. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М„ 1991. 3. Вундт В.
  3. Проблемы психологии народов. М. , 1912.
  4. Ярошевский М. Г. Психология в XX столетии. М. , 1974. 
  5. Социология сегодня. Проблемы и перспективы. М. , 1965.
  6. Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии: Учеб. Пособие. - М.: Кн. дом «Университет», 1999. - 208с.
  7. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: Курс лекций. - М.: Центр, 2000. - 244с. 
    Социология: Учебник / Под ред. В.Н. Лавриненко. - М.: ЮНИТИ, 2000. - 407с.
  8. Фролов С.С. Социология: Учеб. пособие. - М.: Гардарики, 2000. - 344с.

 




Информация о работе Жизнь и вклад в социологию Эмиля Дюркгейма