Жизненно важные интересы личности в сфере духовной жизни общества как фактор его безопасного развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 17:06, контрольная работа

Описание работы

Общество существует не только в мире вещей и предметов. Человек живет, воспринимая мир как сложную систему понятий, идей, теорий и образов. Духовная сфера общества является самой возвышенной, поскольку здесь рождается и реализуется все то, что отличает человека от других существ. Духовная жизнь охватывает все проявления человеческого духа во всех сферах общественной жизни.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..3
1. Понятие, сущность и содержание духовной жизни общества ……….4
2. Основные элементы духовной жизни общества………………………..6
3. Диалектика духовной жизни общества………………………………...10
Заключительная часть…………………………………………………...…12
Список использованной литературы……………………………………...13

Файлы: 1 файл

Реферат по социологии.doc

— 78.00 Кб (Скачать файл)

 

Министерство Российской Федерации по делам гражданской  обороны, чрезвычайным ситуациям и  ликвидации последствий стихийных  бедствий

 

Ивановский институт Государственной противопожарной  службы

 

Кафедра экономики и  управления

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

по учебной дисциплине «Социология (социальная безопасность)»

 

        Вариант №:43

 

Тема: Жизненно важные интересы личности в сфере духовной жизни общества как фактор его безопасного развития.

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

Слушатель ФЗО курса 1, уч.гр. 4

Должность пожарный

Звание сержант

Ф.И.О. Галкин М.А.

 

Номер зачетной книжки 188

 

Проверил:

Должность____________________

Звание_______________________

Ф.И.О._______________________

 

 

 

 

 

Иваново 2011

 

 

 

 

 

 

План

 

Введение……………………………………………………………………..3

 1. Понятие, сущность и содержание духовной жизни общества ……….4

2. Основные элементы духовной жизни общества………………………..6

3. Диалектика духовной жизни общества………………………………...10

Заключительная часть…………………………………………………...…12

Список использованной литературы……………………………………...13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Общество существует не только в мире вещей и предметов. Человек живет, воспринимая мир  как сложную систему понятий, идей, теорий и образов. Духовная сфера общества является самой возвышенной, поскольку здесь рождается и реализуется все то, что отличает человека от других существ. Духовная жизнь охватывает все проявления человеческого духа во всех сферах общественной жизни. Под духовной жизнью общества обычно понимают ту область бытия, в которой объективная реальность дается людям не в форме противостоящей предметной действительности, а как реальность, присутствующая в самом человеке, являющаяся неотъемлемой частью его

 личности. Духовная  жизнь человека возникает на  основе его практической деятельности, является особой формой отражения окружающего мира

 и средством взаимодействия с ним. К духовной жизни относят, как правило, знания, веру, чувства, переживания, потребности, способности, стремления и цели людей. Взятые в единстве они составляют духовный мир личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие,  сущность и содержание духовной  жизни общества.

 

Духовная жизнь  – это сфера деятельности человека и общества, которая охватывает богатство человеческих чувств и достижений разума, объединяет как усвоение накопленных духовных ценностей, так и творческое созидание новых.

Анализ духовной жизни  общества является одной из тех проблем  социальной философии, предмет которой  еще не выделился окончательно и  определенно. Лишь в последнее время  появились попытки дать объективную  характеристику духовной сферы жизни общества. Одной из заслуг К.Маркса является выделение им из "бытия вообще" общественного бытия, а из "сознания вообще" - общественного сознания. Объективный мир, воздействуя на человека, отражается у него в виде представлений, мыслей, идей, теорий и других духовных феноменов, которые и образуют общественное сознание.

Духовная жизнь человечества проходит под воздействием материально -экономической жизни, поэтому ее структуру можно представить  аналогичным образом. Духовная жизнь  включает: духовную потребность, духовный интерес, духовную деятельность, духовные блага. Духовная деятельность порождает духовные отношения - нравственные, эстетические, религиозные, политические, правовые и т.д.

Существуют основные аспекты духовности:

1. Всеобъемлющий характер духовности. Духовная жизнь человека многогранна. Она включает в себя как рациональные, так и эмоционально-аффектные стороны, гносеологически-когнитивные и ценностно-мотивационные моменты, осознанные и смутно ощущаемые грани, ориентированные на внешний и внутренний мир человека установки, а также многие другие аспекты, уровни, состояния духовной жизни личности. Духовность вбирает в себя все эти грани жизни человека.

 

2. Духовность человека  как идеальность. Идеальность  в целом характеризуется тем,  что содержание любых явлений мира присваивается  человеком в чистом виде, освобожденное от объективных, материально-предметных или пространственно-временных характеристик бытия. Огромную роль в становлении и развитии идеальности играет язык, категорийно-понятийный строй человеческого сознания. Человеческая духовность и есть идеальный мир, в котором человек живет, оперируя идеальными формами.

 

3. Духовность как субъектный  мир человека существует как  внутренняя, интимная жизнь человека. Она дана во внутреннем созерцании человека, развертывается в его имманентном идеальном пространстве и времени. Духовность человека целиком и полностью субъективна, она представляет собой собственное "Я" человека, выступает как бытие, особенность этого "Я". Духовность - субъективно индивидуальна.

Духовность, таким образом, можно обозначить как духовную жизнь  человека, его субъективно-идеальный  мир.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Основные  элементы духовной жизни общества.

 

 

Духовная сфера жизни  общества охватывает различные формы  и уровни общественного сознания, которые, будучи воплощены в реальном процессе жизни общества, образуют то, что принято называть духовной культурой. Такими формами общественного сознания являются нравственное, научное, эстетическое, религиозное, политическое, правовое сознание.

   Мораль — это совокупность правил поведения, производных от представлений людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, хорошем и плохом, исполнение которых является следствием внутреннего убеждения человека либо воздействия на него силы общественного мнения.

     Наука — это теоретически систематизированные взгляды на окружающий мир, воспроизводящие его сущностные стороны в абстрактно-логической форме (понятий, теорий, законов) и основанные на результатах научных исследований.

    Искусство — это специфическая форма общественного сознания, представляющая собой отражение окружающей действительности в художественных образах.

     Религия — это  совокупность определенных мифов,  догматов, культовых и обрядовых  действий, а также религиозных  институтов (церковь).

     Политика — основные  принципы, нормы и направления  деятельности по осуществлению  государственной и общественной  власти. Право — это система  общеобязательных, формально определенных  норм, установленных или санкционированных  государством (а иногда непосредственно народом), реализация которых обеспечивается авторитетом или принудительной силой государства.

     В рамках каждой  из этих форм общественного  сознания формируются отдельные  элементы, которые, будучи взяты  в совокупности, составляют духовную культуру общества: нормы, правила, образцы, модели поведения, законы, обычаи, традиции, символы, мифы, знания, идеи, язык. Все эти элементы являются продуктами духовного производства.

   Духовная культура играет важную роль в жизни общества, выступая средством аккумуляции, хранения и передачи накопленного людьми опыта.

     Осуществляемый в  России переход от тоталитарного  к демократическому государству  сопровождается глубоким кризисом, охватившим практически все сферы  общественной жизни. Его проявления можно наблюдать и в области духовной культуры (смена духовных ценностей; снижение общего культурного уровня населения; низкий уровень государственного финансирования культурных и научных центров; слабость правовой базы, которая была бы призвана регламентировать культурные процессы).

Хотя политика, право, мораль и являются формами общественного  сознания, но они не являются видами духовного производства. Дело в том, что мораль и нравственность - это  не результат творческой деятельности идеологов. Идеологи, конечно, занимаются изучением нравственной и моральной сферы жизни общества и человека. Но они не создали ни одной нравственной нормы или принципа: их создание – результат многовекового развития человеческого общежития, превращение какой-либо рациональной нормы в требование, обращенное обществом к каждому своему члену, для того, чтобы ассоциация людей могла поддерживать свое существование.

Политика и право  также не являются видами духовного  производства, поскольку создаваемые  здесь общественные связи не являются по преимуществу духовными. Объяснить этот вывод можно так: материальны или духовны, данные связи определяется по отношению их, либо к материальным, либо к идеальным объектам. Итак, если, например, юрист разрабатывает систему отношений к собственности, как материальному объекту, то, следовательно, правовые отношения собственности будут не духовными, а материальными. Политические отношения складываются по поводу власти, а отношения власти – господства и подчинения – это в конечном итоге тоже материальные отношения.

 

Духовная сфера –  это поле деятельности учреждений образования, воспитания, профессионального искусства (театр, музыка, изобразительное искусство и т.д.). В духовной сфере люди формируются эстетически и нравственно, поэтому ее трудно переоценить. В совокупности с экономической и социально-политической сферами она определяет специфику общества во всей его целостности. Духовная сфера включает в себя духовную культуру (научную, философско-мировоззренческую, правовую, нравственную, художественную), которая формирует определенный тип человеческой личности в интересах общества, регулирует поведения человека в процессе его взаимоотношении с обществом себе подобных,  с природой и окружающим миром. Из этого вытекает и другая функция духовной культуры – формирование познавательных способностей личности. Духовная культура общества находит свое выражение в различных формах и уровнях общественного сознания, в освоении и обогащении мира духовных ценностей.

Элементы духовной сферы  общества:

·  духовные потребности  людей: являются продуктом чисто  социального взаимодействия;

·  духовные ценности: взгляды людей, научные идеи, гипотезы и теории, художественные произведения, моральное и религиозное сознание, духовное общение людей и возникающий при этом морально-психологический климат;

·  духовное потребление;

·  духовные отношения  между людьми, а также проявления их межличностного духовного общения, например, на основе эстетических, религиозных, нравственных отношений;

·  духовное производство.

Лучшие образцы духовного  производства, получив социальную оценку, входят в фонд духовной культуры социума, становятся его достоянием. Потребляя  духовные ценности, человек формируется как личность и в этом качестве выступает и как объект, и как субъект духовного производства. Для духовного формирования используются система образования, воспитания, средства коммуникативного воздействия и т.д. Важную роль играет и самостоятельное усвоение субъектом духовных ценностей, самообразование и самовоспитание.

Функции духовного производства:

1.   Духовная деятельность, направленная на совершенствование  всех средств жизни общества (экономической,  политической, социальной) и производство духовных ценностей.

2.   Производство  прикладных и фундаментальных  идей, причем производство последних  является важнейшей функцией.

3.   Производство  и распространение в обществе  знаний об этих идеях.

4.   Производство  общественного мнения. Эта функция тесно связана с производством и распространением знаний, однако в ней подчеркивается политический, идеологический момент.

5.   Формирование  духовных потребностей, т.е. внутреннего  побуждения человека к духовному  творчеству и созданным духовным  ценностям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Диалектика  духовной жизни общества.

 

Характерной чертой современной  духовной ситуации является ее глубочайшая противоречивость. С одной стороны, в ней есть надежда на лучшую жизнь, захватывающие дух перспективы. С другой - она несет тревоги и опасения, поскольку отдельный человек остается в одиночестве, теряется в грандиозности происходящего и море информации, утрачивает гарантии защищенности.

Ощущение противоречивости современной духовной жизни нарастает  по мере того, как одерживаются блестящие победы в науке, технике, медицине, увеличивается финансовое могущество, растет комфорт и благополучие людей, приобретается более высокое качество жизни. Обнаруживается, что достижения науки, техники и медицины могут быть использованы не во благо, а во вред человеку. Ради денег, комфорта одни люди способны беспощадно уничтожать других.

Природа социального бытия такова, что человек повсюду сталкивается со сложнейшей диалектикой добра и зла. Эти проблемы пытались решить самые сильные человеческие умы. И все же скрытые причины этой диалектики, направляющие развитие общества, остаются пока непознанными. Посему сила, насилие, страдание - пока неизбежные спутники человеческой жизни. Культура, цивилизация, демократия, долженствующие, казалось бы, смягчить нравы, остаются тонким слоем лакировки, под которым скрываются бездны дикости и варварства. Этот слой время от времени прорывается то в одном месте, то в другом, а то и в нескольких сразу, и человечество оказывается на краю бездны ужасов, зверств и мерзостей. И это притом, что существует государство, не позволяющее скатиться в эту бездну и сохраняющее хотя бы видимость цивилизованности. И та же трагическая диалектика человеческого бытия заставляет его возводить институты для обуздания собственных страстей, то разрушать их силою тех же страстей.

Информация о работе Жизненно важные интересы личности в сфере духовной жизни общества как фактор его безопасного развития