Зигмунд Фрейд

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 22:27, реферат

Описание работы

Эти глобальные научные направления вбирают в себя огромное количество всевозможных течений, причем дискуссии ведутся не только между сторонниками различных подходов к изучению общества, но и в рамках каждой из этих парадигм. Конечно, пока единственной и непререкаемой Истины в этих спорах не родилось, но так или иначе, там, где есть трудности и противоречия, есть развитие. И позитивизм, и антипозитивизм сохраняют свое влияние и по сей день; классические работы таких «столпов» социологии, как Огюста Конта, Эмиля Дюркгейма, Макса Вебера входят в обязательную программу всех социологических факультетов.

Содержание работы

Введение
1. Зигмунд Фрейд
2. Габриэль Тард
3. Гюстав Лебон
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

соц.docx

— 59.78 Кб (Скачать файл)

План

 

Введение

1. Зигмунд Фрейд

2. Габриэль Тард

3. Гюстав Лебон

Заключение

Список используемой литературы

 

 

Введение

 

С древнейших времён люди задумывались о социальной составляющей своего существования. Человек не привык жить один, и каждое последующее поколение вносило свой вклад в развитие и усложнение общественных отношений. Появлялись всё более сложные по своей структуре общества, государства. Возрастала и потребность в понимании, осмыслении человека как социального существа и общества как некоего структурированного целого, которое подвержено действию особых законов. На всем протяжении истории социальной мысли общество, человек и государство получали интерпретации, совершенно различные как по глубине, так и по «идейности»: по-разному определялась общественная структура и место человека в социуме. Каждая эпоха значима не только для истории в целом, но и для истории социологии. Это и истоки осмысления общества в трудах античных философов Платона и Аристотеля, и Средневековье с его теологическим пониманием человеческой и общественной природы, и социальные утопии Возрождения, и гуманистический антропоцентризм Нового времени. Тогда социальная мысль была частью мысли философской. Эволюция взглядов на общественную жизнь привела в конечном итоге к образованию науки об обществе. В 1839 году основатель молодой науки Огюст Конт ввёл термин «социология», разъясняя новую область научного знания как «социальную физику». С этого момента и ведётся летопись социологической науки, ставшая к настоящему времени достаточно обширной. Именно преобразование просто социальной мысли в обособленную отрасль научного знания повлекло за собой постепенное возникновение небывалого разнообразия идей и взглядов на изучаемый объект – человеческое общество. Изначальный взгляд на социологию как на «позитивную науку» (то есть применяющую к объекту изучения естественнонаучные, точные методы) с течением времени не то, чтобы уступил место, но потеснился, так как на арену вышла концепция антипозитивизма — ещё одна не менее объёмная парадигма (в переводе с древнегреческого — «образец»). Эти глобальные научные направления вбирают в себя огромное количество всевозможных течений, причем дискуссии ведутся не только между сторонниками различных подходов к изучению общества, но и в рамках каждой из этих парадигм. Конечно, пока единственной и непререкаемой Истины в этих спорах не родилось, но так или иначе, там, где есть трудности и противоречия, есть развитие. И позитивизм, и антипозитивизм сохраняют свое влияние и по сей день; классические работы таких «столпов» социологии, как Огюста Конта, Эмиля Дюркгейма, Макса Вебера входят в обязательную программу всех социологических факультетов.

 

 

  1. Зигмунд Фрейд.

 

 Отцом-основателем  психологической ориентации в социологии заслуженно считается Зигмунд Фрейд (1856 - 1939). Это австрийский врач, психолог, который создал совершенно новый революционный метод психоанализа как средство психотерапии.

Великий психоаналитик  родился  во Фрейбурге 6 мая 1856 года в семье торговца тканями. Через 3  года  вся семья перебралась в Вену. После окончания школы Зигмунд поступил в Венский университет, диплом получил в 1881, а 1885 получил должность приват-доцента по невропатологии.

Фрейду принадлежит открытие метода свободной ассоциации, а также  латентного содержания и особого  языка сновидений. Знаменитый термин «психоанализ», кажущийся столь привычным сегодня, Фрейд впервые употребил в 1896 году. Особый интерес, равно как и  нападки, всегда вызывала теория либидо, появившаяся вместе с открытием детской сексуальности. В то время в академической среде её считали не более чем непристойностью.

Когда Австрия была оккупирована нацистами, Фрейду с его еврейским происхождением грозил Освенцим, однако личный звонок Гитлеру Бенито Муссолини и покровительство Марии Бонапарт решили проблему. Заплатив за учителя выкуп, — два великолепных дворца — внучка Наполеона перевезла Фрейда в Париж, где он и умер в сентябре 1939 года.

Фрейдизм глубоко укоренился в  современном сознании, как бытовом, так и научном. Его авторитет  не случаен: концепция Фрейда аккумулирует в себе идеи совершенно различные, и потому она универсальна настолько, что служит основой дискуссий, давно уже вышедших за пределы психологической науки. В социологии фрейдизм обладал огромным влиянием на возникновение самостоятельного психологического направления, хотя сам Зигмунд Фрейд никогда и не претендовал на то, чтобы называть себя социологом.

Ядро теории Фрейда составляет представление  о «социальном существе» и вообще обо всех внешних проявлениях человека как о сублимированных бессознательных первобытных инстинктах, бушующих в его подсознании.

Основные положения фрейдистской теории:

  1. Биопсихологизм: социальное конструируется из индивидуального.
  2. Индивидуальное определяется бессознательным.
  3. Социокультурную жизнь человека, а также его творческую деятельность определяет сексуальное влечение — гиперсексуализм (в частности, Эдипов комплекс).
  4. В основе динамики общества лежит дуализм «Эрос  vs. Танатос» — Противоборство инстинктов жизни и созидания и разрушительного стремления к смерти и хаосу.

Следующая идея состоит в том, что  человек и общество, в котором  он живёт, находятся в постоянном неразрешимом конфликте, в котором, в основном, повинна бессознательная природа человека. Общество стремится к обузданию рвущихся наружу подсознательных инстинктов, и благодаря стратегии социального контроля вполне в этом преуспевает. Общественный строй чужд бессознательной природе человека и изначально репрессивен по отношению к ней. Обществу не нужно буйство инстинктов и таким образом доминирующие человеческие (читай — животные) порывы загнаны в область подсознания, где и удерживаются при помощи регулирования человеческой деятельности свыше, то есть принудительно.

По Фрейду, зарождение культурно-социального  контроля произошло на заре цивилизации, когда случилась драма отцеубийства: молодые сыновья убили своего отца, правителя-тирана, что повлекло за собой установление общественных норм. Социальные чувства, религия, мораль вырабатывались как средства подавления природной человеческой агрессии, имеющей своей основой сексуальный комплекс (Эдипов комплекс), заключающийся в человеческом влечении к матери и двойственном отношении к отцу, которое базировалось на дихотомии сопернической ненависти и преклонения: «Малыш замечает, что дорогу к матери ему преграждает отец; его идентификация с отцом принимает теперь враждебную окраску и делается идентичной с желанием заменить отца и у матери». В то же время государство, Бог — это идеализированный образ отца, порождённый чувством вины. Чувство вины, в свою очередь, происходит вследствие общественных моральных ограничений.

Таким образом, методы социального  регулирования являются прямым, буквальным средством подавления человеческих инстинктов. Над массивным базовым слоем человеческого сознания «Оно» («Ид») появляется тонкая надстройка из «Я» («Эго») и «Сверх-Я» («Супер-Эго»), контролирующая бессознательные стимулы. Надстройка представляет собой сумму представлений индивида о себе и о должном, что и складывается в процессе адаптации к общественной жизни. Она осуществляет предохранительные функции, подавляя мощное «Ид». В человеческом «Оно» бушуют первобытные инстинкты необузданной сексуальности, стремления к созиданию и одновременно к возвращению в изначальное, неорганическое состояние. По Фрейду, внутренние переживания конфликта с общепринятыми нормами становятся причиной страданий и болезней, стрессовых и невротических состояний. Метод психоанализа предполагался как раз в качестве средства для улаживания конфликта человека с окружающей обстановкой. Большое внимание уделялось процессу творчества, в котором, согласно фрейдистской концепции, сублимируются бессознательные инстинкты и влечения, которые в подавленном состоянии вредны для человека. Таким образом достигается внутреннее примирение человека со средой, что весьма полезно для обеих сторон.

Теория Фрейда глубоко дуалистична. С одной стороны, это культ бессознательного, с другой — преклонение перед Разумом, способным контролировать животное начало и сублимировать его во благо. В то же время, подобное «высокое» сознание присуще меньшинству — элите, которая стоит у руля цивилизационного прогресса. Массы же глубоко антииндивидуальны и руководствуются тёмными, иррациональными, смутными инстинктами, будучи неспособными их обуздать. Причём подобное положение вещей — отнюдь не ницшеанский идеал, а констатация факта. По Фрейду, есть лишь один, отчасти утопичный, способ движения к расцвету цивилизации: массы должны подняться до уровня элит, образуя гармоничное общество через внутреннюю гармонию каждого человека.

 

2. Габриэль Тард

 

Габриэль Тард (1843 — 1904) — французский криминалист и социолог. Он родился в городке Сарла на юге Франции, где и провёл большую часть жизни. Он был потомственным юристом и, получив первоначальное образование в местной иезуитской школе, был вынужден изучать право в родном городе, хотя сам хотел работать в стезе политехнических наук. Юридическое образование он закончил уже в Париже, после чего возвратился в Сарла и был там судьёй практически всю жизнь. Судебную практику Тард совмещал с занятиями наукой, сначала криминологией, затем и социологией, но социологические труды он не публиковал долгое время, хотя свою теорию разработал ещё в 70-е. Только  в последние десять лет жизни, после смерти матери в 1894 году, Тард смог переехать в Париж и полностью посвятить себя науке, которую совмещал с преподаванием, заслужив репутацию одного из лучших французских социологов. В 1904 году он умер.

Деятельность Тарда была современна деятельности Эмиля Дюркгейма. Их взгляды принципиально разнились, хотя оба отдавали предпочтение статистическим данным и методу сравнения при изучении общества. Тард, в отличие от Дюркгейма, не рассматривал социум как некую независимую от человека систему, формирующую индивида вне зависимости от его воли. Один из виднейших представителей психологического направления, он стоял у истоков формирования социальной психологии, которая, по его мнению, отличается от психологии обычной тем, что рассматривает каждое «Я» через призму его социальности, то есть через взаимодействия с другими «Я». В этом выражается главный мотив психологической ориентации: общество есть сумма взаимодействий индивидуальных сознаний, потому что поведение человека в социуме обуславливается его собственными психическими особенностями. Не человек — продукт общества, а общество образуется и изменяется вследствие человеческой деятельности. «Общество походит и, по мере того, как оно цивилизуется, стремится все более и более не походить на организм, а скорее на тот своеобразный орган, который называется мозгом; вот почему социальная наука, как и психология, является только прикладной логикой. Общество вообще представляет собой или каждый день приближается к тому, чтобы представлять только большой собирательный мозг, в котором отдельные маленькие индивидуальные мозги являются клеточками». По Тарду, человеческие взаимоотношения, а следовательно, и общественные процессы стоятся на психологическом законе подражания, что обеспечивает, с одной стороны, целостность, а с другой — общественное развитие (по мере появления изобретений). Задачей социологической науки Тард определял изучение механизмов подражания. Подражание на высоком социальном уровне определялось как подражание массы идеям, поветриям, зародившимся сверху, в элитных кругах. Схематично процесс распространения новшеств в обществе напоминает круги на воде. По Тарду, формированию социальных институтов способствовало именно подражание масс, не способных к новаторству, творцам и их изобретениям. При этом люди способны подражать лишь тем инновациям, которые изначально не слишком противоречивы и революционны по отношению к доминирующей культуре.

Огромное внимание в творчестве Тарда уделено рассмотрению феномена толпы и публики. Следует разграничивать эти понятия. Тард жил в эпоху, когда развитие средств коммуникации шло полным ходом. В то время телеграф, радио, публицистика способствовали возникновению наивысшего уровня подражания, когда индивиды не имеют прямого контакта друг с другом. Они даже не знакомы и подчас между ними огромное расстояние, но они уже в какой-то мере объединены в одно целое общей идеей. Это механизм возникновения нового, рассеянного вида толпы — публики, которая является исключительно духовной совокупностью. В отличие от Лебона, Тард считал своё  время не «эрой масс», а скорее веком публики. Для возникновения толпы, по его мнению, необходим физический контакт людей, собранных в определённом месте, в то время, как основой образования публики выступает умственное единство, интеллектуальная общность. Безусловно, это единство тем сплочённее, чем выше развитие средств массовой информации.

Идеи Габриэля Тарда оказали большое влияние на русскую социологическую мысль: на субъективное и психологическое направление в русской социологии. Современные социологи также признают важность вклада Тарда в современные теории массовой культуры, хотя его оппонент Эмиль Дюркгейм с его идеей общества, довлеющего над индивидом, сегодня всё же более популярен.

 

  1. Гюстав Лебон

 

Гюстав Лебон (1841 — 1931) — французский учёный-психолог, социолог, антрополог, считающийся бесспорным основателем социальной психологии. Он родился 7 мая 1841 г. в провинции Эвр-и-Луара в семье, имевшей дворянское происхождение, но несмотря на это являвшейся самой что ни на есть типичной семьёй среднего класса. В восьмилетнем возрасте Лебон покинул родной город Ножан-ле-Ротру, куда больше не возвращался. Однако жители этого старого городка по-прежнему гордятся своим соотечественником: одна из улиц носит имя Гюстава Лебона. В 1866 году окончил медицинский факультет Парижского университета. Обучение в университете он считал лишь тормозом в самообразовании, именовал себя доктором, но медициной никогда более не занимался. Лебон был занят вопросами психологии, он первым выдвинул идею о ней как о науке, способной объяснить законы эволюции народов и являющейся необходимым подспорьем в социологии. Умер Лебон в возрасте 90 лет (в декабре 1931 года) в одном из предместий Парижа.

Одна из известнейших его работ  — классический труд «Психология  народов и масс», созданный в 1895 году.

Гюстав Лебон ещё в конце XIX века одним из первых писал о наступлении так называемой «эры масс», о том, что через массовость культура приходит к упадку. Приверженец аристократизма, Лебон не признавал демократии и возможности социального равенства. Расы, по его мнению, изначально не могут быть равны, поэтому он в высшей степени критично относился к спекуляциям на тему «современной мечты о равенстве» и писал о «плачевных  результатах,  произведенных европейским воспитанием  и учреждениями  на низшие  народы». Массу он отождествлял с толпой — иррациональной, внушаемой, функционирующей на низшем эмоциональном уровне, неспособной к рациональности в мышлении и поступках, к восприятию высоких материй, а потому самими своими действиями опровергающей возможность равенства: «Равенство  возможно только на низшей ступени. Чтобы равенство царствовало в  мире, нужно  было бы понижать мало-помалу все, что составляло ценность известной расы, до  уровня  того,  что  в ней есть самого  низкого. Поднять   интеллектуальный  уровень   последнего   из   крестьян  до   гения какого-нибудь  Лавуазье невозможно». «Психология народов и масс» — универсальное пособие для жаждущих власти, содержащее детальное описание механизмов функционирования толпы и воздействия на неё. Великие и кровавые диктаторы ХХ века — Гитлер, Муссолини, Сталин — с успехом реализовали идеи Лебона на практике; те же, кто мог бы использовать это знание во благо, остались глухи к предупреждениям учёного.

Информация о работе Зигмунд Фрейд