Зигмунд Фрейд

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 22:27, реферат

Описание работы

Эти глобальные научные направления вбирают в себя огромное количество всевозможных течений, причем дискуссии ведутся не только между сторонниками различных подходов к изучению общества, но и в рамках каждой из этих парадигм. Конечно, пока единственной и непререкаемой Истины в этих спорах не родилось, но так или иначе, там, где есть трудности и противоречия, есть развитие. И позитивизм, и антипозитивизм сохраняют свое влияние и по сей день; классические работы таких «столпов» социологии, как Огюста Конта, Эмиля Дюркгейма, Макса Вебера входят в обязательную программу всех социологических факультетов.

Содержание работы

Введение
1. Зигмунд Фрейд
2. Габриэль Тард
3. Гюстав Лебон
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

соц.docx

— 59.78 Кб (Скачать файл)

Гюстав Лебон, подобно Габриэлю Тарду, видел суть общественного развития в процессах повторения, подражания, заражения толпы идеями, внедряемыми немногочисленной управляющей «верхушкой». На революцию он указывал как на проявление массовой истерии.

Функционирование толпы, по Лебону, построено на примитивнейших психических механизмах; она представляет собой слепую, глухую к голосу разума, заразительную разрушительную силу. Она консервативна, безжалостна и подчиняет своему влиянию каждого в неё попавшего. Феномен психологии толпы в том, что индивиды, объединённые в массу, несмотря на все свои самые явные различия, начинают думать и действовать как одно целое, причём на низком уровне. Толпа способна вознести своего лидера  разорвать его на кусочки — настолько силен накал эмоций. Она представляет собой совершенно натуральный «Ид», о котором писал Фрейд. Тёмные инстинкты владеют людьми в массе, этот процесс не подчиняется волевым проявлениям. Чувство безнаказанности рушит барьеры, существующие для каждого отдельного человека. Масса не способна к мыслительной деятельности, даже наоборот, противится ей: если лидер хочет вести толпу за собой, он не должен пытаться что-то ей доказывать и обосновывать свои взгляды. Толпа примитивна, примитивен и её язык — крики, краткие, зачастую дикие лозунги — всё, что имеет мгновенное ошеломляющее внушающее действие и не требует осмысления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Психологическое направление было шагом вперед как в логико-методологическом плане, связанном с пониманием и  исследованием феномена «социальная  реальность», так и в построении теоретической концепции общественного  развития. Так, в отличие от биологизаторских тенденций органической школы, представители психологического направления видели в усложнении форм общественной жизни результат развития сознательного начала, «направленной эволюции», то есть разумного управления социальными процессами. Высшая, собственно человеческая ступень эволюции характеризовалась не действием «слепых сил природы», а проявлением идеальной цели. Более того, будущее человечества связывается с преодолением индивидуального целеполагания, с его переходом к «коллективному телезису», носителем которого выступает государство, обеспечивающее сознательную кооперацию индивидов. В недрах этой школы зарождались многие идеи эмпирической социологии, методы и техника проведения социологических исследований. Без этого, как известно, немыслимо существование современной социологии.

Психологическая социология привлекла  большое внимание к исследованию таких проблем как общественное мнение, специфика коллективной (социальной) психологии, ее связь с индивидуальной психологией, соотношение рационального  и эмоционального моментов в общественной жизни, формирование социального самосознания индивида и группы и ряд других.

Однако сведение предмета социологии только к психологическим (социально-психологическим) аспектам взаимодействия оставляет  в тени многие общественные отношения  и процессы, их структуру и динамику, институциональный срез общества. Понятно, что многие аспекты социальной действительности, происхождение тех или иных социальных общностей и их функционирование нельзя свести к отдельным актам  человеческой психики или феноменам  психологического взаимодействия.

В западной социологии идеи толпы, публики, «эры масс» и массового сознания раскрывались по-разному. Вообще, для западного психологизма более характерно увлечение теорией массовой психологии. И Фрейд, и Тард, и Лебон огромное внимание уделяли этому вопросу. Если попытаться подвести их взгляды под общий знаменатель, то главная проблематика здесь это:

  1. Масса, управляемая врождёнными инстинктами, противопоставленная элите, немногочисленной, способной обуздывать первичные импульсы с помощью высокоразвитого интеллекта.
  2. Прогресс общества через подражание, развитие и одновременно сохранение — через воздействие на индивидов.
  3. Теории массового общества.

 

 

Список используемой литературы

 

  1. Добреньков В.И., Беленкова Л.П. Тексты по истории социологии XIX — ХХ вв. Хрестоматия. Сост. В.И. Добреньков, Л.П. Беленкова. М.: Наука 1994.
  2. Лебон Г. Психология народов и масс. СПб.: Макет, 1995.
  3. Фрейд З. Психология масс и анализ человеческого «Я». СПб.: Азбука-классика, 2008.
  4. Харчева В.Г. Основы социологии: Учебник для студентов средних специальных учебных заведений. М.: Логос; КноРус, 2000.

Информация о работе Зигмунд Фрейд