Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 23:03, реферат
За прошедшие два десятилетия наше общество претерпело значительные изменения. Сдвиг, произошедший во всех сферах жизни, породил и рождает ряд внутренних проблем, охарактеризовать которые можно как несоответствие между новыми условиями жизни, поведения и старыми нормами морали и поведения, а также проблеме формирования каких-либо ориентиров и критериев для выработки приемлемых в нынешнем обществе норм поведения. Динамика общественной жизни "разрывает" ранее привычные понятия места и смысла, самореализации и социальной роли человека. Это приводит к бессмысленности, не качественности общественной деятельности, к сбоям, "поломкам", неупорядоченности форм её протекания.
Введение 3
Глава 1. Социальный порядок4
Глава 2. Социальная сфера как объект идеологической деятельности 7
Заключение 11
Список использованных источников 12
НАЦИОНАЛЬНЫЙ БАНК РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО «ПОЛЕССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра гуманитарных наук, философии и права
реферат
на тему: Значение идеологии для поддержания социального порядка
студент
проверил
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Социальный порядок4
Глава 2. Социальная сфера как объект идеологической деятельности 7
Заключение 11
Список использованных источников 12
Введение
За прошедшие два десятилетия наше общество претерпело значительные изменения. Сдвиг, произошедший во всех сферах жизни, породил и рождает ряд внутренних проблем, охарактеризовать которые можно как несоответствие между новыми условиями жизни, поведения и старыми нормами морали и поведения, а также проблеме формирования каких-либо ориентиров и критериев для выработки приемлемых в нынешнем обществе норм поведения. Динамика общественной жизни "разрывает" ранее привычные понятия места и смысла, самореализации и социальной роли человека. Это приводит к бессмысленности, не качественности общественной деятельности, к сбоям, "поломкам", неупорядоченности форм её протекания.
Идеологии предлагают цели, ориентиры для политических действий. Идеология нужна постольку, поскольку в жизни необходимо принимать решения по многим вопросам, на которые не всегда может дать ответ наука. Идеология, таким образом, – это другая, нежели наука, форма общественного сознания. А в практической жизни часто принимаются решения, которые или "лучше" или "хуже", в зависимости от того, чему придается большее значение, что в данный момент служит ценностью. Рассматривая идеологию как систему ценностей, можно заметить, как меняются акценты в её характеристике.
На этом фоне становится актуальной проблема формирования идеологии как некой общественной стратегии, задающей цели, смыслы, горизонты для жизни конкретного человека и общественного организма в целом. Ситуация тем более интересна, что мы столкнулись с непривычным фоном идеологического плюрализма, пришедшего на смену моноидеологии СССР (КРФ, Гл. 1, ст. 13 "в России признается идеологическое многообразие"). Кроме того, изменения, происходящие в современном мире связанные с формированием общего социального пространства, становлением мировой цивилизации, делают актуальным вопрос о способах и механизмах взаимодействия различных идеологий а обществе и средствах интеграции различных культурных ценностей. Таким образом, идеология фактически перестает быть периферийной темой общефилософских рассуждений – она предстает в качестве конкретного предмета исследования.
Глава 1
Социальный порядок
Социальный порядок - философско-социологическое понятие, представляющее объяснение того, каким образом форма появляется в общественных отношениях, с одной стороны, а с другой - каким образом социальные системы и их элементы связаны во времени и пространстве. В широком смысле концепции "С.П." призваны ответить на вопрос: "Как возможно общество?". В более узком контексте понятие "С.П." используется в философии, социологии, политологии и других социальных науках для обозначения установленных образцов, постоянных структур, процессов и изменений, присущих социуму, отражающихся на поведении и взаимодействии индивидов и на функционировании социальной системы в целом. Часто употребимыми также являются близкие по смыслу С.П. понятия "моральный П." и "нормативный П.". Последний представляет собой систему правил и разделяемых ожиданий, которые регулируют частные социальные ситуации. Идея существования некоей всеобщей формы - С.П. - бытия социума возникает в философии античности (Платон, Аристотель). Однако в качестве понятия и конструирующих его концепций "С.П." формулируется только в эпоху Просвещения в теории общественного договора. Наиболее известные социально-философские концепции ее принадлежат Т. Гоббсу, Дж. Локку и Ж.-Ж. Руссо. По утверждению Гоббса, безопасность и П. в обществе могут быть достигнуты только посредством заключения договора, согласно которому каждый гражданин уступает свою индивидуальную власть в пользу центральной власти (суверена), получая взамен защиту своей жизни и собственности. Альтернативную концепцию предлагал Локк. "Социальный договор", предложенный им, основывается на "природных законах" - стяжательстве и личном интересе. Руссо представлял "социальный контракт" как основанный на выражении "всеобщей воли" и требующий полного равенства индивидов и возможности демократического участия.
Теории "социального договора", предложенные эпохой Просвещения, оказались достаточно привлекательными и плодотворными, разрабатываясь впоследствии (хотя и в существенно измененном виде) гораздо более поздними авторами. Так, Спенсер трактовал С.П. в индустриальном обществе, как основанный на совместимых личных интересах и договорных отношениях; к анализу проблематики С.П. через условия общественного договора подходили Поппер и Хайек .
С некоторой степенью условности можно
выделить два классических направления
анализа С.П. Первое связывают с
именами Дюркгейма , Парсонса и социально-философской
традицией функционализма. Дюркгейм
исходил из критики утилитаристских
концепций, в том числе концепции
социального договора. Он постулирует
центральность морали и духовности
в объяснении процессов социальной
интеграции и П. Продолжая данное
рассуждение, Парсонс определил
С.П. в обществе как основанный на
поддержании и принятии социальных
норм и ценностей. Различие концепций
Парсонса и Дюркгейма в том, что
последний не отрицает наличия и
необходимости конфликтов и других
деструктивных элементов, особенно
в периоды быстрых социальных
изменений. Парсонс, напротив, ставит во
главу угла социальную солидарность
и гармонию как необходимое условие
С.П. Само понятие "С.П." в теории
Парсонса является антитезой "дезинтеграции".
Последовательная позиция Парсонса
в наделении социального
Второе направление анализа
С.П. развивалось в рамках марксистской
традиции. Акцентуируя неравенство
материального положения и
Наиболее интересные современные концепции С.П. не обнаруживают тенденции строгого следования одному из заданных направлений, скорее - напротив. Например, Бурдье основывает теорию С.П. на понятии воспроизводства "современной культуры, которая благоприятствует интересам находящихся у власти через дифференцированную систему дистрибуции знания, через образовательные институты", что, по сути, представляет собой оригинальное соединение классических подходов.
С критикой обоих направлений выступает в своей работе "Солидарность и раскол" (1992) Д. Локвуд, демонстрируя, что и Маркс, и Дюркгейм оказались не в состоянии удовлетворительно решить поставленную задачу, поскольку использовали в своих доказательствах категории, дополняющие друг друга. Как правило, концепции С.П. представляют собой теории макроуровня, но существует ряд социально-философских направлений, анализирующих воспроизводство и реализацию С.П. на микроуровне (теория символического интеракционизма, теория социального обмена и т.п.).
Глава 2
Социальная сфера как объект идеологической деятельности
Президент и Правительство, местные органы исполнительной власти уделяют пристальное внимание укреплению интеллектуальной основы общества - социальной сферы. Без развития всех компонентов этой сферы - образования, науки, культуры, здравоохранения - у страны нет будущего. Не случайно более половины бюджетных средств республики используется в социальной сфере.
Все в большей мере становится одним из факторов ускорения социального и технического прогресса дальнейшее развитие образования, которое выполняет экономическую, социальную и идеологическую функции. К примеру, идеологическая функция образования определяется воспитанием политически грамотного, сознательного гражданина. Вся система образования способствует превращению знаний в убеждения, выработке активной жизненной позиции, является мощным средством формирования политической культуры и становления гражданского общества.
Указанные функции могут быть наиболее
полно реализованы при
Важнейшим условием формирования гражданского общества, его духовного базиса является развитие науки. В современный период наука представляет отрасль деятельности государства по разработке и использованию новых знаний, связанных со всеми отраслями народного хозяйства и сферами общественной жизни. При непосредственном участии Национальной академии наук - высшей государственной научной организации - обеспечивается производство синтетических алмазов, изделий микроэлектроники, медицинских препаратов, различной продукции машиностроения.
Постановлением от 22 января 2002 г. № 111 Совет Министров утвердил Перечень приоритетных направлений фундаментальных научных исследований Республики Беларусь на 2002-2005 годы и Перечень государственных программ фундаментальных исследований в области естественных, технических, гуманитарных и социальных наук на 2002-2005 годы. Например, в сфере гуманитарных и социальных наук определены следующие исследования: история Беларуси и проблемы ее взаимодействия с мировой цивилизацией; социальные и политические процессы в Беларуси и современном мире; развитие белорусской государственности и правовые основы формирования демократического общества; теоретические и практические проблемы социально-экономического и государственного развития Республики Беларусь.
Вместе с тем итоги работы
научной сферы и
Для повышения эффективности
Конституция Республики Беларусь гарантирует право каждого гражданина на участие в культурной жизни. «Это право обеспечивается общедоступностью ценностей отечественной и мировой культуры, находящихся в государственных и общественных фондах, развитием сети культурно-просветительных учреждений».
Национальная культура является важнейшим компонентом современной общественно-политической жизни. Культура - это не только театр, музей или концерт. Это и внимание к человеку, желание и умение оказать ему помощь и содействие. Культура- это духовный мир человека, развитие национальных традиций белорусского народа. Уровень культуры граждан оказывает значительное воздействие на экономику государства, его интеллектуальный потенциал. С другой стороны, чем крепче экономика, тем больше возможностей у страны для развития культурной сферы как важнейшей составляющей идеологии.
Вся работа по совершенствованию социально-
На встрече со студентами Академии искусств в мае 2003 года А.Г. Лукашенко говорил: «Удалось сохранить бюджетное финансирование всех учреждений культуры, общее количество которых составляет 13 тыс., среди них 130 музеев, 27 театров, 13 филармонических и концертных организаций».
Наряду с традиционными
Высшая социально-
В республике, прежде всего, изыскиваются возможности для укрепления материально-технической базы здравоохранения. Правительство, местные органы исполнительной власти реализуют требования Указа Президента от 11 февраля 2000 года № 51 по это» вопросу. До 2005 года предусмотрено строительство или реконструкция 10 объектов республиканского уровня (научно-исследовательские и медицинские институты, клиники на базе медицинских учреждений), 17 объектов областного уровня (областные больницы, специализированные диспансеры, диагностические центры), 7 объектов межрайонного уровня (центральные городские и районные больницы городах с населением более 100 тыс. человек), 22 объекта районного уровня - всего 56 различных объектов медицинского назначения.
Информация о работе Значение идеологии для поддержания социального порядка