Значение идеологии для поддержания социального порядка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 23:03, реферат

Описание работы

За прошедшие два десятилетия наше общество претерпело значительные изменения. Сдвиг, произошедший во всех сферах жизни, породил и рождает ряд внутренних проблем, охарактеризовать которые можно как несоответствие между новыми условиями жизни, поведения и старыми нормами морали и поведения, а также проблеме формирования каких-либо ориентиров и критериев для выработки приемлемых в нынешнем обществе норм поведения. Динамика общественной жизни "разрывает" ранее привычные понятия места и смысла, самореализации и социальной роли человека. Это приводит к бессмысленности, не качественности общественной деятельности, к сбоям, "поломкам", неупорядоченности форм её протекания.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Социальный порядок4
Глава 2. Социальная сфера как объект идеологической деятельности 7
Заключение 11
Список использованных источников 12

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 32.69 Кб (Скачать файл)

НАЦИОНАЛЬНЫЙ  БАНК РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «ПОЛЕССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

Кафедра гуманитарных наук, философии и права

 

 

 

 

реферат

 

 

на тему: Значение идеологии для поддержания социального порядка

 

 

 

 

студент

 

 

проверил                                                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

Введение 3

Глава 1.  Социальный порядок4

Глава 2.  Социальная сфера как объект идеологической деятельности 7

Заключение 11

Список использованных источников 12

 

 

Введение

За прошедшие два десятилетия  наше общество претерпело значительные изменения.  Сдвиг, произошедший во всех сферах жизни, породил и рождает ряд внутренних проблем, охарактеризовать которые можно как несоответствие между новыми условиями жизни, поведения и старыми нормами морали и поведения, а также проблеме формирования каких-либо ориентиров и критериев для выработки приемлемых в нынешнем обществе норм поведения.  Динамика общественной жизни "разрывает" ранее привычные понятия места и смысла, самореализации и социальной роли человека.  Это приводит к бессмысленности, не качественности общественной деятельности, к сбоям, "поломкам", неупорядоченности форм её протекания. 

Идеологии предлагают цели, ориентиры  для политических действий.  Идеология нужна постольку, поскольку в жизни необходимо принимать решения по многим вопросам, на которые не всегда может дать ответ наука.  Идеология, таким образом, – это другая, нежели наука, форма общественного сознания.  А в практической жизни часто принимаются решения, которые или "лучше" или "хуже", в зависимости от того, чему придается большее значение, что в данный момент служит ценностью.  Рассматривая идеологию как систему ценностей, можно заметить, как меняются акценты в её характеристике.

На этом фоне становится актуальной проблема формирования идеологии как  некой общественной стратегии, задающей цели, смыслы, горизонты для жизни  конкретного человека и общественного  организма в целом.  Ситуация тем более интересна, что мы столкнулись с непривычным фоном идеологического плюрализма, пришедшего на смену моноидеологии СССР (КРФ, Гл. 1, ст.  13 "в России признается идеологическое многообразие").  Кроме того, изменения, происходящие в современном мире связанные с формированием общего социального пространства, становлением мировой цивилизации, делают актуальным вопрос о способах и механизмах взаимодействия различных идеологий а обществе и средствах интеграции различных культурных ценностей.  Таким образом, идеология фактически перестает быть периферийной темой общефилософских рассуждений – она предстает в качестве конкретного предмета исследования.

 

 

Глава 1

Социальный порядок

Социальный порядок - философско-социологическое понятие, представляющее объяснение того, каким образом форма появляется в общественных отношениях, с одной стороны, а с другой - каким образом социальные системы и их элементы связаны во времени и пространстве. В широком смысле концепции "С.П." призваны ответить на вопрос: "Как возможно общество?". В более узком контексте понятие "С.П." используется в философии, социологии, политологии и других социальных науках для обозначения установленных образцов, постоянных структур, процессов и изменений, присущих социуму, отражающихся на поведении и взаимодействии индивидов и на функционировании социальной системы в целом. Часто употребимыми также являются близкие по смыслу С.П. понятия "моральный П." и "нормативный П.". Последний представляет собой систему правил и разделяемых ожиданий, которые регулируют частные социальные ситуации. Идея существования некоей всеобщей формы - С.П. - бытия социума возникает в философии античности (Платон, Аристотель). Однако в качестве понятия и конструирующих его концепций "С.П." формулируется только в эпоху Просвещения в теории общественного договора. Наиболее известные социально-философские концепции ее принадлежат Т. Гоббсу, Дж. Локку и Ж.-Ж. Руссо. По утверждению Гоббса, безопасность и П. в обществе могут быть достигнуты только посредством заключения договора, согласно которому каждый гражданин уступает свою индивидуальную власть в пользу центральной власти (суверена), получая взамен защиту своей жизни и собственности. Альтернативную концепцию предлагал Локк. "Социальный договор", предложенный им, основывается на "природных законах" - стяжательстве и личном интересе. Руссо представлял "социальный контракт" как основанный на выражении "всеобщей воли" и требующий полного равенства индивидов и возможности демократического участия.

Теории "социального договора", предложенные эпохой Просвещения, оказались  достаточно привлекательными и плодотворными, разрабатываясь впоследствии (хотя и  в существенно измененном виде) гораздо  более поздними авторами. Так, Спенсер  трактовал С.П. в индустриальном обществе, как основанный на совместимых  личных интересах и договорных отношениях; к анализу проблематики С.П. через  условия общественного договора подходили Поппер и Хайек .

С некоторой степенью условности можно  выделить два классических направления  анализа С.П. Первое связывают с  именами Дюркгейма , Парсонса и социально-философской  традицией функционализма. Дюркгейм исходил из критики утилитаристских  концепций, в том числе концепции  социального договора. Он постулирует  центральность морали и духовности в объяснении процессов социальной интеграции и П. Продолжая данное рассуждение, Парсонс определил  С.П. в обществе как основанный на поддержании и принятии социальных норм и ценностей. Различие концепций  Парсонса и Дюркгейма в том, что  последний не отрицает наличия и  необходимости конфликтов и других деструктивных элементов, особенно в периоды быстрых социальных изменений. Парсонс, напротив, ставит во главу угла социальную солидарность и гармонию как необходимое условие  С.П. Само понятие "С.П." в теории Парсонса является антитезой "дезинтеграции". Последовательная позиция Парсонса в наделении социального консенсуса и солидарности решающим значением  в концепции С.П. справедливо подвергалась резкой критике со стороны теоретиков социального конфликта и социальных изменений.

Второе направление анализа  С.П. развивалось в рамках марксистской традиции. Акцентуируя неравенство  материального положения и политической власти в капиталистическом обществе как источник постоянного всеобъемлющего конфликта, Маркс определяет С.П. как  поддерживаемый насильственно, за счет экономического, политического и  правового принуждения в обществе. Впоследствии в данную материалистическую трактовку С.П. привносится и ценностный нормативный элемент - доминирующая идеология .

Наиболее интересные современные  концепции С.П. не обнаруживают тенденции  строгого следования одному из заданных направлений, скорее - напротив. Например, Бурдье основывает теорию С.П. на понятии  воспроизводства "современной культуры, которая благоприятствует интересам  находящихся у власти через дифференцированную систему дистрибуции знания, через  образовательные институты", что, по сути, представляет собой оригинальное соединение классических подходов.

С критикой обоих направлений выступает  в своей работе "Солидарность и раскол" (1992) Д. Локвуд, демонстрируя, что и Маркс, и Дюркгейм оказались  не в состоянии удовлетворительно  решить поставленную задачу, поскольку  использовали в своих доказательствах  категории, дополняющие друг друга. Как правило, концепции С.П. представляют собой теории макроуровня, но существует ряд социально-философских направлений, анализирующих воспроизводство и реализацию С.П. на микроуровне (теория символического интеракционизма, теория социального обмена  и т.п.).

 

 

Глава 2

Социальная сфера как  объект идеологической деятельности

Президент и Правительство, местные  органы исполнительной власти уделяют  пристальное внимание укреплению интеллектуальной основы общества - социальной сферы. Без развития всех компонентов этой сферы - образования, науки, культуры, здравоохранения - у страны нет будущего. Не случайно более половины бюджетных средств республики используется в социальной сфере.

Все в большей мере становится одним  из факторов ускорения социального  и технического прогресса дальнейшее развитие образования, которое выполняет экономическую, социальную и идеологическую функции. К примеру, идеологическая функция образования определяется воспитанием политически грамотного, сознательного гражданина. Вся система образования способствует превращению знаний в убеждения, выработке активной жизненной позиции, является мощным средством формирования политической культуры и становления гражданского общества.

Указанные функции могут быть наиболее полно реализованы при осуществлении  всеобщего среднего, профессионально-технического, среднего специального и высшего образования. Правительство Республики Беларусь обеспечивает конституционное право граждан на доступное и, как правило, бесплатное образование молодежи.

Важнейшим условием формирования гражданского общества, его духовного базиса является развитие науки. В современный период наука представляет отрасль деятельности государства по разработке и использованию новых знаний, связанных со всеми отраслями народного хозяйства и сферами общественной жизни. При непосредственном участии Национальной академии наук - высшей государственной научной организации - обеспечивается производство синтетических алмазов, изделий микроэлектроники, медицинских препаратов, различной продукции машиностроения.

Постановлением от 22 января 2002 г. № 111 Совет Министров утвердил Перечень приоритетных направлений фундаментальных  научных исследований Республики Беларусь на 2002-2005 годы и Перечень государственных программ фундаментальных исследований в области естественных, технических, гуманитарных и социальных наук на 2002-2005 годы. Например, в сфере гуманитарных и социальных наук определены следующие исследования: история Беларуси и проблемы ее взаимодействия с мировой цивилизацией; социальные и политические процессы в Беларуси и современном мире; развитие белорусской государственности и правовые основы формирования демократического общества; теоретические и практические проблемы социально-экономического и государственного развития Республики Беларусь.

Вместе с тем итоги работы научной сферы и производственных отраслей народного хозяйства оказывают слабое влияние науки на конкурентоспособность продукции и оказываемых услуг. Президиум Совета Министров отмечал недостаточную ответственность министерств и других органов государственного управления, выступающих государственными заказчиками научно-технической продукции, за технический уровень заказанных и принятых ими разработок. Заказчики этих программ и инновационных проектов недостаточно используют предоставленные им законодательством полномочия по прекращению финансирования и свертыванию неэффективных и малоэффективных проектов.

Для повышения эффективности реализации государственных научно-технических  программ было бы целесообразно усилить  руководство ими со стороны должностных лиц органов исполнительной власти и крупных ученых. Например, ответственными за конкретную программу могли бы быть персонально министр, руководитель концерна, академик, член-корреспондент Национальной академии наук. Такая практика способствовала бы единству организационного и научного обеспечения инновационной деятельности.

Конституция Республики Беларусь гарантирует  право каждого гражданина на участие  в культурной жизни. «Это право обеспечивается общедоступностью ценностей отечественной и мировой культуры, находящихся в государственных и общественных фондах, развитием сети культурно-просветительных учреждений».

Национальная культура является важнейшим  компонентом современной общественно-политической жизни. Культура - это не только театр, музей или концерт. Это и внимание к человеку, желание и умение оказать ему помощь и содействие. Культура- это духовный мир человека, развитие национальных традиций белорусского народа. Уровень культуры граждан оказывает значительное воздействие на экономику государства, его интеллектуальный потенциал. С другой стороны, чем крепче экономика, тем больше возможностей у страны для развития культурной сферы как важнейшей составляющей идеологии.

Вся работа по совершенствованию социально-культурной сферы базируется в республике на основе принятых Национальным собранием законов «О культуре в Республике Беларусь», «Об охране и сбережении историко-культурного наследия», «О музеях и музейном фонде Республики Беларусь». Утверждена Государственная целевая программа «Функционирование и развитие культуры Республики Беларусь (1999-2005 годы)».

На встрече со студентами Академии искусств в мае 2003 года А.Г. Лукашенко  говорил: «Удалось сохранить бюджетное  финансирование всех учреждений культуры, общее количество которых составляет 13 тыс., среди них 130 музеев, 27 театров, 13 филармонических и концертных организаций».

Наряду с традиционными формами  работы учреждений культуры в последнее время получили развитие дома (центры) народных художественных промыслов, дома (центры) народного творчества. Оживляется и такая сфера культурной жизни, как художественно-эстетическое воспитание населения: активно работают художественные и музыкальные школы, клубы, парки, музеи, библиотеки. При этом происходит дифференциация форм работы с различными социальными группами - детьми и подростками, женщинами, пенсионерами, ветеранами войны и труда.

Высшая социально-экономическая  ценность, которой располагает общество, - духовное и физическое здоровье человека. Как трактуется в документах Всемирной организации здравоохранения, здоровье - не только отсутствие болезней, а состояние полного физического, душевного и социального благополучия.

В республике, прежде всего, изыскиваются возможности для укрепления материально-технической  базы здравоохранения. Правительство, местные органы исполнительной власти реализуют требования Указа Президента от 11 февраля 2000 года № 51 по это» вопросу. До 2005 года предусмотрено строительство или реконструкция 10 объектов республиканского уровня (научно-исследовательские и медицинские институты, клиники на базе медицинских учреждений), 17 объектов областного уровня (областные больницы, специализированные диспансеры, диагностические центры), 7 объектов межрайонного уровня (центральные городские и районные больницы городах с населением более 100 тыс. человек), 22 объекта районного уровня - всего 56 различных объектов медицинского назначения.

Информация о работе Значение идеологии для поддержания социального порядка